Работа, проведенная генералом Жомини - Письмо Жомини от 1 февраля 1829 г. Николаю I - Комиссия генерала Жомини - Устав Военной академии. 8 апреля 1830 г. - Прием в Академию - Курс обучения в Академии - Выпуск из Академии - Органы управления Академией - Первое заседание Совета Академии. 28 марта 1831 г. - "Правила и программы испытания офицеров, поступающих в Императорскую Военную Академию". 3 июля 1832 г. - Таблица баллов для вступительных экзаменов - Таблица баллов для переводных и выпускных экзаменов - Публичный экзамен в Академии - Таблица наивысших баллов - Положение офицеров в Академии - Извлечения из приказов по академии Сухозанета - Наказания, налагаемые на слушателей Академии - Развлечения слушателей Академии в свободное время - Изменения в программе подготовки - Первые командировки профессоров за границу - Введение "годовых сочинений". 1855 г. - Сборник научных трудов Академии - Предметы, изучаемые в Академии - Роль истории для образования офицеров - Дискуссия о Генеральном штабе - Новые правила о комплектовании АГШ - Назначение генерала Леонтьева начальником АГШ - Отчеты о деятельности Конференции АГШ - Практические указания генерала Леонтьева - Взаимодействие Конференции АГШ со службой ГШ - Комиссия генерала Менькова - Милютин о ГШ и АГШ - "Соображения по пересмотру курсов и учебных занятий в Николаевской Академии Генерального штаба", 25 февраля 1865 г. - Новое Положение и Штат АГШ. 2 марта 1868 г. - Порядок замещения лиц учебной части - Права на учебную пенсию - Важнейшие командировки профессоров академии - Новое решение о командировании офицеров за границу - Назначение начальником Академии генерала Драгомирова - Статические данные о деятельности АГШ за 50 лет (число принятых и окончивших Академию - число офицеров гвардии в АГШ - процент офицеров разных родов войск - число слушателей по месту воспитания - соотношение выпускников по чинам - данные о дальнейшей службе выпускников - состав офицеров ГШ - данные об офицерах, награжденных высшими наградами - данные о назначении офицеров ГШ командирами полков - сведения об офицерах ГШ, назначенных на высшие административные должности - деятельность ГШ при штабах и войсковых управлениях - участие офицеров ГШ в деятельности военно-учебных заведений - офицеры ГШ в военно-судебном ведомстве - офицеры ГШ в иррегулярны и казачьих войсках - офицеры ГШ на азиатских территориях (Игнатьев, Черняев, Скобелев) - сведения о боевой деятельности офицеров ГШ - деятельность офицеров ГШ по распространению военных познаний)
Одной из существенных забот Императора Николая, по вступлении на престол, было приведение в надлежащую систему как общего, так особенно военного образования, подчинение его общим положениям, при которых оно бы развивалось сообразно требованиям и желанию правительства. До того времени не существовало никаких указаний по этому предмету; учебные заведения, разновременно открываемые, не имели между собою ничего общего; система воспитания, предметы учения, все было различно. Военные науки преподавались и в Дерпском университете, и Императорском Царскосельском лицее, и в Пажеском Его Величества Корпусе, и в Кадетских корпусах, и в училище колоновожатых, но постановка курсов везде зависела лишь от начальников заведений, а еще более от самих преподавателей. От того и встречалось, что в одном заведении преобладало преподавание Тактики, в другом Артиллерии, в третьем Фортификации, но нигде не было полной гармонии между разными отделами военных наук. не имелось ни прочно установившихся программ, ни курсов.
*
Для восполнения этих недостатков, в мае месяце 1826 года, по Высочайшему повелению образован был особый комитет по рассмотрению всех учебных курсов военно-учебных заведений; но еще, прежде чем открыл свою деятельность этот кабинет, Император Николай поручил находившемуся в то время в Петербурге известному военно-историческому писателю, генерал-адъютанту барону Жомини, изложить свои соображения по предмету преподавания военных наук.
*
В особой записке, представленной на Высочайшее имя (Письмо генерал-адъютанта барона Жомини с приложениями (на французском языке) от 21 марта)2 апреля) 1826 года в архиве Николаевской Академии Генерального Штаба, 1832 года, N 1.), барон Жомини задается вопросом:
"Следует ли военные науки Тактику, Стратегию, Военную Историю, преподавать всем без исключения лицам производимым в офицеры, или же только тем, которые по своим способностям, любви к военному делу, могут рассчитывать на командование частями войск. или на занятие высших должностей в военной иерархии?".
Вопрос этот он решает в пользу того, что во всех военно-учебных заведениях были преподаваемы непременно хотя первоначальные познания из Тактики и Стратегии, даже и в том случае, если бы это грозило наполнить полки недоучившимися учеными, так как всегда можно управиться с последним.
*
Достичь этого барон Жомини полагает возможным, если бы в Петербурге учреждена была Центральная Стратегическая школа, назначением которой было бы приведение к единству начал и метода преподавания Тактики и Стратегии во всех военно-учебных заведениях. Элементарное преподавание этих предметов проводилось бы в военно-учебных заведениях под высшим надзором начальника центральной школы, а затем в самую эту школу поступали бы лучшие ученики заведений тотчас по производстве их в офицеры. Здесь для них обязателен был бы двухлетний курс, причем первый годы был бы посвящен теоретическому изучению высших наук, а второй исключительно практическим и письменным занятиям по этим же предметам. Этим последним занятиям Жомини придавал особенно важное значение, справедливо полагая, что требуя самостоятельной мысли и труда, они гораздо быстрее могут развивать молодых людей, чем одно слушанье лекций.
