ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Карелин Александр Петрович
"Вернуться победителями..."

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
  • Аннотация:
    Из цикла "афганцы" - Герои России. Война в Афганистане продолжается...


"Вернуться победителями..."

/Из цикла: "Афганцы"- Герои России. После вывода войск/

"Прекрасна клятва солдат Фабия: они клялись

Не "умереть или победить" - они клялись

Вернуться победителями и сдержали клятву".

/Жан Жак Руссо/

   Предисловие от автора
  
   15 февраля 1989 года советские войска ушли, а война в Афганистане осталась. Боевые действия даже ужесточились. Нашим военным советникам приходилось не сладко. Если раньше главной силой в борьбе с оппозицией был Ограниченный контингент советских войск в Афганистане (ОКСВА), то после вывода советских войск бороться с вооружёнными формированиями стало намного труднее. Советников осталось несколько десятков. А мятежники в тот период, поставив перед собой конкретные цели по разгрому правительственных сил, перешли от партизанской борьбы к широкомасштабным действиям.
   В августе 1992 года начались массированные артиллерийские и ракетные обстрелы Кабула. Отмечались значительные разрушения в столице, жертвы среди мирного населения. Немало снарядов разорвалось и на территории российского посольства. Были убитые. Афганской столице нанесён ущерб гораздо больший, чем за все предыдущие годы гражданской войны. Кабульцы с ностальгией вспоминали те времена, когда советские войска обеспечивали им спокойную жизнь.
   К концу августа количество убитых мирных жителей столицы перевалило за две тысячи, десятки тысяч были ранены, более 200 тысяч покинули Кабул. В таких условиях было принято решение об эвакуации сотрудников российского посольства. Как оказалось, это была очень своевременная акция, так как вскоре комплекс зданий российского посольства в Кабуле был разграблен и разрушен. Тогда же было эвакуировано большинство сотрудников дипломатических миссий и представительства ООН.
   Спустя немного времени фактически централизованное государство Афганистан как таковое перестало существовать. Страна превратилась в конгломерат небольших территорий, различающихся по этническому, племенному, клановому признаку, при заметном усилении позиций национальных меньшинств. В поисках выхода из создавшегося тупика американцы и пакистанцы мобилизовали новые пуштунские силы. В качестве объединяющей силы выступило пропуштунское "Исламское движение Талибан", заявив о себе в полный голос, вступив в борьбу за передел власти...
   После вывода войск из Афганистана в России появились ещё Герои. Это материал о новых подвигах на афганской земле. А войне в Афганистане не видно конца...
   Ранее были опубликованы материалы об "афганцах"- Героях Советского Союза и России за период 1979-1989г. Адреса указаны ниже:
   http://artofwar.ru/k/karelin_a_p/karelin2-10.shtml
  
   http://artofwar.ru/k/karelin_a_p/karelin2-16.shtml
  
   http://artofwar.ru/k/karelin_a_p/karelin2-19.shtml
  
   http://artofwar.ru/k/karelin_a_p/karelin2-20.shtml
  
  

Краткий пофамильный список Героев

      -- Арефьев Сергей Анатольевич, старший сержант;
      -- Зеленов Евгений Алексеевич, полковник;
      -- Копыркин Анатолий Степанович, подполковник;
      -- Хайруллин Газинур Гарифзянович, капитан запаса;
      -- Шарпатов Владимир Ильич, командир экипажа.
  
   Примечание: воинские звания даны на момент представления.
  
