ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Система воспитания русских солдат

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Система воспитания русских солдат

И. Энгельман

  
  
   <...> Сила армии и флота и успех в бою зависит на Ў от нравственных сил бойцов и на Ќ от материальной части. Для обеспечения Ќ успеха необходимо нижних чинов обучать всем техническим особенностям данного оружия для обеспечения Ў успеха необходимо достичь соответствующего развития нравственных сил бойцов, что может быть достигнуто только воспитанием. Итак, должное воспитание воинов есть краеугольный камень всего огромного, могучего, военного организма каждого данного государства; какие бы ружья, пушки, корабли мы не имели, но если мы к ним не в состоянии приставить людей с соответственно развитой волей, душой и сердцем, то успеха мы все равно иметь не будем. <...>
   Вглядываясь в условия, при которых слагается вся обстановка воспитания современного воина (солдата или матроса безразлично), нельзя не согласиться, что дело воспитания крайне осложнилось и требует прежде всего понимания, затем знания и, наконец, умения его вести. Независимо от прямой и главной цели воинского воспитания: готовить бойцов к борьбе с внешним врагом, время столкновения с которым никогда нельзя предсказать, современная жизнь выставила новые условия, крайне усложняющие, а именно: нравственные силы бойцов должны воспитываться и для борьбы со всеми теми учениями, которые разлагают вооруженные силы государства и которые стремятся даже само понятие о Родине вырвать из сознания народов. <...>
   Поэтому, те народы, которые хотят сохранить свою национальность, сохранить все, что добыто дорогой ценой крови предков, сохранить свою Родину, а следовательно свою армию и флот, должны не только сознать надвигающуюся на них опасность, но и предпринять надежные меры для борьбы со всем, что грозит их уничтожению. <...> Поэтому, естественно, не только мы, военные, но и все общество, весь народ, должны всегда стремиться к постоянному нравственному усилению народа и своих вооруженных сил. Казалось бы, что эти истины неопровержимы; истины, к которым народное самосознание должно придти за все время существования человечества на земле. Но в действительности не всегда так бывает. Самосознание народа и общества по временам затемняется увлечениями различными утопическими учениями, что непосредственно отражается на армии и флоте, и что грозит великими бедствиями для всего государства.
   Сама по себе идея государственности требует, чтобы армия и флот были всегда сильны, независимо от того хочется гражданам достичь вечного мира путем социальной эволюции, революции или иными способами. Независимость и свобода каждого данного народа зависит всегда из факторов строго определенных и очевидных, т.е. от нравственной и материальной силы данного народа, которая и воплощается в ее армии и флоте, готовых в любую минуту охранить честь и достоинство страны. Пока счастье и прогресс каждого данного народа зависит не от его способности бродить в тумане современных учений, а от понимания им национальных интересов и здорового оптимизма.
   Не отрицая крайней важности самому народу всячески противодействовать разлагающим его самого влияниям, перед военным миром всех государств все же стоит ряд новых задач в деле воспитания воинских чинов, и подробное их исследование и изучение настоятельно необходимы, не столько для обогащения науки, сколько для ведения в жизнь немедленно всех тех практических приемов, которые обновят обветшалую систему воспитания и дадут ей ту силу и жизненность, которой сейчас не хватает.
   Если во всех государствах вопросы воспитания бойцов стали вопросами жизни или смерти не только армий и флота, но и самих государств, то для нас, русских, находящихся в периоде пересоздания как государственного, так и военного строя по призыву и предначертанию нашего обожаемого Монарха, все вопросы воспитания личного состава вооруженных сил государства приобретают особый, если так можно выразиться, крайне срочный интерес, так как мы все хорошо понимаем, что от правильного их решения зависит не только могущество армии и флота, но и могущество нашего народа и государства. <...>
   Связь между народом и армией очень тесная. Если народ временно болеет извращением национального самосознания, если в народе притупилась способность к гражданским добродетелям, то в армии (в этом строго организованном обществе воинов-граждан) может и должно идти нравственное возрождение и воспитание не только воинских, но и гражданских доблестей. <...>
   Отчего считают, что армия не в состоянии, если в этом встретится надобность, перевернуть не сложившееся миропонимание в поступившем новобранце? Я полагаю, что напротив, если мы, офицеры, эта основа современных армия, будем подготовлены в достаточной степени к воспитанию не только воина в узком смысле этого слова, но воина-гражданина, то тогда едва ли тот сумбур и бред, который сбил с толку молодого парня в деревне или на фабрике, не рассеется под нашим планомерным, честным, нравственным воздействием.
   На основании приведенных соображений не только взгляд, но и самый метод воспитания современного воина должны измениться как в среде народа, в обществе, так и в среде нас, офицеров.
   Всякий гражданин должен ясно понимать свой долг по отношению к своей Родине и к ее охранительнице _ армии; всякий офицер должен выйти из своей кастовой замкнутости и понять свое назначение и свой служебный долг.
   Как во многих областях, так и в данном случае мы, русские, отстали и пока, в редких случаях начинаем говорить, спорить и ни к чему определенному не приходить. <...>
  

