ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
""Интернационал сопротивления" бьет по своим"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


  
  

""Интернационал сопротивления" бьет по своим"...

  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  
  

0x01 graphic

  
  
  
   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  

Анатолий Каменев

  

"ПОРА МЫСЛИТЬ СВОИМ УМОМ"...

   Во внутриармейской жизни все чаще стало проявляться неумение молодых офицеров работать в личным составом.
  
   На страницах центральной и окружной печати заговорили о том, что нельзя сложную, тонкую воспитательную работу суррогатом требовательности.
  
   В условиях начавшейся перестройки важно было научиться правильно реагировать на правду.
  
   Многие публикации того времени содержали проблемные вопросы.
   Среди них были такие:
  
  -- "К чему ведет отсутствие искренности и порочный стиль работы с подчиненными?",
  -- "Можно ли подменять истинную требовательность к подчиненным суррогатом требовательности?",
  -- "Можно ли наводить уставной порядок неуставными методами?" и другие.
  
   Многие практические недостатки молодых офицеров были связаны с неправильной работой военных училищ.
  
   0x01 graphic
  
   Это подметил в открытом письме преподавателям училища лейтенант А.Долгий, который, в частности, отмечал:
  
  -- "Училище не готовит к практической работе.
  -- В самые первые дни службы я, к примеру, вдруг с удивлением обнаружил, что не разбираюсь в психологии воинского коллектива, не умею найти контакт с людьми.
  -- Вышел какой-то парадокс: знаний чуть ли не через край, можно без подготовки на экзамен идти, а как ими распоряжаться в работе с людьми - совершенно не представлял.
  -- Почему педагогика и психология не становятся главными предметами?
  -- Как ведь оно бывает на первых порах офицерской службы?
  -- В работе с людьми, во взаимоотношениях с ними вопросы возникают на каждом шагу.
  -- В поисках ответов на них бросаешься к училищным конспектам с надеждой найти хотя бы какую-нибудь наводящую мысль, какие-то отправные моменты, характерные примеры практики, советы.
  -- Но, увы!
  -- Все - сплошное теоретизирование, ничего конкретного.
  -- Да и откуда быть конкретности, если военную педагогику и психологию нам давали методами монолога, если мы не выполняли практических заданий, не вели деловые игры, не участвовали в анализе поучительных ситуаций, подсказанных жизнью.
  -- Наши пятерки и четверки, полученные на экзаменах, далеко не соответствуют тем оценкам, которые теперь выставляет реальная служба".
   *
  
   Казалось бы, что подобный сигнал их войск должен был бы насторожить кафедру военной педагогики военно-политической академии и заставить пересмотреть учебные программы и планы в сторону усиления их практической направленности.
  
   Но этого не произошло, так как на кафедре верховенствовала мысль о том, что задача кафедры - дать фундаментальные знания.
  
   Под этим "фундаментализмом" подразумевалась всякого рода терминологические знания, научные концепции, взгляды ведущих ученых и т.п. Преподаватели при такой системе обучения учили преклоняться перед разными авторитетами, побуждали принимать на веру те или иные положения.
  
   Как тут не привести слова М.Талызина, идущие от самого искреннего сердца русского патриота, высказанные 11 декабря 1831 года в лекции в Главном педагогическом институте:
  
   "Не позорно ли будет продолжать умственную лень, жить чужим умом?
   Не прослывем ли безрассудными, ежели перенимая моды и несродные духу русского обычаи, не займем от иноземцев, составляющих украшение отечества их, - не займем того любопытства, той жадности, с каковыми изучают они природу во всех частях ее, того рвения, с каким спешат они всякое познание приспособить к делу, могущему служить во благо, прежде, родной их страны, а потом и всего человечества?"
  
   "Время, россияне, время мыслить и мыслить своим умом", - заключает он.
  
   0x01 graphic
  
  -- Но могли ли по-другому построить обучение преподаватели, которые в большинстве своем перестали работать над собой?
  -- Могли ли быть проводниками интересных идей те, которые привыкли ловить и фиксировать каждое слово партийных боссов и "мудрые" изречения педагогических монополистов?
  
