ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Общее заключение об юнкерских училищах

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


 []

Нагрудный знак Михайловского артиллерийского училища (1916)

  
  

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ УСПЕХАХ ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩ

  

П.Бобровский

  
   По вышеприведенным статистическим данным и подлинным мнения экзаменационных комиссий, нам кажется, всякому легко обсудить степень успехов юнкеров, оканчивающих курс юнкерских училищ и удостоиваемых затем, на основании училищных аттестатов. производства в офицеры.
   Мы так подробно указали на результаты образования юнкеров в науках, в практических занятиях и в строевой службе, с необходимыми пояснениями и оговорками, не для того единственно, чтобы иметь право сказать, что образуемые в училищах юнкера, несмотря на довольно скудную общеобразовательную подготовку поступающих на службу вольноопределяющихся. делают весьма значительные успехи.
  
   Нам нужно знать еще: соответствует ли вполне это образование потребностям нашей обновляющейся армии? Можно ли признать военно-специальное образование выпускаемых из училищ портупей-юнкеров основательным? Не должно ли, в самом деле, возвысить и расширить военно-специальные курсы, как иные предлагают, или, напротив, не следует ли воздержаться от расширения объема военных и специальных курсов, дабы не загромождать элементарных наук вопросами, принадлежащими к области высшей военной школы или же к служебной деятельности офицеров в войсках?
   *
   Общая задача юнкерских училищ в 10 лет значительно изменилась в своем объеме, не потому что изменилась их цель и назначение, но потому, что в этот весьма короткий период времени сильно изменились в самом военном обществе взгляды на офицера в армии.
  
   То скромное, довольно ограниченное образование офицеров, которым вполне удовлетворялась армия в первые годы по учреждении училищ, заменилось требованиями более солидного и многостороннего от них образования; в последние годы взгляды на образуемое училищами офицеров становились более строгими и, если прилично так выразиться, более придирчивыми.
  
   *
   Всеми чувствовалось, что армия без достаточно солидно образованного корпуса офицеров, армия с короткими сроками службы нижних чинов встретить большие затруднения и в образовании унтер-офицеров, и в воспитании солдат, и вообще в боевой подготовке войск, путем систематических занятий в мирное время.
   *
   При всем том юнкерским училищам не следует навязывать того, что по существу дела должно относиться к самой службе офицеров.
  
   И потому, признавая необходимость поднять еще более уровень образования юнкеров в военных школах, назначаемых для подготовки строевых офицеров, экзаменационные войсковые комиссии, имея под рукой все данные для ограждения училищ от несвойственных для них требований, в заявлениях своих очень часто, однако, смешивают задачу учебного заведения с задачею службы в войсках; не ограничиваясь подготовкой офицера, способного выполнить толково и разумно свои обязанности, некоторые комиссии высказывают желание о подготовке в училищах офицеров, выходящих по своему умственному развитию и по своим военным дарованиям, таких офицеров, которые могут образовать военные училища, имевшие более обширные задачи и комплектуемые лицами, окончившими курс средних учебных заведений.
   *
   Юнкерские училища, прежде всего, должны дать хороших строевых офицеров, способных быть учителями солдат, - в них по преимуществу должна преобладать сторона практическая, все же образование должно иметь солидную служебно-строевую подкладку.
   *
   Мы уже сказали, что, при всем желании, не возможно давать высокого образования офицерам в юнкерских училищах, неозаботившись, прежде всего, о значительном поднятии общего образования поступающих на службу вольноопределяющихся, и даже по вступлении в полную силу новых правил "о приеме вольноопределяющихся на службу и о прохождении ими службы нижними чинами до производства в офицеры", не следует слишком много навязывать в научном отношении военным школам, так как офицера окончательно может образовать только служба, опыты, жизнь.
   *
   Первоначальное военно-специальное образование должно быть основательным, это, без сомнения, более важно, чем многостороннее и обширное, но поверхностное военное образование офицера, идущего прямо в строй.
  
   *
   Чем - как не правильною оценкою назначения, способов и средств юнкерских училищ - можно объяснить себе предположения некоторых комиссий: о развитии курсов военных предметов вопросами составляющими принадлежность военно-академического курса (стратегические обзоры, военная история) или же иными вопросами, которые могут служить только темами для военных бесед в офицерских собраниях (разного рода военные и специальные вопросы, поднимаемые в военной литературе, очерки новейшей какой-либо кампании).
   Даже предложения о введении военной игры, как пособия для изучения тактики, доказывают малое знакомство с процессом изучения оснований тактики, выработанными на педагогических началах. И разве возможно приступать к военной игре с учениками, не усвоившими себе элементарных начал тактики на задачах, проделанных в течение курса, по мере прохождения того или другого отдела, на планах и рельефах и, даже, по нашему мнению, на местности.
  