Основные задачи воспитание русского солдата

  
   Мы должны стремиться достигнуть воспитанием, чтобы воины под нашим нравственным воздействием были нравственными, любили свою Родину, почитали Государя Императора, уважали законы, уважали и любили ближних, родных, уважали честь и собственность, были храбрыми, предприимчивыми, мужественными, выносливыми, здоровыми, готовыми к самопожертвованию, уважали начальников, старших, товарищей, были способны к взаимной выручке и поддержке, знали свое дело, понимали свое назначение, свой маневр, были преданы знамени, соблюдали свято присягу.
   Расчленяя задачи воинского воспитания, т.е. того воспитания, которое мы должны дать воинам, видим, что оно подразделяется на нравственное, гражданское, общественное, физическое и военное.
   К нравственному воспитанию относится: развитие религиозности или нравственности, основанной на общественной морали.
   К гражданскому воспитанию относится: преданность Государю Императору, любовь к Родине, уважение законов и гражданских установлении.
   К общественному воспитанию относится: любовь и уважение к родным, ближним, к семье, понимание и уважение общественного строя, прав и обязанностей человека в общественных организациях.
   К физическому воспитанию относится: сохранение своего здоровья, сил и их развитие.
   К военному воспитанию относится: соблюдение присяги, почитание знамени, дисциплины и прочие элементы воина. <...>
   ... Нравственные силы бойца зависят от нравственных сил народа, которые служат базой, основанием, на котором будут взращиваться воинские добродетели.
   Мы знаем, что народ наш в массе непросвещен, в настоящее тяжелое время его природные гражданские добродетели: беззаветная преданность к Царю, скажу, бессознательная вера и любовь к Родине, расшатываются гибельными, чуждыми ему учениями. Мы знаем, что ни в семье, ни в школе, ни в обществе в большинстве случаев нет и следов подготовки к воинскому воспитанию. Память о былой славе, былых подвигах могучего русского народа заслоняются невежеством и тлетворными влияниями.
   При нормальных условиях народного образования и воспитания, при должном развитии гражданственности и общественности, очевидно, цент тяжести внимания офицера-воспитателя ляжет почти исключительно по отношению к воинскому и физическому воспитанию, остальные стороны надо только поддерживать на должном уровне, но при настоящих сумбурных условиях гражданской и общественной жизни дело наше осложняется и силой вещей на офицера налагается сложная задача.
   Ждать пока народ и общество начнут нормальную жизнь и станут способными к должному воспитанию подрастающего поколения нельзя, так как это означало бы отказаться от самой мысли прочного военного воспитания, которым должно увенчаться вся наша воспитательная деятельность.
   Поэтому может показаться естественным следствием, если основные нравственные силы, на которых должны взращиваться воинские добродетели, очень слабы, то офицеру нельзя и надеяться, что его нравственное воздействие в течение сравнительно короткого срока службы способно усилить эти силы, а затем и сообщить военное воспитание.
   Ставя так вопрос, легко впасть в ошибку и очень опасную для дела.
   Напрашивается ответ, что офицер-воспитатель не может и не должен задаваться непосильной задачей и должен преследовать только чисто военное воспитание.
   Что задаваясь такой необъятной задачей, он рискует увлечься в ту или другую сторону и воинское воспитание не будет так интенсивно, так продуктивно, как это надлежит.
   Невольно набегают ответы, что при такой постановке вопроса, вся энергия, все силы офицера растворятся на побочной цели и главное он упустит, а поэтому он не должен отвлекаться от своей прямой задачи и должен задаться воспитать в порученном ему Родиной гражданине, какой бы он не был, только воина.
   Говорят также, что призываемые молодые граждане, неправильно воспитанные или совсем не воспитанные семьей и средой не могут поддаваться нашему воздействию, и все наши благие намерения разобьются об их испорченность и косность; но это неверно, так как не следует забывать, что на военную службу призываются молодые люди в возрасте 20, 21 г., когда нравственное и физическое формирование человека не закончилось, кроме того эти люди недовоспитаны или тронуты разлагающими идеями поверхностно, в большинстве из них таятся еще лучшие стороны человеческой натуры, они еще не вытравлены жизнью, поэтому, попадая в здоровую атмосферу, под планомерным, нравственным воздействием, они в большинстве случаев легко поддадутся, мы получим то, к чему стремимся, и разве только единицы окажутся глухи и неподатливы.
   И вот выясняется первый принципиальный вопрос, от решения которого зависит все дальнейшее развитие плана воспитания: чем именно должен задаваться офицер-воспитатель?
   Если бы мы оставались на прежней точке зрения на вопросы воинского воспитания, которые заключались только в муштре, то, конечно, ничего не остается делать, как сказать, что офицер-воспитатель не должен задаваться непосильными задачами и должен все данное время сосредоточить исключительно на узко-военном воспитании.