   *
  
   Нет, для того, чтобы стать творцом новых ценностей, надобно самому к ним приобщиться, понять их, сродниться с ним.
  
   Только тогда можно было открывать в старом и давно известном новые черты, учить видеть красоту, богатство и содержание там, где другой ничего не замечает.
  
   А для этого необходимо жить интенсивною деятельною жизнью, творчеством, постоянным поиском.
  
   Надо быть не только умнее своих воспитанников, но и лучше их, сильнее духом, богаче духовной жизнью, и сильною волею, с сильным, надежным характером.
  
   *
  
   Но тогдашняя педагогическая практика не выказывала спроса на творческие, самостоятельные личности.
  
   Она (эта практика) требовала другого - ремесленников педагогического труда, скромных и совсем не амбициозных работников, правильно понимающих политику партии и умеющих действовать в русле "последних требований".
  
   *
   Я готовился выступить против такой системы.
  
   Однако, положение бунтаря-одиночки меня не совсем устраивало. Кроме всего прочего, надо было не только критиковать порочную практику, но и предложить нечто вполне конкретное.
  

0x01 graphic

  

"Стрижка процентов".

Клиент парикмахера -- миллионер П. П. Рябушинский. 1917

Поможет ли наука?

  
   Еще работая над своей диссертацией я ощутил всю важность исторического знания.
  
   Взявшись за исследование тогдашних проблем развития самостоятельности и творчества у слушателей военных академий, я обнаружил, что решение проблемы надо искать не столько в сегодняшнем дне, сколько в дне вчерашнем.
  
   Копаясь в библиотеках и архивах я обнаружил массу интересных материалов, касающихся так называемого "лабораторного метода", который практиковался в СССР с 1923 по 1936 гг.
   Сторонники этого метода считали, что только через самостоятельный труд обучаемый может познать истину и научится самостоятельно осваивать окружающую действительность.
  
   Преподаватели-активисты создали много специальных пособий для развития умений работать с книгой, выступать перед аудиторией. Много было разработок в области самопознания личности.
  
   Ошибка, однако, заключалась в том, что слушатели академий, которых переименовали в "учащихся", не имея базовой общеобразовательной подготовки (многие "академики" имели всего лишь начальное образование), не знали элементарных вещей и потому испытывали колоссальные трудности в своей самостоятельной работе.
  
   *
  
   Шаг за шагом, исследуя исторический опыт работы военно-учебных заведений, я, наконец, получил возможность выявить общие тенденции и на основе обнаруженных закономерностей, построить свою систему, приемлемую для 70-х годов прошлого века.
  
   *
   Другими словами, история - это не только собрание исторических фактов и интересных примеров, но и кладезь ума и опыта.
  
   Если присмотреться к историческим фактам повнимательнее, то можно обнаружить устойчивые связи и отношения, которые называют закономерностями, выявить причины сложившейся на данный момент ситуации и увидеть перспективу развития.
  
   *
   Представители тогдашней военной педагогики не желали углубляться в историю обучения и воспитания офицерских кадров, так как в конце 40-х годов в этой области знания утвердились надолго свои авторитеты, от которых, по их мнению, и надо было вести "летоисчесление" военной педагогики.
   *
  
   Мне трудно определить истинные причины игнорирования психолого-педагогических достижений наших дореволюционных соотечественников.
   Видимо, с одной стороны, не было спроса на их труды и мысли.
   С другой стороны, отрицание прошлого (всего или его какой-то части) стало традицией в нашем государстве, русском и советском.
  
   Эта традиция не только разрывала связь поколений, но и искажала историческую правду.
  
   Была, видимо, и причина личностная - некоторым "оперившимся" ученым хотелось создать вокруг себя некий ореол непревзойденных авторитетов, которым следовало поклоняться, у которых надо было всему учиться.
  
