ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Военных академий первостепенных государств - 1913 г.

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:


  

 []

Нагрудный знак Казанского военного училища (1917 г.)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗНАЧЕНИЯ

ВОЕННЫХ АКАДЕМИЙ

ПЕРВОСТЕПЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

ЕВРОПЫ В НАЧАЛЕ ХХ века

  
   Назначение военных академий - Условия приема офицеров в разные академии - Приемное испытание: а)предварительное, б)Главное испытание - Обучение в академиях - Программа обучения в Прусской академии - Программа обучения в Николаевской АГШ
  
  
   Настоящая статья имеет целью ознакомить с современными условиями приема и учебными системами военных академий важнейших государств европейского континента.
  

Назначение военных академий

(Австрия, Италия, Пруссия, Россия, Франция)

   Назначение военных академий не везде одинаково. Задача военных академий во Франции (Ecole superieure de guerre), Италии так как и нашей Николаевской академии генерального штаба - развить высшее военное образование среди офицеров армии и подготовить известный контингент личного состава к службе генерального штаба. Военная школа (Kriegsschule) в Австрии - есть специальное заведение для подготовки офицеров генерального штаба. Цель прусской военной академии (Kriegs-Akademie) - ознакомить известное число способных к тому офицеров всех родов оружия с высшими отраслями военных наук, расширить круг их познаний и выработать правильное понимание военного дела.
  
   Таким образом, военная школа в Австрии является заведением вполне специальным, предназначенным исключительно для комплектования корпуса офицеров генерального штаба; наоборот, прусская военная академия составляет как бы военный университет; военная академия во Франции, Италии и наша - соединяют оба назначения.
  
  

Условия приема офицеров в академию

  
   Сообразно с этим и ежегодный прием в академию прусскую и нашу составляет цифры 100 и 150 офицеров, во Франции - 80, в Австрии же всего около 40, что, впрочем, объясняется, главным образом, недостатком помещения, так как положение об академии не ограничивает в принципе числа офицеров, допускаемых ежегодно к приему.
   К приемному экзамену в академию допускаются; в Германии, Австрии и у нас - офицеры всех родов войск, если они, до этого, прослужили в офицерском звании не менее трех лет, и, в том числе, в строю - у нас не менее трех лет, а в Австрии - не менее двух лет. Во Франции правом держать вступительный экзамен пользуются те офицеры, которым к 31-му декабря года поступления истекает 5-ти летний срок службы в офицерских чинах, а к 1-му февраля того же года - 3-х летний срок действительной службы в строю. В Италии от офицера, поступающего в академию требуется 4-х летняя служба в строю; для тех же артиллерийских и инженерных офицеров, которые посещали аппликационную школу, срок этот сокращается до трех лет. Нам кажется, что и у нас, для поступления в Николаевскую академию генерального штаба, следовало бы установить 4-х летний обязательный срок предварительной выслуги в офицерских чинах, причем не менее трех лет офицер должен пробыть в строю. Сокращение 4-х летнего срока на 3-х летний могло бы быть допущено разве только для тех офицеров, которые до поступления в академию, уже окончили курс какого-либо высшего учебного заведения.
  