   Но это противоречило бы первому положению, которое определяло роль современного офицера как воспитателя не только военного, но и народного.
   А раз это так, то на русского офицера-воспитателя силою неумолимых обстоятельств накладывается тяжелое, огромное бремя, взять на себя дело семьи, школы, общества, а затем и непосредственно свое военное дело.
   В переживаемый момент русский офицер-воспитатель стоит одиноко перед этой огромной задачей среди своих многочисленных сограждан, большинство которых пока бессильны ему помочь и часть которых к нему прямо враждебны.
   Никто ему не поможет, никто не разделит его труда, он должен искать поддержки в своих начальниках, сослуживцах и в сознании своего высокого и тяжелого долга.
   Если сравнить участие народа в воспитании в подрастающем поколении здорового патриотизма, в подготовке его к воинской службе у нас в России и на гнилом (как говорят) Западе, то мы никакого сравнения не выдержим.
   Мы продолжаем блистать на весь мир полным отсутствием той кипучей деятельности, того глубокого смысла, который мы видим на Западе при воспитании подрастающих поколений, если что у нас и есть в этом отношении, то лишь самые печальные и отрицательные примеры.
   Наше интеллигентное общество, фабричные, крестьяне, повторяя, избитые посылки против патриотизма, против армии на основаниях якобы высшего человеколюбия, ничего иного не делают, как повторяют выдохшиеся утопии, выставляя свою нравственную и умственную дряблость, убожество и неспособность понимать самые элементарные требования современной жизни, сложившейся не на эфемерных, слащавых, беспочвенных учениях, и играют только жалкую роль среди всех прочих народов, сохранивших и желающих и впредь сохранять свою национальную самостоятельность и вследствие этого главный залог своей нравственной мощи. <...>
   Я уже предвижу возражения, мне скажут сослуживцы, что я ставлю задачу совершенно непосильную, невозможную, но если так, то что же нам делать?
   Неужели опустить руки и продолжать дело воспитания в том же беспочвенном направлении, как это еще так недавно было. Нет, напротив, чем серьезнее задача, чем она обширнее, тем мы должны приложить больше нравственных сил. Мы ведь находимся не в области материальных представлений, где каждый данный человек может выполнить строго определенный максимум работы, дело воспитания, нравственных сил относится к области человеческого духа, а в этой области только бесконечность не может быть нами достигнута, все же остальное доступно нашему завоеванию. Перед сложностью и трудностью останавливаться нельзя, так как это значит сознаться в своей полной несостоятельности и предоставить дело государственной обороны и чести на произвол судьбы. Равнодушное отношение к своему делу несовместимо с нашим высоким призванием, а потому и недопустимо.
   Согласен, что на выполнение намеченного нужны особенно развитые нравственные и умственные силы, нужна энергия, но разве понятие об офицере не заключает само по себе требование самоотверженной и выдающейся деятельности?
   Прежде на силу армии и флота не могли ослабляюще влиять все те барчуки и недоросли, которые устремлялись в военную службу только для того, чтобы носить мундир той или другой части, теперь этот элемент не только лишен, но и вреден и как яд, способный отравить здоровый организм, должен быть удален.
   Средние люди, посредственности, не должны быть в нашей среде. По смыслу всех военных законоположений под понятием "офицер" подразумевается человек с высоко развитой нравственностью и волей; поэтому задача военного строя, задача офицерской корпорации удалить все негодное, слабое, способное внести растление, и тогда никакие задачи для нас не будут казаться невыполнимыми.
   Поэтому здесь неуместны усиленные уверения и ссылки на неспособность, на средние способности корпуса офицеров, а является только вопрос, как лучше и целесообразнее выполнить возложенную на нас задачу. <...>
   Ведь дело воспитания, которое для нас должно быть залогом возрождения, дело очень сложное, очень трудное и вести его можно только людям, воодушевленным высшими идеалами.
   Напрасно думают, что офицером может быть всякий, средний, слабый человек, если допустить это, то армия умрет, так как ее основа, офицер, перестанет ее одухотворять.
   Поэтому офицер на свою деятельность, особенно теперь, должен смотреть именно как на подвижничество, апостольство, иначе он не выполнит своего назначения и своего долга.
   *
   Итак, воинское воспитание в настоящее время должно начинаться с первых же дней поступления молодого гражданина на военную службу и должно заключать в себе воспитание нравственное, общественное, гражданское и физическое.
   Офицер должен взять на себя труд, дать то, что недодали семья, школа, общество, а затем воспитанием дать воинские доблести.
   Чтобы работа офицера была бы плодотворна, чтобы избежать ошибок, увлечений, необходимо нам, офицерам, разработать подробный план организации воспитания, как теоретически, так и практически. <...>
  