Главное затруднение в исполнении проекта этой школы, барон Жомини находил в том, что трудно будет найти лиц, которые бы приняли на себя руководство ею. Генерал же лейтенант Хатов, разбиравший по Высочайшему повелению записку Жомини, находил, что вообще будет трудно снабдить эту школу хорошими учителями, почему полагал необходимым заблаговременно избрать офицеров, которые могли бы приготовиться к преподаванию военных наук.
"В проекте есть очень хорошие идеи. Школа эта составится из лучших офицеров всех ведомств без исключения, под начальством Жомини и в непосредственном ведении начальника главного штаба; она будет содержима в самой точной дисциплине и все будут жить вместе; курс двухлетний и я хочу в нем только высшую Стратегию, Географию и Военную Историю".
*
Проект этот был первым проявлением мысли об учреждении у нас высшего военно-учебного заведения, но на время был оставлено вследствие наступивших войн, сперва персидской, а затем турецкой.
*
Не выяснен был вопрос о системе преподавания вообще военных наук, как явился другой - о военном образовании офицеров специально для службы в генеральном штабе. В июле 1826 года упразднено училище колонновожатых, а вместе с тем Высочайше повелено впредь в квартирмейстерскую часть не переводить чинов ниже поручичьего; самая квартирмейстерская часть вскоре после этого переименована в генеральный штаб.
Является вопрос, как обеспечить в будущем комплектование генерального штаба, какую степень подготовки должны иметь лица, предназначенные для этого рода службы?
Этот-то вопрос и возбуждает опять барон Жомини по своей собственной инициативе: при письме к Государю от 1-го февраля 1829 года, он представил особую записку о надлежащей организации генерального штаба (Письмо генерал-адъютанта барона Жомини о надлежащей организации генерального штаба (на французском языке) в деле N 1, 1832 года. Архив Николаевской Академии Генерального Штаба).
"Хороший генеральный штаб для армии столько же важен, как хорошее правительство для народа. Без него можно иметь хорошие полки, но, тем не менее, не иметь хорошей армии".
*
Таким определением начинает свою записку барон Жомини и затем прямо переходит к указанию на весьма крупный недостаток нашего генерального штаба, заключающийся будто бы в том, что от субалтерн-офицеров, входящих в его состав, требовали слишком однообразных познаний, между тем как служба эта крайне разносторонняя и нуждается в офицерах разных категорий.
Вследствие этого, Жомини предлагает разделить офицеров генерального штаба на две части: одни будут заниматься топографическими съемками, выбором лагерей, размещением в них войск, производством обозрений местности; другие посвятят себя занятиям в канцеляриях, будут производить рекогносцировки неприятеля, составлять диспозиции, военные журналы, одним словом, будут ведать тактическую и стратегическую часть службы.
Для первых предложено название квартирмейстерских офицеров, а для вторых - офицеров генерального штаба, причем как те, так и другие, должны быть в чине капитанском, хотя для квартирмейстерских офицеров это и не признается крайне необходимым. Сверх того, предлагается еще образование особого класса офицеров причисляемых к генеральному штабу, в чинах от прапорщика до капитана, которые составляли бы резерв для пополнения этого ведомства в военное время.
*
Такому разделению генерального штаба на специализации барон Жомини придавал большое значение в том смысле, чтобы каждый офицер мог быть употребляем и назначаем на службу согласно со своими способностями и призванием, но нельзя не заметить, что самые то специальности службы генерального штаба разделены им очень сбивчиво: к занятиям квартирмейстерских офицеров, которых он приравнивает к французским инженер-географов и которые подходят к нашим военным топографам, он относит выбор лагерей и размещение в них войск, что находясь в зависимости от тактических и стратегических условий прямо подлежит ведению генерального штаба.
Что касается до комплектования генерального штаба, то по этому предмету барон Жомини высказывает в своей записке вполне определенно лишь то, что генеральный штаб должен быть открыт для строевых офицеров, имеющих призвание к военному делу, хотя бы они и не были съемщиками; для таковых офицеров он считает достаточными следующие познания:
1)Небольшое знание рисования с тем, чтобы быть в состоянии сделать кроки.
2)Знание новой Военной Истории с Петра Великого и Людовика ХIV до настоящего времени.
3)Знакомство с военной литературой. как древней, так и новейшей, главнейше с дидактическими писателями.
4)Понятие о Стратегии и Тактике и, конечно, знание уставов.
*
Строго говоря, барон Жомини из этих познаний делает еще уступку рисования, приводя в оправдание то, что сам Наполеон не в состоянии был бы представить удовлетворительного кроки на экзамене и что многие начальники штабов находятся в том же положении.
Последнее указание видимо приведено по отношению к тогдашнему Начальнику Главного Штаба барону Дибичу и его помощнику генерал-адъютанту Чернышеву.
*
Предлагая пополнять генеральный штаб строевыми офицерами, барон Жомини, тем не менее, признает, что и специальная школа для этого учреждения почти необходима также и военная академия, устроенная наподобие той высшей центральной школы, которая была проектирована два года тому назад, будет учреждением вполне пригодными для подготовки прекрасных офицеров генерального штаба; наконец, им же рекомендуется за образец и английская школа генерального штаба в Сандгурсте, над которою однако отдает предпочтение военной академии, которая приготовляла бы офицеров высшего военного образования всех специальностей.
*
Вообще записка барона Жомини производит впечатление, что автор ее сам не остановился еще окончательно на той ни другой системе подготовки офицеров к службе генерального штаба, а желает указать только на разные системы, полной оценки которых он однако не дает, вследствие вероятно краткости самой записки.
*
Записка Жомини была представлена Государю в самый разгар приготовлений к энергичным действиям против Турции, почему неудивительно, что временно она осталась без последствий и только уже по окончании войны, в начале октября 1829 года, по Высочайшему повелению образована комиссии из графа Сухлетена, генерал-лейтенанта Хатова и генерал-майора Шуберта, под председательством барона Жомини, для рассмотрения записки последнего о генеральном штабе и составления положения о высшем военно-учебном заведении, которое бы предназначалось для комплектования этого ведомства.
