ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Традиции русских офицеров

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
Оценка: 9.25*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нормы, которые неукоснительно соблюдают.


В ЭНЦИКЛОПЕДИЮ РУССКОГО ОФИЦЕРА

   ________________________________________________________________________________

А.И. Каменев

Традиции русских офицеров

   Интересы сильной армии выдвигают следующие требования к офицерской корпорации:
   1)она должна быть сплоченной и монолитной, что достигается посредством особого, корпоративного духа (Э. Свидзинский) [1];
   2)в ней должен быть здоровый дух и здоровые отношения, позволяющие исправить заблуждающегося члена корпорации и удалить негодного (А. Сурин) [2];
   3)отношения в ней должны быть справедливыми, разумными, уважительными, при которых каждый вправе считать себя полноправным ее членом, имеющим свои права и обязанности (Ф. Юзефович) [3];
   4)товарищество, как особый род доверительности, взыскательности друг к другу, должны главенствовать во взаимоотношениях офицеров (Л.Толстой и др.) [4];
   5)офицерская среда должна быть резервуаром жизненной силы и мощи офицерского корпуса (П. Изместьев) [5];
   6)офицерская среда должна бережно относиться к каждому новому офицеру, особенно из числа окончивших военно-учебные заведения, помогая им адаптироваться в новой среде и уберечься от типичных ошибок начального периода офицерской службы (К.Варяжский и др.) [6]
   *
   Корпоративный дух есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций (П. Изместьев) [7]. Корпоративность в офицерской среде требует соблюдения следующих правил:
   - признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого своего офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им;
   - требование к офицерам согласовывать свои действия поступки, поведение и образ жизни с требованиями офицерской этики и кодексом офицерской чести:
   - солидарность в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания и требований справедливости в отношении членов корпорации;
   - недопустимость разглашения фактов, имевших место в офицерской среде [8];
   - исключение злословия, злорадства в оценке поведения других офицеров, проявления непорядочности и т.п.;
   - верность слову, обещанию, устному заявлению, готовность исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств;
   - соблюдение внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах;
   - готовность каждого члена корпорации офицеров придти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы;
   - проявление искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастье, неудача и т.п.
   Девиз: "Один - за всех, все - за одного", - как нельзя лучше отражает суть корпоративности.
   *
   Какие качества требуются для общения в офицерской среде? Среди особых качеств выделяются такие, как:
   а)коммуникативность ("способность к товарищескому общению" )(Я.Червинка);
   б)самокритичность;
   в)порядочность.
   Умение входить в контакт с незнакомыми людьми, развивать контакты с людьми достойными и прекращать их с недостойными; умение "притягивать" к себе людей силой обаяния; умение чувствовать опасность, исходящую от людей непорядочных, коварных и расчетливых, - все это обнимает искусство общения, столь необходимое офицеру.
   Самокритичность, как специфическое качество, необходимое в офицерской среде, требуется в силу того факта, что многие люди чаще замечают недостатки других и не видят их у себя [9]. Такой перекос, естественно, создает благодатную почву для конфликтов, ссор и недоразумений.
   Закон порядочности гласит: "Не выставляй бесчестным образом слабостей твоего ближнего, дабы возвысить самого себя. Не открывай его проступков и заблуждений, с тем, чтобы блеснуть на его счет собственным преимуществом" (А. Книгге, немецкий писатель; 1752-1796) [10]. О чувстве порядочности в офицерской среде достаточно четко высказались Н. Бутовский [11], Ф. Гершельман [12] и др.).
   В совокупности эти три специфических качества, как показывает войсковая практика, "работают" на сплочение офицерского коллектива и каждого члена офицерской корпорации.
  

