Аннотация: Попечение об офицерских кадрах в России было традицией. Почему сейчас артиллерия бьет по своим?
А.И. Каменев
БЛАГОЕ ДЕЛО
Петр был потому Велик, что мыслил масштабно, творил гениально и поступал во благо своей Отчизне. Как никто другой он понимал, какова его роль и всегда старался в каждом новом деле показывать пример другим.
*
В условиях тогдашней отсталости и алчности, да агрессивности соседей он понимал, что без вооруженной защиты всех дел российских нельзя проводить реформы и поднимать Россию с колен.
Ясный ум Государя подсказывал Ему необходимость взять под свой контроль ключевое звено в строительстве армии и боеспособности России - подготовку офицерских кадров.
*
Перед Петром Великим в связи с задачей создания постоянного войска для защиты интересов России, возник вопрос, где взять для него людей искусных, образованных, ученых?{1} Петр, естественно желавший не только ввести, но и упрочить свою реформу вообще и новые знания в частности, хотя и принужден был пользоваться услугами иностранцев, тем не менее он старался всеми средствами, какие казались ему полезными, - образовать самих русских{2}.
Петр Великий, зная русскую национальную психологию, понимал, что одними указами дело не сдвинешь с мертвой точки. В силу этого он стал поощрять народ учиться, стараясь доставлять выучившимся "ученым" (а где не требовалось научных знаний, "искусным" и опытным), какого бы звания они ни были, выгоды, соединенные с исправлением разного рода должностей, запрещая давать разного рода преимущества и награды не учившимся и не трудившимся, какой бы знатной фамилии они ни были. Так, "Воинский устав" (1716 г.), упоминая о званиях, которыми надлежит владеть высшим и низшим воинским чинам, тем самым, не только высказывает сознанные правительством нужды государства, но, явившись в форме закона, вместе требует от желающих приобрести преимущество по службе, определенных знаний в военном искусстве. Другие указы: указ 16 февраля 1714 г., требующий, чтобы из дворянских пород и иных со стороны отнюдь не писали в офицеры, если не знают солдатского дела и указ 21 января 1723 г. предписывающий между прочим назначать в армейские полки офицерами только "из ученых в школах, искусных людей" только дополняет "воинский устав".
*
Помимо правительственных указов, Петр Великий с самого начала своей деятельности взял под свое крыло систему подготовки военных кадров. Попечение это было не формальное, а искреннее, отеческое отношение, пронизанное любовью и уважением к будущим офицерам и их наставникам. Важно было то, что оно исходило от верховной власти, подчеркивая тем самым всю важность заботы об офицерских кадрах.
Несмотря на многотрудные дела свои, он не оставлял без внимания и заботы школу подготовки офицерских кадров, не только в лице "бомбардирской" школы и "Школы математических и навигацких наук", но и особой структуры - гвардии, являвшейся подлинной практической школой подготовки офицерских кадров. Его заботы простирались и на посылку молодых дворян для обучения военному делу: он не только лично отбирал кандидатов для поездки, назначал ответственное лицо для надзора за ними, но и лично разрабатывал им инструкции о том, чему и как учиться.
*
Достойным преемником Петра Великого в области попечения о военной школе является Екатерина II, которая была не только шефом Кадетского корпуса, но и лично направляла работу по преобразованию военно-учебного дела.
*
Другим достойным Императором России в области попечения о высшей школе следует признать Николая I. И его заслуга не ограничивается тем, что при нем и под его началом была создана первая в России военная академия, организованы губернские училища и военно-учебные заведения были оформлены в систему, в которой были упорядочены и вопросы обучения и воспитания, но и то, что он покровительствовал таким талантливым организаторам, как его брат Михаил Павлович и генерал-адъютант Я.Ростовцев.
*
Последним из российских Императоров достойно покровительствовавших военно-учебному делу следует назвать Александра II (1818-1881; Император с 1855 по 1881 г.). Благодаря его покровительству удалось развернуть плодотворную деятельность по реформе военно-учебных заведений генералам Д.Милитину и Н.Исакову. Вот у кого надо учиться настоящему покровительству.
*
Но надо, все же отдать должное и другим Государям Российским, которые по доброй традиции (правда, в разной мере) заботились о военно-учебных заведениях.
