ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Благое дело

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попечение об офицерских кадрах в России было традицией. Почему сейчас артиллерия бьет по своим?


А.И. Каменев

БЛАГОЕ ДЕЛО

  
   Петр был потому Велик, что мыслил масштабно, творил гениально и поступал во благо своей Отчизне. Как никто другой он понимал, какова его роль и всегда старался в каждом новом деле показывать пример другим.
   *
   В условиях тогдашней отсталости и алчности, да агрессивности соседей он понимал, что без вооруженной защиты всех дел российских нельзя проводить реформы и поднимать Россию с колен.
   Ясный ум Государя подсказывал Ему необходимость взять под свой контроль ключевое звено в строительстве армии и боеспособности России - подготовку офицерских кадров.
   *
   Перед Петром Великим в связи с задачей создания постоянного войска для защиты интересов России, возник вопрос, где взять для него людей искусных, образованных, ученых?{1} Петр, естественно желавший не только ввести, но и упрочить свою реформу вообще и новые знания в частности, хотя и принужден был пользоваться услугами иностранцев, тем не менее он старался всеми средствами, какие казались ему полезными, - образовать самих русских{2}.
   Петр Великий, зная русскую национальную психологию, понимал, что одними указами дело не сдвинешь с мертвой точки. В силу этого он стал поощрять народ учиться, стараясь доставлять выучившимся "ученым" (а где не требовалось научных знаний, "искусным" и опытным), какого бы звания они ни были, выгоды, соединенные с исправлением разного рода должностей, запрещая давать разного рода преимущества и награды не учившимся и не трудившимся, какой бы знатной фамилии они ни были. Так, "Воинский устав" (1716 г.), упоминая о званиях, которыми надлежит владеть высшим и низшим воинским чинам, тем самым, не только высказывает сознанные правительством нужды государства, но, явившись в форме закона, вместе требует от желающих приобрести преимущество по службе, определенных знаний в военном искусстве. Другие указы: указ 16 февраля 1714 г., требующий, чтобы из дворянских пород и иных со стороны отнюдь не писали в офицеры, если не знают солдатского дела и указ 21 января 1723 г. предписывающий между прочим назначать в армейские полки офицерами только "из ученых в школах, искусных людей" только дополняет "воинский устав".
  
   *
   Помимо правительственных указов, Петр Великий с самого начала своей деятельности взял под свое крыло систему подготовки военных кадров. Попечение это было не формальное, а искреннее, отеческое отношение, пронизанное любовью и уважением к будущим офицерам и их наставникам. Важно было то, что оно исходило от верховной власти, подчеркивая тем самым всю важность заботы об офицерских кадрах.
   Несмотря на многотрудные дела свои, он не оставлял без внимания и заботы школу подготовки офицерских кадров, не только в лице "бомбардирской" школы и "Школы математических и навигацких наук", но и особой структуры - гвардии, являвшейся подлинной практической школой подготовки офицерских кадров. Его заботы простирались и на посылку молодых дворян для обучения военному делу: он не только лично отбирал кандидатов для поездки, назначал ответственное лицо для надзора за ними, но и лично разрабатывал им инструкции о том, чему и как учиться.
   *
   Достойным преемником Петра Великого в области попечения о военной школе является Екатерина II, которая была не только шефом Кадетского корпуса, но и лично направляла работу по преобразованию военно-учебного дела.
   *
   Другим достойным Императором России в области попечения о высшей школе следует признать Николая I. И его заслуга не ограничивается тем, что при нем и под его началом была создана первая в России военная академия, организованы губернские училища и военно-учебные заведения были оформлены в систему, в которой были упорядочены и вопросы обучения и воспитания, но и то, что он покровительствовал таким талантливым организаторам, как его брат Михаил Павлович и генерал-адъютант Я.Ростовцев.
   *
   Последним из российских Императоров достойно покровительствовавших военно-учебному делу следует назвать Александра II (1818-1881; Император с 1855 по 1881 г.). Благодаря его покровительству удалось развернуть плодотворную деятельность по реформе военно-учебных заведений генералам Д.Милитину и Н.Исакову. Вот у кого надо учиться настоящему покровительству.
  