*
Комиссии была выражена Высочайшая воля, чтобы проектируемое заведение не было исключительно школой генерального штаба, а военной академией, которая бы распространяла свое влияние и на другие части нашей армии и в которую принимались бы обер-офицеры до штабс-капитанского чина, имеющие уже некоторую опытность по службе, а следовательно более способные к изучению высших военных наук; вместе с тем Государю Императору благоугодно было повелеть, чтобы при составлении распределения занятий в академии, непременно один день в неделю был посвящаем практическим строевым учениям всех родов оружия, "дабы эти занятия отнюдь не были пренебрегаемы, а напротив тесно связаны с теоретическим преподаванием других отраслей военного искусства" (Подлинные слова письма управляющего Главным штабом генерал-адъютанта Чернышева к барону Жомини от 3-го октября 1829г., N 2218 (Дело 1832 г., N 1, в архиве Николаевской Академии генерального штаба).
*
Занятия комиссии представляют тот особый интерес, что в них должно было отразиться столкновение между приверженцами прежнего устройства генерального штаба и новыми стремлениями к его преобразованию. К сожалению, комиссия не только не вела протоколов своим занятиям, но даже члены ее, имея обширные служебные занятия, избегали вообще письменного изложения своих мнений, так что ход занятий комиссии и предметы споров только и могут быть реставрированы по немногим письмам и запискам, оставшимися от участников обсуждения этого важного в жизни генерального штаба вопроса.
*
С первого же заседания комиссии обнаружилось разногласие в понимании самой цели ее занятий. Барон Жомини понимал задачу комиссии чрезвычайно широко: что она должна преобразовать генеральный штаб по смыслу представленной им записки и, согласно потребностям этого учреждения в новом его виде, проектировать заведение для его комплектования.
Со своей стороны граф Сухлетен, как генерал-квартирмейстер, отстаивал существующую организацию генерального штаба и ограничивал задачу комиссии только разработкою на основании Высочайших указаний, положения для высшего учебного заведения. <...> (А.К. - после бурных обсуждений был выработан документ - Устав военной академии..)
*
Измененное и переделанное генералом Нейдгардом Положение Военной Академии, было, наконец, Высочайше утверждено Государем Императором 4-го октября 1830 года и явилось в печати под названием "Устава Военной Академии", за подписью лишь одного Нейдгарда, как генерал-квартирмейстера Главного штаба Его Величества.
Обстоятельство это справедливо оскорбило барона Жомини; он жаловался на это забвение Государю, который повелел припечатать в самом начале устава Военной Академии Всеподданнейший рапорт барона Жомини от 8-го апреля 1830 года, а в конце устава и штата поместить имена всех членов бывшего комитета по составлению проекта положения о Военной Академии. <...>
*
Самый устав Военной Академии изложен в 157 параграфах, распределенных в следующих десяти главах:
--
Положения общие * 1 - * 14;
--
Поступление офицеров в Академию * 15 - * 20.
--
Преподавание наук * 21 - * 30.
--
Положение. на коем состоят офицеры, во время нахождения их при Военной Академии * 31 - * 38.
--
О порядке возвращения офицеров из Военной Академии по окончании курса, преимущества им присваиваемые и служба их по оставлении оной * 39 - * 51.
--
Главное управление * 52 - * 84.
--
Внутреннее управление * 85 - * 136.
--
Об учебных пособиях * 137 - * 143.
--
Управление по части хозяйственной * 144 - * 153.
--
О канцелярии Военной Академии * 154 - * 158.
*
По Уставу целью учреждения Академии поставлено образование офицеров для службы в генеральном штабе и распространение военных познаний. Вместе с этим вменялось ей в обязанность преподавать известному числу офицеров артиллерийского и Главного инженерного училищ курс высшей Тактики и Стратегии в том же объеме, как и офицерам, приготовляемым для службы в генеральном штабе.
*
Военной Академии, как высшему в государстве учебному заведению по военной части, присвоено наименование Императорской.
Курс академический должен был продолжаться два года в двух отделениях, или классах, младшем, теоретическом и старшем - практическом с тем, чтобы в каждом классе было от 20 до 25 офицеров, образуемых для службы генерального штаба и 4 или 5 офицеров из артиллерийского и инженерного училищ.
Право поступления в Академию распространялось на всех обер-офицеров до чина штабс-капитана гвардии, артиллерии и до капитана армии; кроме того директорам военно-учебных заведений предоставлялось представлять к помещению в Академию лучших офицеров из выпускаемых из этих заведений.
*
Представляемые к поступлению в Академию должны были иметь не менее 18 лет от роду, быть отлично аттестованными и выдержать строгое испытание в следующих предметах: а)в языках: русском, французском или немецком; б)из математики - в арифметике, алгебре до уравнений 2-ой степени, планиметрии, стереометрии, прямолинейной тригонометрии; в)из военных наук - в начальных основаниях артиллерии, фортификации полевой и долговременной; г)в учениях - батальонном, стрелковом, эскадронном и линейном, в рассыпном строю и форпостной службе; д)в истории - всеобщей до ХVI столетия в ее главных эпохах, в особенности относительно России; подробной новейших времен, в особенности европейских государств; е)в географии - всеобщей и в особенности России и соседних с нею держав. Сверх того требовалось ясное понятие о ситуационных планах и топографических картах.
*
Зачисленные в Академию офицеры должны были считаться в своих полках и пользоваться всеми преимуществами службы наравне с офицерами при войсках состоящими; они состояли под непосредственным начальством четырех штаб-офицеров, определяемых по Высочайшему назначению.