Выпуск из академий

  
   По выходе из академии на службу, вновь причисленный к генеральному штабу офицер становится сразу в такое положение, которое требует от него и желательной опытности и, главное, служебного такта. Исполняет ли офицер должность адъютанта, является помощником начальника штаба дивизии, а при отсутствии этого последнего даже непосредственным помощником начальника дивизии, он поставлен иногда в необходимость передавать и разъяснять желания своего начальства командирам полков; состоит ли офицер в качестве "офицера генерального штаба при отряде" на маневрах (как бы начальником штаба отряда) - он поставлен в такие же, если не более щекотливые, отношения к начальникам частей отряда; руководит ли он полевыми поездками строевых офицеров - он вынужден обучать и давать указания лицам, гораздо более его служившим и весьма часто старшим в чинах. Во всех этих случаях, до некоторой степени, способствующих развитию в молодом офицере излишней самоуверенности от него требуется и опытность, и много служебного такта.
   Прививать эти качества на самой службе генерального штаба и поздно да по условиям этой службы и не всегда найдется к тому возможность и время. Стало быть, в силу необходимости придется ограничиться тем запасом этого такта, который офицер успел приобрести, под руководством старших своих товарищей, будучи в строю. А в строю ему приходится пробыть всего лишь три года, да и то последний лагерный сбор, по закону, он освобожден от служебных обязанностей для подготовки в академию и, таким образом, теряет в этом отношении лучших четыре месяца ежедневного общения со своими товарищами и начальством.
   Четырехлетний срок предварительной выслуги в офицерских чинах установлен у нас для военно-юридической академии и, по нашему мнению, было бы вполне целесообразным и для Николаевской академии генерального штаба, в виду тех преимуществ, а также той разносторонности и ответственной служебной деятельности, которая может выпасть на долю успешно окончившего курс офицера. Нам могут возразить, что при медленности нашего чинопроизводства введение 4-х летнего срока выслуги до академии напрасно отдалить талантливого офицера от получения выгодных служебных должностей, но этого всегда легко избежать, сократив сроки выслуги в чинах по окончании академии, например, для офицеров генерального штаба срок выслуги в чине подполковника с четырех на три года.
   Офицеры, окончившие курс в одной из академий, например, Михайловской артиллерийской или Николаевской инженерной, по действующим законоположениям, имеют право на поступление в академию генерального штаба не ранее, как по выслуге обязательного срока службы за обучение в одной из первых академий. Фактические это приводит к тому, что офицеры этой категории, в сущности, лишены возможности поступления в академию генерального штаба, так как, во-первых, для этого требуется прослужить около 6 - 7-ми лет по окончании первой академии (4 (года обязательной выслуги за академию, да 2 (года за училище, для офицеров окончивших курс специальных училищ артиллерийского и инженерного), а, во-вторых, получив за первую академию чин штабс-капитана, они, в большинстве случаев, в течение 6 - 7-ми летнего периода службы после академии, будут уже произведены в капитаны и, следовательно, по закону не могут быть допущены к приемному экзамену в академию генерального штаба вовсе. Число таких офицеров всегда было весьма ограничено и если оказывалась потеря в смысле эксплуатации полученного офицером на казенный счет образования по соответствующей отрасли, то во всяком случае потеря незначительная.
   Обязать офицера прослужить в военном ведомстве полный срок службы за обе академии и училище можно было бы и по окончании курса второй академии. А между тем, лишаясь права поступления в академию генерального штаба, офицер лишен, следовательно, свободного выбора своей служебной деятельности, к которой стремился, а стало быть, и приложил бы впоследствии все свои старания; да и генеральный штаб теряет в своем составе лиц, получивших военно-техническое образование. Мы уже не говорим о геодезическом отделении, которое до сих пор комплектовалось в значительной степени офицерами, окончившими предварительно курс Михайловской артиллерийской академии, что, впрочем, становится вполне понятным, если принять во внимание тот солидный запас математических познаний, который требуется на вступительном экзамене от офицера, поступающего на геодезическое отделение.
   В отношении чинов офицеры, допускаемые к приемному экзамену в военные академии могут быть: во Франции и Италии - в чине поручика или капитана; у нас до штабс-капитана армии, артиллерии и инженерных войск включительно; в Германии - старшинство в чине обусловлено тем, чтобы офицер не мог быть произведен в чин капитана (ротмистра) до истечения ближайшего пятилетия и, наконец, в Австрии-офицер не должен быть старше 30-ти лет.
  

Приемное испытание:

А) предварительное

   Приемные испытания в военные академии французскую, австрийскую и нашу распадаются на предварительное и главное. В Германии, поступающий в военную академию офицер подвергается испытанию всего один раз; испытание это, в дальнейшем изложении, мы отнесем к числу главных.
   Предварительное испытание для поступления во французскую военную академию состоит из:
  
   1.Маршрутной съемки, на протяжении 4-х километров.
   2.Классных письменных работ, исполняемых в течение трех дней, при корпусных штабах.
  