***

   Традиции - это незыблемые правила, принятый духовный кодекс поведения и стиль жизни, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем [13].
   С точки зрения социальной роли - это "социальный клей" (по А.Макаренко) [14], который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы.
   Это соединение осуществляется посредством следующего инструментария традиций:
   1)принятых идеалов, культивируемых в данной среде;
   2)единства взглядов по принципиально важным вопросам;
   3)привития соответствующих вкусов;
   4)соблюдения общепринятых норм поведения и действий;
   5)приверженности к соответствующим обычаям;
   6)соблюдения наиболее важных профессиональных (клановых, кастовых) ритуалов.
   Значение традиций огромно:
   - во-первых, они способствуют формированию единства и сплоченности людей;
   - во-вторых, они заставляют людей, вливающихся в данную корпорацию, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения;
   - в-третьих, они требуют очищения рядов от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции и этим самым традиции способствуют соблюдению чистоты рядов данной корпорации;
   - в-четвертых, высокий дух традиций рождает в душе членов корпорации чувство гордости за принадлежность к данной группе людей, побуждает их к самосовершенствованию, достижению идеала, ибо традиции, как правило, являются синтезом всего лучшего, что имеется в данной корпорации (хотя известны и случаи иного рода, - отсталость взглядов и устаревшие традиции).
   Основу традиции, т.е. ту питательную почву, на которой они произрастают, составляют:
   а)реальные позитивные факты, имевшие место как нечто повторяющееся, устойчивое, безусловно необходимое и выгодно представляющее данную группу людей (корпорацию);
   б)легенды и домыслы, которые трудно опровергнуть, но также и трудно доказать; иногда сюда можно приписать единичные факты выдающегося поведения, действия или поступка, но выдаваемые за некую закономерность.
   В интересах развития традиций нужно осуществлять поиск положительных исторических фактов и примеров, приводить их в систему, воспитывать на этих примерах новые поколения, умножать позитивный потенциал реально действующими лицами. Это и есть пути укрепления единства и согласованности людей, обеспечение преемственности поколений. "Сплетать" же легенды и сочинять сказки для новых поколений - дело неблагородное, да и вредное. Уличенные во лжи составители никогда не смогут отмыться от позора, а обманутые - утратят доверие к идеалам.
   Поучительным историческим примером пропаганды боевых традиций является "Наставление господам пехотным офицерам в день сражения", в котором говорится:
   "Несколько лет почти беспрестанной на разных границах войны сделали всю российскую армию привычной к оной и большая часть офицеров знают совершенно долг свой как в продолжение кампании, так и в решительные дни сражения; но так как между прочим есть и новые полки, да и в старых некоторые мало опытные еще офицеры, то не излишне считается преподать следующие простые и легкие правила:
   Не нужно почти упоминать, сколь необходимо, чтобы всякий офицер по мере власти своей пекся о здоровье солдат, о доставлении им по возможности хорошей пищи и всех выгод и о исправности оружия. Кольми паче все сие пред сражением нужно; ибо человек тем охотнее дерется и тем больше от него можно требовать, чем больше он видит, что начальники пекутся о его благосостоянии; без исправного оружия, с другой стороны, при всем усердии мало он может принести пользы" [15].
   Из первых строк этого "Наставления" видно, что побудило прибегнуть к составлению этого документа (появление в войсках малоопытных офицеров). В последующих же строках дается изложение весьма важных правил, которые надо знать этим офицерам.
   Предпримем и мы попытку изложить традиции офицерского корпуса России, полагая за основу тот инструментарий, которыми они (традиции) располагают.
  

Основные идеи, культивируемые

в офицерской среде [16]