   Это все равно как вести шахматную игру не зная ходов, или решать математические вопросы, не зная четырех действий над целыми и дробными числами. Замена части строевых и других уставов теоретическим изучением "опыта подготовки роты к бою" равносильна лишению училищ способов давать молодым офицерам, при самом их производстве, необходимые сведения для отправления службы.
  
   Не могут же офицера обучать уставам подчиненные ему унтер-офицеры и, при том, не старослуживые, а молодые!.. Притом, как мы выше заметили, "опыт подготовки роты к бою" есть результат теоретических и практических познаний из тактики, а не научившись этому и не зная строевых уставов, офицер не может быть полезным руководителем подготовки войск к бою в мирное время.
   *
   В интересах образования, определяемого учебным уставом и программами юнкерских училищ, желательно, чтобы экзаменационные комиссии не колебали оснований своими предложениями о всякого рода нововведениях, дабы под видом кажущегося им полезным, не лишать учащихся необходимого и, вообще, не разрушать единства и целости в установленном учебном плане.
  
   Для лиц, присутствовавших однажды в год на испытаниях выпускных юнкеров, должно быть обязательно, как и для начальников училищ, правило, предусмотренное ст. 585 Свода Военных Постановления 1869 г, ХV кн.; на основании этой статьи всякое нововведение в учебном курсе предварительно рассматривается в учебных комитетах училищ и, затем, с мнением начальника окружного штаба, поступает для дальнейших соображений к главному начальнику военно-учебных заведений.
  
   *
   От присутствующих на испытаниях в юнкерских училищах экзаменных войсковых комиссий учебный устав требует положительного заявления - о пригодности получаемого юнкерами образования для их предстоящего назначения на службе в качестве строевых офицеров, и подробная оценка результатов экзаменов, подкрепленная фактическими указаниями, становится для военного министерства драгоценным материалом для заключения об успехах образования юнкеров, а равно и основанием для соображений о том, что и как надо подвинуть, чтобы облегчить училищам путь к выполнению требований установленных учебным уставом.
  
   *
  
   Нам предстоит указать на положительные результаты, а затем, взвесив общие недостатки, представить: что следует сделать для дальнейшего усовершенствования образования уже достигаемого в училищах?
   Юнкерскими училищами, в первые десять лет по их учреждении, достигнуты следующие положительные результаты:
  
   1)Из числа поступивших 15.322 человек, выпущено с правами производства в офицеры 8.135 или 53%.
  
   Как число обучаемых, так и удостаиваемых аттестата на производство в офицеры - постоянно возрастало, напротив, число неоканчивающих курс - прогрессивно уменьшалось.
  
   2)По общему среднему выводу за 10 лет, ежегодно из всего числа обучающихся: выпускалось с правами на производство-33,28%, выдержало экзамен для перехода из младшего класса в специальный - 36,5%, оставалось на второй год в классе - 10,2% и убывало непроизводительно до окончания учебного курса - 20,2%. Следовательно, в общем составе обучающихся было: успешных до 70%, неуспешных - до 30%.
  
   При этом число успешных постоянно возрастало от * до 2/3 и даже до Ў, в последние годы; напротив, число неуспешных в начале десятилетия доходило почти до половины обучающихся (46%), затем, понижаясь до 1/5, достигло в последние два года до 1/7 общего числа учившихся.
  
   3) По мере развития числового состава обучающихся юнкеров, увеличилось число лиц, привлекаемых из войск для занятий с юнкерами, ив значительной степени умножились учебные пособия.
  
   В последний учебный курс в училищах числилось 248 преподавателей и 120.000 экземпляров учебных руководств, вспомогательных пособий и книг в библиотеках. Учебный персонал училищ заключая до 2/3 лиц с высшим военно-академическим или университетским образованием, стоит вообще на довольно высокой степени, по своим образовательным умственным силами, частью и по своей опытности. Об усердии, об умении вести дело обучения и о любви к своему делу многих преподавателей свидетельствуют и экзаменационные комиссии, и начальники училищ, и инспектирующий постоянно эти училища.
  

