ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Взгляд На Задачи Юнкерских Училищ

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

 []

  

Нагрудный знак Казанского воен­ного училища

ВЗГЛЯД НА ЗАДАЧИ

ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩ

П Бобровский

  
  
  
  
   Задача юнкерских училищ, следовательно, состояла:
  
   1)В поднятии умственного образования и в распространении надлежащих познаний о военном деле в массе армейских офицеров.
   2)В укоренении правильного взгляда на военную дисциплину и на обязанности военного чина.
   3)В подготовке офицеров, практически знающих строй, дабы они, с первых же дней службы, могли быть учителями не только солдат, но и унтер-офицеров.
  
   *
   Таковы основные начала, выработанные продолжительным опытом, составили цель учреждения юнкерских училищ.
   Разрешение этих вопросов совпало с окончанием Положения о юнкерских училищах, которое и получило Высочайшее одобрение 14 июля 1864 года, в виде опыта, на два года. Вместе с тем, на Главное управление военно-учебных заведений возложена забота по устройству юнкерских училищ, по мере открытия на это источников, и, затем, общее руководство и наблюдение над учебною частью в училищах.
  

Умственное, нравственно-практическое

и строевое образование юнкеров

   Сообразно основной цели учреждения, образование в юнкерских училищах нужно рассматривать с трех сторон:
  
   1)Образование умственное - имеет в виду развить ум, дополнить начальные общие знания и научить военному делу, насколько это обусловлено назначением офицера в строю. В связи с умственным образованием находится религиозное воспитание, чтобы через существенные истины христианского вероучения возбудить и расположить к нравственному образу жизни.
  
   2)Образование нравственно-практическое - юнкерские училища стремятся утвердить разумный взгляд на дисциплину и упрочить правильное отношение к обязанностям офицера и частного человека, как члена военной и гражданина общей семьи.
  
   3)Образование строевое, или лучше служебно-строевое - имеет целью поставить юнкеров в такие условия, чтобы они могли основательно изучать необходимые правила, дабы каждый, начиная службу в срою, не только знал что ему исполнить, но и был бы сам учителем солдата. Только правильная система занятий может выработать хорошего техника и разумного руководителя строевого дела, во всех его отраслях.
  
   *
   Эти три основных начала, соответственно - физической, духовной и нравственной природе человека, должны были составить основу учебного плана.
   Умственное образование сделалось предметом школьного обучения и ведется преподавателями, призываемыми начальниками училищ, за определенное вознаграждение; нравственно - практическое и строевое обучение легли на прямые обязанности начальствующих лиц постоянного кадра: начальника училища, ротного (эскадронного или сотенного) командира и младших офицеров.
   Постановка учебного плана вырабатывается постепенно, по мере опыта, и общие его основания уже намечены твердыми чертами, хотя в своем применении продолжают еще наталкиваться на более или менее крупные недостатки.
  

Учебный план юнкерских училищ

  
   Учебный план в юнкерских училищах, по необходимости, должен подчиняться двум главным, почти противоположным условиям: с одной стороны - общим требованиям в умственном и нравственном развитии, основательно знакомя учащихся с необходимыми специальными, хотя бы то и элементарными познаниями, а с другой - низкому уровню общего образования большинства обучающихся, значительному их возрасту и кратковременности периода обучения.
   При таких условиях, надлежащая постановка учебного плана, чтобы эти училища вполне достигли своей цели, в отношении специального образования будущих офицеров, бесспорно ставила не легкую задачу для Главного управления военно-учебных заведений.
  
   Необходима была напряженная деятельность этого центрального органа военного министерства и практический опыт самих училищ, чтобы мог выработаться план обучения, удовлетворяющий нуждам армии по снабжению ее хорошими строевыми офицерами, не только просвещенными, насколько это необходимо для службы в строю в мирное и военное время. <...>
  
   *
   Конечная, неизбежная цель юнкерских училищ должна всегда сообразоваться с потребностями специальной подготовки строевых офицеров: с развитием войскового воспитания, с улучшениями в военном искусстве, с усовершенствованиями боевыми и административными - образование массы строевых офицеров должно быть в самой тесной связи.
  
   Но эта конечная цель всегда будет в зависимости от умственного развития той среды, какая служит главным источником комплектования армейских офицеров.
  