   Первый день:
   а)решение тактической задачи по карте (5 часов времени).
  
   Второй день:
  
   б)последовательное решение какого-либо вопроса по организации или военной истории, из числа кампаний, требуемых на устном экзамене соответствующего года (4 часа времени).
   в) перевод отрывка французской прозы, обыкновенно из какого-либо военного сочинения, на немецкий язык, без помощи словаря (2 часа времени).
  
   Третий день:
  
   г) вычерчивание (с карты) кроки в данном масштабе, в горизонталях (5 часов времени).
  
   Темы для каждого из этих пяти испытаний, одинаковые для всех, во всем государстве, избираются из числа тем, предлагаемых учебным советом академии. Приняты меры самого строгого контроля, чтобы офицеры исполняли работы совершенно самостоятельно и без помощи каких бы то ни было пособий. По окончании, письменные работы посылаются в Париж военному министру "в собственные руки", а министр передает их для оценки в особую экзаменационную комиссию. (Заголовки работ, на которых обозначены чин и фамилия экзаменующегося офицера остаются у министра, а потому, кому какая работа принадлежит - комиссии неизвестно). Те офицеры, ответы которых признаны будут комиссией удовлетворительными, допускаются к главному - устному испытанию.
   Классные письменные работы, в 1898 году, производились 25-го, 26-го и 27-го января.
   *
  

 []

Лагерь Михайловского артилле­рийского училища

  
   Предварительное испытание в австрийскую военную школу производится в марте месяце при штабах пехотных и кавалерийских дивизий, в один и тот же, по назначению военного министерства день, для каждого предмета. Испытание производится в виде классных, письменных работ, по следующим предметам:
  
   1)географии;
   2)элементарной математике, включая в нее сферическую тригонометрию и коническое сечение;
   3)прикладной геометрии;
   4) артиллерии;
   5)саперной службы (Pionnier-Dienst), и
   6) фортификации и крепостной войны.
  
   *
   Темы, ежегодно новые, вырабатываются и представляются в военное министерство, откуда, в назначенные сроки, рассылаются в запечатанных конвертах в штабы. Для наблюдения за самостоятельностью выполнения офицерами работ полагается особая комиссия, в присутствии которой, а также экзаменующихся офицеров, и вскрываются конверты с темами. В заголовке каждой работы обозначается только предмет испытания и текст вопроса, а на обложке, в которую работу вкладывается, пишется предмет испытания, наименование части, чин и фамилии экзаменующегося.
   Работы сдаются в черновиках, старшему в чине из членов наблюдающей комиссии, который, сделав на заголовках и обложках одинаковые значки, особые для каждой работы и отметив потраченное на исполнение время, вкладывает по окончании экзамена все работы в конверт и запечатывает этот последний.
   По окончании предварительных испытаний работы препровождаются в академию, начальство которой, оставив обложки у себя, делает распоряжение об оценке работ особою комиссиею. Оценка эта выражается в кратком заключении о достоинстве работы вообще и в отметке. Офицеры, работы которых признаны удовлетворительными, допускаются к главному испытанию. В виде исключения, по ходатайству академического начальства, разрешается повторение предварительного испытания снова по всем предметам.
   *
   У нас, для поступления в Николаевскую академию генерального штаба, предварительное испытание устное и производится при окружных штабах особо назначенными комиссиями, под председательством начальника окружного штаба, по приемной академической программе. Выдержавшие успешно предварительное испытание отправляются к концу августа в Петербург, чтобы держать вступительный экзамен в самой академии.
  

