ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Иду на вы

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Древняя летопись сохранила для потомства еще прекрасную черту характера его: он не хотел пользоќваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: "Иду на вас!" В сии времена обќщего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно рыќцарской чести". (Н. Карамзин)


  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  
  

0x01 graphic

  

Марат, убитый Шарлоттой Корде, написавшей:

"Убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной он стоит вне закона".

Художник Поль Жак Эме Бодри (1868)

  

А. Савинкин

"ИДУ НА ВЫ"

  

"Древняя летопись сохранила для потомства еще прекрасную черту характера его: он не хотел пользо­ваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: "Иду на вас!" В сии времена об­щего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно ры­царской чести".

Н. Карамзин

  
   Важнейшим признаком христолюбивого воинства является человеколюбие.
   Христолюбивое воинство возникает и постоянно совершенствуется на основе принципов гуманности и законности. Бедствия, зверства и ущерб, связанные с войной, постоянно смягчаются или даже устраняются системой внутреннего и международного законодательства, которое обеспечивает: предотвращение войны и ограничение вооружений; гуманный способ ведения боевых действий; возможность заключения мира (перемирия) на взаимовыгодных условиях; дисциплину и контроль над армией; нравственное и физическое усовершенствование вооруженных сил; наивыгоднейшие способы их устройства и применения.
  
   Цивилизованная армия, создаваемая мудрой военной политикой, высшим военным искусством и правом войны, не допускает варварских способов ведения боевых действий, создает человеческие условия военной службы в мирное время.
  
   Христолюбивая традиция российского воинства основывалась на международно признанном праве войны и мира (законах и обычаях ведения войны и заключения мира).
   Объектом уничтожения считались вооруженные силы противника, а не гражданское население. Боевые действия велись, как правило, в рамках военной необходимости. Обращение с военнопленными часто было лучше, чем с собственными солдатами.
  
   Благородство и великодушие русских часто не знало пределов.
   Это проявлялось и по отношению к побежденным народам, и по отношению к результатам победы, когда заслугами ее, в ущерб русским интересам, пользовались побежденный противник и союзники, а иногда и просто третьи страны.
  
   Представители Православной церкви позднего времени дали следующее обоснование такой человеколюбивой позиции:
  
   "Лишь истинный христианин может быть истинно доблестным воином. Христианская церковь, благословляя воина на защиту веры, монарха и отечества, воодушевляет его одновременно на духовный подвиг самоотвержения, бескорыстия, милосердия к побежденному врагу, воодушевляет на службу государю и родине не за "страх" только или "корысть", а за "совесть", во имя высшей Божьей Правды, во спасение собственной души. Жертвовать собственной жизнью "за други своя", этот высший идеал любви христианской, является также и догматом воинской морали солдата-христианина <...>
   Религиозные и нравственные идеалы Русского народа и русского воина не могли не отразиться и на исторических судьбах России, на отношении ее к народностям, слившимся, в силу исторических условий и доблестью русского оружия, с русским коренным населением. Победоносными могут быть не только истинно христианские войска и ратные силы, но и всякие другие; различие сказывается в характере результатов победы.
   <...>Победы во благо побежденных, во благо целых народностей, а не в поблажку каких-нибудь отдельных, среди них политиканствующих, партий, - такие победы являются истинным лавровым венком победителей, и этот венок в мировой плеяде великих народов, бесспорно, принадлежит Русскому Народу, - Русскому православному народу и Русскому православному воину, олицетворяющему, в высоте своего нравственного мировоззрения, в любви к Богу, к Монарху и Родине, тот чистый идеал истинно христианского воина<...>"(26).
  
   См. ст. (А.К.):
  
   Рыцарское служение России   77k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 21/06/2015, изменен: 21/06/2015. 78k. Статистика.
   "Вне рыцарственного духа национального служения - все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам. (И. Ильин)
   Иллюстрации/приложения: 11 шт.
  