Для строевой службы, офицеры, поступившие из частей, расположенных в Петербурге, оставлялись при своих частях, а прибывшие из частей, расположенных вне Петербурга, причислялись к полкам Санкт-Петербургского гарнизона и с ними, каждый день по два офицера, вступали в караул по первому отделению; один же раз в неделю академические офицеры должны были участвовать на практическом фронтовом учении. Содержание по время нахождения в Академии получили по чинам с прибавкою всем, кроме гвардейских, ежегодно по 500 руб. ассигнациями(С 1839 г. преимущество это было распространено и на гвардейских офицеров).
*
В теоретическом отделении определено было преподавать:
а)русскую словесность, примененную к искусству правильного изложения сочинений по части военной и к военному письмоводству.
б)общие понятия об артиллерии и подробнейшие об ее устройстве, как рода войск; употребление в полевой войне и при осаде крепости.
в)малую тактику одной дивизии с присоединением к тому познаний о свойстве и действии колонн и пальбы; изложения разных построений, употребляемых во всех трех родах войск для движения, развертывания и боя.
г)начальные основания топографии и геодезии, черчения планов и глазомерной съемки.
д)глазомер и искусство судить о местоположении, в отношении тактическом и вообще военном.
е)кастаметацию, или науку о лагерях и позициях.
ж)логичестику, т.е. все относящееся до движения войск, как вдали, так и в виду неприятеля.
з)фортификацию, - полевую и долговременную, как относительно участия, принимаемого войсками в атаке и обороне крепостей и укрепленных лагерей, так равно и по влиянию этих сооружений на действия войск в поле.
и)высшую тактику, - т.е. разбор различных систем сражений, о построении и надлежащем употреблении в них разных родов войск, а также о внезапных сражениях или встречах двух армий на походе.
к)военную географию Европы и в особенности России и соседних с нею государств.
л)военную статистику, или познания о сухопутных и морских силах и военных средствах европейских государств.
м)стратегию, во всем ее объеме, с приложением оной к последним войнам и с приведением событий, доказывающих великое влияние этой науки на действия целой кампании.
н)военную историю, с древнейших времен до Петра Великого в главных основаниях и достопримечательнейших эпохам, а с этого времени до настоящего в полном объеме.
о)военную литературу, т.е. разбор лучших древних и новейших военных и теоретических сочинений, в особенности тех, которые могут служить к усовершенствованию познаний офицера по выходе из Академии.
п)обязанности и должности офицера генерального штаба, как в военное, так и в мирное время.
*
В практическом отделении офицеры должны были заниматься теми же предметами, но не на лекциях, а практически, под надзором профессоров и по предложениям, данным академическим начальством. Эти занятия имели заключаться в следующем:
а)в составлении местных обозрений, в отношении тактическом и топографическом;
б)в военной географии и статистике;
в)в логистике;
г)в высшей тактике;
д)в стратегии;
е)в военной истории;
ж)в военной литературе;
з)в черчении планов сражений и маневров, служащих упражнением в топографии, логистике и тактике;
и)в донесениях исторических и ведении журналов, употребляемых в службе генерального штаба;
к)во всем относящемся до съемке местности, практического действия артиллерии и осадных работ.
*
Кроме того в оба года нахождения в Академии офицеры должны были обучаться верховой езде, а для усовершенствования их в иностранных языках, полагались особые занятия французским и немецким языками. Все преподавание устанавливалось на русском языке и только в случае совершенной необходимости, Уставом допускалось преподавание наук на иностранных языках. В практическом же классе офицеры должны были все сочинения писать на русском языке, кроме лишь одного или двух, которые должно было излагать на языках иностранных.
*
В летнее время офицеры теоретического отделения должны были отправляться в полки, с которыми шли в лагерь для несения там службы, а офицеры практического отделения были занимаемы съемкой, военными обозрениями, разбивкою лагерей и укреплению сообразно с местностью, а на время больших маневров, прикомандировывались к войскам, в помощь офицерам генерального штаба и посылались на практические учения артиллерии и сапер.
*
Выпуск офицеров из Академии должен был проводиться ежегодно в октябре месяце, причем кончившие полный курс определено выдавать свидетельства в том, а отличнейшим по успехам и награды.
Тому из числа выпускаемых, который будет иметь полное число баллов, представит хорошее сочинение на данную тему относительно большой войны и будет признан вообще первым по успехам в науках, по нравственности и поведению, определялась награда следующим чином и золотой медалью; второму по успехам и поведению, если он будет иметь также полное число баллов, назначался годовой оклад жалованья и большая серебряная медаль; наконец, третьему по успехам и поведению, но также при условии полного числа баллов, присуждалась малая серебряная медаль; имена всех получивших медали подлежали занесению на мраморные доски в залах Академии.
*
Кончившие академический курс, кроме офицеров, назначенных из артиллерийского и инженерного училищ, возвращались в свои ведомства, отправлялись обратно в свои места служения сверх комплектными, именуясь уже причисленными к генеральному штабу и состоя в некоторого рода зависимости от генерал-квартирмейстера Главного Штаба Его Императорского Величества; последний обязывался даже возлагать на них приличные занятия, которые, не отрывая их от фронтовой службы, могли бы споспешествовать к большему развитию их способностей; непосредственные же начальники войск должны были не только иметь бдительный надзор, чтобы офицеры эти занимались данными им поручениями, но и всячески тому способствовать.
*
Тех из офицеров причисленных к генеральному штабу, которые и по возвращении к своим полкам, будут продолжать прилежно заниматься военными науками и отличаться усердием к службе, соблюдением строгой дисциплины и хорошим поведением, положено награждать переводом в генеральный штаб: офицеров старой гвардии - соответствующими чинами, молодой гвардии, артиллерии, сапер, - следующими чинами, а армии, - тем же чином.