  

Герои России

Часть 1. Год 1992

  
      -- Арефьев Сергей Анатольевич (25.11.1972 - 28.07.2005г.). Старшина разведывательной роты 51-го гвардейского Краснознамённого ордена Суворова парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, старший сержант.
   Родился 25 ноября 1972 года в посёлке городского типа Быково Быковского района Волгоградской области. Русский. Окончил на родине среднюю школу с серебряной медалью. Окончил ПТУ. Работал грузчиком в Быковской районной потребительской кооперации. Несколько лет занимался в военно-патриотическом клубе, совершил до армии 33 прыжка с парашютом.
   В Вооружённые Силы СССР призван на срочную службу в декабре 1990 года. Учился в учебном центре подготовки младших специалистов ВДВ в Гайжунае (Литовская ССР), затем служил в 51-м парашютно-десантном полку, дислоцированном в городе-герое Туле. Хорошо освоил воинскую специальность, отличался успехами в боевой подготовке. Прошёл путь от рядового десантника до старшины роты.
   В составе группы из 27 воинов-десантников принимал участие в операции по эвакуации из Кабула персонала российского посольства и иностранных миссий. Три самолёта Военно-транспортной авиации приземлились в неработавшем и частично разрушенном Кабульском аэропорту 28 августа 1992 года. Аэропорт был окружён отрядами афганской оппозиции, уже занявшей Кабул. Десантники заняли оборону в зданиях вокруг места загрузки самолётов. Сначала всё было тихо, но затем начался обстрел. Ответным огнём был подавлен ряд огневых точек, но ракетный обстрел продолжался. Уже взлетел в небо первый самолёт под управлением полковника Зеленова Е.А., разгонялся по взлётно-посадочной полосе второй самолёт подполковника Копыркина А.С. В этот момент в третий самолёт, выруливавший на полосу, попал снаряд. Самолёт был повреждён и загорелся. Подполковник Копыркин сумел чудом остановить разбег и подрулить к горящему борту. Воины-десантники быстро провели эвакуацию людей из горящей машины и их погрузку во второй самолёт. Однако при проверке личного состава оказалось, что отсутствует офицер, командир роты старший лейтенант Игорь Матвиенко. В последний раз его видели в горящем самолёте.
   Старший сержант Арефьев без команды бросился в горящий самолёт. Обшаривая в кромешном ядовитом дыму салон пылавшей машины, на ощупь нашёл офицера, раненного осколком и потерявшего сознание от дыма, и вынес его из готового взорваться самолёта. Своими решительными и мужественными действиями спас жизнь командира. Пылающий самолёт взорвался уже за спиной Арефьева. Поскольку второй лайнер был уже перегружен, а обстрел становился всё сильнее, командир десантников дал ему команду взлетать. Оба самолёта благополучно вернулись в Россию.
   Бойцы ВДВ заняли круговую оборону в здании аэропорта, почти сутки выдерживали обстрел и отбивали попытки моджахедов захватить их. Сергей Арефьев выполнял обязанности раненого командира роты. Через сутки путём переговоров удалось вызволить десантников - самолётом местной авиакомпании их доставили на север Афганистана, откуда наземным транспортом они добрались до Узбекистана.
   За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула, Указом Президента Российской Федерации N 72 от 15 января 1993 года старшему сержанту Арефьеву Сергею Анатольевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (медаль Золотая Звезда" N 11).
   После увольнения в запас Сергей Арефьев вернулся на родину. В январе 1993 года пришёл на службу в органы внутренних дел. Служил в УВД Волгоградской области, был милиционером патрульно-постовой службы, помощником оперуполномоченного уголовного розыска Быковского РОВД. В 1993-1997 годах учился в Волгоградском юридическом институте МВД (переименован в Волгоградскую Академию МВД). После окончания служил в том же учебном заведении: инструктор кафедры физподготовки, заместитель начальника курса факультета подготовки служб криминальной милиции.
   Жил в городе-герое Волгограде. Майор милиции Сергей Арефьев трагически погиб в автомобильной катастрофе 28 июля 2005 года. Похоронен в Быково.
  