  
   Весь XIX век (при полном забвении законов военного искусства - !) активно разрабатывалось и внедрялось в практику гуманитарное право войны. Россия участвовала в работе Женевской конференции 1864 года, Брюссельской конференции 1874 года, Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов.
   Уже войну с Турцией 1877/78 годов русское правительство обязалось перед всем миром вести цивилизованно, на основе вновь разработанных и опубликованных законов и обычаев войны.
  
   С 14 июля 1904 года был введен в действие "Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны". В нем подробно расписывались права и обязанности воюющих сторон, определялся нейтральный статус полевых лазаретов и военных госпиталей, а также фиксировались следующие положения:
  
   "Войска должны: Уважать жизнь и честь обывателей неприятельской страны, их семейные и имущественные права, а также религию и обряды веры... Всякий грабеж строго воспрещается под страхом тягчайших наказаний. (До смертной казни включительно)... Раненые и больные военные чины подбираются без различия, к какой армии они принадлежат... С пленными надлежит обращаться человеколюбиво и предоставлять им полную свободу в отправлении религиозных обрядов. Содержать их так же, как содержатся чины русской армии<...>
   Во время военных действий воспрещается: Употреблять яд или отравленное оружие... Убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался... Истреблять или захватывать неприятельскую собственность, если это не является военной необходимостью... Атаковать или бомбардировать города, селения, жилища или строения, не занятые противником или его складами предметов, нужных для целей войны противника... Отдавать на разграбление населенные пункты, даже взятые приступом<...>
   Нижним чинам необходимо помнить: Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями... Рази врага в честном бою. Безоружного врага, просящего пощады, не бей... Уважай чужую веру и ее храмы... Мирных жителей неприятельского края не обижай, их имущества сам не порти и не отымай, да и товарищей удерживай от этого. Жестокость с обывателями только увеличивает число наших недругов. Помни, что солдат - Христов и государев воин, а потому и должен поступать как христолюбивый воин<...>"(27).
  
   См. ст. (А.К.):
  
   Полководцы: "демьянова уха"   68k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 22/01/2014, изменен: 25/01/2014. 68k. Статистика. 1050 читателей (на 25.2.2015 г.)  Иллюстрации/приложения: 19 шт. Каменев. Пусть простит меня читатель, что привожу лишь фрагментарные мысли генерала от инфантерии Сергея Константиновича Гершельмана из его труда "Нравственный элемент под Севастополем (СП б., 1897)". Мысли эти интересные и смысла его труда не изменяют, но меняют лишь причину его труда, как мысли на будущее.
  
   После второй мировой войны создается уже настоящая система международного гуманитарного права войны и мира.
   Она включает в себя ряд действующих договоров и соглашений, процедур и институтов, которые обеспечивают и формулируют: кодекс военно-политического поведения государств; ответственность за военные преступления; статус и улучшение участи военнопленных, раненых и больных; защиту гражданского населения и культурных ценностей во время боевых действий; соблюдение прав и свобод военнослужащих в мирное и военное время; запрет на варварские способы и средства ведения войны, защиту жертв вооруженного конфликта немеждународного характера и другие положения (28).
  
   Несмотря на то, что со времен Екатерины II Россия выступала инициатором разработки норм права войны и мира в международных отношениях, после 1917 года она демонстрировала всему миру беспримерное (в новейшей истории) варварство и массовое уничтожение народа в годы гражданской и мировой войны, "холодной войны" и различного рода репрессиях.
  
   Начиная со Святослава ("Иду на Вы"), лучшие русские князья и цари серьезно готовили и торжественно объявляли войны, а также несли хотя бы нравственную ответственность за их результаты.
  
   **
  
   Русские князья и цари испокон веков думали о своих пленных, выкупали их, отбивали в военных походах (возвращение из полона своих - благородная задача) и награждали "за полонное терпение". Советское руководство, допустившее массовое пленение военнослужащих в Отечественной войне 1941-45 гг., лишило их помощи международного Красного Креста, объявило "изменниками Родины", со всеми вытекающими отсюда репрессиями. Две последние необъявленные войны, "афганская" и "чеченская", были закончены без предварительного условия о возвращении всех военнопленных российской армии!
  