   Круг идей, традиционно важных для офицера, охватывает ряд понятий, как: Родина, война, армия, офицер, солдат, доблесть, закон, власть, общество, враг.
  -- Родина - святое понятие для офицера. Все самое важное сосредоточено в нем, все готов он отдать для ее благополучия, процветания и независимости. Нет больше чести, как положить душу за други своя... [17]
  --
  -- "Корпус офицеров, стоящий на высоте своего призвания, в котором сочетаются гармонично ум, деятельность и выдержка вместе с рыцарским духом, который ради чувства чести и долга готов жертвовать всеми благами жизни, даже самой жизнью - такой корпус офицеров будет самой верной порукой доблести и надежности войска" [18]
  --
  -- Закон для офицера свят и нерушим. А его исполнение - высочайший долг офицера [19].
  --
  -- "Войско, крепко спаянное дисциплиной, на войне сливается в одну компактную массу, девиз которой: "Победим или умрем. Мертвым нет срама" [20].
  --
  -- "...Все то, что ведет к победе и только к победе, есть добро на войне, а все то, что ее ограничивает или ведет к поражению, есть зло" [21].
  --
  -- "...Главное орудие и важнейшее средство на войне, - человек, а не машина; однако, без машин человек недостаточно силен" [22].
  --
  -- "Сущность воинского духа состоит в том, чтобы он привык к той мысли, что он есть воин и прямое назначение его, это - война и что за время пребывания его на действительной службе или в запасе армии, он может быть призван для настоящего своего дела, для войны. Чем чаще солдат будет об этом вспоминать, тем больше будет он проникнут воинским духом, т.е. быть военным в истинном смысле этого слова, и не только по наружному виду" [23]
  --
  -- "Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Воспитывать себя для войны поздно на самом поле сражения! [24]
  --
  -- "Важно не уничтожить врага, а подорвать его уверенность в силах, заставить его прекратить борьбу, подчиниться нашей воле" [25]
  --
  -- "Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата" [26].
  --
  -- "Мы должны все время помнить, что окружены врагами и завистниками, что друзей у нас нет... Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. - "У России только два союзника: ее Армия и Флот"... [27].
  --
  -- "Подвиг заключается не в том, чтобы не падать в борьбе со своим врагом, а в том, чтобы упавши вновь вскочить на ноги и снова броситься на врага" [28].
  --
  -- "Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву! Молись Богу! от него победа! Чудо, Богатыри! Бог нас водит, - он нам Генерал!"... [29]
  --
  -- "Лица, которые призваны сказать про предоставляемых производству последнее слово "достоин", или "не достоин", производства в первый офицерский чин, берут на себя большую нравственную ответственность за каждого произведенного в офицеры с заведомо неустойчивыми нравственными основами. 2 группы требований. Основы первой группы таковы: Преданность Государю и Родине, дисциплина, вера в нерушимость приказания - должны и могут окончательно утвердиться в выпускаемых из училищ. Основы второй группы, каковы: храбрость, решимость переносить тягости службы, чувство взаимной выручки - не всегда могут развиться на школьной скамье" [30]
  --

Единство взглядов офицеров по принципиально

важным вопросам [31]

  
   Эти взгляды, по нашему мнению, должны касаться: а)вопросы чести, долга и достоинства офицерского звания; б)отношений к товарищам по службе и старшим в офицерской среде; в)позиции офицеров к подчиненным; г)отношения офицеров к обществу, народу, слоям и классам; д)позиции офицеров относительно политической и классовой борьбы в обществе и механизме смены власти. Поясним сказанное некоторыми важными положениями:
  
  -- Офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек. Все остальные лица, не отвечающие этим требованиям должны быть удалены из офицерского корпуса.
  --
  -- Товарищество - это не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности, взаимной поддержке и взаимной выручке.
  --
  -- Старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью. Он не должен ждать инициативы снизу, а полагать ее уместной и необходимой. В свою очередь, его обязанность отдавать должное своим подчиненным, не сковывать их инициативы, самостоятельности и творчества.
  --
  -- Для офицера все слои общества одинаковы. Он не служит ни одному из классов или групп, а стоит на страже общенациональных интересов. Благо Отечества для него прежде всего. Вступающий в офицерский корпус должен забыть о своей социальной принадлежности. Офицер - не слуга, а воин, которому доверено самое ценное - безопасность и покой сограждан. Все, что угрожает безопасности и покою граждан должно побуждать его к адекватным действиям, направленным для устранения опасности, восстановления безопасности и покоя граждан его страны. Любые призывы классов, групп и лиц к офицеру занять выгодную только для них позицию - одно из действий, направленных на дестабилизацию обстановки в стране, следовательно, не могут быть восприняты офицерским корпусом как благие для нации и их следует категорически отвергнуть.
  --
  -- Офицер не имеет права участвовать в политической или классовой борьбе, ибо это ставит его в положение противоборства с существующей властью, что является недопустимым для него. Основная политическая линия офицера - безусловная поддержка законной власти.
  --
  -- Единственно приемлемый механизм смены государственной власти - мирное разрешение кризиса власти. Дворцовые перевороты, тайный сговор, насильственное свержение правительства и захват власти - средства негодные, порочные, недостойные и вредные, участие в которых офицеру категорически запрещает его офицерский долг и служебное положение.
  --
  -- Для офицера подчиненные - это его ближайшие соратники, которые нуждаются в наставлении, помощи, поддержке, понимании. Если офицера не понимают его подчиненные, то ему следует прислушаться к словам М. Драгомирова: "Не торопитесь заключать, что если вас не понимают, то потому, что неразвиты; проверьте лучше себя, доразвились ли вы сами до того, чтобы всякий вас понимал" [32].
  --
  
