ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Комбриг

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попель: "Однажды командиры с завистливым пристрастием допрашивали Бурду (комбрига). - Везучий ты. - Везение ни при чем. Надо умело отбирать людей. - Поучи. - Могу по секрету. Когда приходит пополнение, я беру первых попавшихся. - ??? - Уж коль они чувствуют себя "отобранными", не подкачают"...


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

  

Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Художник Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943)

Н. Попель

Комбриг

(история, которая поучает)

(фрагменты из кн. "В тяжкую пору")

  
   Продолжение
  
  
  
   "Студебеккеры", застрявшие на пути от Погребища к Монастырищу, лишь в мае по подсохшим дорогам догнали армию у Черновиц.
  
   Что ни день, мне приносили "красные бумажки", адресованные Кириллову, -- шифровки, которые по довоенной традиции печатались на красной бумаге.
  
   "Кириллов" -- одна из моих условных фамилий, употреблявшихся в целях военной конспирации. Чаще всего шифровки содержали просьбы о ГСМ и боеприпасах, особенно о подкалиберных снарядах.
   Подкалиберных мы получали лишь 10 процентов к общему количеству снарядов.
   А спрос на них, пробивающих броню, очень велик.
  
   Снабжение, снабжение, снабжение -- об этом говорим на заседаниях Военного совета, на совещаниях с командирами и политработниками.
   Автотранспорт бессилен.
  
   На снабжение переключились эвакороты со своими тягачами -- безбашенными танками и тракторами.
   Эти тягачи волокут огромные самодельные сани, уставленные ящиками и бочками. На металле бочек выдавлены латинские буквы.
   Захваченные в Казатине склады тары пришлись кстати. В них мы поживились не только бочками, но и емкими контейнерами для горючего, удобными канистрами.
  
   Гитлеровцы, снаряжая вермахт к войне, неплохо позаботились о различных видах тары.
   И сейчас, когда успех склонился на нашу сторону, мы пользуемся этой немецкой предусмотрительностью.
  
   **
  
   Среди шифровок обратила на себя внимание подписанная непривычной для меня фамилией Потоцкий.
   Лишь недавно в одну из бригад корпуса Гетмана прибыл начальником политотдела подполковник Потоцкий. Ночью на ходу он представился и после короткой беседы (я должен был вот-вот уехать) отправился в бригаду.
  
   Новый начальник политотдела в первой своей шифровке просил срочно прислать душ и дезинфекционную камеру.
   Отправляясь в корпус Гетмана, я намеревался побывать и у Потоцкого.
  
   **
  
   Ехал туда спустя два дня после совещания в штабе фронта, на котором мы впервые услышали давно ожидаемую новость: окружение корсунь-шевченковской группировки завершено!
  
   Как только кольцо замкнулось, немцы, судорожно напрягая силы, бросились на прорыв. 4 и 5 февраля они отчаянно пытались разорвать стальной обруч. Атаки не стихали ни днем ни ночью.
  
   Из частей нашей танковой армии только группа Гетмана находилась на внутреннем обводе.
   Ей основательно досталось в эти дни.
  
   **
  
   Командный пункт Гетмана километрах в трех от передовой.
  
   Офицеры сидят в тесном низком погребе.
   Под ногами хрустит картошка.
   Пахнущие рассолом бочки из-под квашеной капусты заменяют скамейки и стулья.
  
   Низкий потолок не дает Гетману выпрямиться.
   Он стоит, ссутулив широкие плечи, пригнув голову, и курит. Из расползающейся цигарки сыплется табак. Андрей Лаврентьевич -- некурящий, табаком он балуется лишь когда нервничает. Толстыми, плохо гнущимися пальцами неумело сворачивает нескладные самокрутки.
  
   -- Левее нас становится еще один танковый корпус, - сообщает Гетман, -- фронт уплотняется. Скоро немцам "котле" крышка. Прошу помнить, что при передаче позиций возможны контратаки противника.
   После Гетмана говорит начальник политотдела корпуса генерал Орлов.
   Говорит тихо, значительно, каждое слово у него выверено.
  
   **
  
  
   Прежде чем закончить совещание, я знакомлю присутствующих с текстом обращения к командованию окруженной вражеской группировки:
  
   "Во избежание ненужного кровопролития, мы предлагаем вам принять следующие условия капитуляции:
   1. Все окруженные немецкие войска во главе с вами и с вашими штабами немедленно прекращают боевые действия.
   2. Вы передаете нам весь личный состав, оружие, все боевое снаряжение и транспортные средства, а также всю технику неповрежденной.
   3. Мы гарантируем всем офицерам и солдатам, прекратившим сопротивление, жизнь и безопасность, а после окончания войны возвращение в Германию или в любую другую страну по личному желанию военнопленных.
   4. Всему личному составу сдавшихся частей будут сохранены военная форма, знаки различия и ордена, личная собственность и ценности, а старшему офицерскому составу, кроме того, будет сохранено и личное оружие.
   5. Всем раненым и больным будет оказана медицинская помощь.
   6. Всем сдавшимся офицерам, унтер-офицерам и солдатам будет обеспечено немедленное питание.
   7. Ваш ответ ожидается к 11:00 9 февраля 1944 г. по московскому времени в письменной форме через ваших личных представителей, которым надлежит ехать легковой машиной с белым флагом по дороге, идущей от Корсунь-Шевченковского через Стеблев на Хировка.
   8. Ваш представитель будет встречен уполномоченным русским офицером в районе восточной окраины Хировка 9 февраля 1944 г. в 11 час. 00 мин. по московскому времени.
   9. Если вы отклоните наше предложение сложить оружие, то войска Красной Армии и Военно-Воздушного флота начнут действовать по уничтожению окруженных ваших войск, и ответственность за их уничтожение понесете вы".
  
   **
  
   Документ непривычен для нас.
  
   Там, где раньше бывала 1-я танковая армия, командованию не приходилось обращаться к противнику с такого рода предложениями.
  
   -- Вдруг да сдадутся, -- неуверенно произносит кто-то.
   -- Как же, держи карман, -- мрачно перебивает Гетман.
  
   -- Рассчитывать на сдачу трудно, -- продолжаю я, -- однако даже если есть один шанс против ста, надо предлагать капитуляцию. Нам известно, что Гитлер специальным приказом запретил сдаваться, обещал выручить из "котла". И пока что немцы выполняют приказы фюрера...
  
   Неподалеку с тяжелым грохотом рвутся один за другим снаряды. Со стен погреба сыплется земля.
   -- Уразумели? -- спрашивает Гетман.
  
   **
  
   После совещания мы втроем -- Гетман, начальник политотдела корпуса Орлов и я -- завтракаем.
  
   Одна из бочек поставлена на попа, застелена газетой.
   В котелках дымится пшенная каша с кусочками обжаренного сала.
  
   -- Надоела хуже тещи, -- жалуется Гетман. -- Пшено та пшено... В мотострелковую бригаду новый начполитотдела прибыл с ясновельможной фамилией. Как его, Орлов?
  
   Орлов подул на ложечку, пожал плечами.
  
   -- Так тот начальник придумал у крестьян пшено на картошку менять. Не дурак мужик...
  
   -- Лучше бы занимался вопросами партийно-политической работы, -- поморщился Орлов.-- Пусть бы каждый свои обязанности исполнял, больше бы толку было.
   -- Что верно, то верно, -- быстро согласился Гетман. -- Только я по простоте полагаю, сытый солдат лучше агитацию воспринимает, а главное -- крепче воюет.
  
   -- Не наша философия, -- сурово вставляет Орлов. -- Наполеон так рассуждал, путь к сердцу солдата лежит через желудок. Советский боец должен быть сознательным и идейным, независимо от условий.
  
   **
  
   "Добивая" кашу, я поглядываю на Орлова.
  
   Знаю его почти полтора десятилетия.
   Когда-то вместе учились.
   Потом встречались на сборах, совещаниях.
  
   Степан Митрофанович звезд с неба не хватал, но работал старательно. Года за три до войны неожиданно для нас, издавна помнивших его, стал быстро продвигаться по службе.
   После боев на Курской дуге, будучи в Москве, в коридоре ПУРа, где толпились ожидавшие назначения политработники, я нос к носу столкнулся с Орловым.
  
   -- У тебя есть какая-нибудь должность? Возьми хоть на роту, -- взмолился Орлов.
   -- На роте генерал не положен. А вот начальник политотдела корпуса требуется.
  
   Когда я назвал фамилию Орлова, работник управления кадров недоуменно и соболезнующе посмотрел на меня.
   Но не возразил.
  
   -- Что ж, дело хозяйское. Прохождение службы у него приличное, взысканий не имеет.
  