   См. ст. (А.К.):
  
   Рыцари - военнопленные - полицейский устав - военные школы - учительский институт   60k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 14/02/2014, изменен: 14/02/2014. 60k. Статистика. 743 читателей (на 16.2.2015 г.) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева) Иллюстрации/приложения: 7 шт.
  
   Первые русские князья, цари и императоры (до Екатерины II включительно) заботились о сохранении и достойном существовании военной силы, как основы российской государственности.
   Последующие правители предпочитали содержать массовую "дешевую" повинную армию, в которой обычным явлением была нищета офицера и издевательство над солдатом, шагистика и хозработы.
  
   Первые государи вели войны армией, которая защищала мирный труд народа, честь и достоинство России.
   Последние "прикрывались" в войнах народом, используя его как "пушечное мясо", и при этом содержали в мирное время огромную квази-постоянную армию, которая помогала сохранять гнилую власть, но не предотвращала разрушительных войн. Великие государи и полководцы основывали военную мощь России на Человеке, духовном и профессиональном развитии солдата и офицера, сознательно выполняющих свой долг по защите Отечества. Правители XIX-XX века создавали бездушную ("прусскую") военную машину и, в конечном итоге, почти потеряли Россию.
  
   Раньше в интересах России и человеколюбия умели сочетать законы (обычаи) войны, военное искусство и заботу о здоровье солдата.
   На этом основывалась военная школа великих русских полководцев Петра I, П.Румянцева, А.Суворова, М.Кутузова. Забота о духовном и физическом здоровье солдата лежало в основе "Науки побеждать" Суворова. Сохранение армии и флота, как эффективных орудий войны, определяло государственные и полководческие действия Петра I, который передал вооруженную силу следующим правителям в новом (регулярном) качестве и добром порядке. Кутузов предпочитал выигрывать войны (с Турцией в 1811 г. и Францией в 1812 г.), почти не сражаясь и ставя противника в безвыходное положение. Он умело комбинировал действия армии и народных ополчений в "малой войне", которая стала большим поражением Наполеона.
  
   Вообще войны в XVIII веке велись русской армией по-рыцарски.
   Противники общались на поле брани не только в боях, но и по различным гуманитарным вопросам. Причем с учетом характера войны! Лютость и бесчестность неприятеля, нападающего на русскую землю, порождали ответный гнев и желание отмщения, которые в целом не отменяли существующих правил ведения войны между цивилизованными народами.
  
   Показательна в этом отношении переписка Кутузова с начальником главного штаба французской армии маршалом Бертье от 8 (20) октября 1812 года (разгар войны!):
  
   "Князь Кутузов! Генералу Лоринстону поручено было предложить вам о принятии мер, дабы война получила ход, сообразный с установленными правилами, а страна претерпевала бы токмо одни неизбежно от войны происходящие бедствия. В самом деле, опустошение собственной земли столько же вредно для самой России, сколь и прискорбно императору.
   Вы легко почувствуете, князь, сколь важно для меня знать окончательное решение вашего правительства по сему предмету. Верьте, князь, чувству моего к вам высокопочитания.
   Князь Невшательский, начальник главного штаба".
  
   "Князь! Полковник Бертеми, которого я разрешил пропустить до своей главной квартиры, вручил мне письмо, которое ваша светлость поручили ему передать мне. Обо всем, что составляет предмет сего нового обращения, я уже немедля предоставил Его Императорскому Величеству... Однако, повторяю здесь истину, значения и силу которой вы, князь, несомненно, оцените: трудно остановить народ, ожесточенный всем тем, что он видел, народ, который в протяжении двухсот лет не видел войн на своей земле, народ, готовый жертвовать собою для родины и который не делает различий между тем, что принято и что не принято в войнах обыкновенных.
   Что же касается армий, мне вверенных, то я надеюсь, князь, что все признают в их образе действий правила, характеризующие храбрый, честный и великодушный народ. В продолжение моей долголетней военной службы я иных правил никогда не знал и уверен, что враги, с которыми я когда-либо сражался, всегда отдавали должную справедливость моим принципам.
   Примите, князь, уверения в моем глубочайшем почтении.
   Главнокомандущий армиями фельдмаршал
   князь Кутузов"(29).
  