*
Всем причисленным к генеральному штабу офицерам должен был генерал-квартирмейстер вести особые списки; а командиры частей, в которых таковые офицеры находились, обязаны были ежегодно 1-го января представлять а них формулярные и кондуитные списки через генерал-квартирмейстера Начальнику Главного Штаба Его Императорского Величества и сверх того два раза в году (1-го мая и 1-го сентября) доносить ему же о степени усердия к службе, поведения и нравственности их, присовокупляя подробные сведения о занятиях каждого по фронтовой части.
Причисленные к генеральному штабу офицеры не могли быть избираемы в казначеи и квартирмейстеры, в а генеральские адъютанты назначались не иначе, как по сношению с генерал-квартирмейстером. В случае потребности усилить генеральный штаб в военное время, или для каких-либо работ во время мира, генерал-квартирмейстер мог требовать из войск офицеров причисленных к генеральному штабу и по миновании в них надобности снова возвращать в строй. Но на такую временную службу в генеральном штабе офицеры эти не могли быть требуемы прежде двух лет проведенных им в полку, а если они состояли ротными или эскадронными командирами, то не прежде года проведенного ими в этом командовании. Наружного знака отличия таковые офицеры вовсе не имели и только в случае действительного нахождения на службе при генеральном штабе, должны были надевать аксельбанты по цвету пуговиц.
*
Военная Академия была поставлена в непосредственное ведение начальника Главного Штаба Его Императорского Величества, а главное управление ею вверено президенту с вице-президентом; для предварительного обсуждения всех важных дел по управлению Академиею, а равно для придания ходу учения в ней общего направления, предложен Совет Военной Академии, состоящий под председательством президента из шести непременных членов: генерал-квартирмейстера Главного Штаба, начальника штаба гвардейского корпуса, вице-президента Академии, трех генералов - от генерального штаба, артиллерийского и инженерного; сверх того могли быть и члены по особому назначению Государя; все определения Совета не иначе должны приводиться в исполнение, как с разрешения начальника Главного Штаба Его Величества.
*
Военной Академии, определено было, иметь, как сказано в Уставе, "по примеру других высших ученых заведений в государстве", несколько почетных членов назначаемых по Высочайшему соизволению из числа особ, известнейших своими заслугами и военными познаниями. Члены Совета, а также и находящиеся в Петербурге почетные члены Академии, обязаны были присутствовать на окончательных испытаниях офицеров кончающих курс.
*
Внутреннее управление и вся хозяйственная часть всецело возложены Уставом на вице-президента, которому непосредственно подчинены все чины, служащие в Академии: число последних определялось штатом. Ближайшими помощниками вице-президента во всем кроме хозяйственной части, определены четыре штаб-офицера, предназначенные для начальствования над образуемыми офицерами; по Уставу это должны быть лица "достойнейшие по своим способностям, благоразумию и нравственности, не молодых лет, бывшие в походах и действительных сражениях, словом такие, которые во всех отношениях могли бы служить полезным примером для своих подчиненных"; двое из них, старшие по чинам, предназначались в звание инспекторов отделений. <...>
*
28 марта состоялось первое заседание Совета Академии, в котором, кроме непременных членов, директора, вице-директора Академии, генерал-квартирмейстера Главного Штаба (генерал-адъютанта Нейдгарта) и начальника штаба гвардейского корпуса, генерал-майора Веймарна (Петра Федоровича), были назначены еще: генерального штаба, генерал-лейтенант Шуберт, инженер-генерал-майор Христиани и артиллерии генерал-майор Перрен.
*
Первым предметом занятий академического Совета была разработка программы приемного экзамена и правил, как для производства этого экзамена, так и для аттестации на нем. Нельзя при этом не заметить, что положения эти были составлены без всякого участия академической конференции, которая вовсе не открывала своих заседаний до прибытия в Академию вице-директора барона Зедделера.
*
Результатом занятий Совета были "Правила и программы испытания офицеров, поступающие в Императорскую Военную Академию", объявленные в приказе военного министра 3-го июля 1832 года. В программу приемного экзамена вошли:
Уставы - батальонного и линейное учение пехоты, эскадронное и полковое учения кавалерии, рассыпной строй и форпостная служба.
Математика - арифметика, алгебра, лонгиметрия, планиметрия, стереометрия и прямолинейная тригонометрия.
Фортификация - полевая и часть долговременной; артиллерия (почти одно краткое описание материальной части).
История древняя и средних веков вместе с историею России до Иоанна Грозного, а из истории трех последних столетий, лишь хронологический порядок важнейших событий и преимущественно войн.
География в общих чертах.
По русскому языку- грамматика, синтаксис и риторика, ответы по которым требовались преимущественно от офицеров, поступающих из присоединенных от Польши, Остзейских и других иноплеменных губерний. В изданных программах были указаны и наиболее рекомендуемые учебники по каждому предмету.
*
В каждом предмете, причисляя к вышепоименованным иностранные языки, о которых в программе вовсе не упоминается, испытание надлежало производить отдельно. в присутствии особо назначенных экзаменаторов, по вопросам, надписываемых на особых билетах. Экзаменующиеся обязаны были отвечать по каждому предмету по крайней мере на один билет, а в некоторых науках, сообразно с их важностию, на два и на три; полное число баллов за каждый билет полагалось 10.
*
Во всех предметах, где назначено вынимать более одного билета, экзаменующийся обязан отвечать на последний билет письменно, что установлено, как для проверки экзаменующегося в знании русского языка, так и для того, чтобы "доставить способ офицерам застенчивым и некрасноречивым изменить невыгодное мнение, которое они подали о себе изустными своими ответами".
*
Результаты экзаменов положено рассматривать в особой общей конференции, состоящей под председательством директора, из вице-директора и всех трех лиц, которые в качестве экзаменаторов присутствовали на испытании.