   Я пропустил тогда мимо ушей эти слова.
   Более или менее знакомый человек, а то еще бог знает кого просватают...
  
   **
  
   Мы с Гетманом разделались со своими котелками.
   Орлов продолжал невозмутимо есть.
  
   Лицо у Орлова чистое, белое, без морщин. Лицо, на котором ни солнце ни ветер не оставляют следов.
  
   Я сразу разгадал наивную хитрость Гетмана, вдруг "забывшего" фамилию нового начальника политотдела бригады и обратившегося за помощью к Орлову. Гетман не станет прямо жаловаться на своего заместителя по политической части, но даст понять: вот полюбуйся, кого мне прислали.
  
   -- Неужто вы не были у Потоцкого? -- спросил я, когда мы с Орловым направлялись к "хорьку", чтобы ехать в бригаду.
  
   Прибыв на фронт, Степан Митрофанович предложил перейти на "вы". Я вначале не согласился. Но как-то само собой получилось, что мы все же стали говорить друг другу "вы".
  
   -- Не был, -- невозмутимо ответил Орлов. -- Он лишь две недели в корпусе. Акт о приеме должности прислал. С просьбами не обращался. А в таком деле, как изучение кадров, поспешность ни к чему.
   Я не стал возражать.
  
   **
  
   Потоцкого на командном пункте бригады мы не застали.
   Из политотдельцев здесь сидел лишь инструктор по информации, пожилой, сгорбленный капитан с черным напальчником на руке.
  
   -- У нас теперь новый начальник и новый порядок -- все в частях, -- сообщил капитан, и нельзя было понять, по душе ему этот "новый порядок" или нет.
   -- Лучше, когда в частях? -- поинтересовался я.
   -- Пожалуй, лучше. Теперь в донесениях материал посвежее, факты сами проверяем. Однако непривычно как-то, неспокойно.
  
   **
  
   Прежде чем в одном из батальонов мы встретили Потоцкого, у меня уже складывалось о нем впечатление как о человеке деятельном, въедливом.
   Не всем это нравилось.
  
   Заместитель командира бригады по тылу обиженно спрашивал, нельзя ли его избавить от постоянных придирок нового начальника политотдела.
  
   -- Нельзя, -- резко сказал я.-- Нельзя потому, что ваши кладовщики пьянствуют, а люди в окопах, кроме пшена, ничего не видят, неделями не могут дождаться бани. Нельзя потому, что вы сами раньше жили с машинисткой, а теперь ездите в госпиталь к медсестре...
  
   Подполковник интендантской службы, не ожидавший, что дело примет такой оборот, пробормотал:
  
   -- Потоцкий успел накляузничать.
   -- Я, к сожалению, еще не видел Потоцкого...
  
   Ко всем этим жалобам и разговорам Орлов проявлял каменное безразличие.
   Не выдержав, я спросил:
  
   -- Почему молчите?
   -- В присутствии старшего начальника мне нет необходимости высказывать свое мнение.
   -- А иметь его есть необходимость?
   -- Я его имею, товарищ член Военного совета, -- с достоинством произнес Орлов, так ничего и не сказав по существу.
  
   **
  
   Мы шли по полю.
  
   Сегодня мотострелковая бригада не имела непосредственного соприкосновения с противником. Где-то левее не смолкая заливались пулеметы, а сюда лишь изредка залетали снаряды, рвавшиеся среди бесформенных окопов. Случалось, снаряды падали неподалеку. Лицо Орлова оставалось бесстрастным. На землю он плюхался лишь тогда, когда плюхался я. А встав, прежде всего приводил в порядок свой кожаный реглан.
  
   Нет человека, который не реагировал бы на разрыв мины или снаряда, на свист пули или осколка.
   Но один умеет подчинить реакцию своей воле, другому это удается.
  
   Орлов держался в высшей мере хладнокровно.
   Но даже хладнокровие, которое так нравилось мне в других было чем-то неприятно в Орлове...
  
   Из-за кустов доносился незнакомый голос:
   -- Без бруствера окопу грош цена. Создается впечатление, будто вы просто отвыкли от обороны, зазнались. малость. А на войне за зазнайство кровью расплачиваются!
  
   **
  
   Говоривший и оказался Потоцким.
  
   На нем была короткая перемазанная шинель и кирзовые сапоги с широкими, облепленными грязью голенищами. Через плечо на парусиновом ремешке болталась туго набитая полевая сумка из немудрящего кожзаменителя.
  
   Потоцкого, как и Ружина, на первый взгляд можно было принять за политработника, недавно призванного из запаса.
  
   Между тем Федор Евтихеевич служил в армии с тридцать девятого года, был корреспондентом "Красной звезды", редактировал дивизионную газету в Самборе и нюхал порох с первого дня, вернее, первой ночи войны.
   Ему было просто не до тех мелочей в одежде, которые иногда отличают кадрового командира от "приписника".
  
   **
  
   Все это я узнал и понял за те полтора часа, что мы с Потоцким и Орловым обходили батальон и рассказывали солдатам об окруженной группировке, об обращении нашего командования.
  
   -- А если передать немцам обращение через МГУ? -- задал мне вопрос Потоцкий. -- Чтобы все немецкие солдаты знали, а не только командование.
   -- Оно бы не худо, да нет перевода.
  
   -- Не боги горшки обжигают. Готовился к войне -- долбил немецкий. После Испании дал себе зарок. Считала война с Гитлером неизбежна, в войне неизбежна наша победа, а коль так, в Германии неизбежна пролетарская революция. Надо будет помогать немцам. Немножко схематично. Но в принципе и сейчас считаю, схема верна... А вот наш инструктор по работе среди войск противника немецкий язык не очень-то жалует. Но грамматикой владеет сносно. Мы с ним переведем, я ночью прочитаю через установку. Как вы на это дело смотрите?
  
   **
  
   Потоцкий говорил живо, свободно, с располагавшей к нему откровенностью.
   Мне он понравился с первого раза.
  
   Я был уверен: в армии появился еще один дельный, думающий политработник. Может быть, не всегда умелый организатор, порой стремящийся одновременно находиться минимум в трех местах.
  
   Но насколько эта горячность, непосредственность и прямота дороже величественной неподвижности Орлова.
  
   **
  
   Я невольно сравнивал их -- скрипевшего новеньким регланом хмурого Орлова и широко шагавшего Потоцкого, решительным жестом отбрасывающего за спину толстую полевую сумку.
  
   Вечером, прощаясь с Потоцким, я спросил у Орлова:
   -- Имеете что-нибудь сказать подполковнику?
   -- Мог бы... Вот вам, товарищ Потоцкий, совет: не распыляйтесь, находите главное звено, неустанно повышайте идейный уровень партполитработы...
   Что ж, все было правильно...
  
   Каждый из нас отправлялся по своим делам: Орлов -- в политотдел корпуса, Потоцкий -- переводить на немецкий язык обращение, а я -- в бригаду Бурды.
  
   Мне еще не раз доводилось встречаться с Потоцким.
  
   О многом мы успели переговорить с ним до того злого часа, когда на улице Берлина немецкая пуля, скользнув по эмали ордена, вошла в его сердце.
  
   **
  
   Танки и колесные машины нашей армии имели на бортах условный знак: ромб, рассеченный посредине, над линейкой -- номер бригады, под линейкой -- номер батальона.
  
   Едешь куда тебе надо и сверяешься по этим привычным белым знакам на грузовиках и танках, которые отстали в пути, застряли на дорогах.
  
   В бригаду Бурды добираться труднее: редко когда встретишь такие ориентиры.
  
   Полагайся на карту, узнавай у встречных.
  
   Михаил Михайлович Балыков в таких случаях припоминает один и тот же фронтовой анекдот. Крестьянский мальчуган кричит матери: "Мамка, командир карту вытаскивает, сейчас дорогу спрашивать будет".
  
   **
  
   У Бурды техника не отстает.
   У него не оставят на полпути танк с забарахлившим мотором, севшую на дифер полуторку, на марше колонна не растянется более чем предусмотрено наставлением.
  
   Зато место стоянки бригады определишь без ошибки: танки поставлены так, что в любую минуту готовы открыть огонь и начать маневр.
   Один не помешает другому.
   Как бы ни устали люди, они не забудут об охранении.
  
   **
  
   Однажды командиры с завистливым пристрастием допрашивали Бурду.
  
   -- Везучий ты.
   -- Везение ни при чем. Надо умело отбирать людей.
   -- Поучи.
   -- Могу по секрету. Когда приходит пополнение, я беру первых попавшихся.
   -- ???
   -- Уж коль они чувствуют себя "отобранными", не подкачают...
  
   **
  
   "Хорьх" проваливается в скрытые грязью колдобины и, напрягая все свои двести лошадиных сил, выбирается из них.
   Я ловлю себя на неуместной улыбке.
   Откуда она?
  