   Естественно, постановкой указанных вопросов мы лишь наметили контуры необходимой деятельности на будущее в надежде на то, что соответствующие структуру в военном ведомстве довершат начатое дело.
  

Привитие офицерам необходимых

вкусов

   Вкус - это эмоционально окрашенное отношение человека к вопросам и предметам красоты, гармонии, чувству меры. Воспитанный человек, как говорят, обладает хорошим вкусом, т.е. умеет отличить красивое от безобразного и пошлого, знает меру во всем (одежде, пище; выборе друзей, приятелей и знакомых), не совершает оплошностей в общении и т.п. Гармоничность, изящество, чувство меры помогает ему избегать пошлости, вульгарности, дерзости, бестактности, примитивизма, нескромности и т.п.
   Единство вкусов, единство оценки того, что волнует наше воображение, вызывает возвышенные чувства, сближает людей, естественно, имеет важное значение для поддержания и развития офицерских традиций. Свои пристрастия (вкусы) человек проявляет в разных областях: в музыке, чтении, политических или социальных оценках, в межличностных отношениях и т.п. Мы же знаем, как много значит для человека музыка, круг его чтения и знакомств, увлечения на досуге, кулуарные оценки, обсуждения и мнения.
   В офицерском корпусе России были, пожалуй, два учреждения, которые формировали вкусы офицерства: военная школа и офицерские собрания в войсковых частях. Думается, и сейчас военная школа должна взять на себя культурологическую миссию, но не в виде чтения формальных курсов, а в смысле практического воспитания хорошего вкуса обучаемых, что особенно важно в условиях интервенции пошлой западной культуры. Заслуживает внимания идея возрождения Офицерских собраний как очагов подлинной русской культуры.

Традиционные нормы поведения

офицеров России

  
   Всю совокупность традиционных норма поведения офицеров можно подразделить на две группы: а) боевые и б) нормы мирного времени, бытовые.
  

Боевые традиции офицеров:

  -- Без колебаний идти в бой, не дрогнув перед опасностью и смертью. (Д. Дохтуров [33] с радостью, совершенно больной несется защищать Смоленск, говоря: "Лучше умирать в поле, чем в постели" [34]).
  --
  -- Воевать достойно и достойно умирать. (Я. Кульневу [35] в сражении под Клястицами ядро оторвало обе ноги; он упал и сорвал с шеи своей крест Св. Георгия, бросил окружившим его, сказав им: "Возьмите! Пусть неприятель, когда найдет труп мой, примет его за труп простого, рядового солдата, и не тщеславится убитием русского генерала" [36].
  --
  -- Установка на бой и победу в бою; не бежать от врага. а искать его (Екатерина Великая писала П.Румянцеву на его донесение о превосходстве сил турок: "Римляне никогда не считали врагов, а только спрашивали, - где они?" И результатом этой мысли явилась блестящая Кагульская победа, одержанная I7-ю тысячами русских против полутораста турок. [37])
  --
  -- Постоянная бдительность (Владимир Мономах в своем "Поучении" говорит: "На войну выходя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает" [38].)
  --
  -- Необыкновенное благородство, умение подавить в себе честолюбие в минуты опасности для Родины (В I8I3 году, после смерти Кутузова, Главнокомандующим назначается гр. Витгенштейн. Три старших генерала обойдены этим назначением, но беспрекословно, без единого звука неудовольствия подчиняются младшему" [39]).
  --
  -- Частная инициатива, стремление к взаимной поддержке в бою (Нельзя не упомянуть о выдающемся поступке Дохтурова, который I4-го декабря [40], имея категорическое приказание корпусного командира отступать, сам вернул уже с марша дивизию и никого не спрашивая, вступил в жестокий бой с двойными силами французов, при одном только известии, что вблизи отряд другого корпуса находится в опасности" [41]).
  --
  -- Верность присяге, отсутствие всякой мысли об измене, плене и т.п. (Примеров тому множество. Один из них касается майора Юрлова, начальника инвалидной команды, которого Пугачев хотел переманить на свою сторону, а за категорический отказ майора повесил его) [42].
  --
  -- Отсутствие боязни перед вышестоящим начальником (Так, например, кн. Голицын, дважды отбитый при штурме Шлиссельбурга, получил категорическое приказание Царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость" [43].
  --