  
      -- Зеленов Евгений Алексеевич (род. 18.11.1951г.). Командир полка, полковник. Родился 18 ноября 1951 года в селе Смышляевка Волжского района Куйбышевской (ныне - Самарской) области. Русский.
   Окончил Балашовское высшее военное авиационное училища лётчиков по специальности "военно-транспортная авиация", затем служил в Вооружённых Силах. В течение полутора лет служил в Афганистане, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясении в Армении.
   Во время августовских событий 1991года, будучи командиром авиационной части, согласился с предложением представителей демократических организаций Новгорода о блокировании взлётно-посадочной полосы грузовиками, гружёнными бетонными блоками.
   В конце августа 1992 года непосредственно руководил эвакуацией сотрудников российского посольства и иностранных миссий из осаждённого Кабула.
   Указом Президента Российской Федерации N 72 от 15 января 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания полковнику Зеленову Евгению Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".
   На 1995 год - заместитель командира авиационной дивизии войсковой части N 55017. 17 декабря 1995 года был избран депутатом Государственной Думы РФ второго созыва. 19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы третьего созыва. С 28 января 2000 года - член Комитета Государственной Думы по обороне. Является членом Координационного Совета Движения "Боевое Братство".
   Полковник. Герой РФ. Награждён орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени.
  
  
  
      -- Копыркин Анатолий Степанович (род. 15.06.1954г.). Старший лётчик 110-го Трансильванского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации, подполковник.
   Родился 15 июня 1954 года в селе Берёзовка Артинского района Свердловской области. Русский. Из семьи служащих. Учился в школе Берёзовке до 1969 года, в посёлке Арти до 1971 года.
   В Военно-Воздушных Силах с 1971 года. Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1975 г. Длительное время служил в 110-м военно-транспортном авиационном полку в п. Кречевицы Новгородской области. Выезжал в служебную командировку в Анголу.
   Старший лётчик 110-го военно-транспортного полка подполковник Анатолий Копыркин совершил выдающийся подвиг по спасению из Кабула сотрудников российского посольства и иностранных миссий 28 августа 1992 года. Для проведения эвакуации в Кабул прибыли три транспортных самолёта ИЛ-76, которые пилотировали командир полка Зеленов Е.А., старший лётчик Копыркин А.С. и лётчик Мельников С.
   Посадку производили без наземного обеспечения - окрестности аэропорта уже были заняты душманами, персонал разбежался, на территории было несколько очагов пожаров. Когда началась загрузка людей в самолёты, начался мощный ракетно-артиллерийский обстрел.
   Когда взлетевший первым самолёт Евгения Зеленова набирал высоту над самыми гребнями вершин окрестных гор, с земли поступил сигнал тревоги - прямое попадание ракеты в третий, последний самолёт. Подполковник Анатолий Степанович Копыркин остановил разгон своей машины, развернул её и подрулил к горящему самолёту. Участвовавшие в рейде десантники эвакуировали из него всех пассажиров и экипаж. Никто не знает, как люди поместились в этом самолёте, и почему он после этого вообще смог взлететь, но факт есть факт. Копыркин поднял самолёт после разгона по исковерканной полосе - были порваны почти все колёса, самолёт разгонялся на ободах. Однако он сумел довести перегруженную машину до Ташкента, где вновь продемонстрировал выдающееся мастерство и благополучно посадил её на тех же самых ободах. Кроме наших граждан был вывезен персонал ещё четырёх посольств.
   Указом Президента Российской Федерации N 72 от 15 января 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула подполковнику Анатолию Степановичу Копыркину присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" (звезда N 13).
   Продолжил службы в ВВС России. В 1996 году окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина Ю.А.. Был командиром эскадрильи, заместителем командира 110-го военно-транспортного полка по воспитательной работе, с 2002 года - старшим лётчиком-инспектором 67-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования (ВТА РФ). В 2002 году участвовал в операции по доставке гуманитарных грузов в Афганистан.
   Уволен в запас в звании полковника. С 2008 года - старший государственный инспектор отдела надзора за соблюдением лётных стандартов и сертификаций эксплуатантов воздушного транспорта Управления Государственного надзора за деятельностью гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ (Ространснадзор).
   Награждён медалями. Живёт в городе - герое Москве.
  
  
  
  

Часть 2. 1995-1996г.