   Да ведь я думаю о Бурде, о его веселой, неуемной деловитости.
  
   Передо мной стоит радостно оживленное смуглое лицо командира "бурдейской" бригады.
  
   -- Не устали? -- спрашивает Бурда, едва я вылезаю из машины. -- Покажу, как "расписывались" нынче утром наши танкисты.
  
   Он никогда не скажет "мои" танкисты, "мои" люди.
  
   **
  
   Среди деревьев с обрубленными осколками сучьями, с белыми, сочащимися соком ранами -- три "пантеры".
  
   Одна, скособочившаяся у обрыва, отсвечивает черно-оранжевой окалиной, пушка бессмысленно нацелена в качающиеся вершины. Две другие вырвались к дороге и будто по команде остановились. Передняя -- с дырой в борту, задняя -- с распластавшейся по мокрой земле гусеницей.
  
   -- Чисто сработано,-- удовлетворенно похлопывает Бурда по шершавому влажному металлу. -- Машины крашены в желтый цвет. Предназначались в Африку. Это и пленные экипажи подтвердили. А попали вот на Украину.
  
   **
  
   Всякий раз при виде подбитого немецкого танка я испытываю волнение.
  
   Где-то в далекой Германии старательно изготовили могучую махину, способную расстреливать и давить людей, крушить жилища.
   Кто знает, сколько крови и слез пролилось по вине этой длинноствольной пушки, этих жадно впившихся в землю гусениц!
  
   А сейчас передо мной уже безобидная, нелепо застывшая у проселка замысловатая гора металла.
   Она лишилась своего основного назначения -- способности приносить смерть.
   И метаморфоза произошла благодаря тому, что нашелся человек, который оказался сильнее легированной стали, у которого в минуту, когда смерть была совсем рядом, достало хладнокровия, чтобы верно прицелиться и выстрелить.
  
   Скоро война уйдет из этих мест.
   Ребятишки будут лазать по танку, спускаться через люк в его темную, таинственную глубину...
  
   **
  
   Бурда прервал мои размышления:
  
   -- Хочу насчет партактива посоветоваться... Последнее время брехунов много развелось. Иной приврет, чтобы орден получить, иной -- чтобы избежать взыскания, а иной -- по привычке, на всякий случай. Три дня назад послал старшего лейтенанта Косицына разведать противника. Возвращается, глаза -- плошки, дышит, что твой паровоз: "У немцев сосредоточение -- танков с полсотни, артиллерия на огневых". Ладно, говорю, отдыхайте, спасибо за службу. А сам послал новую разведку. Спустя час докладывают, что стоят у немцев картонные макеты трех танков, пушками и вовсе не пахнет. Косицын, между прочим, кандидат ВКП(б). Вот мы с Боярским и задумали партактив насчет брехни и брехунов собрать... Да нет, название культурное придумаем, например: "О правдивости в информации" или "О честности коммуниста в бою".
  
   -- Ну а что смущает?
   -- Спросил генерала Орлова, а он не одобрил: "Обобщаете частные факты".
   -- Запретил?
   -- Запретить не запретил и разрешить не разрешил: "Надо все взвесить, обговорить с кем следует. Спешить в таком деле ни к чему".
  
   **
  
   Вольно или невольно Бурда копировал интонации Орлова.
   Я легко представил себе невозмутимого начпокора с его "взвесить, обговорить..."
  
   -- Торопливость, и верно, не нужна, -- старался я по возможности не уронить авторитет Орлова. -- Но и тянуть тоже не следует. Вопрос важный. Проводите актив...
  
   **
  
   Вторую половину дня и первую половину ночи в полосе бригады Бурды немцы не давали о себе знать.
  
   Назавтра в одиннадцать часов истекал срок ультиматума.
   Но еще на исходе ночи мы поняли, что капитуляцией не пахнет.
  
   Вопреки обыкновению, немцы в темноте, под покровом тумана пустили танки.
   Их встретили на коротких дистанциях "тридцатьчетверки", притаившиеся в засадах. Но огонь из засад на этот раз был малоэффективен. Предрассветный сумрак и белесый туман мешали прицельной стрельбе.
   Немецкие машины вышли на рубеж, где стояли подбитые "пантеры", и затормозили.
   В темноте они чувствовали себя неуверенно, боялись оторваться от пехоты.
  
   **
  
   Бурда вызвал командира батальона капитана Федоренко, великана, едва влезавшего в танк.
  
   -- Давай по-над рощей Угольной во фланг немцам. Пользуйся туманом. Огня прежде времени не открывай. Тут надо верняком бить. Когда отрежешь немцев, дай серию красных ракет, чтобы свои не обстреляли.
  
   Маленький тонкий командир бригады, вскинув голову, посмотрел в глаза молчавшему батальонному:
   -- Поспешай, Василий Сидорович.
  
   **
  
   Танки взвыли и исчезли в тумане.
   Утреннее солнце едва просвечивало сквозь плотную дымку. Туман не только не рассеивался, но сгущался, непроницаемой пеленой обволакивая деревья и дома, приглушая выстрелы и урчание моторов.
   Нельзя было понять, что происходит, где наши машины, где -- вражеские.
  
   Федоренко докладывал лаконично и не ахти как вразумительно.
   Стрельба то приближалась, и казалось, танки вот-вот вынырнут из тумана, то откатывалась. Федоренко сообщил: "Вышел на немецкую пехоту, нахожусь в тылу у прорвавшихся танков".
   А через десять минут новое: "Танки повернули на меня. Отхожу. Приготовьте отсечный огонь".
  
   **
  
   Донесения, которые получал Бурда, приказания, которые он отдавал, отражались на его подвижном смуглом лице.
  
   "Добро тебе, Федоренко, -- кричал Бурда в микрофон,-- заманивай на себя немцев. Мы их встретим".
  
   Но в то время, когда Федоренко оттягивал на себя и подводил под артиллерийский огонь фашистские танки, несколько вражеских машин, возможно заблудившихся, оказались в непосредственной близости от командного пункта.
  
   В комнате, где мы сидели, что-то коротко треснуло и на стол посыпались мелкие щепки. В полуметре над нашими головами просвистела болванка, насквозь прошившая хату. Из двух дыр на противоположных стенах потянуло влажным холодом.
  
   **
  
   Бурда в сердцах швырнул на скамейку ушанку, отцепил с пояса шлем и бросил на ходу:
   -- Штаб, в ружье!
  
   Я выскочил вслед за Бурдой.
   Но уже не видел его.
  
   По шуму мотора догадался: командир повел свой танк.
   Я крикнул подбежавшему Коровкину: "Заводи!". Влез в "тридцатьчетверку". Хорошо, что в этот раз взял ее с собой, не довольствуясь "хорьхом".
  
   Среди деревьев мелькнул неясный, выхваченный из тумана вспышкой силуэт машины Бурды.
   Я приказал Коровкину открыть огонь и не отрываться от командира бригады.
  
   **
  
   Лихорадка боя снимает ощущение времени и места.
  
   Не заметил, как мы, маневрируя, вышли к окраине Цыбулева. Кусок стены у ближнего сарая рухнул и в проеме показался ствол самоходки. К моему танку бежал человек в комбинезоне.
   Я открыл люк и рукой показал ему направление огня.
  
   Самоходка ухнула, выбросив длинный лоскут пламени. Дым не успел рассеяться -- новый столб огня. В сыром воздухе запахло едучей гарью.
  
   "Тридцатьчетверка" рванулась вперед.
   И тут я услышал в шлемофоне голос Бурды. Комбриг спрашивал, чей танк идет за ним.
   -- Спасибо, товарищ Кириллов. Берите вправо, меняйте позицию.
   Коровкин выполнил команду.
   **
  
   Танк, покачиваясь, шел по пахоте, на которой сохранились еще не стаявшие белые плешины снега.
  
   Немецкие машины, прикрываясь огнем, откатывались к югу, надеялись укрыться в роще между Цыбулевом и Монастырищем.
  
   Я поднес ко рту микрофон и с неожиданно охватив шей меня радостью крикнул:
   -- Добро, Александр Федорович. Не дал в обиду свой капэ.
  
   **
  
   Ответа не было.
   Танк Бурды, не отвечая, мчался впереди.
   Вдруг резко затормозил. Я приказал Коровкииу приблизиться, прикрывая огнем "тридцатьчетверку" командира бригады.
  
   Из переднего люка машины Бурды вывалился механик-водитель. Размахивая руками, он бежал нам навстречу.
   Я отбросил верхний люк и услышал:
   -- Батьку убили!..
  
   На поле рвались редкие снаряды.
   Но их никто не замечал.
  