   Ведь этой болезнью "вождизма" страдали не только Ленин, Сталин, Брежнев. Свои "вожачки" были в вооруженных силах (Троцкий, Ворошилов) и в науке.
  
   *
  
   Бог им судья!
   Плохо, однако, что "вождизм" в науке сковывал по рукам и ногам ученых и педагогов. Одним, правда, это было на руку, т.к. давало возможность озвучивать из года в год одни и те же лекции. Другим это мешало очень здорово. Помещало это серьезно и мне самому. Но об этом чуть позже...
   *

0x01 graphic

  

Старик. Воспоминания.

Художник Марк Захарович Шагал (1887-1985)

  

"Интернационал сопротивления" действует?

  
   Изменения в политической жизни в стране всколыхнули, прежде всего, интеллигенцию.
  
   Из-за границы деятели культуры, объединившиеся в так называемый "Интернационал сопротивления", В. Аксенов, В. Буковский, А. и О. Зиновьевы, Э. Кузнецов, Ю. Любимов, В. Максимов, Э. Неизвестный, Ю. Орлов, Л. Плющ в открытом письме Горбачеву спрашивали:
   "Лавина новостей из Москвы вызывает в последнее время удивление и даже смущение людей как на Востоке, так и на Западе: неужели наступил таков поворотный момент в нашей истории, о котором можно было только мечтать?"...
  
   Странным в этом послании был вопрос, обращенный к Горбачеву: так ли, или нет то, что происходит в СССР.
  
   Интеллигенция, причислившая себя к "Интернационалу сопротивления", пыталась получить честный ответ у политика, лживого и бесчестного:
  
   См.: Совесть в нем истертый знак   13k   "Фрагмент" Мемуары
  
   На мой взгляд, дело должно обстоять иначе.
   В интеллигентской среде есть немало здравомыслящих людей, которым не нужны подсказки в оценке происходящих событий.
   *
  
   Впрочем, и простой гражданин, обремененный проницательным умом в состоянии дать правильную оценку действиям властей.
  
   Примером тому может служить 91-летний Федор Иванович, прозванный в далекой тамбовской деревне "Логанычем".
  
   Имея всего лишь начальное образование, он без труда и подсказки со стороны давал верные оценки и Ленину, и Сталину, и Хрущеву, и Брежневу и всем остальным правителям, вплоть до Д. Медведева.
  
   До последнего дня своей жизни (ушел из жизни он летом 2008 г.) он имел ясный взгляд и трезвое суждение.
   *
  
  

Нашей интеллигенции, впрочем, нельзя особенно доверять.

  
   Уж очень некоторые из политиканствующих интеллигентов любят поерничать, поиграть в "прогрессистов", оставаясь, на самом деле, "кухонными" мыслителями с кругозором местного участкового, но с амбициями "титана мысли":
  
   См.: Штрихи к портрету 5   46k   "Документ" История
   Русская интеллигенция в зеркале политической и военной истории
  
   Худшее, что есть в нашей интеллигенции - это неверие в силу и способность нашего, русского, народа:
  
   См.: Психология великоросса   109k   "Очерк" История Комментарии: 1 (19/04/2007)
   Ответ П.Я. Чаадаеву и прочим любителям "истины" и хулителям русской нации словами В.Г. Белинского, М. Гастева, Н.М. Карамзина, И.С. Аксакова и И.М. Снегирева.
  
   Мало среди интеллигентов-политиков, публицистов, историков есть тех, кто верно указывает народу путь к процветанию и развитию:
  
   См.: Верим: Россия начнет новую эпоху своего расцвета   43k   "Очерк" История
   Мысли Ф.М. Достоевского и И.А. Ильина о грядущей России.
  
   А ведь у интеллигенции нет более важной задачи, как вести за собой массы, вселяя в них оптимизм, желание созидать и приносить пользу своему отечеству.
   *
  
   Как часто бывает в эпоху перемен, люди начинают порошить прошлое.
   Это естественно и необходимо.
   Все дело, однако, в том, с какой целью это делается.
  