      -- Хайруллин Газинур Гарифзянович (род. 10.09.1961г.). Второй пилот воздушного корабля ИЛ-76 авиакомпании "Аэростан", капитан запаса. Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. Татарин. После окончания Дрожжановской средней школы с 1979 года служил в Военно-Воздушных Силах СССР.
   Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1983 году. Проходил службу в 339-м ордена Суворова 3-й степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени военно-транспортной дивизии Военно-транспортной авиации (город Витебск Белорусской ССР). С 1983 года - помощник командира корабля ИЛ-76, с 1987 года - командир корабля ИЛ-76. Участвовал в доставке грузов и личного состава в Афганистан в период боевых действий Ограниченного контингента советских войск в этой стране, в доставке грузов в зону землетрясения в Армении в 1988 году, в дальних полётах в ряд зарубежных государств.
   В 1992 году капитан Хайруллин уволен в запас по сокращению Вооружённых Сил. Стал лётчиком гражданской авиации. С 1994 года работал в авиакомпании "Аэростан" (Казань).
   3 августа 1995 года в составе экипажа самолёта ИЛ-76 выполнял рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). По договору между двумя этими государствами осуществлялась перевозка партии стрелкового вооружения и боеприпасов, самолёт и экипаж были зафрахтованы для этой перевозки. И сама поставка оружия и фрахт воздушного судна были произведены в соответствии с нормами международного права. Во время совершения полёта над территорией Афганистана самолёт был перехвачен истребителями движения "Талибан" и принудительно посажен в аэропорту города Кандагара.
   Экипаж находился в плену свыше года, 378 суток. В тяжёлых условиях плена вёл себя мужественно, не поддаваясь на провокационные действия талибов и представителей ряда иностранных государств. Поняв, что руководство Российской Федерации не способно организовать спасение из плена, экипаж самостоятельно разработал дерзкий план побега.
   Лётчикам удалось убедить охранников в необходимости выполнения профилактических работ на борту самолёта. Воспользовавшись потерей бдительности с их стороны во время одного из посещений самолёта, 16 августа 1996 года лётчики завели двигатели и подняли самолёт в воздух, несмотря на обстрел из автоматического оружия. При этом безоружными людьми были захвачены и обезоружены трое охранников-талибов, двое из которых были вооружены автоматами и один - пистолетом.
   Для обмана погони экипаж направил самолёт не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединённые Арабские Эмираты. Полёт над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50- 100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолёт не был засечён средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полёт окончился успешно. К вечеру 16 августа 1996 года экипаж самолёта ИЛ-76 в составе командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, ведущих инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова совершил благополучную посадку а ОАЭ, а оттуда был доставлен на Родину.
   Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года N 1225 за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Этим же Указом звание Героя присвоено командиру экипажа Владимиру Шарпатову, все остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.
   Продолжил работу на предприятиях гражданской авиации. Несколько лет летал командиром корабля ИЛ-76 ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (Республика Татарстан, г. Казань). С июня 2008 года - Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан". Принимает активное участие в общественной работе.
   Награждён медалями.
  
  
  