   Когда мы с Коровкиным поднялись на "тридцатьчетверку" Бурды, из Цыбулева уже подбежали к нам артиллеристы.
  
   Через верхний люк мы осторожно поднимали обмякшее тело командира бригады. Бурда едва слышно хрипло стонал, закусив нижнюю губу. Руки поднимавших его снизу радиста и командира орудия были в крови. Кровь заливала располосованную на животе шинель Бурды.
  
   **
  
   Откуда-то прибежала медсестра, появились носилки.
   Их поставили на снег, и снег вокруг стал рыхлым, багровым. Бурда лежал на спине. Изо рта по бледным, утратившим смуглость щекам тоже струилась кровь.
   Глаза, подернутые влагой, неподвижно смотрели в небо.
  
   Я опустился на колени в тщетном желании что-то услышать от умирающего.
   Бурда молчал.
   И я увидел, как стекленеет на его глазах влага, как сомкнулись губы, намертво спаянные застывшей кровью...
  
   Произошло это через четверть часа после того, как истек срок ультиматума, предъявленного нашим командованием окруженным гитлеровским войскам -- в одиннадцать пятнадцать 9 февраля 1944 года.
  
   **
  
   А еще через несколько дней, когда кольцо окружения сжалось, группа Гетмана вслед за другими частями нашей армии начала передислокацию.
  
   Уже без нас пленили остатки сопротивлявшихся близ Корсунь-Шевченковского немецких полков.
   Без нас подсчитывали потери и трофеи.
  
   Наш маршрут лежал на северо-запад, к Шепетовке, на рубеж, с которого должна была начаться новая наступательная операция. По пути мы миновали ничем для нас прежде не примечательное местечко Ружин.
  
   На площади, в центре местечка, стояла "тридцатьчетверка" с глубокой вмятиной на башне.
   Танк командира бригады подполковника Бурды застыл памятником на его могиле...
  
  
  
   **
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

Николай Кириллович Попель (1901 - 1980) - генерал-лейтенант танковых войск, автор книги "В тяжкую пору"...

  

*****************************************************************

  
   0x01 graphic
  
   Если посмотреть правде в глаза...
  

0x01 graphic

   Горячий 1991-й   10k   Годы событий: 1991. "Фрагмент" Мемуары Комментарии: 8 (25/11/2008) Размещен: 25/11/2008, изменен: 25/04/2010. 10k. Статистика.
  
      С начала года Прибалтика взяла на себя роль разрушителя СССР.
      Январские события 1991 года в Вильнюсе, когда советские войска штурмом взяли здание телецентра, дали повод Ельцину обратиться с открытым письмом к народам Прибалтики, где имелось обращение и к советским воинам.
   Обращение Ельцина к военнослужащим войск, дислоцирующихся на территории Прибалтики, - это фактический призыв к невыполнению нами конституционного долга...
      Растаскивание Вооруженных Сил по национальным квартирам не только подорвет обороноспособность государства, но и чревато усилением межнациональных распрей" (КЗ.19.1.91 г.)
    Под влиянием впечатляющего примера Прибалтики активизировались события на Кавказе и в Закавказье.
      Уже тогда деятели науки, культуры, медицины и спорта Грузии обратились с письмом ко "всем демократическим силам СССР" и президенту США Д. Бушу: "Режиссером кровавых спектаклей в Нагорном Карабахе, Фергане, Баку, Молдове, Вильнюсе, Риге ... всегда была партократия центра, поддерживаемая представителями военно-промышленного комплекса".
      Вранье Ельцина дорого обошлось всем нам.
      Обман сегодняшний, думаю, может иметь несравненно большие последствия.
      Взываю вновь: не рушьте то, что несет спасение нашей государственности, а всем нам - гарантию надежной защиты. Не уничтожайте вооруженные силы и не губите офицерство.
   Лишь армия и флот - надежный оплот граждан России.
  

0x01 graphic

  
   Не в Сердюкове дело!   10k   Оценка:5.03*21   Годы событий: 2008. "Статья" Комментарии: 55 (18/02/2014) Размещен: 23/11/2008, изменен: 12/03/2012. 10k. Статистика.
   Я был, пожалуй, одним из первых, кто негативно откликнулся на назначение нового министра обороны.
    Уже тогда мне было ясно, что Сердюков всего лишь пешка в большой политике.
   Вот и вчера (22.11.08 г.) в аналитической программе Алексея Пушкова "Постскриптум" в устах военных экспертов и корреспондентов программы телезрителям упорно навязывалась мыль о том, что родоначальником всех грядущих губительных для обороноспособности мероприятий является министр Сердюков.
   Он, конечно, понимает, что избран на роль "козла отпущения"...
   Зачем тогда нужны такие "аналитики" и "военэксперты".
   Ведь полуправда - это та же ЛОЖЬ.
   Если вы не хотите сказать всей правды, молчите, но не вводите людей в заблуждение своей особой осведомленностью, знанием дела и умением доходить до логического конца.
   Если же взять начальников, подвластных верховному правителю, то со всей очевидностью заметна следующая закономерность: как бы близко он ни был к своему повелителю, он всегда подотчетен своему патрону.
      У такого начальника есть предел для собственной инициативы.
   Сердюков - не исключение из этого правила.
   Он волен самостоятельно изменять что-либо в военном организме по мелочам, не затрагивая его основ.
   Он может, к примеру, перетащить в свой аппарат приятелей по прежней службе, или же обзавестись собственной гвардией помощников и миловидных девиц. Может он самостоятельно сместить, так называемую, "мелкую сошку", но ему не по зубам люди, занимающие ключевые позиции в военном ведомстве.
   В крупных делах "рулевым" является верховный главнокомандующий, т.е. президент.
   В свое время я поверил в способность Путина поднять Россию с колен и дать россиянам возможность облагородить и улучшить свою жизнь.
   Вдохновили меня и первые шаги нового президента...
   Но как ушат холодной воды на мою восторженную голову свалилось известие о губительных планах разрушения одной из важнейших опор нашей государственности - вооруженных сил.
   Печальнее всего, что бьют в самое сердце обороноспособности - офицерство.
   Опомнитесь, господа политики.
   Вы рубите сук, на котором сидите не только вы, но и все граждане нашей много страдальной России.
  
  

0x01 graphic

Пещера сплина.

Художник Обри Винсент Бёрдслей

   Заговор верхов   10k   Годы событий: 1991. "Фрагмент" Мемуары Комментарии: 2 (26/11/2008) Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  
   Ельцин понимал, что власть Горбачева настолько ослабела, что настало время активно готовиться к смене власти.
      Обычно в этих случаях прибегают к приему очернений и обвинений.   Так сделал и Ельцин.
      В многочисленных интервью он не устает повторять: "Я предупреждал в 1987 году, что у Горбачева есть в характере стремление к абсолютизации личной власти. Он все это уже сделал и подвел страну к диктатуре, красиво называя это президентским правлением".
   Горбачев, если бы хотел навести порядок сильной рукой, давно бы сделал это. Но в 1991 году Горбачев утратил почти все бразды правления. Он перестал контролировать обстановку. Ему не на кого было опереться.
      От него стали отпочковываться былые соратники, почувствовавшие закат горбачевской поры.
      Прежде всего, это были А. Яковлев, идеолог чудовищного социального эксперимента и идейный вдохновитель оппозиции, и Э. Шеварднадзе, творец международных "инициатив", подорвавших международные позиции и авторитет СССР в мире.
   Таких, как Яковлев и Шеварднадзе не надо записываться в святые, им место в чистилище, а не в раю.
   Кто были эти люди?
      Почти 38% - бывшие члены ЦК КПСС, все 100% - из компартии, 50% - из исполнительной власти самого высокого уровня (КЗ. 6.7. 91 г.)
      Это уже было похоже на заговор "верхов".
   Мои личные впечатления о Ельцине сложились в 1989-1990 годах и они были основаны на личном восприятии этого человека, прежде всего, во время митингов в Лужниках.
      Вначале, как человек неординарный, Ельцин произвел впечатление человека борющегося за справедливость. Его популистские акции, типа проезда на работу в трамвае или троллейбусе, хождения в магазины и разносы продавцов у пустых прилавков, яркие выступления на последних съездах и пленумах ЦК КПСС вызывали уважение.
   С поры митингов в Лужниках мне стало понятно, что ставка на Ельцина, как на достойного политического лидера, не может быть правильной.
      Я перестал доверять Ельцину как политику и государственному мужу, еще не зная, насколько аморален и ничтожен он как человек. Это выяснилось позже...
  