Служебные и бытовые традиции:

  
  -- "Бога бояться и Царя чтити, любить ближнего не словом или языком, но делом и истинною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовым на всякое доброе дело " [44].
  --
  -- Служить честно Отечеству, а не прислуживать кому бы то ни было ("Когда занемогший офицер подавал установленной формы рапорт: "Заболев сего числа, службу Его Императорского Величества нести не могу", то он действительно ощущал, что его служба есть служба Его Императорского Величества" [45])
  --
  -- Верность своему слову ("Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы" [46]).
  --
  -- Уважение законов государства (Офицер должен отличаться уважением к законам государства и к личным правам каждого гражданина; ему должны быть известны законные средства для ограждения этих прав, и он же, не вдаваясь в донкихотство, должен быть всегда готов помочь слабому" [47]).
  --
  -- Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни ("Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия и твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать" [48]).
  --
  -- Самоотречение ("Повиновение законам и дисциплине должно доходить до самоотречения; в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного" [49]).
  --
  -- Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения ("Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; он никогда не должен забывать, особенно в публичных местах, что он не только образованный человек, но что, сверх того, на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания. Поэтому он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хотя малейшую тень даже не на него лично, а тем более на весь корпус офицеров..." [50]
  --
  -- Преданность военной форме ("Офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуску и это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии и это свидетельствовало о том, что он всегда был готов обнажить это оружие для чести и славы Родины" [51]).
  --
  -- Публичная вежливость ("В ресторане, при входе старшего в чине, полагалось просить разрешения продолжать сидеть за столом; в театрах требовалось стоять во время антрактов; в присутствии старшего воспрещалось курить без специального разрешения; при встрече на улице с генералами, начиная от командира корпуса, офицер (пеший или конный) становился во фронт, нарушая движение пешеходов и экипажей" [52]).
  --
  -- Отцовская заботливость о солдате (А.Пушкин об офицере: "Слуга Царю, отец солдатам").
  --
  -- Забота о пристойности брака (Нельзя было жениться, не испросив разрешения командира полка и согласия общества офицеров полка. А это разрешение и согласие давалось, по рассмотрении вопроса о пристойности брака" [53]).
  --
  -- Офицеры обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству (Правила, которые всегда соблюдались: офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2 и 3 классов, занимать места в театрах далее 5 ряда кресел; требовалось, чтобы офицер не скупился на раздачу чаевых; к знакомым офицер обязан был приехать в пролетке, но не идти пешком и т.п. [54]).
  --
  
   Воспитание в духе офицерских традиций требует не кампании в виде цикла лекций для обучаемых в военных школах и офицеров частей. Весь уклад жизни военно-учебных заведений и восковых частей должен строиться с учетом данных традиций. И в этой работе пример остается за старшим начальником, который должен быть сам безупречен в соблюдении офицерских традиций.
  
   Дополнением к изложенному могут служить материалы "Штрихи к портрету":
  
   http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/text_0020.shtml
   http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/shtrihikportretuch2.shtml
   http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/shtrihikportretu3.shtml
  
   *
   Полезно также обратиться к книге А. Кривицкого "Традиции русского офицерства" (М., 1947).
   *
   Безусловный интерес представляют извлечения из книги О.С. Муравьевой, которые дают возможность понять, как велико значение особого, элитарного, воспитания офицерских кадров на примере дворянского воспитания.