Б)Главное испытание

  
   Главное испытание, решающее окончательно вопрос о приеме офицера в академию во Франции и у нас - устное, а в австрийской военной школе - письменное. Предметы испытания следующие:
  
   А. Во Франции - на 1898 год:
  
   1)Основные начала организации французской и важнейших иностранных армий и военная история с 1796 г. по 1877 - 1878 гг. (в общих чертах; подробное знание кампаний 1796 - 1797 гг. в Италии; 1806 г. - в Германии и 1812 года).
   2)Тактика пехоты и кавалерия; строевые и полевой устав и инструкции.
   3)Артиллерия и артиллерийские уставы.
   4)Фортификация.
   5)География: подробно - район к западу от линии Рейн, С.-Готард, Милан, Парма, Специя (кроме Англии); обязательно уметь чертить части карты на доске; общий обзор остальной части Европы, колонии европейских государств, обзор преимущественно с военной точки зрения.
   6)Топография.
   7)Немецкий язык. Умение свободно читать как по печатному, ток и по рукописи и правильно писать под диктовку; несложный разговор по-немецки с экзаменатором; перевод с немецкого на французский и обратно.
   8)Верховая езда.
  
   Экзамен в марте месяце; производится особою комиссией, в состав которой входят: технический комитет генерального штаба, генералы или штаб-офицеры различных родов оружия по предложению председателя комитета, а также чиновник от интендантства. Оценка ответов баллами, причем как для предварительного письменного, так и для главного, устного, испытания - степень важности разных предметов определяется особыми коэффициентами.
   *
  
   Б. В нашей Николаевской академии генерального штаба:
  
   1)Строевые уставы;
   2)тактика;
   3)артиллерия;
   4) фортификация;
   5)математика (арифметика, начальная алгебра, геометрия и прямолинейная тригонометрия;
   6)начало военной администрации;
   7) политическая история;
   8) география;
   9) русский язык;
   10) французский зык, и
   11) немецкий язык.
  
  
   Экзамен в конце августа и начале сентября и производится особыми комиссиями по назначению начальника академии.
   *
   В.В Австрии:
  
   1)Письменная классная работа на тему общего содержания, для суждения о стиле.
   2)Французский язык.
   3)Политическая история от 1648 года до настоящего времени; особое внимание обращается на историю войн новейшего времени.
   4)Войсковые организации.
   5)Строевые уставы трех родов оружия, устав полевой службы и тактика.
   6)Топография и топографическое черчение.
   7)Ситуационное черчение.
  
   Экзамен в сентябре месяце. Экзаменационная комиссия под председательством начальника академии, состоит из преподавателей академий: в случае надобности приглашаются специалисты и со стороны.
   Объем испытания по каждому предмету утвержденной военным министерством программы, а также характер испытаний, т.е. словесное или письменное (в последнем случае непременно в классе - unter Klausur) - решается председателем комиссии по собственному усмотрению. Результат испытания оценивается отметками: "отлично", "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". При испытании принимается во внимание не только, собственно, знание предмета, но владеет ли экзаменующийся предметом испытания вообще и в какой мере. Держать экзамен вторично разрешается только один раз (притом без расходов от казны) и то лишь тогда, когда за это выскажется большинство голосов экзаменационной комиссии.
   *
   Г. В Пруссии:
  
   Приемный экзамен в прусскую военную академию имеет целью "выяснить, обладает ли офицер той степенью общего образования и познания, которая необходима, чтобы с успехом следить за курсом военной академии. Сообразно этого, главное внимание при выборе экзаменационных вопросов должно быть обращено на то, чтобы ответ на эти вопросы основывался не только на тех знаниях, которые обусловливаются памятью, но чтобы он давал возможность судить. насколько в состоянии отвечающий изложить ясно, связно и толково свои мысли".
   Испытание производится: по военным предметам из:
  
   1) тактики теоретической и прикладной;
   2)артиллерии;
   3) фортификации;
   4) топографии и топографического черчения; по предметам общеобразовательным из:
   5) истории;
   6)географии;
   7) математики, и
   8) французского языка.
  
   Работа по математике требуется лишь от тех офицеров, которые предполагают посвятить себя изучению этой науки в академии, а работа по французскому языку - от тех, которые намерены изучать в академии французский (русский, или польский) язык.
  