*********************************************************************

  

0x01 graphic

Ex-libris (этикет для книг) \

частной библиотеки Екатерины II

Труд выполнен в

Научно-исследовательском центре

Военной академии Генерального Штаба

Вооруженных Сил РФ

Автор-составитель

А.И. КАМЕНЕВ

  
   Педагогика русского боевого искусства / Авт.-сост. А.И. Каменев. Под ред. В.С. Чечеватова; ВАГШ ВС РФ. - М., 2002. - 471 с.
  

ВВЕДЕНИЕ

  
   История разных стран неоднократно доказывала людям, что сила и достоинство государства зиждется на мощи его вооруженных сил. В то же время история войн и военного искусства многократно свидетельствовала о том, что победоносные армии вдруг не рождаются: солдатами становятся после тяжелых учений и боев; вожди же армии (полководцы и военачальники) проходят куда более длительный путь к высотам боевого мастерства.
  
   На этом многотрудном пути важнейшее значение имеют два фактора: во-первых, качество отбора (в офицеры, генералы и солдаты); во-вторых, система индивидуальной и общей военной подготовки. Если первый фактор более всего политико-социальный, то второй _ чисто педагогический. Они, безусловно, взаимосвязаны, так как качество отбора влияет и на результаты подготовки отдельных военнослужащих и войска в целом. Эту связь нельзя игнорировать, а тем более отрицать.
  
   Если ранее фактор отбора был почти всецело обусловлен классово-политическими соображениями и диктовал свои условия педагогике, то ныне такое одностороннее влияние нельзя признать правомерным по целому ряду оснований, прежде всего, потому, что судьбу Вооруженных сил нельзя вверять лишь очередной группе политиков, преследующих свои, но не государственные интересы России.
  
   Педагогика, как наука, должна указывать политике верный путь формирования необходимого для государства кадра _ офицерского состава. Для этого она должна отрешиться от узковедомственных интересов, пристрастий и ангажированных теорий, вобрать в себя достижения человеческого разума и Веры и направить педагогический процесс военно-учебных заведений в русло традиционной системы развития русской личности и подготовки ее к исполнению воинского долга перед Родиной. Стать рыцарем без страха может почти каждый волевой человек, но "рыцарем без страха и упрека" может быть только благороднейшая личность.
  
   России не нужны офицеры "по необходимости", т.е. в силу личного расчета и обстоятельств. Ей нужны офицеры по призванию, не мечтающие ни о чем другом, как о победе над врагами его Отчизны.
  
   Военно-учебные заведения должны превратиться в колыбель воинской добродетели и офицерской чести, а воинские части - в заботливые школы взросления и возмужания офицерского состава. Родина вправе рассчитывать на то, что важнейшие посты в армии займут достойные люди, с развитым кругозором, государственным отношением к порученному делу, радеющие за то, чтобы поднять уровень боевой готовности своих частей войск до масштаба непобедимости.
  
   Только в таком случае России не придется в очередной раз бросать клич: "Вставай, страна огромная!" и призывать под знамена необученных и никуда не годных на первых порах людей и кровью приобретать боевую выучку и победу над врагом.
  
   В истории нашей страны уже не раз в разгар войны обнаруживали, что предвоенные годы мирной учебы не дали нужного солдатского и офицерского кадра. Рутина воинской практики мирного времени отвлекала силы и средства солдат и начальников на разного рода занятия, разлагающие армию и приучавшие смотреть на военное дело как на казенное служение начальству.
  
   Военная педагогика не всегда трубила тревогу по поводу обезличения людей, "укрощения" их самостоятельности, инициативы, принижения личного достоинства и национального самосознания. Отдельные здравые мысли и даже прогрессивные педагогические системы (Петра Великого, А.В. Суворова, М.Д. Скобелева, М.И. Драгомирова и др.) тонули в потоке мелочных руководящих указаний и рутинной войсковой практики.
  
   Положение военной педагогики, как нам кажется, было обусловлено тем, что в стране недооценивалось вообще педагогическое знание, а сами военные педагоги (ученые) зацикливались, как правило, на дидактических вопросах, не поднимая и не рассматривая в полном объеме вопросы концептуальные. К примеру, не понимая значения фундаментальных основ в воспитании и развитии личности, они формально относились к созданию такого фундамента в офицерском составе. Получалась парадоксальная картина: учили повелевать, не научив должным образом подчиняться и управлять собой...
  
   Другой причиной инертности педагогики, на наш взгляд, явилось то, что она "погрязла" в формально-педагогических вопросах: в разработке методических требований, нежизненных принципов и правил. В то же время, она уклонилась от разработки содержательной и концептуальной основы подготовки солдат и офицеров. Даже сосредотачивая внимание на вопросах "чему и как учить и воспитывать военнослужащих", она не всегда правильно определяла приоритеты в вопросах воспитания и обучения солдат и офицеров и это сказывалось на развитии "ключевых" сфер личности _ самосознания, самопознания, самостоятельности, инициативы, воли и т.п.
  
   Другими словами, давно назрела необходимость обращения к концептуальным вопросам военной педагогики. Именно на этой основе может произрасти все остальное педагогического образование _ установки, содержание, методика, "техника" педагогической работы. Но для этого следует отрешиться от некоторых устаревших понятий и стереотипов. Необходимо отбросить все то, что было продиктовано лишь соображениями конъюнктурной политики, обстоятельствами того или иного времени и обратиться к изначальным основам педагогического знания, Вере, здравому смыслу, реальности бытия и благодатному историческому опыту.
  
   Мы увидим те животворные идеи, которые по невниманию своему долгое время оставались в бездействии. В русской общей и военной истории мы найдем те мысли, которые так долго не давали нам покоя при взгляде на неустройство России и ее Вооруженных сил. Не оставим без внимания труды наших выдающихся мыслителей, поэтов и писателей, ибо их зоркий взгляд нередко подмечал то, что скрывалось от нашего невнимательного взора. Вглядимся в самих себя и увидим наши достоинства и недостатки, поймем, что надо лечить, а что оберегать и приумножать.
  
   Не забудем горьких уроков прошлого, чтобы впредь не повторят того, что доставило столько невзгод нашим предкам. Возблагодарим их за эти уроки и не вступим уже на тот путь, который вел их к поражениям и неудачам, а пойдем по тому пути, который вел наших прадедов, дедов и отцов к Славе, Победе и Процветанию государства Российского.
  
   Приведем имена тех лиц, на трудах которых был создан этот том.
  
   Это: Аксаков И.С.; Арсений (священник); Баланин Д.; Белинский В. Г. ; Бецкой И.И.; Бирюков Н.; Блюме В.; Бобровский П.О.; Болотников И.; Ботьянов М.; Булгаков С.Н.; Бутовский Н.; Вакар С.; Варяжский К.; Вертинский И.Я.; Верховский А.И.; Войно-Ясенский Л.; Воронецкий В.; Галенковский Ф.; Галкин М. С.; Гернет М.Н.; Гершельман Ф.; Гоголь Н.В.; Голованова Г.А.; Головин Н.Н.; Гончаров И.А.; Горский А.А.; Гранитов В.; Грибоедов А.С.; Даль В. И.; Демков М.; Дмитриев Л.А.; Дмитриевский А.; Достоевский Ф.М.; Драгомиров М.И.; Дьяченко Г.; Дюра-Ласаль Л.; Заглухинский В.; Заславский И.; Зеньковский В.В.; Зыков А.; Изместьев П.П.; Ильин И.А.; Каптерев П.Ф. ; Карамзин Н.М.; Карцов П.П.; Каширин С.; Керсновский А.А.; Клаузевиц К.; Ключевский В.О.; Ковалевский П.И.; Козловский И.П.; Константинов Н.А.; Корененко К.И.; Короткевич В.; Кочеткова Н.Д.; Крит М.; Куропаткин А.Н.; Курри; Лазурский А.Ф.; Леви П.; Легар; Лермонтов М.Ю.; Лесков Н.С.; Лихачев Д.С.; Локк Д.; Лукирский А.; Мариюшкин А.; Маслов И.; Махров П.; Медынский Е.Н.; Меньшиков М.О.; Меренков А.В.; Месснер Е.; Милюков П.; Модзалевский Л.Н.; Назаров И.Т.; Несмелов В.; Новицкий В.Ф.; Ожегов С.И.; Островский А.Н.; Паперный З.; Педерит Д.; Петрашевич А.; Пилипов В.; Пирогов Н.И.; Плутарх; Погодин М.; Прейпер В.; Прохоров Ю.Е.; Пушкин А.С.; Раумер К.Ф.; Резанов А.С.; Рождественский С.В.; Рожченко М.; Руссо Ж.-Ж.; Салтыков-Щедрин М.Е.; Свечин А.А.; Свидзинский Э.; Сикорский И.А.; Соколов И.; Спенсер Г.; Сунь-цзы; Теплов Б.М.; Толмачев Я.; Толстой Л.Л.; Трескин Д.Н.; Турбин В.Н.; Тургенев Н.С.; Уваров М.; Устрялов Н.; Ушинский К. Д.; Фадеев Р.А.; Федоров А.Ф.; Фелицына В.П.; Ферстер Ф.В.; Флуг В.; Фонвизин Д.И.; Франк С.Л.; Холл С.; Цишке В.; Чемберлен А.Ф.; Червинка Я.; Чехов А.П.; Шабаева М.Ф.; Шайдицкий В.; Шопенгауэр А.; Штейн; Эйенбаум И.; Яковлев П.П.; Янчевецкий В. и др.
  