В руководстве этой конференции положены были следующие основные правила:
Не могли быть приняты в Академию офицеры получившие на экзамене в сумме менее 280 баллов, а также не знавшие ни одного иностранного языка, или получившие 2/3 баллов в Уставах или математике, хотя бы и имели условную сумму баллов; не получившие в русском языке 2/3 полного баллов также не принимались, за исключением уроженцев Остзейских, Польских и вообще иноплеменных губерний; если же они знали отлично французский или немецкий язык, то их дозволено было принимать при условии получения в русском языке половины полного числа баллов. Наконец, кто по изустным ответам аттестовывался посредственно (4 - 6 баллов), а по письменным отлично (10 баллов), того позволялось экзаменовать вторично, если общее число баллов подходило близко к требуемому для приема числу и если члены конференции на то согласны. <...>
*
Число баллов для каждого предмета на экзаменах переводных и периодических было определено конференцией и утверждено Советом Академии (Журнал Совета Академии от 25 октября 1833 года ), а число баллов для выпускного экзамена при первом выпуске определено всего 300, а затем объявлено особое расписание баллов, составленное Советом и утвержденное графом Чернышевым (Приказ Военного Министра 10 декабря 1834 г., N 3556)
Для перехода в практический класс надо было иметь не менее двух третей полного числа баллов, т.е. 180 баллов.
С 1835 года, по исключении 30 баллов за военную статистику, для выпускного экзамена полное число баллов было 570.
*
В 1846 году, вследствие перенесения артиллерии и военной географии из младшего класса в старший класс, а курса законоведения из старшего класса в младший, наивысший балл для переводного экзамена из теоретического в практическое отделение, определен был вместо прежних 270 - 240.
*
Чтобы покончить с положением об экзаменах, остается сказать еще несколько слов о публичном выпускном экзамене, который был установлен собственно для того, чтобы показать высшему начальству, а также и посторонним лицам, в какой степени достигается цель, предназначенная для Военной Академии. Для производства публичного экзамена назначались только два дня, дабы посетители могли яснее видеть в сжатом объеме всю систему преподавания и чтобы продолжительностью экзаменов не отягощать посетителей. Всем присутствующим на публичных экзаменах представлялись общие списки с показанием всех баллов, допущенных к экзамену офицеров и программы всех преподаваемых в Академии предметов; всем посетителям предоставлялось право предлагать испытуемым вопросы.
В первые годы существования Академии публичные экзамены удостаивались неоднократно Высочайшего посещения их Особами Императорской Фамилии, военный же министр и высшие чины генерального штаба бывали постоянными посетителями, причем независимо от вопросов, на которые требовались изустные ответы, обыкновенно военным министром были задаваемы 5 - 7 офицерам особые темы, а которые тут же писались сочинения; темы относились к службе генерального штаба, или же были заимствованы из академического курса. Так например, давались темы: приказ перед сражением, диспозиция для боя при некоторых определенных условий, донесение о выигранном сражении, очерк какого-либо военного эпизода, сравнение разных военных действий и т.д. В 1837 году сочинения публичного экзамена были представлены Государю с пометкой военного министра: "Его Величество читал с удовольствием".
По самому положению об экзаменах, публичный экзамен имел важное значение в том смысле, что Совет Академии составлял окончательную аттестацию офицеров по результатам этих экзаменов, причем Совет обязан был особенно рассмотреть, по всей ли справедливости три отличнейшие офицера занимают первые три места и Совет имел право этих трех заменить другими, если последние разнятся с первыми не более, однако, как тремя баллами; в самой же практике очень часты бывали примеры перемещений офицеров решением Совета на основании публичного экзамена из низшего разряда в высший, а иногда и обратно.
*
Экзаменационные положения не подвергались никаким крупным изменениям в первые 20 лет существования Академии, кроме того, что периодические экзамены на самой практике, при расширении курсов, потеряли свое значение, производились по немногим лишь предметам, с характером и обстановкою не экзаменною, а простых частных повторений, устраиваемых по личной инициативе каждого преподавателя.
*
Что же касается до аттестационных правил, то за ними признавались многие неудобства, почему со стороны академической конференции и делаемы были попытки к их изменению, попытки не удостаиваемые, однако, утверждения Совета.
Главным обвинением против системы 1842 года признавалось то, что она сложна, а вместе с тем недостаточна отчетлива, почему не допускает точности и правильности в аттестации; в уважение того конференция предлагала в 1848 году принять пятибалльную систему, установив 5 разрядов: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (посредственно), 1 и 0 (слабо) (Журнал конференции 2 декабря 1848 года ). Так как Совет не утвердил этих оснований, то система эта осталась неразработанною; а между тем в 1850 году прежней системе нанесен новый удар, усилив еще более произвол в определении числа баллов для каждого предмета.
*
Так как признано было возможным вовсе исключить из экзаменных требований при выпуске, знание фронтовой службы, которое прежде оценивалось 80 баллами, да сверх того история военного искусства. оцениваемая 10 баллами, присоединена к военной истории, а политическая история и законоведение, имевшие 50 баллов, перенесены в теоретическое отделение, то выпускной балл из 570 уменьшился на 140; но как итог в 570 баллов служил с 1835 года для оценки всех выпусков и составлял, так сказать, сравнительную норму для определения успехов каждого офицера, то, по представлению конференции, положено было эти 140 баллов распределять на существеннейшие и важнейшие для службы генерального штаба предметы, а именно: на тактику прибавлено 10, на практические занятия по этому предметы 10, на военную администрацию 10, на вновь установленные практические занятия по администрации 30, к артиллерии, высшей геодезии, к съемкам и черчению прибавлено по 10, а к русской словесности и к иностранным языкам по 20 баллов.
*
Норма эта и связанная с нею система аттестации заменена 12-бальной системою уже после выхода генерала Сухозанета, как о том будет сказано в своем месте. Пока же она существовала в Академии, Сухозанет настоятельно требовал, чтобы ее все знали и строго ее держались.