Гражданское воспитание

  
   Главная цель воспитания это подготовить из молодого гражданина воина сильного духом, телом и умом. Эта цель должна преобладать всегда и везде. Но как на песке нельзя строить здания, так и воинское воспитание должно основываться на чем-либо положительном и прочном. Современный воин _ воин-гражданин, т.е. гражданин вчера и гражданин завтра. Этот взгляд на природу современного воина надо хорошо себе усвоить и понять.
   Некоторые этот взгляд считают штатским, недопустимым, видят в нем особенно большую опасность, возможность понижения понемногу воинского духа, и чреватым самыми вредными последствиями.
   Надо ли вообще возражать против подобных узких взглядов?
   Вся военная история, и это очень хорошо сделано генерал-лейтенантом Масловым в его труде " Анализ нравственных сил бойца" , доказывает, что современный воин, именно есть воин-гражданин и почему эта разновидность воина обещает наиболее полное развитие национальной мощи.
   Современный воин-гражданин не может и не должен забывать своей принадлежности к своему народу, он не должен и не может считать себя в своем сознании не гражданином.
   И в этом нет никакой опасности, а напротив, это сознание поможет ему понять его долг.
   Он должен понимать, что у каждого гражданина есть важнейший гражданский долг подготовиться к защите Родины, для чего он и призывается на военную службу.
   Но, чтобы понимать воинский долг, чтобы честно его выполнять, он должен понимать, что именно должно его побуждать к доблестному воинскому служению в течение короткого промежутка времени.
   А именно воина-гражданина побуждают гражданские доблести, заключающиеся в верности Государю Императору, в любви к Родине и в уважении законов. С этими гражданскими доблестями, высоко развитым, он должен начинать и оканчивать службу.
   Если бы мы получали граждан вполне сформированными, то могли бы прямо приступить к воинскому воспитанию, но если мы, офицеры, особенно в настоящее время не находим достаточно сильного развития этих доблестей, этих основ, то, естественно, наравне с воинским воспитанием мы должны воспитывать и эти гражданские доблести, и это необходимо не только сейчас, но потребуется всегда и в будущем. <...> При слабом гражданском воспитании народных масс, подобная деятельность офицеров, не отвлекая нижних чинов от прямого их назначения в течение всей их службы, способствовало бы проникновению в народные массы здоровых государственных идеалов.
  

Нравственное воспитание

  
   Наравне с военным воспитанием идет воспитание нравственное. Здесь опять офицеру придется стремиться укрепить или воспитать вновь нравственное чувство, которое слабо привито или не было совсем развито до службы семьей и школой.
   В противоположность нашим западным соседям, у нас осталось могучее средство: это развитие религиозного чувства, которое Суворов клал в основу воинского воспитания. Известно, что великий русский богатырь молитвой начинал и кончал всякое учение, всякое сражение.
   В глубине народа таится еще бессознательное стремление сохранить веру в истинного Бога и офицеру надо развить это святое чувство.
   Не впадая в ханжество, офицер может и должен, не полагаясь всецело на священнослужителей, сам взращивать религиозное чувство в своих подчиненных, учить их и подавать пример.
   Особенно дорого будет некоторое внимание и поддержка со стороны офицера по отношению к староверам, сектантам, иноверцам.
   При наличности религиозности, все нравственные основы легче дать и воспитать. <...>
   Мне скажут, что теперь при свободе совести, наше влияние в этом отношении не должно быть сильно, что мы не должны насиловать нравственных убеждений нижнего чина.
   На это скажу, что в массе простой народ все-таки способен еще к развитию религиозного чувства и нам это не следует забывать.
   Но легко может случиться, что молодой парень попадет уже неверующий в Бога, тогда очень может быть придется нравственное воспитание вести на основах общественной морали, так как всякое воздействие на религиозной почве не достигнет цели.
   Известно, что в большинстве случаев утрата религиозности в невежественном человеке, нашем крестьянине, рабочем, влечет за собой полную нравственную разнузданность, и воспитать в таком сбитом с толку человеке нравственное чувство работа очень трудная, но опять-таки эта трудность не должна нас от нее отталкивать, а наоборот мы должны суметь вложить в сознание такого человека начала общественной морали. <...>
  