0x01 graphic

  

Карикатура на Сталина и Ярославского,

распространялась после XV съезда ВКП(б) "левой оппозицией"

  
   Так, А. Рыбаков в своем романе "Дети Арбата" (Дружба народов. N4.- 1987) активно исследовал причины культа личности Сталин, особенности его аппарата и приближенных:
  
  -- "Истинный вождь приходит сам, своей властью он обязан только самому себе. Не они выбирают его, а он сам их выбрал. ...
  -- Аппарат истинного вождя - это аппарат, созданный им самим после прихода к власти. Этот аппарат не должен быть вечным, постоянным, иначе он сцементирует взаимные связи, приобретет монолитную силу. Аппарат надо тасовать, обновлять, заменять...
  -- Более других надежны Молотов, Каганович и Ворошилов: не претендуют на самостоятельность, хорошие исполнители. Доказали свою способность на нужные акции, связали себя этими акциями, без него они никто".
  
   "Делом Сталина" продолжают заниматься и по сей день...
  
   *
  
   Но, как бы ни был демоничен этот образ, все дело в другом.
  
   Нам надо извлечь уроки из этого печального опыта, чтобы не повторить ошибки в будущем при выборе очередного правителя России.
   *
  
  -- Нам надо научиться оценивать претендентов на власть.
  -- Нам надо научиться спрашивать с властвующих лиц.
  -- Нам надо повысить личную ответственность каждого гражданина за то, что делать власть...
  

0x01 graphic

  

Кадм, убивающий дракона (между 1600 и 1617)

Художник Хендрик Гольциус.

  
  
   Еще в 1984 году режиссер Т. Абуладзе своим фильмом "Покаяние" взбудоражил всю общественность, заставил смотреть на окружающую действительности и на самого себя более пристально и требовательно.
  
   В своем фильме он дал понять, что зло (дракон) находится не все нас, а внутри нас самих.
  
   Это, в силу нашей попустительности, лености, безразличия, корысти чиновник любого ранга, призванный служить обществу и людям, заставляет людей прислуживать ему самому и делает из службы своей доходное предприятие.

0x01 graphic

  
   Расскажу, для примера, о разговоре, который состоялся у меня с одним знакомым всего лишь дней 10-15 назад.
  
   Как и многие в нашей стране, он завел разговор о том, что по дорогам наши невозможно ездить, не давая взятки работникам ГИБДД.
   В доказательство сказанного, он привел случай из собственной жизни.
   Утром, после вчерашнего застолья, он сел за руль автомобиля.
  
   На ближайшему посту ГАИ он был остановлен и работник ГИБДД без труда уловил запах перегара у водителя.
   После недолгих препирательств инспектор ГИБДД предложил заплатить штраф на месте, т.е. откупиться. А когда выяснилось, что у моего знакомого нет в наличии требуемой суммы, предложил проехать к нему домой на служебном автомобиле.
   Так и сделали.
   Знакомый откупился.
   0x01 graphic
   Но возмущению его не было границы.
  
   - Позволь, дорогой, - возразил я, - ведь в случившемся больше твоей вины, чем его, а то, что ты отдал ему деньги, еще более усугубляет вину твою, а не его.
   - Как так? - не понял мой собеседник.
   - Во-первых, ты совершил грубое нарушение правил вождения, т.е. сел за руль в полупьяном состоянии, - продолжил я. - Во-вторых, ты дал взятку должностному лицу.
  
   - Но, позволь, ведь он меня к этому вынудил, - не сдавался собеседник.
   - Может быть это и так, - ответил я. - Но ведь ты сам готов был дать взятку, чтобы избежать законного наказания.
   - Да, это так, - согласился приятель. - Я уж лучше заплачу деньги, чем лишусь водительских прав.
   *
  
   Да, логика житейская зачастую идет в разрез с нашими коренными интересами.
   Ведь почти все мы заинтересованы в том, чтобы служители закона, чиновники были честны и исполняли свои обязанности без подачек и подношений.
   Но ведь мы сами толкаем их на взятки и подношения, когда нам выгоднее обойти законные требования.
  