   В правительственном сообщении о пребывании в Москве наполеоновских войск от 17 октября 1812 г. говорилось по этому поводу:
  
   "...Обозревая в совокупности все сии ужасы (разорение Москвы и бесчинства французских солдат - А.С.), мы не можем сказать, что ведем войну с неприятелем. Таковое выражение было весьма обыкновенное, далеко недостаточное к изъявлению тех неистовых дел, которые совершаются. Всякая война подвергает несчетными бедствиями род смертных; но, по крайней мере, между просвещенными народами зло сие ограничивалось некоторыми правилами достоинства и человеколюбия. Гордость одной державы состязалась с гордостью другой; но и в самой пылкой брани с обеих сторон столько же пеклись о победе и о славе оружия, сколько о соблюдении чести и доброго имени народа своего. Меч покорял силу, честь побуждала щадить человечество и защищать слабость. За крайний стыд и преступление почиталось воину быть грабителем и разбойником. Завоеватель брал обороняющийся город, но, вступая в него, охранял собственность и безопасность каждого. Мирный поселянин лишался иногда части своих припасов, но поля его, дом, жена, дети оставались целы и здоровы.
   В войнах со шведами Петр Великий при взятии Нарвы обагрил меч свой кровью своих подданных, дерзнувших обесчеститься грабительством. При Екатерине Второй некоторому из частных начальников наших сделан был строжайший выговор за сожжение одной шведской деревни. Равным образом и шведы, захватя иногда пожитки частного человека, присылали их обратно к нам. В последнюю войну с Англией неприятели всегда платили деньги за взятые ими у частных людей вещи, и в бытность свою у Наргина, увидя на сем острове пожар, послали тотчас с корабля своих людей для потушения оного. Таков есть образ войны между державами, наблюдающими честь имени своего <...>(30).
  
   В отечественной войне 1812 года не было ненависти к французскому народу в целом. После победы над Наполеоном Франция осталась свободной и независимой. И вообще существовало правило: с заключением мира и прекращением военных действий побежденный народ рассматривался как дружественный, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  
   Примечателен в этом отношении приказ генерал-лейтенанта М.Скобелева по Авангарду Действующей Армии N 52 от 22 февраля 1878 года:
  
   "Войска вверенного мне авангарда!
   После славной победы под Шейновом, где Вы уничтожили 60 неприятельских батальонов и взяли 104 орудия, Вы не дошли, а долетели до стен Константинополя.
   Ваше молодечество преодолело все трудности и когда Вы под стенами Царьграда грозно предстали перед неприятелем, побежденная Турция просила у нашего Главнокомандующего мира. 19-го февраля в 6 часов вечера подписан славный мир между Турцией и Россией, мир, купленный дорогой ценою, Ваших усилий и Вашей крови.
   Отныне мы стоим здесь в стране дружественной. Отношения наши к побежденному народу должны быть не только законно правильными, но и великодушными, ибо храброе Русское войско искони не умело бить лежачего врага.
   Я не сомневаюсь, что все чины вверенных мне войск вполне поймут их новые отношения, которые со дня заключения мира должны существовать между нами и жителями той страны, которую занимают Русские войска.
   По приказанию Его Императорского Высочества Главнокомандующего объявляю, что всякое мародерство или насилие относительно жителей, в каком бы ничтожном размере или форме они ни проявлялись, повлекут за собою взыскание с виновных по всей строгости законов военного времени. Но, кроме того, Его Императорское Высочество Главнокомандующий изволил смотреть на подобный случай в части, как на доказательство недостаточного личного влияния на своих подчиненных, а потому и предписал подвергать ответственности кроме непосредственно виновных еще и начальника той части, в которой беспорядок проявится.
   Я убежден, что вверенные мне храбрые войска не помрачат своей бессмертной боевой славы не соответствующим поведением в мирное время, и помня, что одна паршивая овца может испортить целое стадо, - будут сами строго следить за теми из них, которые могли бы поддаться искушению - затемнить дорогое нам доброе о нас мнение Августейшего Главнокомандующего" (31).
  