*
Наследники престола, члены царской семьи, как правило, являлись Августейшими шефами как столичных, так и иных военно-учебных заведений. На примере Павловского военного училища (до этого, Императорского Военно-сиротского дома, а затем Павловского кадетского корпуса) можно проследить указанную закономерность. С самого начала Военно-сиротский дом взяла под свое покровительство супруга Павла I, при активном участии самого Императора, затем традицию шефства продолжили другие царственные особы, а, начиная с мая 1864 г. и до февральских событий 1917 г. Августейшими шефами училища последовательно были все Императоры России (Александр II, Александр III и Николай II){3}. Шефство над военно-учебными заведениями обязывало их проявлять постоянную заботу о своих подопечных.
*
Император лучше узнавал заботы и потребности военно-учебных заведений, имел возможность отличить своим вниманием не только командиров и педагогов, но и воспитанников. Близость Императора к кадетским корпусам, юнкерским и военным училищам, военным академиям благотворно сказывалась на настроении всех участников педагогического процесса, поднимало престиж военно-учебного заведений, позволяло без проволочек решать насущные проблемы.
*
Активная деятельность Императора в указанном направлении побуждала и аристократические круги, дворянство проявлять инициативу. Характерен для этого дела Высочайший указ от 15 августа 1801 г., состоявшийся после поездки генерал-майора Бегичева по губерниям России с целью приискания мест для губернских военных училищ, в коем повелевалось предложить дворянству принять добровольное участие в устройстве губернских военных училищ.
Что мешает сегодня возродить эту добрую традицию? Попробуем определить кто и что должен был бы делать в этом направлении.
*
Попечительство о вузах, на наш взгляд, должна проявить русская патриотическая интеллигенция, которая в неоплатном долгу перед Отчизной, ее Вооруженными силами и офицерством. Но она, говоря словами С. Булгакова, должна отрешиться от героической позы и "заразиться подвижничеством"{4}. По словам Р.Фадеева, культурный слой России, "пользующийся доверием народа, обязанный службою правительству и открытый снизу, представляет самое подходящее, даже единственно подходящее орудие для выработки и сосредоточения национальной умственной и нравственной силы, так и для направления народной массы по должному пути"{5}.
Как будто к нынешней интеллигенции обращены слова русского патриота М.Меньшикова:
"Спасайте цивилизацию, пока еще не поздно! Ибо вопрос ставится о ней, на нее идет поход. Именно потому, что культура в России так слаба и хрупка, на нее направлен удар варварства, вдохновленного нашими врагами. Последние хорошо знают, чем Россию унизить и обессилить. Просвещение наше уже остановлено. Национальный труд в параличе. Государственность расшатана, правительство в презрении, весь громадный и темный, так мало умеющий, беспомощный народ в брожении. Бессмысленное восстание переходит в армию, живую стену, защищающую нас от соседей. Стены колеблются, поймите. Не какие-нибудь стены кабинета, а государственные, всенародные. Неужели ждать, пока они в самом деле рухнут?"{6}
*
Попечение о военной школе следует ждать и от православной церкви. Само название "христолюбивого", данное русскому воинству нашей церковью, объясняет собою и тот идеал, который должен быть у русского войска, и характер его отношения к службе и к другим народам. Указывает оно и на ту связь, которая с давних времен существовала между церковью и войском, в виду духовного содействия последнему со стороны великих подвижников нашей церкви, в постоянных вопросах оберегания нашего православия и целости нашего православного государства{7}. Можем ли мы сегодня с полным правом сказать о том благотворном влиянии, которое призвана оказывать православная церковь на военно-учебные заведения? По нашему мнению, связь эта непрочная, слабая, колеблющаяся в зависимости от настроений отдельных лиц (церковных и военных).
*
Попечение о военно-учебных заведениях - это и организация действенной социальной защиты как тех, кто работает в них, так и офицеров, которые для обучающихся в военных школах представляют образец того как реально на практике обеспечивается престижность офицерской службы.
Российские офицеры не мыкались в поисках жилья. Например, в начале ХХ века командиру роты вне зависимости от его семейного положения полагалась квартира из двух комнат (каждая комната по норме не менее 30,5 кв.м), старшим офицерам до командира полка - из трех комнат. Если офицерам не удавалось снять квартиру на выделенные им квартирные деньги, то местная администрация обязана была в течение недели предоставить надлежащую квартиру. Положением "О преобразовании воинской квартирной повинности" (приказ по военному ведомству N 244 за 1874 г.) предписывалась выдача денежных средств из городской казны тем домовладельцам, расходы которых за "отвод квартир натурою офицерским чинам не компенсировались платой на сии квартиры".
Вопрос о социальной защите военнослужащих - из числа древних. В России он стоял все время существования регулярной вооруженной силы. И здесь большое поле деятельности Законодательной власти РФ.