   Программа приемных экзаменов вырабатывается учебным комитетом (Studien-Kommission) академии, ежегодно, к началу октября, представляется на утверждение начальника генерального штаба, а затем рассылается в корпусные штабы; вместе с этим назначается и день начала испытаний, один и тот же для всего государства (обыкновенно в половине марта).
   Экзамен исключительно письменный и производится в корпусных штабах (для всех офицеров соответствующего корпусного округа). Ходом экзамена руководит начальник корпусного штаба; на нем же лежит и ответственность за точное соблюдение предписанных для производства экзамена правил. Темы для испытания и планы для решения тактических задач высылаются академическим начальством. <...>
   Каждая из предлагаемых офицеру задач объявляется непосредственно перед началом экзамена, в тот же день в той последовательности, как это установлено программою. Тут же объявляется на назначенное учебным комитетом время на работу.
   Наблюдение за порядком испытания возложено на командируемых в штабы с этой целью одного или нескольких офицеров. По окончании, работы сдаются одному из наблюдавших офицеров, который отмечает на них время и передает на заключение начальнику корпусного штаба. Оценка работ - по 9-ти бальной системе производится с начала в особой, собираемой по распоряжению командира корпуса, предварительной комиссии, под председательством начальника корпусного штаба. Члены в состав комиссии приглашаются из офицеров всего корпусного района, а также из числа преподавателей, находящихся в этом районе военно-учебных заведений.
   О достоинстве работ судят не только по обнаруженному в ней знанию предмета, но преимущественно по способностям офицера выводить определенные и правильные умозаключения. Внешний вид работы, ее слог, соразмерность, ясность и изящество оборотов речи, а при черчении планов - правильность и аккуратность исполнения принимаются также во внимание.
   По окончании испытаний, полученные экзаменовавшимися офицерами отметки (в общей ведомости), работы по математике, а также и некоторые другие сведения (аттестации, заявления офицеров о намерении изучать в академии математику или языки и др.) - представляются в возможно короткий срок в академию. Академическое начальство передает в учебный комитет (Studient-Kommission), для окончательной оценки, не более 200 работ, по ближайшему усмотрению начальника генерального штаба. Затем, из числа офицеров признанных наиболее подготовленными, начальник генерального штаба, по представлению начальника академии, объявляет о приеме на первый курс академии стольких офицеров, сколько положено по штату, о чем и сообщается в корпусные штабы для уведомления по принадлежности.
   *
   Итак, предметы испытаний для поступления в военные академии европейских государств почти одни и те же. Во Франции и Австрии они распределены между предварительными и главными экзаменами; в Германии - экзамен только один; у нас - предварительное испытание в округах производится по той же программе, как и приемный экзамен в академию и, таким образом, испытание по одним и тем же предметам, в одном и том же объеме, производится два раза.
   *
   Казалось бы, что и у нас следовало организовать приемное испытание в академию генерального штаба, приблизительно, на тех же основаниях, какие приняты в прусской военной академии, т.е. экзамены только один раз и при том не словесные, а письменные.
   В самом деле, ответы на словесных экзаменах, по самому характеру этих последних, ограничиваются, в большинстве случаев, рассказом содержания билета и требуют, преимущественно, таких знаний, которые основаны на памяти (стало быть и сама подготовка принимает характер заучивания, до некоторой степени механического).
  
  

 []

Юнкера на смотре гимнастов в Царском Селе (1915)

  
  