      -- Шарпатов Владимир Ильич (род. 21.03.1940г.). Пилот самолёта ИЛ-76 акционерной компании "Аэростан" Республики Татарстан, командир экипажа. Родился 21 марта 1940 года в посёлке Красногорский Звениговского района Марийской АССР в семье шофёра.
   После школы поступал в лётное училище, но не прошёл по конкурсу. Работал столяром, шофёром, затем поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания третьего курса института поступил в Краснокутское лётное училище Гражданской авиации.
   В 1965 году окончил училище и по распределению был направлен в Тюмень. Этот город стал для лётчика Шарпатова второй родиной. Тысячи налётанных часов. Десятки тонн перевезённых грузов. В последние годы - международные маршруты. Почти в восьмидесяти государствах мира побывал пилот.
   3 августа 1995 года самолёт ИЛ-76 (бортовой номер RA-76842) акционерной авиационной компании "Аэростан" выполнял транспортный рейс из Албании в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролёта над территорией Республики Афганистан в небе над Кандагаром наш самолёт неожиданно атаковал МИГ-21 - истребитель повстанческого движения "Талибан". Самолёту ИЛ-76 было приказано немедленно совершить посадку на аэродроме Кандагара под угрозой ракетного огня на поражение. Таким образом, российские лётчики стали пленниками афганских талибов. Это была провокация, направленная против России. Но груз на борту, 1304 ящика с патронами калибра 7,62, был закуплен в Албании, имел китайскую маркировку и был доставлен из Арабских Эмиратов. Из российского на борту был только наёмный экипаж. Провокация не достигла результата. Экипаж из семи человек оставался в плену у талибов больше года.
   Усилия дипломатов и посредников с целью освобождения российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с лётчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить побег. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими ИЛ-76, что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа. В полном составе...
   16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолёта, простоявшего год без надлежащего техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег. Командир корабля Шарпатов, прогревая поочерёдно двигатели, вывел их на взлётный режим и под огнём охраны поднял самолёт в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По заранее согласованному с Ираном воздушному коридору ИЛ-76 совершил полуторачасовой перелёт в Объединённые Арабские Эмираты. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.
   Указом Президента Российской Федерации N1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Шарпатову Владимиру Ильичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". В Кремле премьер-министр Черномырдин В.С. вручил Шарпатову В.И. звезду Героя России. Этим же Указом были награждены и остальные члены экипажа.
   После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании "Аэростан", но 1 декабря 1998 года был уволен "по сокращению штатов". Ему тогда было 58 лет, и это не предельный возраст для лётчика. Не добившись, даже через суд, восстановления на работе, он уехал в город Тюмень.
   По распоряжению губернатора Тюменской области Герою выделили большую квартиру в центре города. В местной авиакомпании "Тюменьавиа" герой-лётчик вновь сел за штурвал ИЛ-76. Были полёты в Турцию, в Эмираты. Только в 62 года он ушёл с лётной работы. В настоящее время Шарпатов на пенсии. Ведёт активную политическую жизнь. Является членом Совета регионального отделения партии "Родина" в Тюменской области.
   Владимир Ильич Шарпатов - единственный Герой России, живущий на территории Тюменской области.
  
  
   Послесловие
  
   В результате многолетней войны Афганистан фактически лежит в руинах, а его население бедствует. Особый ущерб стране нанесён в результате боёв между моджахедами и талибами, а также массированных ракетно-бомбовых ударов, наносимых американцами в ходе операции "Неукротимая свобода". К чему приведёт такая политика - покажет время. Одно только ясно, что это очень опасный путь, ведущий к новым обострениям и конфликтам.
   Что ждёт Афганистан в будущем? В стране создана террористическая экономика, базирующаяся на производстве наркотиков и обеспечении наркотрафика, выступающая инструментом шантажа и давления на другие страны. Насколько такая ситуация отвечает намерениям США и НАТО? Скорей всего, интересам России и других стран региона будет соответствовать скорейшая стабилизация положения в Афганистане. Следует упомянуть слова нашего выдающегося востоковеда Снесарева А.Е. , сказанные им около ста лет назад, но и сейчас не потерявшие своей актуальности: "Только та политика, которая принесёт Афганистану прочный покой, обеспечит его самостоятельность и доставит ему шансы просторного развития в русле религиозно-национальных идеалов, сыщет прочные симпатии Афганистана вообще и афганцев в частности".
  
  
   Использованные материалы:
   - Биографии предоставлены Бочаровым А., Каргапольцевым С., Роговым В.;
   - Ляховский А. "Трагедия и доблесть Афгана", М. 2009 г.;
   -Цыганник Н.Е., Алексеев Г.А. "Интернациональная миссия" М. 1999г.
   *
   Примечание: В Иллюстрациях размещены фотографии Героев.
  
   ***
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

2

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023