   Структура тома отражает концептуальную позицию автора-составителя, а именно: во-первых, излагаются базисные основы военной педагогики; во-вторых, должное отдается непревзойденным учителям русского народа (Петр Великий) и Русской Армии (А.В. Суворов); в-третьих, последовательно излагаются принципиально важные идеи солдатской, офицерской педагогики и педагогический опыт полковых командиров.
  
   Том оканчивается заключением под названием "Неотложные меры в сфере подготовки офицерских кадров России", которое содержит ряд принципиально новых идей, вытекающих из отечественных исторических традиций и современного состояния дел.
  
   Созданием первых четырех томов заложена достаточно прочная основа для последующего научного проекта: "Национальная военная школа России".
  
   Последующие тома этой серии:
   Том 5. Воспитание офицера и генерала как основа побед и поражений (опыт и проблемы подготовки офицерских кадров в России).
   Том 6. Словарь-справочник по войнам России, русским полководцам и военном деле. Библиография по русскому военному искусству.
   Том 7. Классические трактаты о военном искусстве.
  
  

0x01 graphic

Екатерина Вторая с семейством в Царскосельском саду.

С гравюры Бергера.

СОДЕРЖАНИЕ

  
  
   Введение
  
   Победоносные армии вдруг не рождаются
   Политико-социальный и педагогический факторы мощи армии
   Роль педагогики в военно-кадровой политике
   России нужны офицеры по призванию
   Военно-учебные заведения должны стать колыбелью воинской добродетели и офицерской чести
   Ошибки прежней педагогики
   Задачи современной военной педагогики
   Список лиц, идеи и труды которых составили основу данного тома
   Структура представленной работы
  
   I. Основы русской военной педагогики (А. Каменев)
  
   Педагогика и 3 ее составляющие
   Три главенствующие педагогические задачи
   Важнейшие педагогические заблуждения
   Общечеловеческие начала педагогики
   Самосознание как функция духа
   Три ипостаси человека. Примат духовного над телесным
   Духовное в человеке как задача, которую каждому необходимо открыть в себе
   1-е важное обобщение
   "Крест" (судьба) как индивидуальный закон жизни
   2-е важное обобщение
   О двойственности нашей души и борьбе светлой и темной духовности
   3-е важное обобщение
   Дар свободы: великий и страшный
   4-е важное обобщение
   Неравенство людей и принцип справедливости
   5-е важное обобщение
   О смысле жизни
   6-е важное обобщение
   Главнейшие виды человеческой деятельности
   7-е важное обобщение
   Человек как часть общего
   8-е важное обобщение
   Феноменология духа
   9-е важное обобщение
   Человек -существо чувственное
   10-е важное обобщение
  
   Основы русской национальной педагогики
  
   Идея внесословной ценности человека
   11-е важное обобщение
   Оптимистичность русской педагогики
   Правдивость педагогики
   Великодушие русской педагогики
   Патриотизм русской педагогики
  
   Ключевые темы русской педагогики:
  
   Семья: семейное воспитание, место и роль мужа и жены в семье, положение детей, семейные ценности
   Воспитание волевого характера
   Развитие самостоятельности и инициативы
   Воспитание культуры речи ... школой молчания
   Преодоление "умствующего невежества"
   Воспитание привычки "не осуждать!"
   Преодоление болезни "всестрадания", наследия "маниловщины" и "обломовщины"
   Лечение бездуховности и беспринципности
   "Соль земли": кому у кого надо учиться
   Особое внимание умной книге
  
   Профессиональные составляющие русской военной педагогики
   1. Общие идеи
   2. Профессиональное воспитание военнослужащих
   3. Должностное воинское воспитание
   4. Специальное военное образование
   5. Основные идеи военного образования:
  
   Три ступени военного образования
   -Солдатская наука - низшая ступень
   -Основы офицерской профессии
   -Стратегическое и полководческое искусство
   Краткое резюме
  

0x01 graphic

  

Памятник Петру Великому при его открытии в 1782 г.

С гравюры Мельникова.

  
   II. Великие учителя России
  
   Петр Великий - учитель и воспитатель русского народа (И. Соколовский)
  
   "Государственная польза", "всенародная польза", "всеобщее благо" - жизненные цели Петра Великого
   Роль всепобеждающего труда и всепобеждающего знания
   Всякий человек должен работать для общего блага
   Петр показывает всем пример достойного служения Отечеству
   Средства, которые использовал Петр Великий в переустройстве русского общества
   Единство слова и дела Петра I
   О задатках и способностях Петра Великого
   Его стиль овладения знаниями и ремеслами
   Характер изучения Петром русской жизни
   Петр во главе всех важнейших начинаний
   Бережливость и скромность Петра
   Петр дорожит людьми полезными для дел общественных
   Круг друзей Петра
   Ничто не могло ослабить энергии этого человека
   Враги тайные и явные Петра Великого
   Средства, которые использовал Петр Великий в воспитании и обучении русского народа:
   -Личный пример Петра
   -Деятельное участие всюду
   -Письма, указы, предписания, регламенты
   -Создание условия для безопасного труда
   -Активное развитие военного дела
   -Ослабление беззаконий и укрепление силы закона
   -Развитие образования, воспитание уважения к знанию и труду
   -Поднятие ценности общественного труда
   -Введение "Табели о рангах"
   -Забота о ветеранах
   -Оценка людей по достоинствам: храбрости, трудолюбию, честности, опытности и образованности
   -Введение особой клятвы на верность
   -Петр сам работал на износ, не жалел себя
   -Государь знал, что надо понимать свой народ, знать его психологию
   -"Государя следует уважать не за то, что он государь, о потому еще, что он достоин уважения, как человек"
   -Непрестанное самообразование
   -Установление регулярных сношений с Европой
   -Привлечение достойных иностранцев
   -Воспитание учительства, создание своих национальных школ
   -Попечение над народным образованием
   -Выдвижение образованных людей на лучшие должности
   -Принуждение и наказание в деятельности Петра
   -Военное обучение: требования Петра
   -Открытие в Москве Школы математических и навигацких наук
   -Образование по другим военным специальностям
   -Обучение инженерному искусству
   -Военно-морское образование
   -Практическое обучение навигаторов
   -Посылка молодых людей за границу
   -Основные черты петровских учителей
  

0x01 graphic

А.В. Суворов.

С гравюры Уткина.

   Военно-педагогическая система А.В. Суворова (А. Лукирский)
  
   Общая характеристика Суворова как человека и воина
   -Образование и склонность к военной службе
   -Круг чтения Суворова до поступления в полк
   -Постоянное самообразование
   -Изучение иностранных языков
   -Суворов в мирное время
   -Письмо ротного командира отцу Суворова
   Отличительные черты Суворова как полководца
   -Нравственное тяготение Суворова к солдатским массам
   -Знание природы солдата и любовь к нему
   -Обаятельность в глазах масс
   -Простота отношений к подчиненным
   -Популярность Суворова
   -Сила воли полководца
   -Глазомер, быстрота, натиск
   -Личная храбрость
   -Славолюбие
   -Гениальность Суворова
   Бытовой облик Суворова
   Недостатки в характере
   Отзывы современников Суворова. Суждения некоторых военно-научных авторитетов
   Самохарактеристика Суворова
   Суворов как военный педагог
   -Основы обучения суворовских войск
   -Основы воспитания войск
   -Взгляд Суворова на военное образование
   Основные тактические положения Суворова, лежавшие в основе подготовки войск:
   -Значение морального элемента
   -Наступательная тенденция
   -Отношение Суворова к обороне
   -Неприемлемость отступления
   -Огнестрельный бой
   -Самостоятельность и частный почин подчиненных
   -Внезапность
   -Марши
   -Ночные действия
   -Демонстрации
   Управление войсками:
   -Идеал командира
   -Единоначалие
   -Замысел боевого предприятия и проведение его
   "Наука побеждать" - творение А.В. Суворова
   Основные оперативные положения Суворова
   -План войны, кампании и операции
   -Решительность кампании
   -Тыл
   Заключение
  

0x01 graphic

  

Проект медали на рождение в.к. Константина Павловича.

С рисунка, приложенного к "Русской Старине" 1877 г.