   Положим экзаменатор всегда имеет возможность предложить такой вопрос, который потребует от отвечающего известной находчивости, умения обобщить изученные им факты и сделать из них правильный вывод, но в действительности, когда экзаменуется в день 25-30 человек, на все это понадобилось бы слишком много времени и к тому же было крайне утомительно и для экзаменаторов и для экзаменующихся, несомненно, находящихся несколько в напряженном состоянии, особенно при условии томительно долгого ожидания своей очереди отвечать. Вот почему, на практике, подобного рода вопросы предлагаются редко и, в большинстве случаев, не имеют решительного влияния на оценку ответа.
   А между тем, ясное и широкое понимание предмета, способность к обобщениям и правильным умозаключениям и выводам (для чего в свою очередь и при самой подготовке потребуется постоянный и внимательный анализ изучаемого предмета), для офицера, поступающего в академию генерального штаба, с целью получить высшее военное образование, гораздо более важны, нежели знание деталей курса, обусловленное хорошей памятью.
   Нет сомнения, что испытания письменные, при соответствующем выборе тем и достаточном сроке для исполнения работы, дадут большую возможность судить с уверенностью, насколько экзаменующийся офицер удовлетворяет поставленным выше требованиям. Раз экзамены будут письменные, само собою повторять их два раза не будет надобности.
   В настоящее время главнейшая цель предварительных испытаний при окружных штабах заключается, конечно, в том, чтобы не командировать в Петербург, в академию, к приемному экзамену, тех офицеров, которые обнаружат неудовлетворенность своей подготовки уже на предварительном испытании; вместе с тем избегаются и излишние расходы казны на прогонные деньги таким офицерам. Если же экзамены будут письменные, то отправлять офицеров для экзамена в Петербург не будет надобности вовсе; отсылаются лишь их письменные работы; но просмотр и оценка этих последних, вызываются в академии, для приема на младший курс, только те офицеры, которым принадлежат лучшие по достоинству работы. Нечего и говорить, что при такой постановке дела расходы казны сократятся еще более. <...>
  

Обучение в академиях

   Обучение во французской академии (Ecole superieure de Guerre) продолжается два года. Каждый год подразделяется на два периода: первый - с 15-го ноября по 15-е мая - посвящен слушанию теоретических курсов, работам на заданные по разным вопросам темы (travaux d'etude) и практическим занятиям; второй - с 16-го мая по 1-е октября - работам в поле и большим маневрам. В течение октября офицеры, окончившие 1-й курс, могут быть увольняемы в отпуск.
   Предметы преподавания:
  
   1-й курс.
  
   Часть теоретическая -
  
   а) тактика пехоты, кавалерии и артиллерии отдельно;
   б)тактика трех родов оружия и военная история;
   в) фортификация;
   г) служба генерального штаба в поле;
   д) администрация;
   е) санитарная служба (service de sante) в поле и военная гигиена;
   ж) география, и
   з) топография.
  
   Работы на разные темы (travaux d'etude). Сообразно их характеру исполняется или после полудня или в другое время и касаются различных курсов тактики, службы генерального штаба, администрации и санитарной службы.
  
   Практические занятия - заключаются в решении тактических задач: с небольшими пехотными отрядами (рота, батальон) для офицеров кавалерии и артиллерии; с кавалерийскими отрядами (взвод, эскадрон, полуполк) для офицеров пехоты и инженерных войск; в практических занятиях по службе генерального штаба, по администрации, по санитарной службе в поле; в посещении некоторых военно-технических заведений артиллерийского и инженерного ведомств, а также мастерских картографического отдела (service geographique).
  
   Работы в поле - состоят в маневрировании с кадрами пехоты, кавалерии и артиллерии; в топографической съемке; в практическом изучении атаки и обороны крепостей; в подробном осмотре пограничного района северо-восточной Франции и одной из больших крепостей. Занятия заканчиваются большими маневрами, на которых пехотные и инженерные офицеры принимают участие в кавалерийских полках, а офицеры кавалерии и артиллерии в полках пехотных.
  
   2-й курс.
  
   Часть теоретическая:
  
   а)стратегия, тактика трех родов оружия (tactique generaie) и военная история;
   б)служба генерального штаба в поле;
   в) администрация;
   г) санитарная служба в поле;
   д)фортификация; е) военно-телеграфное дело;
   ж)мобилизация;
   з)служба железных дорог;
   и) география и
   к)морская тактика.
  
   Работы на задаваемые по разным вопросам темы (travaux d'etude) - такого же характера, как и на первом курсе.
   Практические занятия. Тактические упражнения на карте (военная игра). Практические занятия по службе генерального штаба, по администрации и по военно-санитарной службе. Посещение нескольких военных учреждений и заведений, касающихся службы телеграфа, воздухоплавательной и административной (интендантские заведения).
  
   Работы в поле.
  