   См. ст. (А.К.):
  
   "Символ: любовь к Отечеству, наука и славянство"...   78k   "Фрагмент" Политика. Скобелев. Обновлено: 16/02/2011 Обновлено: 16/02/2011. 78k. Статистика. 2294 читателей (на 20.11.2014 г.)
   Иллюстрации/приложения: 9 шт.
  
  
   Следует признать, что в царское время над проблемой гуманизации военной службы, как в мирное, так и в военное время, слаженно работали и власть, и общественность (армейская и гражданская).
   О душе военнослужащего и его физических страданиях заботились Церковь и многочисленные общественные благотворительные организации. На официальном и неофициальном уровнях существовала разветвленная система награждения, призрения и пенсионного обеспечения военнослужащих (32).
   Появлялись попытки четко и ясно сформулировать права военнослужащих (33). В лучшие времена воинское звание высоко ценилось в обществе, а государство делало все возможное, чтобы создать достойные условия для жизни и службы своих защитников.
  
   Но нельзя и забывать, что очень часто истинное человеколюбие, по отношению к своим гражданам и воинам, отсутствовало в действиях властей (особенно в советский период). Воинов плохо обучали, заставляли массами гибнуть в неподготовленных и ненужных войнах, влачить жалкое нищенское существование в мирное время.
   Экономия на боевой подготовке, на профессиональной армии, постоянная неразбериха с увеличением и сокращением личного состава, непродуманные организационно-штатные реформирования и другие негативные явления потрясали военную систему России и снижали моральный дух войск не меньше, чем военные поражения.
  
   Не может быть разного человеколюбия в мирное и военное время, для неприятеля и своих войск. Право войны в международных отношениях проявлялось в России как внутренняя потребность русской армии в гуманизации войны и воинской службы, как стремление уменьшить размах военных действий, разрушений, потерь. И сегодня международное право войны полезно для России, чтобы она не наносила вред самой себе расточительной и непродуманной военной политикой, применяла принципы гуманности, человеколюбия и достоинства не только по отношению к неприятелю, но и прежде всего к собственным гражданам и воинам, которые миллионами уничтожались ради мессианских идей самодержавия и утопических коммунистических проектов в беспрерывных "горячих" и "холодных" войнах XX века.
  
   Необходимо, наконец, осознать: чем добровольней, достойней и привлекательней воинская служба, тем надежней защита Отечества; чем выше духовное развитие воина, тем больше рутинная служба переходит в инициативное служение; чем выше уровень боевой подготовки и военного искусства, тем гуманней война и тем меньше в ней проливается драгоценной русской крови.
  
   Нельзя по политическим причинам, специально или по недомыслию, оглуплять и примитивизировать воинскую службу. Она и так нелегка сама по себе. И решения в ней принимает в конечном итоге Человек, который должен знать христианские правила служения и ведения боевых действий. И если это воин-христианин, то ему всегда придется задавать себе острые нравственные вопросы о справедливости войны, делать выбор между служением добру и злу.
   И каждый христолюбивый воин должен помнить, что "меч вверен ему не только властью земной, но и Божьей, что он, носящий меч, есть "божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13.4), и отвечать ему - перед Богом" (34).
  
   Духовное возрождение армии и флота
  
   Духовное возрождение, как нравственно-познавательное, так и собственно религиозное, является важнейшей предпосылкой формирования российского христолюбивого воинства.
   Старая армия отличалась от современной, прежде всего, тем, что в ней была "душа" - творческий источник самопознания и совершенствования военной системы. Несмотря на трудности, сохранялась вера в Бога, развивалась военная мысль, культивировались и поддерживались высоконравственные чувства и воинский дух. Командиры обязаны были заботиться об умственном и нравственном развитии подчиненных.
  