   *
   Но надо, все же отдать должное и другим Государям Российским, которые по доброй традиции (правда, в разной мере) заботились о военно-учебных заведениях.
   *
   Наследники престола, члены царской семьи, как правило, являлись Августейшими шефами как столичных, так и иных военно-учебных заведений. На примере Павловского военного училища (до этого, Императорского Военно-сиротского дома, а затем Павловского кадетского корпуса) можно проследить указанную закономерность. С самого начала Военно-сиротский дом взяла под свое покровительство супруга Павла I, при активном участии самого Императора, затем традицию шефства продолжили другие царственные особы, а, начиная с мая 1864 г. и до февральских событий 1917 г. Августейшими шефами училища последовательно были все Императоры России (Александр II, Александр III и Николай II) {3}. Шефство над военно-учебными заведениями обязывало их проявлять постоянную заботу о своих подопечных.
   *
   Император лучше узнавал заботы и потребности военно-учебных заведений, имел возможность отличить своим вниманием не только командиров и педагогов, но и воспитанников. Близость Императора к кадетским корпусам, юнкерским и военным училищам, военным академиям благотворно сказывалась на настроении всех участников педагогического процесса, поднимало престиж военно-учебного заведений, позволяло без проволочек решать насущные проблемы.
   *
   Активная деятельность Императора в указанном направлении побуждала и аристократические круги, дворянство проявлять инициативу. Характерен для этого дела Высочайший указ от 15 августа 1801 г., состоявшийся после поездки генерал-майора Бегичева по губерниям России с целью приискания мест для губернских военных училищ, в коем повелевалось предложить дворянству принять добровольное участие в устройстве губернских военных училищ.
   Об этом уже было написано:
   См.: Дом на песке   15k   Годы событий: 1815. "Статья" История Комментарии: 4 (04/12/2007)
   Пора укреплять фундамент вооруженных сил
   *
   Что мешает сегодня возродить эту добрую традицию? Попробуем определить кто и что должен был бы делать в этом направлении.
   *
   Попечительство о вузах, на наш взгляд, должна проявить русская патриотическая интеллигенция, которая в неоплатном долгу перед Отчизной, ее Вооруженными силами и офицерством. Но она, говоря словами С. Булгакова, должна отрешиться от героической позы и "заразиться подвижничеством"{4}. По словам Р.Фадеева, культурный слой России, "пользующийся доверием народа, обязанный службою правительству и открытый снизу, представляет самое подходящее, даже единственно подходящее орудие для выработки и сосредоточения национальной умственной и нравственной силы, так и для направления народной массы по должному пути"{5}.
   Как будто к нынешней интеллигенции обращены слова русского патриота М.Меньшикова:
   "Спасайте цивилизацию, пока еще не поздно! Ибо вопрос ставится о ней, на нее идет поход. Именно потому, что культура в России так слаба и хрупка, на нее направлен удар варварства, вдохновленного нашими врагами. Последние хорошо знают, чем Россию унизить и обессилить. Просвещение наше уже остановлено. Национальный труд в параличе. Государственность расшатана, правительство в презрении, весь громадный и темный, так мало умеющий, беспомощный народ в брожении. Бессмысленное восстание переходит в армию, живую стену, защищающую нас от соседей. Стены колеблются, поймите. Не какие-нибудь стены кабинета, а государственные, всенародные. Неужели ждать, пока они в самом деле рухнут?" {6}
   *
   Попечение о военной школе следует ждать и от православной церкви. Само название "христолюбивого", данное русскому воинству нашей церковью, объясняет собою и тот идеал, который должен быть у русского войска, и характер его отношения к службе и к другим народам. Указывает оно и на ту связь, которая с давних времен существовала между церковью и войском, в виду духовного содействия последнему со стороны великих подвижников нашей церкви, в постоянных вопросах оберегания нашего православия и целости нашего православного государства{7}. Можем ли мы сегодня с полным правом сказать о том благотворном влиянии, которое призвана оказывать православная церковь на военно-учебные заведения? По нашему мнению, связь эта непрочная, слабая, колеблющаяся в зависимости от настроений отдельных лиц (церковных и военных).
   *
   Попечение о военно-учебных заведениях - это и организация действенной социальной защиты как тех, кто работает в них, так и офицеров, которые для обучающихся в военных школах представляют образец того как реально на практике обеспечивается престижность офицерской службы.
   Российские офицеры не мыкались в поисках жилья. Например, в начале ХХ века командиру роты вне зависимости от его семейного положения полагалась квартира из двух комнат (каждая комната по норме не менее 30,5 кв.м), старшим офицерам до командира полка - из трех комнат. Если офицерам не удавалось снять квартиру на выделенные им квартирные деньги, то местная администрация обязана была в течение недели предоставить надлежащую квартиру. Положением "О преобразовании воинской квартирной повинности" (приказ по военному ведомству N 244 за 1874 г.) предписывалась выдача денежных средств из городской казны тем домовладельцам, расходы которых за "отвод квартир натурою офицерским чинам не компенсировались платой на сии квартиры".
  