   Полевая поездка генерального штаба; практическое ознакомление с разного рода военными операциями, принимая Францию за театр военных действий; топографическая съемка; практическое занятие по применению полевой фортификации пребывания, в течение некоторого времени, в школе для стрельбы (ecole a feu) одного из артиллерийских полков; подробный осмотр юго-восточной границы Франции и одной из больших крепостей; ознакомление с одним из больших военных портов и его средствами обороны как неподвижными, так и подвижными. Занятия заканчиваются маневрами, на которых офицеры принимают участие в составе штабов бригады, дивизии и корпуса.
   *
   Курс австрийской военной школы также двухлетний.
  
   Предметы преподавания суть:
  
   1)организация армии и боевые качества войск;
   2) тактика;
   3) основания стратегии с пояснениями на примерах из военной истории;
   4) военная география;
   5) топография и топографическое черчение;
   6) полевая и административная служба генерального штаба;
   7) артиллерия;
   8) фортификация и крепостная война;
   9)естественные науки - сточки зрения применения их к военным целям;
   10) французский язык;
   11) государственное и международное право;
   12)лекции по истории культуры (Kultur-Geschichte);
   13) ситуационное черчение, и
   14)верховая езда.
  
   В течение учебного периода по всем отделам курса производятся письменные и устные репетиции. С 20-го июня до половины августа обучающиеся 1-го курса занимаются съемкой и крокировкою, а слушатели 2-го курса - полевыми поездками (taktische Studienreisen).
   Остальное время - до последних чисел сентября предназначается: слушателям 1-го курса - на вычерчивание съемки, а слушателям 2-го курса - на дальнейшее утверждение в верховой езде и ознакомление, под руководством своих учителей, с маневрированием больших войсковых единиц. В это же время, сверх сказанного выше, слушатели обоих курсов осматривают крепости, присутствуют на учениях технических войск, посещают военно-технические заведения, а если остается свободное время, то и увольняются в краткосрочные отпуски.
   *
   Обучение в прусской военной академии продолжается три года; каждый курс делится на два параллельных отделения (аудитории).
  
   Теоретическое преподавание на всех трех курсах начинается с 1-го октября и заканчивается в исходе июня следующего года. Время от 1-го июля до 1-го октября посвящено практическим занятиям. Офицеры 1-го курса прикомандировываются на это время для несения службы в строю: офицеры пехотные и кавалерийские - к одному из артиллерийских полков своего корпуса, или полков, расположенных в Берлине и его окрестностях; артиллерийские офицеры - к пехотному полку своего корпуса или кавалерийскому полку из числа расположенных в Берлине и окрестностях; инженерные и пионерные офицеры - к одному из пехотных полков. Офицеры 2-го курса - сначала, в течение трех недель, проводят съемку, а затем, до 1-го октября, снова прикомандировываются в строй... Офицеры 3-го курса непосредственно, по окончании теоретического преподавания отправляются на месяц (июль) в полевую поездку, организуемую на маневрах полевых поездок генерального штаба, после чего обучение считается законченным вполне и офицеры возвращаются в свои части.
   На учебном плане, порядке и объеме преподавания в прусской военной академии мы считаем полезным остановиться подробнее, во-первых, потому, что германский генеральный штаб пользуется наибольшей славою, а, во-вторых, потому, что вопросы эти для прусской военной академии обстоятельно разработаны и определенно изложены в особом, утвержденном начальником генерального штаба "Положении" (Lehr-Ordnung der Koniglichen Krieges-Akademie).
   "Соответственно задачам военной академии, говорится в "Положении", учебный план этого заведения должен ставить главнейшею своею целью - дать хорошее военное образование, не вдаваясь в широкую область общеобразовательных наук". "Не надо забывать, однако, и не упускать из виду при обучении, говорит "Положение", что солидное общее образование и здравые понятия в этой отрасли являются непременным условием основательной военной подготовки. Для общеобразовательных предметов достаточно чтения лекций; основою преподавания военных наук должны служить постоянный и живой обмен мыслями между преподавателем и обучающимися и практические занятия, в смысле применения теоретических выводов к определенным частным случаям (так называемый прикладной метод преподавания - applikatorische Lehrmethode)".
  