О.С. Муравьева

"Традиция, ко-торую не обсуждают, а соблюдают"...[55]

  
   Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в Российском государстве ХVIII - первой половины ХIХ века: дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и ответственности.
  
   Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус этической ценности, нравственного закона.
  
   Этот закон признавался безоговорочно многими поколениями дворян, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества.
   Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.С. Пушкиным его "Капитанской дочке", когда Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
  
   "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
  
   *
   Чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.
   *
   Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.
  
   Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким.
  
   *
   Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике, "честь" не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
  
   В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.
  
   *
   Готовность рисковать жизнь для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова. Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.
   *
   Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, "честного слово". Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Нарушить данное слово - значит раз и навсегда погубить свою репутацию.
   *
   Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии.
   *
   Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принципы.
  
   Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах - традиционная установка российского дворянства, отличающая его от западных дворян.
  
   *
   Воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным.
  
   Оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, но объявляет эти качества постыдными.
  
   Все дело, однако, состоит в том, как понимать жизненный успех. Если в это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка и проч., то дворянское воспитание предстает не таким непрактичным, как кажется.
   *
   Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак не связанных между собой требований.
   Храбрость и выносливость, которые безусловно требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Не удивительно, что эти качества высоко ценились и старательно прививались детям.
  
   К примеру, в Царскосельском лицее каждый день для физической закалки уделялось несколько часов: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью, гребле.
  
   Этой же цели служили прогулки в любую погоду.
   *
   Физические нагрузки не просто укрепляли здоровье, но и способствовали формированию личности.
  
   В общем контексте этических и мировоззренческих принципов физические испытания как бы уравнивались с нравственными.
  
   Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.
   *
   Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения, было не только недостойно, но и неприлично.
  
   Умение скрывать от посторонних глаз мелкие досады и огорчения считалось обязательной чертой дворянского воспитания.
  
   Считалось неприличным обременять окружающих своими личными неприятностями. Не менее важным считалось и другое - защита своего внутреннего мира от непрошеных свидетелей.
   *
   Светское общество относилось к бытовой стороне жизни как к явлению глубоко содержательному, имеющему самостоятельное значение. Балы, светские рауты, салонные беседы и частная переписка - все это в большей или меньшей степени носило оттенок некого ритуала, для участия в котором требовалась специальная выучка.
   *
   Правила хорошего тона отнюдь не сводились к набору рекомендаций типа: в какой руке держать вилку, когда следует снимать шляпу и т.п. Высшее общество предъявляло к своим людям более серьезные требования.
   *
   Дворянские дети прежде всего приучались к правилам гигиены. Отношение к одежде носило не только эстетический, но и философский характер.
  
   Это был культ проявлений жизни. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто.
  
   *
   Умение нравиться было одной из отличительных черт людей света. Не удивительно, что обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка.
   *
   Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы со всеми людьми, независимо от их происхождения и положения, уметь держаться одинаково, без чванства и заносчивости.
   *
   Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучиться выражать любые чувства в сдержанной и корректной форме. При выяснении отношений в свете допустимы были выражения резкие и по существу оскорбительные; однако по форме они должны были быть безукоризненно вежливыми.
  
   Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
  
   *
   Сильной стороной дворянства было то, что дворянин постоянно жил в общении с простым народом. Перед ним не вставали проблемы общения с людьми, которые имели интеллигенты, предпринимавшие "походы в народ". Подавляющее большинство дворянских семей жило в своих поместьях или же в течение года неоднократно посещало их.
  
   Они разбирались в крестьянской жизни, знали проблемы деревни, вместе справляли обряды, были одной веры с крестьянами. Они же являлись их воинскими начальниками и потому пользовались среди солдат авторитетом знающего и справедливого человека.
  
   Уважение к крестьянам и крестьянскому труду воспитывалось в дворянских детях с малого возраста.
   *
   Особые отношения складывались внутри дворянского сословья. Характерный пример традиционного дворянского отношения к родне приводит В.А. Сологуб, вспоминая об Екатерине Александровне Архаровой.
   Бывало, к ней являлся с просьбой какой-нибудь помещик из захолустья, которого она видела впервые в жизни. Гостя встречали словами:
  
   - Чем, батюшка, могу служить? Мы с тобой не чужие...
  