   Духовные потребности военнослужащих удовлетворялись самоотверженной службой военных священников, которых накануне первой мировой войны насчитывалось 730 человек. Во время же войны их число достигло пяти тысяч (35).
  
   И отечественные, и иностранные исследователи подчеркивали, что русская армия всегда отличалась духовной силой, которая, в свою очередь, помогала создавать "прибыльную" военную силу, порождала великих полководцев, развивала национальное военное искусство, служила одним из источников военных побед и решала другие "материальные" задачи.
  
   В силе духа, отмечал в свое время капитан Н.Обручев, заключается главное отличие человека, способного с честью защищать Отечество, от человека, не годного для этой цели. Не развивая духа, сделать солдата легко, сделать настоящего воина - трудно (36).
  
   В дореволюционных военных энциклопедиях воинский дух рассматривался как итог всех тех качеств, которые требуются войной, создаются благоустроенной армией и которые присущи истинному воину: мужество и храбрость, воинственность, благородство (рыцарство), дисциплина, самоотверженность, вера в свои силы, в начальников и в свою военную среду (корпоративность); почин, самодеятельность, находчивость и решимость; бодрость и выносливость (37).
  
   **
  
   Без знания и понимания России, без самопознания армии и флота, без религиозно-нравственного воспитания, без исторической памяти, без духовного очищения и серьезной умственной работы нельзя будет преодолеть негативные тенденции в военном развитии, определить правильную стратегию долгосрочной военной реформы, наилучшие и успешные способы настоящей и перспективной вооруженной борьбы.
  
   Приоритетность в военном деле сегодня заключается в возрождении древней русской традиции вдохновленного самопочинного, частно-инициативного служения Русскому Военному Делу (общему делу) во имя Правды и Бога. Именно такое духовно-добровольное служение обеспечило долговечную и лучшую жизнь русской армии, оставило добрую память о ней в сердцах потомков и сформировало уважение со стороны исторических противников России.
  
   См. ст. (А.К.):
  
   Дух войск   50k   "Фрагмент" Политика
   "Армия без самоуверенности, армия без веры в вождей - не армия... Самодеятельность есть главное качество военного человека... Довольно с нас реформ, и не лучше ли вернуться попросту и без затей к старине, к тем временам, когда дух Петра и орлы Екатерины раздвинули наши пределы до степени величайшего в свете государства... Меняйте оружие, меняйте строй, но ради Бога - духа не угашайте!" (Тимошенко В. //Русский Инвалид. - 1907)
   Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  
   Горение духа великих полководцев позволяло им создавать настоящую боевую силу - "организацию, внушенную Богом", и одерживать незабываемые победы (38). Духовная сила народных масс постоянно проявлялась в годину испытаний в инициативных "ополченческих" войсках, их готовности сражаться и умирать за Отечество.
  
   Уникальным духовным явлением (и мощной военной силой) было казачество.
   Духовным порывом проникнута вся творческая русская военная мысль, которая возникла и существовала исключительно по инициативе и усилиями офицерского корпуса России. Многочисленные боевые подвиги русского воина также вошли навечно в "душу" армии, как примеры честного выполнения долга перед Родиной. "Мы располагаем бесчисленными духовными сокровищами, - отмечал А.А.Керсновский. - Они лежат еще втуне, но дадут, при умении взяться за дело, небывалые плоды как в мирном строительстве, так и на полях сражений" (39).
  
  
   См. ст. (А.К.):
  
   А.И. Барятинский: "Русский проконсул на Востоке"...   62k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 18/01/2014, изменен: 20/01/2014. 62k. Статистика. 860 читателей (на 25.2.2015 г.) Иллюстрации/приложения: 17 шт.
  
   Духовность ("творчество в духе") - необходимое условие существования российского христолюбивого воинства. Она порождает стремление к возвышенному и совершенному, "животворящие" мысли и идеи, позволяет обрести "свое Отечество", прививает праведную и благословенную любовь к Родине, которая, по мнению И.Ильина, есть живая духовная сила, формируемая именно духовным самоопределением, непосредственным духовным опытом, участием в духовной жизни:
  
   "Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности; ибо дух бесчестия, жадности и предательства поведет ее опять по путям революции, распада, "переделов", "социализма" и "интерна-ционализма", по путям позора и бессилия" (40).
  