 []

Юнкера Николаевского инженерного училища в лагере.

Возведение моста (1915)

  
   Объем курса, по каждому отдельному предмету преподавания, представляет также весьма значительный интерес, а потому считаем не лишним коснуться и этого вопроса.
  
   Тактика.
  
   Цель курса - во-первых, усвоить офицерам основательные знания тактических требований своей армии и армий соседних больших государств; во-вторых, путем обучения и задач, ознакомить их со всем разнообразием обстановки на войне.
   Теоретическая часть предмета, на младшем курсе обнимает: а)историческое развитие организации и тактических форм прусской армии (в общих чертах); б) современные уставы, положение о полевой службе и наставление для стрельбы, в той мере как это имеет значение для употребления войск в поле; в)современные боевые порядки больших европейских государств (подробно).
   Отделы тактики о бое, походном положении и расположении на отдых изучаются на задачах (отряды незначительной величины). На взаимодействие и поддержку друг друга родов оружия должно быть обращено особенное внимание.
   На втором и третьем курсах - исключительно прикладная тактика. Преподавание ведется, таким образом, чтобы различные вопросы по управлению войсками и ведению боя изучались на втором курсе путем исследования разносторонней боевой деятельности дивизии (пехотной и кавалерийской), а на третьем курсе - таковой же деятельности корпуса. Для большей естественности в обстановке рекомендуется рассматривать упомянутые выше войсковые единицы не как самостоятельные, а как части одного большого целого.
   Преподаватель должен стараться оживить изучение предмета примерами упражнениями как на плане, так и в поле. Это удается ему тем совершеннее, чем больше он воспользуется результатами исследования деятельности войск в новейших войнах.
  
   Военная история.
  
   На первом курсе изучают один или несколько походов Фридриха Великого; на втором - войны французской революции или Наполеона 1-го и, наконец, на третьем курсе - войны новейших времен, после Наполеона, преимущественно времени императора Вильгельма 1.
   Преподавание не должно ограничиваться последовательным описанием военных событий, но рассматривать их во взаимной связи и изучать их причины, исследовать вопросы о ведении войны, сообразуясь с присущими той или другой эпохе воззрениями на военное дело. - Путем привлечения слушателей к критической оценке, преподавание получает особый интерес и побуждает обучающегося к оживленной работе. <...>
   *
   Полный курс Николаевской академии генерального штаба продолжается, как известно, два года и состоит из теоретического преподавания и практических занятий; сверх того имеется дополнительный курс.
   Не входя в потребности постановки и объема преподавания по каждому предмету, ограничимся лишь указанием распределения занятий по курсам.
  
   Независимо поименованных предметов могут читаться офицерам и необязательные курсы. Сверх того, верховая езда.
   Практические занятия в академии заключались:
  
   а)на младшем курсе - две инструментальных съемки (по одному месяцу каждая) и одна глазомерная съемка (в течение трех недель).
   б)На старшем курсе - одна полуинструментальная съемка (около месяца), одна глазомерная съемка (три недели) и полевые поездки (три недели).
  
   Занятия дополнительного курса состоят:
  
   а) из двух самостоятельных назначаемых словесно работ: одной по военной истории и другой по какому-либо вопросу из тактики или стратегии, и
   б)стратегически тактической задачи (письменной; отряд силою в один корпус).
  
   <...>

.

  
  
   Военные академии первостепенных государств Европы // Военный сборник. - 1898. - N11. - с.36 - 78
  
   ...
  
   Наука Побеждать - ч. 3   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   ...
   Общее заключение об юнкерских училищах   29k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Санитарное и общие отзывы о юнкерах   25k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Опыт и проблемы воспитания в юнкерских училищах   96k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 7 шт.
  
   Опыт учебного воспитания юнкерских училищ   39k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Взгляд На Задачи Юнкерских Училищ   19k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Необходимость новой системы юнкерских училищ   27k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Сведения о юнкерских училищах   17k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Первоначальное Устройство Юнкерских Школ   46k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  
   ...
   Протекция   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть восьмая
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012