   *
   Продолжительный опыт доказал, что армия не может оставаться при прежних условиях комплектования, а бывшие училища при войсках обнаружили всю пользу образования молодых людей на службе, в осеннее и зимнее время.
   Когда, после восточной войны, выяснилось убеждение о необходимости преобразования кадетских корпусов и более, чем когда-либо, почувствовалась потребность учреждения при войсках юнкерских училищ, мысль о которых с упорством пробивалась в войсках, с самого начала настоящего столетия, когда же, мы видели, явились мнения против необходимости таких училищ для армии; продолжительные опыты и реформы в войсках, нравственно поднимавшие солдата, еще недостаточно всех убеждали в необходимости изыскания мер и для умственного и нравственного подъема массы посредством рационального образования.
   *
   Но в военном министерстве, как нельзя более, сознавали, что, при общих реформах, не только в армии, но и в гражданской жизни нашего государства, нельзя было не дать осуществления мысли о лучших способах комплектования армии сведущими офицерами, разработав, вместе с тем, и наиболее соответственные, по характеру, способы обучения. Мысль о юнкерских школах должна была получить фактическое применение, идея - облечься в наиболее пригодную форму.
   *
  

 []

Выступление в лагерь Владимирского военного училища.

   Как ни очевидна была для всех необходимость изыскания более разумных мер к лучшей подготовке строевых офицеров, однако не все одинаково смотрели на средства к выполнению такой цели. Идее учреждения юнкерских школ противопоставлялись другие начала. Многие надеялись достигнуть той же цели улучшением способов образования массы офицеров другим путем, обходя юнкерские школы. Противники их, по-видимому, недостаточно уяснили себе обязанности, соединенные с этим званием непосредственного начальника массы солдат, для которой уже недостаточно одной грубой силы, и были мало знакомы со средою, из которой армия постоянно получала и долго еще будет получать своих офицеров.
   Мы уже видели, что мнения противников юнкерских училищ, главным образом, сложились под влиянием опасения, чтобы училища не обратились в кадетские корпуса, реформа которых признана необходимою в самых коренных основах; а с другой стороны - вследствие совершенно ложной мысли, что массе офицеров пехоты и кавалерии достаточно одного общего образования, т.е. что наши будущие офицеры должны только облекаться в военную форму по окончании общего гимназического образования?!.. Специальная подготовка, строевая часть, нравственные задатки - эти важнейшие гарантии для правительства в годности офицеров, - нужны только для немногих, для специалистов!...
  

Проблемы комплектования

  
   Из суждений противников юнкерских училищ относительно общего образования массы офицеров, можно еще думать, что они в комплектовании офицеров армии не предусмотрели действительных фактов, в то время, когда наибольшая масса офицеров, около Ў производилась в армию из юнкеров и вольноопределяющихся.
   Если мерилом общего образования, как вообще принято, считать гимназический курс, то следующие факты привели бы противников к горькому разочарованию. В общем объеме офицеров из юнкеров и вольноопределяющихся, по исчислению г. Ильяшова (Военный Сборник 1863 г., N11, стр.246; Отечественные записки, 1865 г., май, кн.2. "Преобразование армии и комплектование ее офицерами" ст. Д.Шатилова), находилось в пехоте 15,8%, или мене одной шестой доли, получивших образование в средних учебных заведениях; за тем пять шестых не были в средних учебных заведениях, а получили воспитание в доме родителей или в разных низших школах и пансионах. Несколько в лучшем положении была кавалерия, где около 19% получили гимназическое образование. И хотя полагали, что можно было насчитать около 20% офицеров с гимназическим образованием, но из них весьма немногие поступали на службу прежде окончания гимназического курса.
   Допустив, что военные училища и кадетские корпуса могут дать 500 офицеров, и ту несообразность, что на укомплектование армии офицерами пойдут все молодые люди, окончившие гимназическое образование (примерно 1510), по исчислению г. Шатилова, все-таки недоставало бы 857 офицеров.
  
   Но в армейскую службу шли молодые люди, далеко не получившие общего образования, и испытания еще более доказывали, что большинство будущих кандидатов на офицерское звание имели или весьма слабые зачатки общего образования, или вовсе их не имели. Все эти обстоятельства остаются без изменения до настоящего времени.
  
   Отсюда очевидно, какое значение, в отношении умственного образования, должны были получить юнкерские училища. Если, как и надо ожидать, уровень общего образования поступающих на службу вольноопределяющихся будет подниматься, то и тогда юнкерские училища останутся необходимы, как первоначальные военные школы - для приобретения специальных познаний, чтобы гимназистов сделать понимающими военное дело, с первых дней сознательно относящимися к служебной практике. Тогда только облегчится забота юнкерских училищ, ибо она сосредоточится исключительно на курсах военных предметов-тогда только они и получат нормальное развитие. Тут нужно будет решить еще вопрос: возможно ли в один год образовать офицера, знающего строевую службу?
  
   Но пока образовательная подготовка поступающих будет стоять далеко ниже уровня не только гимназического курса, но нередко ниже курса уездных училищ, до тех пор учебный план некоторых юнкерских училищ должен представлять своеобразный характер, ибо в них сначала приходится учить умению учиться, а потом прилагать это умение к изучению необходимого.
  
