ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Нравственные требования воинского звания

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Офицерское мастерство

Педагогика военно-учебных заведений

Нравственные требования воинского звания

А. Иванцов-Платонов

  
     
  
  
  
   <...> В наше время военная сила получает большое значение в общественной и политической жизни -- в судьбах целых народов. Поэтому служить в военной службе в настоящее время должно быть особенно лестно и почетно. Но, дабы военная служба по самому существу своему могла иметь в обществе возможно более значения, -- дабы военная сила на деле приносила обществу ту пользу, которой от нее ожидать можно, нужно желать, чтобы военная сила была в обществе не только твердою материальною, но и твердою нравственной силою. Нужно, чтобы представители военного звания, особенно более видные, более образованные, были вместе с тем представителями лучших нравственных качеств в среде общественной. Поэтому и вам всем, из которых должна состоять лучшая образованнейшая часть нашего молодого русского воинства, нужно пожелать -- быть не только хорошими воинами, верными и исправными исполнителями обязанностей своего звания, но и вместе с тем хорошими гражданами, хорошими людьми, хорошими христианами.
  
   Быть хорошим гражданином -- это значит, не ограничиваясь исполнением непосредственных обязанностей своего звания, с разумением дела и участием относиться и ко всяким другим интересам и нуждам своего отечества -- своего народа, принимать их близко к сердцу, как свое родное дело, и по мере сил действительно помогать и служить им, когда и в чем представится случай.
  
   Быть хорошим человеком -- значит искренно и разумно сочувствовать и служить в своей жизни высшим и благороднейшим человеческим интересам, уважать в себе и в других истинное человеческое достоинство, деятельно заботиться жизнь свою украшать лучшими человеческими качествами умственными и нравственными, -- и ко всем другим людям относиться прежде всего как к людям, своим братьям, помимо их звания и личных качеств, помимо их отношения к нашему личному положению, с любовью и уважением к их человеческому достоинству.
  
   Быть хорошим христианином -- это значит по преимуществу в своей жизни следовать и служить началу любви в высшем и полнейшем смысле этого слова, ибо существо христианства есть Любовь. Быть истинным христианином -- значит иметь любовь основанием и руководительным началом своей жизни, своих убеждений, расположений и поступков, и проводить это начало искренно и нелицемерно при всяком жизненном положении, во всяких отношениях к людям высшим и низшим, товарищам и подчиненным, близким и дальним, друзьям и единоплеменникам, и самим врагам и чужеплеменникам, когда к тому представится случай. Вот такими людьми и христианами и нужно желать быть всем вам.
  