   Часто такой визитер обращался к Архаровой с просьбой пристроить детей в какое-нибудь учебное заведение и присмотреть за ними, на что она охотно соглашалась. И на другой день помещик приезжал с детками, которых они рассовывали по разным воспитательным заведениям и помещик уезжал восвояси, твердо уверенный в том, что его дети находятся в надежных руках.
   И это было действительно так: Архарова регулярно посещала детей, справлялась об их успехах, помогала всячески...
   *
   Заслуживает особого внимания взаимоотношения в дворянской семье между родителями и детьми. Здесь в любви к ним не пересаливали.
  
   Дети держались в духе подобострастия и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них.
   *
   Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов дворянского воспитания. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал.
   *
   За сколько-нибудь серьезные проступки строго наказывали. Лестница обычных наказаний: оставление без сладкого, без прогулки, ставление в угол и на колени, устранение от игры и т.п.
   *
   В то же время, свидетельства мемуарной литературы позволяют сделать вывод о том, что дворянская семья была обителью счастья, с ней связаны самые лучшие воспоминанья.
   *
   Чтобы уверенно играть свою роль - держаться свободно, уверенно и непринужденно - светскому человеку нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев.
  
   Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был обязательный элемент воспитания. Молодому человеку, не умеющему танцевать, было бы нечего делать на бале; а бал в жизни дворянина - это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо, форма социальной организации дворянского сословия.
  
   Танцы же являлись организующим моментом бального ритуала, определяя и стиль общения, и манеру разговора.
   Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.
   Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и поэтому обучение танцам начиналось рано, а учителя были очень требовательны.
   *
   Первый бал - это первый официальный раут, в котором молодой человек впервые участвовал на правах взрослого. На уроках танцев дети учились не только танцевать. Учителя считали, что вместе с выправкой тела выправляется и душа.
  
   Дворянское воспитание - это не просто педагогическая система, не особая методика и не свод правил. Это - образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания. Сила этого воспитания - в неуклонном соблюдении традиций.
  
  