   *
   Представим себя исходную ситуацию иной.
  
   Водитель сел за руль, как говорится, "с бодуна".
   Инспектор остановил его и предложил откупиться.
  
   Тот не стал давать взятку, а потребовал составления протокола о нарушении.
   А затем безропотно принял справедливое наказание.
  
   Затем тот же инспектор остановил на дороге очередного нарушителя и тот вместо денежной подачки по требовал составления протокола.
   Так же поступил и третий проштрафившийся водитель...
  
   *
  
   Уверен, остановив четвертого водителя с подобным или иным нарушением, инспектор не стал бы потирать руки, ожидая денежной подачки, а скоренько потянулся бы за ручкой, чтобы заполнить протокол...
   *
  
   Конечно, я изобразил не совсем реалистическую картину, но разумная мысль в ней все же есть: у закона есть две стороны и на страже требований закона одинаково должны стоять и те, кто призван контролировать действия граждан, и те, кто обязан исполнять предписания этого закона.
   *
  
   На мой взгляд, наша интеллигенция всегда грешила односторонностью: она критиковала власть, но забывала воспитывать себя и народ в духе уважения ЗАКОНА.

0x01 graphic

История - средство и орудие политической борьбы

  
   Пожалуй, с этого времени история нашей страны становится основным средством политической борьбы.
   "Демократы" ищут в ней доказательства для своей борьбы, националисты возводят на пьедестал своих национальных кумиров и т.д.
  
   *
   Одна власть не пыталась использовать исторический потенциал для укрепления государственности.
   Если демократы и националисты искали в истории то, что разъединяет народы по национальному признаку и людей по классовым, сословным, имущественным и прочим основаниям, то государство не пыталось найти объективные причины, которые послужили образованию мощной Российской империи.
  
   *
   В СССР, при большом числе научных исторических учреждений (институтов, музеев, НИИ и т.п.) не было, фактически, подразделений, целенаправленно работающих на перспективу, на государственные интересы.
  
   Многочисленная армия историков работала либо на себя, либо во имя какой-то партии или группы лиц.
  
   Начавшимся и грядущим катаклизмам в республиках государство не было не подготовлено, прежде всего, идеологически. Идеям национализма нечего было противопоставить.
  
   Надо понять, что национализм и патриотизм - вещи разные.
  
   Националист злобствует против других народов, не понимая (и понимая), что этим самым он наносит вред своей нации.
  
   Патриот миролюбив, корректен и уважителен к другим народам, ибо понимает, что только мирное сосуществование приносит необходимые плоды, только сотрудничество (но не конфронтация) позволяет разумно использовать принцип разделения труда, особенности географического положения народов и экономические достижения других стран.
  

0x01 graphic

  

"Гитлер -- освободитель"

Немецкий плакат на украинском языке

  
   Но и идея интернационализма себя исторически не оправдала.
   Особенно ярко это проявилось перед второй мировой войной.
  
   Суть идеи интернационализма состоит в том, что угнетенный класс пронизан мыслью о классовой солидарности и всегда готов единым фронтом выступить против своих угнетателей - капиталистов.
  
   Перед войной в Советском Союзе идеологи упорно твердили:
  
  -- если Германия начнет войну против СССР, то рабочий класс в силу классовой солидарности, откажется от войны с братьями по классу.
  -- Одни - забастуют, другие - воткнут штык в землю.
  -- Война, едва начавшись, сразу же остановится.
  
   На самом деле получилось иначе.
  
   Германия впервые в мировой практике создала мощный институт манипуляции - имперское управление пропаганды во главе с Геббельсом.
  
   Это министерство так затуманило сознание "братьев по классу", что те не только были сбиты с толку, но и
  
  -- во-первых, начали верить в то, что Россия и русские - причина их бед и лишений после 1-ой мировой войны.
  -- Во-вторых, многие из них уверовали и в то, что за счет России и русских они смогут добиться благополучия.
  -- В-третьих, они поверили в миф о расовом превосходстве немцев и их "миссию" - освободить землю от неполноценных народов.
  