   Есть мнение, что хорошему воину довольно ограничиваться только исправным исполнением своих непосредственных служебных обязанностей, с безусловным повиновением воле начальства, и нет надобности особенно заботиться о развитии в себе всяких других, не относящихся прямо к делу службы, гражданских и человеческих доблестей, например, нет надобности развивать свое гражданское и человеческое чувство живым участием в общественных вопросах и интересах, относиться сознательно к самым служебным своим обязанностям, -- вообще быть мыслящим, образованным и самостоятельным человеком. Неправильное мнение. Всякому человеку прежде всего нужно быть хорошим человеком и гражданином, а потом уже воином, купцом, чиновником, ремесленником и т.д. Иначе личность человеческая будет подавлена, и общество отупеет и погрязнет в мелких эгоистических расчетах, если каждый будет знать только дела своего звания и личного положения, и относиться ко всему другому с точки зрения интересов своего звания и личного положения. Мысль, образование, нравственные качества, сознательное и самостоятельное отношение к делу необходимы и полезны во всяком деле, -- и в деле военном. Наше время может представить нагляднейшие доказательства тому, как много значат в деле военном умственные и нравственные качества.
   Величайшие победы нашего времени приписывают не только материальному, сколько умственному и нравственному превосходству победителей над побежденными. Притом каждому из молодых людей, еще полных силами и способных к развитию, вступающим в военную службу, нужно помнить, что не век может быть придется ему быть в военном звании. Нужно особенно в молодых летах образовывать себя так, чтобы в случае надобности уметь быть годным и готовым с честью и пользой послужить обществу и в другом деле и звании.
   Не только ум, образование и нравственные качества в обыкновенном житейском смысле этого слова, но святая любовь к ближним в высшем христианском смысле должна быть, как мы сказали, лучшим украшением хорошего воина. Есть мнение, что характер любви, благодушия, мягкосердечия не совсем идет к воинскому званию, -- так как это звание требует в них иных положениях качеств и действий, противоположных любви христианской. Неправильное мнение. Многих самых доблестных воинов считает вера христианская в числе высоких своих подвижников, исповедников и мучеников. Обязанности воинского звания не были для них препятствием к проявлению самой высокой самоотверженной любви христианской. И если во всяком звании любовь к ближним служит основанием и источником лучших человеческих действий и расположений, то воинское звание может быть преимущественно перед другими званиями требует в иных случаях от человека таких действий и распоряжений, каких нельзя надлежащим образом выполнить, не имея в сердце глубокого источника христианской любви к ближним.
   Что, как не любовь христианская, может всего лучше расположить человека к той самоотверженной готовности нести на себе самые тяжелые обязанности и в случае надобности жертвовать даже жизнью для общества, которая должна служить основанием воинской чести и доблести?
   Что, как не любовь христианская, при строгостях и формальностях военного звания, может воспитывать и поддерживать истинно человеческие отношения между служащими в военной службе, развивать в начальниках истинно отеческие отношения к своим подчиненным и в подчиненных любовь и преданность начальству, что дает такую великую нравственную силу военному званию? Что, как не любовь христианская, может всего лучше расположить людей к взаимной помощи, теплому участию, состраданию, братской услуге, которые более, чем где-нибудь, являются необходимыми в военной службе? Наконец, что, как не любовь христианская, может лучше воспитать в воинах ту истинную доблесть, по которой они во время самых военных действий, являются мужественными защитниками прав и интересов своего отечества, умеют в то же время соблюдать надлежащее уважение к правам и человеческому достоинству самых врагов своих, -- и на поле битвы, и во вражеской побежденной стране являться не варварами, не зверями, а истинными людьми и друзьями человечества, -- что, как известно, не препятствует успехам победы и не роняет достоинство победителей, а напротив облегчает успех победы и возвышает достоинство победоносного воинства в глазах самых врагов?..
   Жестокость, грубость, бесчеловечие никогда, в самые варварские времена, не считались высокими и достойными сочувствия и уважения качествами хороших воинов. Сочетание мужества и самоотверженной преданности отечеству с лучшими нравственными качествами человека и гражданина -- с добротою, кротостью, человеколюбием, великодушием к самым врагам -- представлялось идеалом истинно доблестного воина и в такие времена, когда способы ведения войн отличались особенною грубостью.
   В наши времена, по происшествии восемнадцати веков после того, когда любовь к ближним возвращена и кровью Богочеловека запечатлена, как высшее начало жизни человечества, в среде христианских народов не должно бы иметь и помину такие жестокие бесчеловеческие отношения людей друг к другу, какие к сожалению и стыду человечества даже и доселе проявляются иногда в войнах между самыми цивилизованными и издавна просвещенными христианством народами.
   Как все проявления и отношения жизни человечества постепенно смягчаются, очищаются и возвышаются по влиянию христианства, так и война, хотя и остается еще явлением нередко повторяющимся между христианскими народами, по крайней мере в характере и способах ведения должна подчиняться влиянию новых более гуманных и просвещенных христианских начал. Эти начала постепенно более и более должны проникать и в теорию и в практику военного искусства и соответственно высоте своей образовывать более высокий и гуманный характер в представителях военного звания. В наши времена в самой теории пора бы перестать определять характер и цель войны в том, чтобы наносить врагу возможно больше вреда с возможно меньшею потерей для себя.
   В просвещенном христианском сознании, пока война остается еще явлением в иных случаях неотвратимым, цель ее должна быть полагаема только в том, чтобы защищать права и интересы своего отечества с возможно лучшим сохранением сил своего народа, и вместе с тем с возможно болею пощадою самых врагов наших!
   Вот с какими убеждениями и расположениями человек, по званию своему и отношениям к вам обязанный быть перед вами проповедником нравственно-христианских начал, должен пожелать вам -- начать и продолжить службу, осуществляя их в своей деятельности, и по возможности распространяя их вокруг себя между своими сослуживцами и подчиненными.
  
   Августа 1871 года.
  

Иванцов-Платонов А.М.

Речи, произнесенные при выпуске воспитанников первого десятилетия

Александровского военного училища.

-- М., 1893.

  
  
  
  
  
   ...
  
   Ратибор   34k   "Фрагмент" История
   Тайны русского народа
  
   Наставление господам пехотным офицерам   12k   Годы событий: 1812. "Фрагмент" История Поучительный исторический документ
  
   Герой, служащий для Отечества   15k   Годы событий: 1763-1812. "Фрагмент" История Военачальник суворовской школы.
  
   Наградить и расстрелять!   24k   "Фрагмент" История
   Неожиданный исторический ракурс.
  
   Капитан Тушин   18k   Оценка:7.00*3   "Фрагмент" История. Мысли, навеянные чтением романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
  
   Энциклопедия русского офицера, Том 1.   16k   "Документ"
        
   Энциклопедия русского офицера, Том. 2.   217k   "Глава" Политика
     
   Энциклопедия русского офицера - Том 3   11k   "Фрагмент" Политика
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023