*
Успешность военного строительства в России на том или ином временном отрезке в значительной мере определяется заботой государства о подобающих размерах и своевременности выплаты денежного содержания. Примеров тому великое множество. Ряд их приводит в своей работе автор глубокого исследования "Финансы русской армии" кандидат экономических наук полковник В.Тиванов, всесторонне осветивший проблему финансирования вооруженных сил в дореволюционный период. Так, ссылаясь на отечественного историка С.Соловьева, он рассказывает о решительном поступке генерал-фельдмаршала А.Меньшикова в бытность его президентом Военной коллегии. Чтобы привести порядок в финансировании армии в один из критических периодов Северной войны, тот явился в сенат в сопровождении генералов и офицеров и напрямую заявил, что войскам "сумма великая недодана... пишут из полков о невыдаче жалованья ввиду отсутствия денег". Это подействовало на господ сенаторов, меры были приняты экстренные{8}. Вообще факты задержек с выплатой жалованья военнослужащим которые случались довольно-таки часто в ХVIII веке, служили основанием для величайшей тревоги в государстве Российском. Отцы нации били в набат (разумеется, те их них, кого действительно беспокоила судьба Отечества). Екатерина II, например, сразу же по восшествии на престол объявила о бедственном финансовом положении страны..., тут же напрямую сказала и о задержке выплаты жалованья военнослужащим, пагубных последствиях этого. "Хорошего послушания требовать не можно, если солдат служит без жалованья", - констатировала императрица. Она немедленно занялась упорядочением государственных финансов, и одним из первых шагов нового царствования стал скорейший и полный расчет с войсками по долгами.
Небезынтересно и то, как материально стимулировалась тяга военнослужащих к повышению своего образования. Так, при зачислении на первый курс академии в конце ХIХ -начале ХХ века офицерам выдавалось специальное пособие на приобретение книг и всего необходимого для учебы - 140 руб., при переводе на следующие курсы - по 100 руб., а по окончании академии - головой оклад денежного содержания.
При первичном производстве в офицеры полагалось единовременное пособие на обзаведение в сумме 300 руб. (на начало ХХ века), а окончившим военные училища - дополнительно на покупку лошади и седла.
Как бы то ни было, в ХIХ - начале ХХ века, офицер не бедствовал. Государство делало для этого все для этого возможное. Сущность политики в данной области в середине прошлого столетия сформулировал в объемном труде о военном хозяйстве профессор военной академии В. Аничков: "Размер денежного довольствия представляется предметом первостепенной важности. Оклады его должны быть достаточны для обеспечения всех его насущных потребностей". Далее он делает вывод: "Достаточность размеров денежных окладов офицеров имеет весьма важное влияние на моральное качество войск и на обеспеченность материального быта"{9}.
И тут большое поле деятельности для правительства РФ.
*
В заключение несколько слов о самом военном ведомстве - Министерстве обороны, а также о военачальниках и командирах полковых.
Мне уже пришлось писать о том, какова роль Министра обороны:
Предельные сроки офицерской службы хотят увеличить. Для чего?
Внимательное рассмотрение некоторых таких инициатив показывает, что этот орган военного руководства подчас выступает с такими инициативами, которые к числу попечительских не отнесешь. Почему вместо заботы о благе военнослужащих в самом министерстве составляют новые планы по ущемлению законных прав офицеров? Почему некоторые полководцы стремятся усложнить жизнь офицерской семьи, а бесправие офицерского состава поставить еще одной ступенью выше?
Не пора ли, господа военачальники и военные чиновники из военного министерства перестать бить по своим?
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Соколовский И.В. Петр Великий как воспитатель и учитель народа. - Казань, 1873. - с. 61-62.
2.Что Петр считал свои реформы упроченными в России только с распространением знаний, видно отчасти из его указов. В предисловии к Морскому регламенту говорится: "дабы то кораблестроение и мореходство вечно утвердилось в России, умыслил искусство дела того ввести в народ свой..."
3.См.: Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-Сиротского Дома.1788-1898. - СП б., 1898. - с.697.
4.См.: Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). - В кн.: Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей. I909-I9I0. - М. :Молодая гвардия, I99I. - с.43-84.
5.Фадеев Р. Русское общество в настоящем и будущем. (Чем нам быть?). - СП б., I874. -с.174.
6.Меньшиков М.О. Выше свободы. - В кн.: М.О. Меньшиков. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998. - с.173.
7. См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк. - М., I900. - с.12.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023