   III .Солдатская наука
  
   Основы подготовки воинов в мирное время (М. Драгомиров)
  
   Общие положения
   Значение закона
   Значение устава внутренней службы
   Значение гарнизонной службы
   Нравственное воспитание солдата
   Роль дисциплины в воспитании готовности к самопожертвованию
   Условия рационального обучения войск
   Что требуется от солдата на войне
   Заключение
  
   Система воспитания русских солдат (И. Энгельман)
  
   Воспитание воинов - краеугольный камень всего военного организма
   Новые требования к воспитанию
   Особое значение воспитания русского солдата
   Основные задачи воспитания русского солдата:
   -Постановка проблемы воспитания
   -Гражданское воспитание
   -Нравственное воспитание
   -Общественное воспитание
   -Воинское воспитание
  
   Подготовка мирного времени и война(А. Розеншильд-Паулин)
  
   Дисциплина - мать победы
   Роль нравственного развития солдата
   Физическое развитие
   Полевая подготовка
   Заключение
  
   Учить тому, что необходимо для победы в бою (В. Буняковский)
  
   Боевой опыт службы войск в поле:
   -Разведка
   -Поход, отдых и охранение
   -Служба связи
   -Управление
   -Наступательные действия
   -Наступательные действия при борьбе за укрепленные полосы
   -Оборонительные действия
   Обучение и воспитание воинов в боевой обстановке:
   -Особенности призывных контингентов
   -Организация занятий
   -Обучение в период боевого затишья
   -Особенности обучения в период позиционной войны
   -Методы боевого обучения
   -Воспитание войск на войне
   -Практические указания по воспитанию воинов
   -Нравственно-религиозные беседы
   -Воспитание готовности действовать решительно и смело
   -Разъяснение причин строгости законов военного времени
   -Проведение полезных развлечений
   -Меры, оберегающие солдат от неблагоприятных влияний извне
   -Карательные меры на войне
   Усовершенствование в военном деле командного состава
  

0x01 graphic

Путешествие в Крым в 1787 г.

Верстовой столб.

   IV. Офицерское мастерство
  
   А. Педагогика военно-учебных заведений
   Нравственные требования воинского звания (А. Иванцов-Платонов)
  
   Военная сила должна быть твердою нравственной основой
   Что значит быть хорошим гражданином?
   Что значит быть хорошим человеком?
   Что значит быть хорошим христианином?
   Что значит быть хорошим воином?
  
   Христианство - основа нравственности русского воина
   Сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи (А. Куропаткин)
  
   Реформы должны улучшить офицерский состав
   Почему мы бедны самостоятельными, энергичными и опытными начальниками крупных частей?
   Надо, чтобы военный мундир привлекал лучшие и энергичные силы нации
   Что нужно для этого сделать
  
   Вред неправильных цензов для желающих быть офицерами (Пригоровский)
   Источники комплектования офицеров в России
   Нехватка офицеров "по призванию"
   Чем плох офицер "по принуждению"
   Роль патриотизма в военном деле
   Мы избрали не те мерила при отборе в офицеры
   Иное положение дел в Германии
   Нам нужны офицеры по призванию и патриоты
  
   Чего не хватает нашим кадетским корпусам? (В. Рычков)
   Надо радикально преобразовать нашу военно-учебную систему
   Офицером не может быть всякий образованный человек
   Нечего опасаться упреков в шовинизме и милитаризме либеральных педагогов
   В самой военной школе надо насаждать все военное
  
   Роль педагогических средств при воспитании юношей в кадетских корпусах (П. Галенковский)
  
   Вопрос о средствах воспитания будущих офицеров жизненно важен
   Военное воспитание должно постоянно совершенствоваться
   Роль нравственных качеств для военного человека
   Как к формированию офицерского корпуса подходил Петр Великий
   О влиянии сурового режима на воспитание кадет
   Требования указа 29 июля 1731 г.
   Меры поощрения лучших кадет
   Воспитательные меры во времена Миниха
   Чтение книг нравственно-научного содержания
   Экзамены как фактор воспитания
   Екатерина о необходимости исключения телесных наказаний: "стыд" вместо "бича"
   Бецкой и требования его "Устава" для кадетского корпуса от 11 сентября 1766 г.
   Подражание и пример как средства воспитания
   Любовь и расположение к воспитаннику
   Значение "Устава" Бецкого
   Награждение лучших медалями
   Бецкой о новом порядке приема воспитателей для кадет. 1772 г.
   Результаты действия "Устава" Бецкого
   Новый порядок экзаменования кадет
   Льготы и преимущества для учителей кадет
   Самолюбие кадет как средство воспитания
   Требования к знанию кадет строевой службы
   Пажеский корпус как элитарное учебное заведение
   Руководящие начала для воспитания нравственности кадет
   "Положение о службе по учебной части..." 1836 г.
   Беседы и поучения на религиозные и нравственные темы
   Наставники-наблюдатели
   "Наставление для образования воспитанников..." Я.И. Ростовцева. 1848 г.
   Воспитательные комитеты. 1835 г.
   Аттестационные тетради кадет
   Право лучших кадет поступать в военную академию
  
   Развитие личности будущих офицеров (Ф. Гершельман)
  
   Требования современной войны к офицерам
   Поднять образовательный ценз офицеров
   В училищах мало внимания уделяется выработке характера будущего офицера
   Роль семьи и школы в воспитании характера
   Особые задачи военной школы
   Умственное развитие кадет
   Физическое развитие кадет
   Воспитание характера кадет
   Требования, предъявляемые к характеру офицера
   Нравственное воспитание кадет
   Религиозность как основа нравственности
   Воспитание чувства собственного достоинства и правильных принципов жизни
   Нравственная дисциплина
   Воинский дух офицера
   Сознание долга
   Патриотизм, доведенной до готовности к самопожертвованию
   Общечеловеческие качества в военном человеке
   Чувство товарищества
   Скромность, неприхотливость, умеренность
   Приемы воспитания:
   -Воспитание средой (внимание к мелочам повседневной жизни)
   -Изучение натуры воспитанников
   -Установление разумного режима
   -Влияние личным примером
   -Сближение с воспитанниками
   -Строгость
   -Поддержание и развитие религиозного чувства
   -Знакомство с прошлым
   -Подбор состава воспитателей
  

0x01 graphic

Путешествие в Крым в 1787 г.

Медаль, выбитая в честь Потемкина. Оборотная сторона

  
   Б. Педагогика воинского подразделения
   Военное законодательство о главнейших обязанностях младших офицеров
   (П. Бобровский)
  
   Петр Великий (1716) и Павел I (1796 г.) об обязанностях офицеров роты
   Законы об этом во времена Александра I. 1818 г.
   Законодательство Николая I. 1832 и 1836 гг.
   Законы 60-70-х гг. ХIХ в.
   Главные требования к офицерам:
   -1-я группа требований
   -2-я группа требований
   -3-я группа требований
   -4-я группа требований
  
   Советы выпускным юнкерам (Н. Бутовский)
  
   Что вы знаете, а чего - нет
   Будьте наблюдательными
   Развивайте в себе характер и чувство собственного достоинства
   Не попадайте в капкан дурных людей
   Ошибки молодого подпоручика
   Вольности, которые допускают молодые офицеры
   Нужно выработать хорошие военные манеры
   Избегайте соблазна подражать дурным офицерам
   Не теряйте голову
   Служебные промахи молодого офицера
   Старайтесь постичь военное дело и полюбить его
   Идите прямым путем, не ищите окольных путей
  
   Младший офицер в роте(П. Карцов)
  