0x01 graphic

Плакат, пропагандирующий вступление в гитлерюгенд (Снизу надпись "Все десятилетние -- в Гитлерюгенд", сверху -- "Молодёжь служит фюреру")

  
  
   В интересах геббельсовской пропаганды работали школы, вузы, учреждения культуры, церкви, науки, а также специально созданные для молодежи: "Юнгфольк", "Гитлерюгенд", "Школы Адольфа Гитлера", а для остального населения - военизированные общества, землячества, типа "Стальной шлем", "Союз немецких офицеров" и т.п.
   *
  
   Повторяю: СССР не только проиграл идеологическое сражение перед войной, но и не сделал должных выводов из этого поражения на будущее.
   *
  
   Идеологический противник СССР в конце 80-х годов был не только за рубежом.
   Он уже давно обрел прописку в столице СССР и республиках Советского Союза.
   *
  

0x01 graphic

  

"Артиллерия бьет по своим!"

  
   Идеологические нападки на Вооруженные силы стали настолько ощутимы, что 29 августа 1987 года "Красная звезда" опубликовала статью "Артиллерия бьет по своим?..", в которой говорилось о том, что в последнее время в газетах и журналах взросло число публикаций, в которых стали активно муссироваться различные происшествия в армии и на флоте.
  
   Характер публикаций говорил о том, что армейские и флотские вопросы затрагивают не доброжелатели, а злопыхатели. Доброжелатель пытается заострить внимание на проблеме, чтобы побудить власть принять меры к исправлению положения дел.
  
   Примером такого подхода может служить повесть Юрия Полякова "Сто дней до приказа", где автор обнажил одну из острых проблем армейских и флотских будней - проблему казарменного хулиганства, в обиходе называемую "дедовщиной".
  
   На вопрос корреспондента "Красной звезды": "Скажите, вы и впрямь ненавидите армию? Это вопрос не мой - так формулируют его те наши читатели, которые "Сто дней до приказа" не приняли вообще", Поляков ответил:
  
   "Это естественно, что повесть кому-то нравится, а кому-то нет.
   Но те, что увидели в "Ста днях..." ненависть к армии, попросту не умеют читать художественную литературу. Я старался передать мироощущение нормального человека, попавшего в общественную среду, его нравственный конфликт с ней".
  
   Писатель совершенно справедливо говорит о глубинных причинах ненормальной обстановки в войсках:
  
   "Ни о каких личностях заботы нет.
   Есть некий суммарный человеческий контингент...
   И не только с солдатами так, с офицерами. Ну, разве это нормально, когда молодой офицер с семьей, часто с грудными детьми, ютится черт знает где. И никаких прав, никакой защиты от произвола армейской и государственной администрации. Мы глумимся над прошлым, а между тем в царской армии, насквозь вроде бы прогнившей, даже мысли не могло возникнуть ущемить подобным образом офицера".
   *
  
   Как бы дополняя Ю. Полякова лейтенант Б. Сторчак в "Красной звезде" писал о дедовщине по-офицерски:
  
   "Я никак не мог войти в ритм боевой учебы, потому что в первые два месяца службы побывал в нарядах раза в два больше, чем другие офицеры части. Тут у меня возникла мысль: а ведь солдаты все это видят и наверняка берут пример с наших офицерских взаимоотношений, проецируют их на свои, в казарме. Позже убедился: это именно так".
   *
  
   Что уж тут говорить, если в офицерской среде гниль "дедовщины" свила себе место?
   *
  
   Не в пример Ю. Полякову поступали злопыхатели, которые использовали любой предлог, чтобы очернить офицеров.
  
   Офицеры, как и в октябре 1917 года, стали основной мишенью сил, рвущихся к власти.
  
   На себе мы это уже стали чувствовать, а вот военный, партийный и государственный аппарат не хотели ничего предпринимать для того, чтобы идеологически и социально защитить офицерский корпус.