 []

  

Сдача "репетиций" в Михайловском артиллерийском училище (1915)

  
   Учебными руководствами и пособиями для обучения - училища снабжены в размерах соответственных нуждам учащихся. Мало-помалу улучшается качество учебных руководств, и в последнее время, помощью хорошей оплаты на труд, некоторые руководства по своему достоинству стали хорошим приобретением нашей военной литературы. Необходимость же размножения пособий (чертежей, карт, планов, моделей и т.п.) для учащихся юнкеров возбудила в значительной степени предприимчивость на издание и в войсках самих офицеров. В этом отношении юнкерские училища становятся во главе потребителей и ежегодно затрачивают на издания весьма значительные суммы.
   В училищах имеются в изобилии - рисунки, карты, планы, разные модели. образцы ружей, препараты; некоторые училища приобрели физические инструменты, волшебные фонари с коллекцией картин и другие пособия для наглядного объяснения преподаваемых предметов.
  
   4)Во всех училищах устроены библиотеки и при них читальные комнаты, в кавалерийских и казачьих, кроме того, иппологические кабинеты и кузницы, - во многих училищах положено начало устройству оружейных мастерских, - в некоторых построены стрельбища; последние строятся на средства инженерного ведомства, а все прочие устраивалось на учебные средства самих юнкерских училищ.
  
   Мы видели, как училища пользуются своими учебными средствами.
   *
   Экзаменные комиссии говорят, что училищами выполняются с достаточным успехом- их назначение и что образуемые в них офицеры обещают привести положительную и несомненную пользу войскам.
   Будучи твердо и основательно знакомы с предметами строевой службы и хорошо усвоив себе понятие о воинской дисциплине и об обязанностях военнослужащих, оканчивающие в училищах учебный курс приобрели достаточные военно-специальные познания, для офицера необходимые; особенно в них хорошо развита практическая сторона знаний.
  
   Правда, теоретические познания нельзя признать вполне основательными по всем военным и специальным наукам, но, благодаря хорошо развитым практическим работам в поле, недостаток этот у многих, заменяясь навыком и сноровкою, как бы сглаживается.
  
   При том усердии, с каким ведется обучение юнкеров, и видимом их прилежании, лучших результатов, по мнению некоторых комиссий, можно ожидать тогда только, когда будут предприняты действительные меры к усилению приемной программы для лиц. поступающих на службу вольноопределяющимися; тогда, подняв образовательный курс младшего класса и дополнив существующие у многих юнкеров познания, легко можно будет достигать большей основательности и полноты в специальном образовании подготовляемых училищами офицеров. <...>
  

Затруднения в подготовке юнкеров

  
   Признавая образование юнкеров соответственным (по объему, направлению и духу) с назначением их для службы в войсках в звании офицеров и соглашаясь с общим мнением некоторых комиссий, что для достижения этой цели в училищах делается много усилий со стороны учащихся, кладется не мало труда со стороны опытных и просвещенных преподавателей и не жалеется средств на приобретение пособий, необходимых для преподавания специальных предметов, нельзя не видеть и значительных затруднений в ходе образования, препятствующих достигать в военно-специальном образовании основательности, т.е. нельзя надеяться на прочность приобретаемых познаний, без чего молодой офицер не в состоянии самостоятельно продолжать изучение военного дела.
   Затруднения эти, главным образом, мы объясняем следующими причинами:
  
   1.Не вполне достаточною умственною подготовкою поступающих на службу, а затем и в училище, вольноопределяющихся.
  
   2.Затруднением в приискании преподавателей там, где, по местным условиям, выбор в них весьма ограничен, частою их переменою.
  
   3.Некоторыми недостатками в учебниках.
  
   4.Более или менее значительными отступлениями от установленного учебным уставом плана преподавания - от сокращения периода классных занятий, или периода назначенного для практического полевого курса, и вообще, от разного рода упущений или же увлечений в самом обучении. <...>
  
   *
   Главным невыгодным условием, главною причиною затруднений в ходе образования. а затем и в достижении таких успехов, каких желательно достигать в настоящее время от кандидатов на офицерское звание следует считать недостаточно высокий уровень общего образования и продолжительный период времени проходивший для многих (и, притом, непроизводительно) между прекращением занятий в какой-либо школа (лет 14-ти), вступлением в военную службу (лет 22-х) и назначением в училище после более или менее продолжительного срока службы в нижнем чине (нередко четыре, пять лет, часто не менее года, двух лет).
  
   Следствие такого положения дел, давно установившегося в войсках, до 40% учащихся юнкеров бывали в возрасте более 21 года и до 10% в возрасте свыше 25 лет; отсюда - отвычка многих от занятий, недостаточная энергия, отсутствие свежести и восприимчивости в умственной работе.
  