В этом отношении характеристичен приказ по Академии 5-го декабря 1840 года, N 32, в котором упрекая конференцию в послаблении аттестации, требуется, чтобы "следуя строгости военной лучше уменьшать аттестацию, чем снисходительным послаблением уничтожать важность и вес наград. Первое может быть легко исправлено, истинные достоинства всегда себе путь откроют; во втором же случае, ниспровергнутое значение отличий и наград ничем восстановлено быть не может".
*
Для того же, чтобы все вообще офицеры знали правила экзаменационной аттестации, с 1841 года положено было:
1)чтобы преподаватель русской словесности при начале курса, на первых лекциях в обоих отделениях читал положение о постоянной оценке офицеров в науках, "делая подробный философический разбор оному" и
2)чтобы дежурные штаб-офицеры в случае неявки кого-либо из преподавателей, занимали его лекции чтением вообще академических постановлений. <...>
*
Положение офицеров, обучавшихся в Военной Академии в первые 20 лет ее существования, было крайне тяжелым. Начиная с того, что в те времена вообще военная наука была не в почете; в частях войск не существовало библиотек, которых вообще было немного и в первоклассных наших городах; если между офицерами встречались личности, занимавшиеся какими-либо научными вопросами, то они слыли за оригиналов; нередко и высшие начальники не жаловали офицеров.
При господстве таких взглядов надо было иметь не мало призвания, а главное характера и энергии, чтобы покидать строевую службу, особенно в гвардии и поступать в Академию, для перехода впоследствии в генеральный штаб, который также не имел особо выдающихся преимуществ.
*
Самая жизнь в Академии была чрезвычайно трудна.
Директор Академии на первом плане ставил охранение дисциплины между молодыми офицерами; любимое его выражение, употребляемое им в приказах и в речах офицерам, было - "без науки побеждать возможно, но без дисциплины никогда!; на науку он смотрел - как на что-то придаточное к военному делу. - "Наука в военном деле, - говорил И.О. Сухозанет, - не более как пуговица к мундиру: мундир без пуговицы нельзя надеть, но пуговица не составляет всего мундира" (Речь И.О. Сухозанета, сказанная им при собрании всех офицеров 14 ноября 1846 г. - Русский архив. 1875. "Из далекого прошлого" ).
*
Относительно офицеров, по понятиям Сухозанета, все академические власти должны были стоять в строго начальственных отношениях, т.е. не принимая никаких объяснений. не вдаваясь в разговоры с офицерами, употреблять лишь власть карательную при малейшем проступке; узнавать причину проступка офицера, вводить следовательно смягчающие обстоятельства значило бы, по словам Сухозанета, "становиться более отцом, нежели начальником", - говорил он в своем обращении к вице-директору и штаб-офицерам.
"Вы здесь не школьники над школьниками, вы здесь полные начальники. Вы всегда и во всякое время можете сами послать офицера под арест - сперва в Академию, потом на гауптвахту и только доложить об этом вице-директору. А то они думают, (относится к присутствующим при этом офицерам) что без меня никто их и арестовать не может, что о них надо доводить до сведения Самого Государя Императора!"
*
Неудивительно, что при таких взглядах высшего начальника, обучающимся офицерам приходилось очень жутко; малейшая провинность подвергалась взысканию; из приказов по академии видно, что за опоздание на лекцию ? часа объявлялся выговор, за получасовое опоздание, за невнимание на лекции, - суточный арест; за дурное салютование в карауле, - выговор; за то, что офицер шел рядом с юнкером, - арест.
Каждый малейший случай служил поводом, или к грозному приказу по Академии, или же к не менее грозной беседе директора со всеми собранными офицерами и административными властями Академии; так например, входя в академический зал, директор замечает, что казачий офицер держит руки в карманах шаровар, следует общее собрание всех офицеров, перед которыми в самой резкой форме объявляется, "что подобное неприличие, может быть допускаемо разве где-нибудь в трактире, но не в стенах Академии, этого святилища науки".
*
Каждая встреча с грозным директором внушала страх офицерам, а встречи эти случались очень часто. Независимо от посещений директором Академии, офицерам приходилось ездить к Сухозанету на дежурство. С 1834 года было установлено, чтобы ежедневно, кроме штаб-офицера, назначался один из обучающихся офицеров дежурным по Академии.
*
Обязанность дежурного состояла в том, чтобы в парадной форме присутствовать на лекции и рапортовать "о благополучии" при входе кого-либо из начальствующих лиц в класс; вечером же, к 7 часам, надлежало ехать на квартиру директора (на Невском проспекте у Аничкина моста) и там ожидать 2, 3 часа, пока генерал выйдет из внутренних комнат, для того, чтобы это время не пропадало даром для офицера, он обязан был сидеть и читать в особой комнате, где на столах лежали академические записки и руководства; при приеме, директор обыкновенно расспрашивал офицера о прочитанном, беседовал с ним; нередко же, когда рана беспокоила Сухозанета и он не мог после обеда заснуть и ехать в клуб, то принимал дежурного в халате, лежа, а офицеру дозволялось сесть и читать вслух, или рассказывать что-либо из академического курса.
Приходить с рапортом надо было также умеючи, чтобы остановиться под левую ногу, не ближе и не далее как за два шага; нередко заставляли отставить, еще раз подойти; при этом малейшая неисправность или отступление от формы одежды, подвергали виновного замечанию, высказываемому обыкновенно в самой грубой и резкой форме.
*
И, тем не менее, все это переносилось обучающеюся в Академии молодежью легко и безропотно, отчасти потому, что к такому обращению привычны были все военнослужащие того времени, но главное, конечно вследствие того, что действительно офицеры, поступавшие в те времена в Академию, искали науки, просвещения, которое нигде не приобреталось так легко и обильно, как в столице и к тому же в стенах Академии.