Примечания

  
   1.См.: Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.235.
   2. См.: Сурин А. Роль офицерства в военном воспитании. // Воин (Владивосток). -1922. - N 2. -с.16.
   3.См.: Юзефович Ф. Прежние и настоящие военные аттестации // Военный сборник .- I9II.- N2.- с.76-77.
   4.См.: Толстой Л.Л. Жизненные задачи русского офицера. // Русский Инвалид .- I907.- NI3.- I7 января.; Угнетающее зло.// Разведчик. - I9I2.- NII29.- с.402-407.
   5.См.: Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ.- Варшава, I908.-с. 54.
   6.См.: Варяжский К. Младший офицер.// Офицерская Жизнь.- I907.- N66.- с. 250-25I.
   7.См.: Изместьев П. Указ. Соч.- С. 65.
   8.Показателен в этом отношении пример, описанный Плутархом в рассказе о жизни и нравах спартанцев. Сисситии (общие столы), которые по определенным дням посещали все взрослые спартанцы, имели свои правила. Здесь слушали разговоры о политике, шутили, но никого не оскорбляли. Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник переставал. Старший в собрании спартанцев показывал каждому новому товарищу на дверь и говорил: "За эту дверь не должно выйти ни одно слово!" - См. :Плутарх. Избранные жизнеописания.- т.1. - М., 1987.- с. 103.
   9."Мы склонны к критиканству во всем".- См.: Доманевский В.И.. Аттестации // Военный сборник.- I9II.- N3.- с. 78.
   10.Великие мысли великих людей. Антология афоризма. т.2. - М., 1998.- с.277-278.
   11.См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде.. (Очерк военного быта) // Военный сборник. - I898.-NII, - с.II7- I4I.
   12.См.: Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров. // Военный сборник.-I9I4.- NI2.- с. 27 - -42.
   13.Мы с искренним уважение относимся к работе А.Кривицкого "Традиции русского офицерства" (М., 1946) и рассматриваем свой вклад как продолжение и развитие этой темы.
   14.См.: Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности.- М., 1972.- с.222.
   15.Наставление господам пехотным офицерам в день сражения // Военный сборник.- I902.- N7.- с. 238.
   16.Приводя нижеследующие идеи, мы полагаем, что даем лишь направление для собирания воедино комплекса таких идей-установок, которые должны развиваться, обсуждаться, дополняться и конкретизироваться в офицерской среде.
   17.См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк.- М., I900.- с.32.
   18.Л.Д. К вопросу о подготовке офицеров// Офицерская Жизнь.- I907.-N52.- с. 19.
   19.См.: Волгин А.М. Об армии.- СП б., I907.- с.53.
   20.Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с. 32.
   21.Корф Н.А. О воспитании воли военачальников.- Общество ревнителей военных знаний.-Кн. I.- СП б., I906.-с. 27.
   22.Баивов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный сборник.- Белград, I924.-N5.- с.64.
   23.Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела.- Киев, I909.-с.73.
   24.Воронецкий В. К реформам в армии.- Варшава, I906.-с.17.
   25.Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования) // Военный сборник. - I9I2.-N I.- с.17.
   26.Приказ генерал-фельдмаршала Кутузова 2I декабря I8I2 г. (2 января I8I3 г. Вильно). - Цит. по кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия во русской военной истории.- М., 1947.- с. 395.
   27.Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.I -IУ. Белград, I933 - I938. - с.1003.
   28.Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. М., I9I3.- с.37.
   29.Суворов А.В. Наука побеждать. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории.- М., 1947.- с.278.
   30.Драгомиров М.И Подготовка войск в мирное время.. (Воспитание и образование) Киев, I906.-с.
   31.Опять же, поднимая этот вопрос, мы всего лишь делаем попытку указать на реально существующую проблему: необходимость единства и согласованности взглядов офицеров по тем вопросам общегосударственной жизни, внутренней политики, армейской среды и офицерского корпуса, по которым чаще всего наблюдается резкое "разночтение", которое, в конечном итого приводит к формированию разных позиций, которые в офицерской среде недопустимы, ибо ослабляют те внутренние связи, которые так важны для прочности офицерского корпуса.
   32.Драгомиров М.И. Избранные труды.- М., 1956.- с.25.
   33.Дохтуров Дмитрий Сергеевич (1756-1816), генерал от инфантерии (1810). В Отечественную войну 1812 командир пехотного корпуса, который участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях и сыграл решающую роль в бою под Малоярославцем.
   34.Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ).- Вильна, I909.- с.28.
   35.Кульнев Яков Петрович (1763-1812), генерал-майор (1808). В русско-шведскую войну 1808-09 во главе отряда перешел по льду Ботнического зал. В Отечественную войну 1812 командир кавалерийского отряда, отличившегося при победе над французским корпусом маршала Н. Ш. Удино (N. Ch. Oudinot) при Клястицах, смертельно ранен в бою?
   36.Давыдов Д. Вспоминания о Кульневе В кн.: Давыдов Д. Соч. - СП б., I848.- с.351.
   37.Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ).- Вильна, I909.-с.15.
   38.Цит. по кн.: Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия. ч.1.- М.,1992.- с.98-99.
   39.Там же. - с.30.
   40.1812 г.
   41.Морозов Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плацпарада ).- Вильна, I909. - с.41-42.
   42.См.: Кедрин С.Е. Русский воин - М., 1989.- с. 147.
   43.Морозов Н.А. Прусская армия эпохи Йенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения.- СП б., I9I2.-с. 48.
   44.Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени. // Военный сборник. - I900, N2.- с.408.
   45.Российские офицеры.- М., 1995.- с. 20.
   46.Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный сборник. - I875.- NI0.- с.242.
   47.Там же. - с.242-243.
   48.Там же - с. 243.
   49.Там же.
   50.Там же .- с.242.
   51.Российские офицеры. - М., 1995.- с. 32-33.
   52.Там же. - с.37.
   53.Там же. - с.15.
   54.См.: там же. - с.29.
   55. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 9.25*5  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012