Общественное воспитание

  
   Офицер-воспитатель не должен пренебрегать и общественным воспитанием, так как развитие в нижнем чине уважения к родным, семье, близким, окружающих, уважение чужой собственности, понимания общественных организаций, все вместе взятое будет только дополнять гражданское, нравственное и военное воспитание, оно будет давать смысл и понимание задач армии и флота, значение войны и ее неизбежность.
   Напоминание того, что дорого нижнему чину, что было у него до службы и что ожидает его после службы, только укрепит взаимные отношения между начальников и подчиненными.
  

Физическое воспитание

  
   Наравне с воспитанием и развитием нравственных сил должно идти физическое воспитание, т.е. сохранение, укрепление и развитие физических сил.
   Одно без другого не будет иметь цены, да и не возможно.
   Генерал М. Драгомиров говорит, что военное воспитание должно касаться не только нравственной, но и физической стороны человека.
   И действительно, верность этого нельзя отрицать.
   Физическое воспитание распадается на две главные части: сохранение физических сил, что обнимает собой гигиену и 2)укрепление и развитие физических сил, что охватывается гимнастикой, физическими упражнениями и спортом. <...>
  

Военное воспитание

  
   Формулируя кратко задачи военного воспитания, приходим к следующим его принципам.
   Существенные и самые важные элементы воспитания это развитие индивидуальных воинских доблестей, т.е. тех идей, чувств и привычек, которые заставляют человека исполнять свои обязанности вследствие моральных побуждений, а не вследствие страха наказания или надежды на вознаграждения.
   При всех упражнениях и работах мирного времени следует стараться достичь такой степени воспитанности, чтобы люди свои обязанности исполняли добровольно, для чего применять только моральные средства.
   Военный воспитатель, заботясь развивать необходимые свойства, которые ему поручены, должен при всяких обстоятельствах руководить делом лично.
   В современной войне имеются две категории наиболее важных элементов: это внутренние побуждения и привычки, на развитие которых и должны быть направлены все усилия воспитателя.
   Военное воспитание основывается на дисциплине и всех военных законоположениях. <...>
   Дисциплина, это начало военного воспитания, должна основываться на индивидуальных воинских доблестях, т.е. на собрании моральных элементов, укрепленных прочными привычками и менее всего зависеть от страха наказания и прочих стадных чувств. <...>
   Дисциплина, требуя полного подчинения своей воли, воле начальника, база всего военного строя, должна основываться не на страхе за ее нарушение, а на любви к Родине, которая подскажет необходимость армии и флота, а, следовательно, и необходимость подчиниться всем суровым требованиям закона.
   Ставя так вопрос, видна органическая связь между дисциплиной, этой основой воинских добродетелей и одной из гражданских доблестей любви к Родине, а потому, воспитывая нижних чинов, следует действовать и влиять на эту сторону их души и ума, а не основываться на страхе наказания, так как последнее это та же фридриховская палка капрала.
   Поря понять, что то прочно, что коренится на глубоких человеческих чувствах, а не на временной мишуре. <...>
   Военное воспитание должно вестись в строго русском национальном направлении, т.е. в том направлении и методике, подобным Суворовским и другим великим учителям нашей армии и флота. <...>
  

Энгельман И.Г.

Воспитание современного солдата и матроса .-

СП б., 1908.

  
  
  
  
     
       
   Руководящие Начала Русской Военной Педагогики   154k   "Глава" Политика
  
   Великие учителя России   121k   "Фрагмент" Политика
  
   Императрица Екатерина - учитель и воспитатель   30k   "Фрагмент" Политика
  
   Военная педагогическая система А.В. Суворова   125k   "Фрагмент" Политика
  
   Энциклопедия русского офицера, т.1.   16k   "Документ"
     
   Энциклопедия русского офицера, т.2.   217k   "Глава" Политика
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023