   Вопрос о социальной защите военнослужащих - из числа древних. В России он стоял все время существования регулярной вооруженной силы. И здесь большое поле деятельности Законодательной власти РФ.
   *
   Успешность военного строительства в России на том или ином временном отрезке в значительной мере определяется заботой государства о подобающих размерах и своевременности выплаты денежного содержания. Примеров тому великое множество. Ряд их приводит в своей работе автор глубокого исследования "Финансы русской армии" кандидат экономических наук полковник В.Тиванов, всесторонне осветивший проблему финансирования вооруженных сил в дореволюционный период. Так, ссылаясь на отечественного историка С.Соловьева, он рассказывает о решительном поступке генерал-фельдмаршала А.Меньшикова в бытность его президентом Военной коллегии. Чтобы привести порядок в финансировании армии в один из критических периодов Северной войны, тот явился в сенат в сопровождении генералов и офицеров и напрямую заявил, что войскам "сумма великая недодана... пишут из полков о невыдаче жалованья ввиду отсутствия денег". Это подействовало на господ сенаторов, меры были приняты экстренные{8}. Вообще факты задержек с выплатой жалованья военнослужащим которые случались довольно-таки часто в ХVIII веке, служили основанием для величайшей тревоги в государстве Российском. Отцы нации били в набат (разумеется, те их них, кого действительно беспокоила судьба Отечества). Екатерина II, например, сразу же по восшествии на престол объявила о бедственном финансовом положении страны..., тут же напрямую сказала и о задержке выплаты жалованья военнослужащим, пагубных последствиях этого. "Хорошего послушания требовать не можно, если солдат служит без жалованья", - констатировала императрица. Она немедленно занялась упорядочением государственных финансов, и одним из первых шагов нового царствования стал скорейший и полный расчет с войсками по долгами.
   Небезынтересно и то, как материально стимулировалась тяга военнослужащих к повышению своего образования. Так, при зачислении на первый курс академии в конце ХIХ -начале ХХ века офицерам выдавалось специальное пособие на приобретение книг и всего необходимого для учебы - 140 руб., при переводе на следующие курсы - по 100 руб., а по окончании академии - головой оклад денежного содержания.
   При первичном производстве в офицеры полагалось единовременное пособие на обзаведение в сумме 300 руб. (на начало ХХ века), а окончившим военные училища - дополнительно на покупку лошади и седла.
   Как бы то ни было, в ХIХ - начале ХХ века, офицер не бедствовал. Государство делало для этого все для этого возможное. Сущность политики в данной области в середине прошлого столетия сформулировал в объемном труде о военном хозяйстве профессор военной академии В. Аничков: "Размер денежного довольствия представляется предметом первостепенной важности. Оклады его должны быть достаточны для обеспечения всех его насущных потребностей". Далее он делает вывод: "Достаточность размеров денежных окладов офицеров имеет весьма важное влияние на моральное качество войск и на обеспеченность материального быта"{9}.
   И тут большое поле деятельности для правительства РФ.
   *
   В заключение несколько слов о самом военном ведомстве - Министерстве обороны, а также о военачальниках и командирах полковых.
   Мне уже пришлось писать о том, какова роль Министра обороны:
  
   См.: ? Горе, когда военным министром становится солдат...   8k     Годы событий: 2007. "Статья" Политика
   Мысли о назначении нового военного министра
   Но пришлось вновь обратиться к теме инициатив Министерства обороны:
  
   См.: ? Беспредел?   16k   "Статья" Публицистика
   Предельные сроки офицерской службы хотят увеличить. Для чего?
  
   Внимательное рассмотрение некоторых таких инициатив показывает, что этот орган военного руководства подчас выступает с такими инициативами, которые к числу попечительских не отнесешь. Почему вместо заботы о благе военнослужащих в самом министерстве составляют новые планы по ущемлению законных прав офицеров? Почему некоторые полководцы стремятся усложнить жизнь офицерской семьи, а бесправие офицерского состава поставить еще одной ступенью выше?
   Не пора ли, господа военачальники и военные чиновники из военного министерства перестать бить по своим?
  
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1.Соколовский И.В. Петр Великий как воспитатель и учитель народа. - Казань, 1873. - с. 61-62.
   2.Что Петр считал свои реформы упроченными в России только с распространением знаний, видно отчасти из его указов. В предисловии к Морскому регламенту говорится: "дабы то кораблестроение и мореходство вечно утвердилось в России, умыслил искусство дела того ввести в народ свой..."
   3.См.: Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-Сиротского Дома.1788-1898. - СП б., 1898. - с.697.
   4.См.: Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). - В кн.: Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей. I909-I9I0. - М. :Молодая гвардия, I99I. - с.43-84.
   5.Фадеев Р. Русское общество в настоящем и будущем. (Чем нам быть?). - СП б., I874. -с.174.
   6.Меньшиков М.О. Выше свободы. - В кн.: М.О. Меньшиков. Выше свободы. Статьи о России. - М., 1998. - с.173.
   7. См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк. - М., I900. - с.12.
   8.См.: Хрусталев Е.Ю., Батьковский А.М., Балычев С.Ю. "Размер денежного довольствия офицера представляется предметом первостепенной важности". // Военно-исторический журнал. - 1997. - N1. - с.4.
   9.См.: Там же. - с.6.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010