   И это невыгодное условие тем тяжелее ложилось на ход обучения и тем более препятствовало успехам, чем более снисходительнее бывали училища к познаниям поступающих на приемных испытаниях; при снисходительных приемах, заботливая деятельность самых просвещенных преподавателей не в состоянии поднять военное образование у юнкеров до желаемой высоты. не отбросив из младшего класса неуспешных и вообще неспособных по своему развития к слушанью военных и специальных наук. <...>
   *
   Серьезное отношение к познаниям поступающих в училища вольноопределяющихся не могло, однако, устранить коренного их недостатка - малой подготовленности в соединении с отвычкою от труда, и потому-то, при всех прочих благоприятных условиях в ходе обучения (а эти условия так многочисленны и разнообразны), нельзя было ожидать, чтобы военное образование у выпускаемых с аттестатами на производство в офицеры было так основательно и так прочно, что за сим оставалось бы желать немногого, положим: только улучшить учебники, усовершенствовать методы, увеличить вознаграждение преподавателям, установить летние сборы юнкеров младшего класса при училищах.
   *
   Как ни благоприятны отзывы многих экзаменных комиссий о достигаемых училищах результатах в 1874 году, но, отдавая полную справедливость за эти действительно громадные успехи за десять лет и учащимися и учителями, мы должны, однако, признать, что, при недостаточно высоком умственном развитии, военно-специальное образование у многих юнкеров не может идти далее известных довольно еще ограниченных пределов и даже в этих установленных пределах не может считаться достаточно прочным, энергичным, солидным. <...>
   *
   Очень вероятно, что, по причине малой основательности в своем военном образовании, многие молодые офицеры, по выходе из училищ, не продолжали своего дальнейшего образования и потому редко замечались в войсках случаи чтения офицерами серьезных книг военных и других для них соответственно издаваемых.
  
   По замечанию членов одной комиссии, принадлежащей войскам значительного военного округа, досуг свой офицеры в полках часто отдавали чтению романов, неспособных подвинуть их самообразование в желаемом для пользы военного дела направлении.
  
   Но подобное явление замечалось у всех молодых офицеров, а не только у получивших образование в юнкерских училищах, и потому более серьезное направление в отношении дальнейшего самообразования может быть вызвано не одною только основательною военною подготовкою офицеров в училищах, но и установлением обязательных систематических занятий в войсках, особенно с молодыми, недавно выпущенными из военных школ офицерами, что уже и признано и, сколько известно, должно идти по определенному плану.
   Эти систематические занятия молодых офицеров, как и вся вообще дальнейшая их служебная деятельность, непосредственно зависят от того, в какой степени удастся устранить военному недостаточность умственного развития, неполноту научной подготовки у вольноопределяющихся, так как от этого будет зависеть выполнение училищами их назначения с большею уверенностью в основательности выносимых юнкерами познаний, в области установленных, необходимых для каждого строевого офицера предметов обучения.
   *
  

 []

Николаевское инженерное училище. Лагерный караул у знамени (1915)

  
  
   Неуспехи по некоторым предметам, в частных случаях замечаемые, чаще относят к недостаткам учебников, нежели к другим условиям.
  
   Как ни благоприятно общее мнение о преподавательском персонале, что согласуется вполне и с известными фактами, однако многие неудачи в преподавании, а следовательно и в успехах, происходят скорее от затруднений в выборе опытных преподавателей и от невозможности долго пользоваться знанием, силами и готовностью лиц, хорошо зарекомендовавших себя в учебном деле.
  
   Явления эти стали более заметными после возвышения платы преподавателям гражданских учебных заведений. Перемены же преподавателей замечались постоянно.
   Все эти перемены по службе, командировки, перемещения составляли то неизбежное неудобство, с которым приходилось бороться, чтобы оградить, по возможности, пропуски уроков и перерывы в преподавании и тем способствовать более правильному ходу преподавания. <...>
   *
   Хороший учитель, конечно, не потерпит, чтобы неудачи экзамена по его предмету объяснялись у него недостатками учебного руководства: он улучшит это руководство и его приспособит к потребностям учащихся; для такого учителя учебная книга составляет только пособие, вспомогательное средство.
  
   Она знает, что он обязан помогать учащимся своими объяснениями и толкованиями, и он умеет обращаться со всяким учебником так, как будто-то бы он был составлен им самим.
  