0x01 graphic

"Партия думает о взносах"...

  
   Партия, к примеру, была озабочена не столько укреплением пошатнувшегося своего положения в обществе, сколько сбором доходов.
   Все заработки коммунистов были поставлены на учет.
   И горе было тому, кто утаил от партии какой-то источник своих доходов и не выплатил с него положенные 3% партийных взносов.
   *
  
   Общее представление о деньгах партии могут дать данные о партийном бюджете и партийных расходах в 1987 г.: поступило от членских взносов 1 млрд. 340 млн. 600 тыс. рублей.
   Эти деньги составляли 81% всех бюджетных расходов.
   Все партийные расходы за 1987 год составили 1 млрд. 657 млн. рублей.
  
   За счет партийных средств финансировались: 4.625 райкомов, горкомов, обкомов и республиканских ЦК; 9,2 тыс. кабинетов политпросвещения; 14 высших партийных школы; 134 курсов повышения квалификации; 16 институтов истории партии и 153 партийных активов; 23 домов-музеев Ленина; 529 университетов марксизма-ленинизма; центральные идеологические учреждения и высшие партийные школы при ЦК КПСС.
  
   Комсомольский бюджет страны бы скромнее: от комсомольских взносов - 333 млн. руб.; от комсомольских предприятий и молодежных центров - 55 млн. руб.; от местных периодических изданий - 4,7 млн. руб.; от деятельности организаций "Спутник" - 3,6 млн. руб.; от издательско-полиграфической деятельности - 72 млн. рублей. Всего- 468, 3 млн. руб.
   *
  
   Эти колоссальные деньги давали возможность партийным функционерам жить припеваючи, в то время, как рядовые коммунисты, неся последние гроши в партийную кассу, влачили жалкое существование.
  
   Мне искренне жаль вспоминать последнее дело на земле моего папы - Ивана Григорьевича - завещание заплатить партийные взносы с последней пенсии.
   Мама исполнила его завещание и на следующий день после похорон отца отнесла причитающиеся партии деньги в организацию, в которой он состоял на учете, будучи пенсионером.
  
   Все время, пока он болел, никто из его партийцев не проведал его.
   А вот партийные взносы требовали от него с завидной систематичностью.
  
   Куда, интересно, пошли эти деньги?
   Может быть влились в капитал партийного чиновника, ставшего в одночасье "демократом"?
   *

0x01 graphic

ПОЧЕМУ МЫ СТРОИМ ДОМ НА ПЕСКЕ?

  
   Люди, почувствовав возможность говорить о наболевшем, стали все чаще высказываться открыто, на страницах печати.
  
   Наконец-то, хоть и вполголоса, заговорили о негодной практике приема в военные училища. Н. Никонов в "Красной звезде" за 30 января 1988 года писал:
  
   "Это "работой" занимались секретарь приемной комиссии и старший помощник начальника учебного отдела, а также начальник отдела кадров и строевого отдела. "Они сопровождали, вели от экзамена к экзамену детей из того ("особого") списка, предупреждая преподавателей быть "поснисходительнее", "учесть", "войти в положение".
   *
  
   Как это не может показаться странным, но у меня давно зрела мысль о том, как покончить с такой практикой.
   Мой опыт борьбы в КВИУИВ показал, что одиночному борцу с порочной системой не справиться.
  
   И даже отдельное военно-учебное заведение не в состоянии решить проблему качественного отбора претендентов на обучение.
  
  -- Во-первых, училище не обладает нужными для того специальными кадрами.
  -- Во-вторых, контингент для отбора в регионе не всегда достаточен для того, чтобы держать на высоте планку приема.
  
   Отбор молодежи в военно-учебные заведения - это проблема давняя.
  
   Еще А.Н. Куропаткин после русско-японской войны писал о необходимости "сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи и, затем, настойчиво добиваться, чтобы наиболее энергичные из носителей военного мундира проходили службу именно в рядах армии, развивая свои знания и духовные силы, в непрерывной мысли о том, что армия предназначается для войны".
   *
  
   Кроме повышения престижа офицерской службы необходимо создать такую систему, которая бы работала на интересы Отечества, а не вопреки им.
   *
  
   Полагаться на честность и порядочность местных начальников можно и нужно, но только в делах частного, не государственного масштаба.
  