   *
   Юнкерские училища, комплектуясь молодыми людьми, уже прослужившими в рядах войск, должны иметь в течение курса тесную связь с войсками.
   Не только в отношении воинских порядков, но и в отношении способов строевого образования и приложения дисциплины, училищам надобно дать значение чисто войсковых учреждений. В этих военно-образовательных заведениях юнкера, командируемые из войск, состоя на действительной службе, неся ее с тою же войсковой строгостью и подчиняясь той же воинской дисциплине, как солдаты, должны получать не только надлежащее умственного развитие и нравственное образование, но и строевую подготовку, соответствующую их будущему призванию: ибо офицер, прошедший училище, должен знать не только то что требуется в службе от каждого солдата, но и уметь обучать солдата всем отраслям строевой службы. Для этого юнкеров и командируют летом в полки, и от войскового начальства зависит оказать помощь училищам, посредством правильной организации в сборах строевых занятий юнкеров и надлежащего надзора за их нравственностью.
  
   Итак, юнкера в училищах должны служить и учиться, чтобы получить право на звание офицера.
  
   Такое назначение юнкерских училищ, в отношении образования, по нашему убеждению, вытекает из самой сущности значения строевого офицера, который, для удовлетворения своего признания, должен получить известную предварительную войсковую подготовку и быть достаточно развитым для выполнения боевых и административных обязанностей в строю.
   *
   При недостаточных умственных задатках, с какими молодые люди являются в полки на службу, при отсутствии доброй воли к самообразованию на службе, при равнодушии командиров частей, доказанным продолжительным опытом, к подготовке служащих в полках дворян и вольноопределяющихся к их будущим обязанностям, юнкерские училища явились для войск подспорьем, снабженным достаточными средствами и сосредотачивающим все свое внимание на главные стороны образования будущих офицеров армии; ибо не подлежит сомнению, что полки, не имея таких средству, чтобы дать служащим юнкерам надлежащую подготовку, не могли, говоря вообще, над молодыми людьми иметь надлежащего надзора, и даже более, полкам не представлялось полной возможности дать будущим офицерам строевой подготовки.
  
   Не подлежит никакому сомнению, что каждый офицер, прежде всего, должен быть солдатом, должен проникнуться его духом, узнать его характер и наклонности; иначе он будет в войсках непрошеным гостем и постарается заблаговременно убраться из армии, чтобы не обнаружить своей несостоятельности по подготовке к делу.
  
   А такими, без сомнения, были бы все те, для которых противники юнкерских школ думали предоставить одно общее образование, или лучше полуобразование; фактически доказано, что с законченным общим образованием, о сих пор, служило весьма мало юнкеров и вольноопределяющихся. <...>
  

Возможности юнкерских училищ

  
   Основательного и вполне законченного военного образования юнкерские училища дать не могут. Но известная степень умственного развития, чтобы армия получала строевых офицеров, подготовленных к службе, составляет существенное назначение этих училищ. Следовательно, они не могут быть заведениями чисто приготовительными, элементарными.
  
   Их цель - возбудить в юнкерах самостоятельность мысли в области военной науки, обогатить фактическими сведениями на столько, а, сколько позволяют средства, их предварительная подготовка и известный уровень познаний, обусловливаемый назначением строевого офицера в военное и мирное время. <...>
  
   Цель юнкерских училищ, относительно умственного образования, поставлена была ясно, объем сведений, необходимых для строевого офицера, определился, оставалось еще желать, чтобы и приемы обучения были приноровлены к этой скромной цели и к тому умственному развитию, с каким являлись в училища будущие офицеры русской армии.
   *
   Не гимназический уровень образования должны брать в соображение составители учебников и преподаватели. Малообразованные и неразвитые молодые люди ожидают приобрести в юнкерских училищах настолько законченные сведения, насколько они им необходимы для предстоящей деятельности; следовательно, надобно закончить то образование, какое обусловливается назначением строевого офицера. Если будут являться в училище способные, а таких молодых людей не мало, то они сумеют развить себя на службе, вне училищ, лишь бы училища давали здоровую умственную пищу, поселяли охоту к труду и укрепляли, развивали самодеятельность.
  
   Многознание без твердых основных понятий хуже полузнания и ведет к ослаблению умственных сил, а следовательно, многопредметность наносит ничем неисправимый ущерб образованию и дальнейшему развитию. <...>
  
  

Бобровский П. О.

Юнкерские училища. Историческое обозрение их развития и деятельности. - т. 1. - СП б., 1872.

   ...
  
   Энциклопедия русского офицера, т.1.   16k   "Документ"
  
   ...     
  
   Наука Побеждать - т.1   60k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - т.2   43k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - ч. 3   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   ...
  
   Люлечник и Сократ   29k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть шестая
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023