   Обретение духовности невозможно без интеллектуального возвышения российской армии, которая должна быть, прежде всего, умственной силой, так как "ныне воюют не столько оружием, сколько умом" (Ф.Достоевский), и военное искусство достигает наивысшего расцвета у народов цивилизованных, культурных, деятельных, давая им в руки "научные" средства ведения войны. А нам же, отмечал в свое время писатель, "слава военная и силы наши не пошли впрок, именно по узости мысли" (41).
  
   См. ст. (А.К.):
  
   Грехи и достоинства офицерства   85k   "Фрагмент" Политика Размещен: 20/06/2015, изменен: 20/06/2015. 86k. Статистика. А. Керсновский предлагал взять за образец петровский гвардейский обычай: "Всех, готовящихся к офицерскому служению, писать юнкерами в гвардейские полки, где учредить юнкерские батальоны". В таком случае все офицеры получат "однородную гвардейскую шлифовку, единый крепкий и добрый гвардейский дух"... Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Суд над Сократом и Совестью   33k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 16/06/2015, изменен: 16/06/2015. 33k. Статистика. Узнав о мысли учеников спасти Сократа от смерти, он отвечал твердо: "Положим, вы выведете меня из тюрьмы живым; живым - но уж не тем человеком, каким я вошел в нее, а выведете обманщика. Этого ли вы хотите?" "Я обману не только врагов своих, но и всех людей и изменю своей совести. Я всю жизнь учил, что человек никогда не должен поступать несправедливо; если же я сам так поступлю, то кто же потом поверит мне, поверит тому, чему я учу?" Иллюстрации/приложения: 6 шт.
  
  
   Умственное развитие начинается с нравственной познавательной деятельности решением следующих основных задач:
   Усвоение значимого духовного наследия русской армии и флота, представленного в многочисленных книгах и статьях по темам: отечествоведение и военная статистика, военная история, государственная оборона, военные реформы, стратегия, военное искусство, казачество, войны России, полки российской армии, флот, генеральный штаб, обучение и воспитание, традиции и другие.
  
   Богатство русской военной мысли поражает воображение (42).
   В наследие нам оставлены десятки тысяч книг, свыше трехсот наименований периодических военных изданий, масса исследований по конкретным проблемам развития русской военной силы. Качественным завершением этого наследия стало творчество русской военной эмиграции - явление уникальное, до сих пор малоисследованного и почти неусвоенного.
  
   Прочувствованное знакомство с мыслями и идеями предков поможет обрести их духовную поддержку для решения многих современных проблем российской военной силы.
  
   Нравственными примерами и образцами для подражания являются настоящие научные подвиги таких русских генералов и офицеров, как П.Пестель, Д.Милютин, Н.Обручев, Л.Зедделер, Р.Фадеев, Г.Леер, А.Баиов, А.Риттих, А.Геруа, Н.Головин, А.Свечин, Б.Жерве, Н.Кладо, А.Ливен, А.Керсновский, П.Краснов и многих других, каждый из которых заслужил отдельного представления в современной отечественной и мировой военной литературе.
  
  
   См. ст. (А.К.):
  
   "В рабстве мы умами"...   65k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 08/12/2011, изменен: 11/12/2011. 65k. Статистика. 1746 читателей (на 5.2.2015 г.) Иллюстрации/приложения: 14 шт. Ключевский: ДЕКАБРИСТЫ И РУССКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  
   Критическое изучение общей и военной истории России, развития Русского Военного Искусства становится жизненно необходимой задачей. Ее решение обеспечит историческую преемственность, восстановит историческую память, будет способствовать формированию национального сознания, любви к Родине и военной культуре.
   Все наши предшествующие и сегодняшние заблуждения и ошибки в значительной степени объясняются отсутствием правдивого, истинного, полного представления о своей собственной истории, знание которой дает опыт, понимание и позволяет определить направленность развития.
  