   Изучив своих учеников, преподаватель лучше даже, чем составитель учебника, может знать где и что следует поправить, какую часть изложить короче или яснее, что пройти основательнее. Поэтому, мы не верим заявлению тех, которые всю причину неуспехов сваливают на учебник, и только на один учебник.
   *
   Этим заявлением мы хотим сказать, что в деле обучения учебник занимает лишь второстепенное место: на первом плане стоят: учащийся - его подготовка, способности, прилежание, и учитель - его метод, опытность, знание и усердие. Но этим вовсе не отрицается необходимость улучшать учебники, рассмотренные и одобренные для руководства при обучении.
  
   Улучшать учебники столь же необходимо, как необходимо устранять другие неблагоприятные условия в деле обучения, и делать улучшения в учебниках следует постоянно, потому что военные науки, как и само военное искусство, постоянно совершенствуется.
  
   Труд этот должен принимать на себя преподаватели, если материал учебника требует быстрого обновления. <...>
   *
   К тем другим условиям, которые не следует упускать из виду при оценке успехов и влияние которых неотразимо действует на достижение основательности в образовании юнкеров, в данных пределах, следует отнести всякого рода отступления от учебного устава, делаемые в том или другом училище: недостаток времени, вследствие позднего открытия учебного курса, раннего его прекращения и пропуска многих уроков, невыполнение установленной программы занятий, несоответственное с целями военного образования офицеров употребление летнего времени и многое другое... <...>
   *
   Образование в учебных заведениях складывается, как это достаточно нами доказано относительно юнкерских училищ, из крайне разнообразных и часто неуловимых для непривычного наблюдателя элементов. Чтобы судить правильно об успехах и не делать ошибок в выводах, нужно принимать в соображение не какие-либо отдельные факторы, но, по возможности, все данные в совокупности.
   По всем этим данным успехи юнкеров, подготовленных в училищах для производства в офицеры, признаются удовлетворительными и соответственными с назначением строевых офицеров. Но эти успехи - при ясно доказанном усердии учащихся, при достаточной опытности и знании преподающих и при разительном развитии учебных вспомогательных средств - нельзя признать на столь основательными в военно-специальном образовании, чтобы за сим не оставалось желать улучшений как в учебном плане училищ, так и в дальнейшем направлении служебной деятельности офицеров в войсках. <...>
   *
  
   Задачи военных школ нельзя смешивать с задачами службы, не смотря на видимое сходство между ними.
  
   Многое легко разрешимое опытами службы с трудом дается ученикам в школе, и все то, что признается полезным для офицера с высшим военным образованием, будет излишним требованием для офицера, обязанного знать, прежде всего, службу и строй.
   *
   Сфера познаний, необходимых для строевого офицера невелика, на такой достаточно определенной данной построен весь план образования юнкеров в училищах. Эта область познаний может расширяться не иначе, как при благоприятном влиянии всех общих условий. Нововведения же, не вытекающие из общих требований армии по образованию строевых офицеров, и не основанными на общих условиях обучения, легко разрушить однажды установленную область обучения, строго примененную к специальным нуждам войск.
   *
   Чтобы достигнуть основательности, прочности, полноты в образовании юнкеров, путем юнкерских училищ, вовсе не требуется расширять объема установленных предметов обучения...
  
   Нет никакой необходимости, да и нет возможности, раздвигать еще шире рамки военно-специального образования в училищах, и из годичного специального курса делать двухгодичный. Нет надобности навязывать элементарным курсам вопросы им несвойственные.
  
   Но необходимо: достигнуть улучшений в степени умственного развития у поступающих в училища вольноопределяющиеся и унтер-офицеров; установить правильные способы преподавания; дать училищам постоянных преподавателей; исправить некоторые учебники; развить, по возможности, еще более все практические занятия; устранить поводы к позднему открытию учебного курса и раннему его прекращению, и установить, чтобы для юнкеров, переходящих из общего (подготовительного) в специальный класс, не терялось непроизводительно времени.
  
   Таковы должны быть стремления для улучшений в учебном плане юнкерских училищ. Выполнив только такую программу, мы с уверенностью, без колебаний, без больших жертв непроизводительной убыли, будем в состоянии подготовлять всей армии, путем юнкерских училищ, полезных, сведущих основательно образованных офицеров.
   Далее этого идти не следует, нет нужды и не было бы пользы.
  
   Бобровский П.О. Юнкерские училища. В 3-х т. - т.3.ч. IV. - СП б., 1881.

  
   ...
   Энциклопедия русского офицера, т.1.   16k   "Документ"
  
   Энциклопедия русского офицера т.2   217k   "Глава" Политика
  
   Энциклопедия русского офицера - Том 3   11k   "Фрагмент" Политика
        
  
  
  
   ...
   Наука Побеждать - т.1   60k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - т.2   43k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - ч. 3   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
  
   ...
     
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023