  

Отбор "в офицеры" - задача государственная.

  
  
   Не случайно сам Петр Великий проводил смотры "недорослей" и определял судьбу дворянина.
   Как лучший член общества, дворянин возвышался над прочими сословиями исключительным правом образования и службы.
  
   По свидетельству Н. Устрялова, "вообще принято было за правило, что дети благородных фамилий, не прежде приобретают право владеть недвижимой собственностью, как прослужив 7 лет в военной службы, или 10 лет в гражданской". Иначе они могли до старости называться "недорослями".
   *
  
   Петр Великий беспрестанно твердил своим подчиненным, что "государства цветут только образованием, что науки и искусства составляют необходимое условие общественного и частного благоденствия, и что Россия терпела в прежнее время многие бедствия не столько от соседей, сколько от собственного невежества".
   *
  
   Применительно к вооруженным силам можно сказать следующее: многое может мешать военному делу, но самая большая помеха развитию военной мощи заключена в несовершенстве и невежестве ее командного состава.
  
   Если мы хотим построить прочное здание нашей государственной безопасности, то, прежде всего, надо озаботься строительством фундамента этого здания.
  
   Младшее офицерство - это фундамент, на котором должно покоиться величественное здание современной армии и безопасности государства.
  
  

До сего момента этот "фундамент"

формировался из негодного материала.

  
   В качестве характерного примера приведем данные из статьи в "Учительской газете" от 23 декабря 1989 года В. Постоваловой "Мальчишки метят в офицеры".
  
   Изучая состав абитуриентов, она обнаружила, что в военные училища идет большое количество ребята из малообеспеченных и неполных семей, круглые сироты, прагматики, которые все заранее рассчитали, ребята, у которых такой выбор: училище или колония.
   В школьных аттестатах, дипломах профтехучилищ у них "трояки".
   Многие абитуриенты ни разу не могут подтянуться.
  
   Со своей стороны, могу подтвердить, что сведения Постоваловой не расходятся с данными моих личных исследований в десятках военно-учебных заведениях.
   *
  
   Складывается весьма печальная картина, которая по аналогии напоминает двух библейских строителей.
  
   Один построил свой дом на песке, а другой - на камне. Когда началась непогода, дом, построенный на песке, рухнул и, как сказано в Библии, "и было падение его великое". Дом на прочном основании устоял, выдержав испытание.
  
   Фактически, своей порочной практикой набора абитуриентов в военно-учебные заведения, мы строим дом на песке.
  
   Надо же, отбирая лучших из лучших, строить надежный фундамент.
   Только в этом случае государство может выдержать любые испытания на прочность и жизнеспособность.
   *
  
   Возврат к петровской системе личного попечательства со стороны высшей власти над подготовкой государственных людей.
  
   Нельзя это серьезное дело вручать ни начальству военно-учебных заведений (как это имеет место сейчас), ни военному министерству, как то может случиться.
   *
  
   Необходимо вопросы отбора необходимых для государственной службы кадров вручить специальной президентской структуре, которая, наподобие русского Пажеского корпуса готовила был с измальства корпус государственных мужей, впоследствии разделяемый на две ветви - гражданскую и военную.
   *
  
   Сюда, со всей страны, с учетом пропорций народонаселения страны следует отбирать подростков для подготовки их к государственному и военному управлению.
  
   Это должно быть элитарное образование и особого характера воспитание, в котором гражданское и национальное воспитание должны быть особо выделены.
  
  
   Иначе:

0x01 graphic

  

Мюнхгаузен Карл Фридрих Иероним барон фон (11 мая 1720, Боденвердер -- 22 февраля 1797, там же) -- немецкий фрайхерр (барон), потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж.

Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

Иллюстрация Гюстава Доре

  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012