   Нужно чаще заглядывать в будущее
   Представление командиру
   Прибытие в батальон
   Подбор жилья
   Знакомство с офицерами
   Как следует держать себя в офицерской среде
   Испытания, которым подвергается молодой офицер
   Восприятие молодого офицера солдатами
   Что ценит солдат в офицере
   Посещение гражданского общества
   Наружный вид офицера
   Первые служебные затруднения
   Знакомство с кругом служебных обязанностей
   Знакомство с унтер-офицерами
   Познание нижних чинов
   Правила обращения с подчиненными
   Ошибки в общении
   Ошибки в командовании
   Качества, которые нужно в себе воспитывать:
   -Терпение как великий залог успеха
   -Умение управлять своим самолюбием
   -Честолюбие
   -Личный пример
   Особенности обязанностей офицера в военное время:
   -Пример безропотности и бодрости
   -Забота о солдате
   -Спокойствие и сосредоточенность
   -Уверенность в победе
   -Смелость без бравады
   -Готовность заменить старшего начальника
   Подготовка роты к бою (М. Драгомиров)
   Объеме обучения роты
   Воспитание уверенности в себе, спокойствия и решительности
   Словесное поучение солдатам о том, что они должны знать
   Строевое образование:
   -Утверждение чинов в точном и быстром движении и эволюциях
   -Развитие внимания
   -Умение возмещать убыль в людях
   Прикладной устав:
   -Показ применения уставов к боевым целям
   -Разнообразие эволюций (без шаблона)
   -Как проводить "удар в штыки"
   -Атака батареи
   Общие замечания относительно строев и их видоизменений:
   -Простота исполнения и пригодность для действия
   -Вопросы, на которые нужно искать ответа
   -Воспитание привычки ко встрече с неожиданностью
   -Учить делу, а не задалбливать частные случаи
   Маневрирование
   Походные движения
   Марширование в сфере выстрелов
   Переход в боевой порядок
   Первоначальное расположение цепи и резерва
   Наступление цепи:
   -Охват цепи неприятельской и противодействие охвату
   -Усиление всей цепи
   -Встреча конной атаки
   -Удар в штыки цепью
   Атака
   -Что нужно для успешной атаки
   -Когда следует остановить атаку
   -Подготовка роты к неожиданностям при атаке
   Возвращение домой
   Приготовление роты к обороне:
   -Задачи роты в обороне
   -Условия хорошей оборонительной позиции
   -Что нужно для занятия позиции
   -Наблюдение за флангами
   -Патрульные
   Сноровки при атаке и обороне оврагов, укреплений, деревень и т.п.
   Подготовка к исполнению обязанностей сторожевой службы
  

0x01 graphic

Форма русский войск в конце ХVIII столетия.

Гвардейские офицеры.

   Из настольной книги русских офицеров
   М. Драгомиров. Офицерская памятка
  
   Для уничтожения врага нужна стройность в душе...
   Одностороннее развитие уничтожает в солдате человека
   Войска должно воспитывать так, чтоб разнообразие форм противника не поражало их неожиданностью
   ...Войска нужно учить в мирное время только тому, что должны они делать в военное
   Руководитель должен вооружиться терпением, самоотвержением и ува­жением к чужим мнениям
   Начало товарищества есть сила составная из двух сил: самоотвержения и самосохранения
   Уча учимся
   Если офицер не сделает, то и никто не сделает
   Цель воспитания выражается в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен
   Поздно учиться говорить с солдатом тогда, когда нужно уметь словом посылать его на смерть
   Слово офи­цера в строю должно быть свято
   Сбережение людей -- святейший долг каждого началь­ника
   В военном деле все основано на единодушии, това­риществе
   В военном деле все основано на единодушии, това­риществе
  
   И. Болотников. Армия и политика
  
   Армия вне политики, она за закон
   Армия вне партий
   Офицер - хранитель святынь армии
   Армия -- это братство, это, если хотите, политическая партия, давшая обет внепартийности, верности закону, порядку и дисциплине
  
   Словарь благоразумия офицера
   (А. Каменев):
  
   Армия
   Благородство
   Брак: его пристойность
   Вера
   Верность
   Воинский дух
   Войско и государь
   Гвардия
   Дисциплина
   Дружба
   Закон
   Знамя
   Инициатива
   Интеллигенция
   История
   Корпоративный дух
   Малодушие
   Мужество
   Муштра
   Надменность
   Обаяние личности
   Опыт
   Ордена
   Отвага
   Офицер
   Патриотизм
   Победа
   Полководец
   Правила ведения войны
   Приказ
   Противник
   Расчет
   Самолюбие
   Самообладание
   Сдержанность
   Слово офицера
   Солдат
   Страх
   Товарищество
   Требовательность
   Умеренность
   Характер
   Хитрость военная
   Храбрость
   Честь
   Чинопроизводство
   Эгоизм
   Указатель трудов, использованных при составлении "Словаря благоразумия"
  

0x01 graphic

Памятник в Рыбацкой слободе, близ Петербурга,

поставленный Екатериной Второй в память того, что в войну со Швецией,

в1789 г., жители этой слободы добровольно поставили по одному рекруту с четырех человек.

  
   V. Искусство командования отдельной частью
   Как командовать отдельной частью: практические заметки из служебного опыта (П. Карцов)
  
   Подготовка к командованию
   Быть начальником во всех отношениях
   Не принимать на себя обязанности не по силам
   Излишняя самоуверенность вредна
   Нужно знание практическое
   Надо пройти все ступени командования
   Учиться быть командиром, получивши командование, поздно
   Необходимость изучения характера и наклонностей своих подчиненных
   Развивать в офицера самолюбие истинное и благородное
   О нравственной ответственности командира
   Прием отдельной части
   Не торопиться принимать часть
   Нравственное влияние командира части и отношение его к обществу офицеров
   Командир - пример для подчиненных в служебной, общественной и личной жизни
   Внимательное ознакомление с офицерами
   Научиться отличать настоящее от кажущегося
   Уметь поставить себя в должные отношения с ближайшими помощниками
   Не смешивать дружбы и службы
   Отношение к прежним сослуживцам
   Необходимо знать все, что происходит в части
   Как это сделать
   Роль суда чести офицеров
   Как относиться к слухам и конфиденциальной информации
   Две крайности: суетливость и медлительность в служебных отношениях
   Важность последовательности действий и требования командира
   Вред популизма, фамильярности
   Нуместность надменности
   О злоупотреблении правами и властью
   О справедливой строгости
   О вреде "пиления"
   Справедливость должна стоять во главе всех действий командира
   Домашний быт не укроется от подчиненных
   Вред вмешательства в дела части "командирши"
   Заботиться о быте офицеров командиру повелевает совесть
   Молодой офицер не должен чувствовать себя в полку сирым пришельцем
   О влиянии офицерской среды во внеслужебное время
   Вред кружковщины среди офицеров
  
   Командир и воспитание чувства порядочности в полку (Н. Бутовский)
  
   Спор отставного генерала и полковника о характере командования полком
   О том вреде, когда общественное мнение в полку попадает в руки недостойных людей
   Назначение в такой полк Авалова
   Его неожиданные действия
   Знакомство нового командира с частью
   Борьба с группой недостойных офицеров
   Восстановление в полку доброй атмосферы
   Воспитательные приемы Авалова
   Придание особого значения правдивости в офицерской среде
   Разграничение служебных и общественных отношений
   Восстановление чинопочитания
   Введение рациональных начал в постановке занятий в полку
   Особое внимание учителям солдат
   Оживление тактических занятий
   Внимание к мелочам полковой жизни
   Умение заставлять работать, не принуждая
   Отношения Авалова к офицерским семьям
   Роль батальонных командиров
   Итог деятельности Авалова
  
   Мысли о сплочении офицеров полка
   (Я. Червинка)
  
   Отношение к молодому офицеру в России и за границей
   Позитивные результаты заграничного опыта
   Невнимание к молодым офицерам в России
   Как молодые офицеры прибывают в наши полки
   Почему он допускает много ошибок, а его никто не поправляет
   Почему старшие офицеры не влияют на младших
   Как воспитание молодых офицеров поставлено за границей
   Роль там подробной аттестации
   Невозможность производства офицера в следующий чин только за выслугу лет
   Что ожидать от нашего начальника, получившего чин не по заслугам
   Проблемы и опыт офицерской аттестации
  

0x01 graphic

Фельдъегерь Екатерининского времени

   В. Доманевский. Роль Аттестации офицера и ответственность за объективность ее составления
  
   О важности аттестации офицеров
   Требование к порядку аттестования
   Аттестация - это не характеристика
   За содержание аттестации нужно строго отвечать
   Значение командного ценза при аттестации
  
   Г. Ладыженский. Принципы и основные вопросы аттестации
  
   Основные принципы аттестации
   Содержание аттестации:
   -на обер-офицеров
   -на командиров рот
   -на штаб-офицеров
   -на командиров полков
  
   Б. Панаев. Опыт коллективной аттестации
  
   Цель, поставленная этой системе
   Изложение аттестационной системы:
   -Порядок подачи. Аттестационный бланк
   -Порядок составления аттестации. Аттестационная комиссия. Аттестационный лист
   Пояснения к аттестационному листу
   Пример заполнения
   Объяснения аттестуемого
   Заключение командира полка
   Полковой аттестационный пакет
   Обязанности офицера по аттестационному делу
   Выводы по данной системе аттестации
   Заключение
  
   Неотложные меры в сфере подготовки офицерских кадров в России (А. Каменев)
  
   Подготовка офицерского состава должна быть наиважнейшей в военном деле
   К офицерской службе надо привлекать лучшие силы нации
   Основные беды современного офицерства
   Перечень важных мер в решении офицерского вопроса в РФ
  

0x01 graphic

Аллегория на издание Екатерининского "Наказа".

С гравюры Шоффера.


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023