*
Никто, наконец, не упрекнет академических офицеров того времени, чтобы они увлекались жизнью и столичными удовольствиями; на это не было у них времени, не было и средств. Периодические экзамены, повторения разного рода, задачи и сочинения заставляли серьезно работать, дорожа временем, тем более, что весьма часто бывали случаи отчисления офицеров от Академии среди курса за неуспешные занятия; дежурства по Академии, наряды в караул, строевые учения в манеже, по воскресеньям обязательное присутствие целого отделения офицеров на разводах с церемониею, - все это отымало не мало времени; в те времена, т.е. до Восточной войны, и репертуар развлечений был крайне незначителен, - он почти ограничивался одними театрами, да маскарадами.
*
Наконец, жизнь академических офицеров была скромна и по незначительности того содержания, которое они получали. Содержание это до 1852 года ограничивалось жалованьем по чину и добавочными 500 руб. ассигнациями или 150 руб. серебром. Нелишне припомнить, что в те времена, даже после усиления окладов в 1848 году, с переводом их в 1840 году на серебро (Приказ Военного Министра 6 декабря 1838 г. и 10 августа 1839 г.), в год получали: прапорщики гвардии 238 руб. 80 коп, подпоручики 282 руб. 75 коп, а поручики 307 руб. 5 коп, и соответственно тому в других родах войск; содержание к тому же выдавалось по третям; сколько нужно было расчетливости, аккуратности молодому офицеру, чтобы сводить концы с концами, получая в треть всего содержания 130 - 140 руб. <...>
*
Присоединение Императорской Военной Академии к ведомству военно-учебных заведений, вызвавшее различные изменения в ее составе, а особенно улучшения в ее материальном положении, неизбежно должно было оказать существенное влияние и на всю учебную часть. Влияние этого проявлялось однако не строго систематически в известном каком-либо, исключительном направлении, но в виде отдельных толчков, обнаруживающихся в зависимости от характера отдельных лиц и обязательств. Поэтому-то положение учебной части в Академии за период с 1854 - 1862 гг, т.е. за время управления Академиею генералов Стефана и Баумгартена, представляет как бы переходное состояние, в котором новые взгляды и начала борются с прежними. За это именно время предпринято было радикальное изменение некоторых академических курсов, отменена одних, введение других занятий. но окончательные результаты выяснились уже в последующем периоде.
*
Колебания эти в академических курсах начались еще в 1852 году, когда вслед за смертью профессора геодезии, генерала Болотова, возбужден был вопрос о радикальном изменении этого курса; начавшаяся в 1853 году война имела также не малое влияние на академические курсы: преподаватели Академии, вследствие усиленных занятий в штабах и управлениях, ослабляли свои академические занятия, положено было ускорить выпуски офицеров из Академии, сократив временно некоторые курсы и занятия; наконец, вследствие служебного повышения, вызванного войною, некоторые преподаватели оставили свои занятия в Академии и были замещены новыми лицами.
*
Вслед за этими неблагоприятными условиями, вызванными войной для академических курсов, являются условия в высшей степени благоприятные: Академия получает... более широкие средства для своей учебной части, учебный ее персонал удваивается, с 1856 года устанавливаются командировки за границу с учебной целью.
Последняя мера имела существенное влияние на ход академических занятий, доставив возможность профессорам почти всех главных предметов побывать за границей, почему остановимся на ней.
*
Весною 1856 года генерал-адъютант Ростовцев объявил, что Государь соизволил, чтобы от каждого ведомства: Инженерного, Артиллерийского и Генерального штаба командированы были за границу, для изучения военных наук и военной организации. Выбор этих лиц предоставлен был конференциям: Николаевской Академии Генерального Штаба, Николаевского Инженерного и Михайловского Артиллерийского училищ, с тем, что командируемые могут быть выбраны из всего ведомства, а не из одних лишь преподавателей, что могут состоять в чинах от поручика до полковника и что главным и непременным условием должна быть даровитость избранного, любовь к науке и занятиям и основательное знание одного из иностранных языков.
*
Конференция Академии остановила свой выбор на адъюнкт-профессорах военной администрации и тактики Генерального штаба капитанах Аничкове и Бушене; когда же последний отклонил от себя это избрание, на том основании, что он занят историей Кавказа, под руководством генерала Милютина, то конференция избрала окончательно для заграничной командировки генерального штаба капитана Беренса, приглашенного с 1855 года для преподавания военной истории в младшем классе Академии. Замечательно, что при этом выражено было профессором тактики полковником Карцовым мнение, что "специально по тактике командировка за границу не может быть полезною", почему Конференция и назначила капитана Беренса за границу по предмету военной статистики и тактики (Журнал Конференции Николаевской Академии Генерального Штаба 16-го мая 1856 г., N 8.).
Выбор этих двух офицеров и был окончательно утвержден.
*
По примеру первой командировки, в 1858 году снова было разрешено командировать двух офицеров, причем один, и.о. профессора военной статистики, подполковник Макшеев, был избран Конференцией. а другой, назначен по желанию генерал-адъютанта Ростоцова, именно причисленный к Гвардейскому Генеральному Штабу, лейб-гвардии Семеновского полка штабс-капитан Драгомиров; на последнего были возложены за границею занятия исключительно по тактике; оба эти офицера возвратились осенью 1859 года, почему следующая командировка состоялась уже в 1860 году, а именно, применяясь к потребностям академического курса, были посланы: профессор военной статистики, полковник Обручев за границу, с 7-го мая 1860 по ноябррь 1861 года, профессор геодезии, подполковник Рехневский, в течение двух лет 1860 и 1861, по четыре летних месяца за границу, и адъюнкт - профессор военной статистики, подполковник Глиноецкий, а четыре месяца 1860 года в Россию и на Кавказ.