  -- Как можно было успешно воевать, если все наши предшествующие войны к моменту начала новой войны оказывались (и оказываются до сих пор!) недоисследованными?
  -- О каком совершенствовании вооруженных сил можно вести речь, если историческая преемственность постоянно нарушалась, а представление о военных реформах, которые часто были неудачными, оставалось всегда положительным и очень поверхностным?
  
   До сих пор серьезно не исследована военно-административная деятельность российских государей, их военных министров. Нет поучительных работ по военному искусству. Остается в тени творческое наследие русских полководцев, не анализируются конкретные образцы их персонального военного искусства.
   Полезной умственной работы, способной обеспечить горение духа, - непочатый край!
  
  
   См. ст. (А.К.):
  
   Вечевой колокол истории   40k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 10/06/2015, изменен: 10/06/2015. 40k. Статистика. Истинный историк верит в свой народ и никогда не сомневается в его силе, способностях и возможностях. Когда видит опасность, подстерегающую его страну, он бьет в вечевой колокол, пытаясь созвать сограждан для отражения грозящей агрессии. Иллюстрации/приложения: 6 шт.
  
  
   Творческая переработка иностранной военной культуры - вместо подражания - является необходимым условием для создания совершенного войска. Русская военная традиция изначально основывалась на творческом применении зарубежного опыта. Он перенимался в ходе войн как с передовыми, так и с отсталыми государствами. Отдельные русские отряды сами находились на службе у других государств (например, Византии); в своих походах русские князья активно использовали наемные войска варягов, болгар, печенегов, половцев, других племен и народов.
   Ратная мудрость (теоретически и практически) перенималась у татар, шведов, литовцев, поляков, голландцев, французов, немцев.
  
   В XVII веке военное строительство определялось наличием полков русского и иноземного строя. В начале XVIII века регулярная армия и флот России создавались Петром Великим на основе западной "военной науки и военного искусства", при непосредственном участии иностранных военных специалистов. К концу этого века у России была собственная военная сила, свои великие полководцы (флотоводцы) и национальное военное искусство.
   Но уже с Павла I творческая переработка западного опыта в интересах совершенствования российской вооруженной силы практически прекратилась. Стали создавать русскую армию сначала по "прусскому", а потом по "французскому" образцу, перенимая из чужого опыта внешние, не боевые свойства военного дела: узкие костюмы и косы, шагистику, военные поселения, военные округа, парадность, шаблонные действия т.д.
  
   За период упадка военного дела в нашем Отечестве (XIX-XX вв.), который в целом совпал с существованием системы "вооруженного народа", Запад накопил бесценный военно-политический, военно-административный и боевой опыт, а также вышел на этап становления и развития профессиональных армий, сопровождаемый глубоким развитием военной теории и информационно-технологической "военной революцией". Усвоение этого опыта в интересах возрождения настоящей боевой силы, способной вести современную вооруженную борьбу победоносно и малой кровью, является сегодня одной из приоритетных задач предстоящей военной реформы. Решение ее необходимо начать с систематического изложения и изучения истории, теории и способов действий армий наиболее развитых стран мира.
  
   Духовная жизнь, приводящая к совершенному войску, к предотвращению войн, к военным победам "малой кровью одержанным", требует Правды, Истины и Нравственности, которые, прежде всего, утверждаются религиозно-нравственной деятельностью Церкви. Нельзя рассчитывать на совершенные воинские качества, не веря в Бога, не зная России, не занимаясь военным самопознанием, обманывая самих себя относительно истинного положения дел в военной сфере. (Честное изучение современного состояния войск, реального положения дел в военной сфере часто подвергалось нападкам, недопущениям, запретам. В результате создавались глобальное непонимание и ложные чувства, что вело страну к военным катастрофам и обнищанию духа).
  
   Различение Правды и Лжи, Добра и Зла невозможно сегодня (как и вчера) без религиозно-нравственного чувства, которое является стержнем духовной жизни воина. Русская Православная Церковь стремилась выработать и претворить его в жизнь. Она всегда была с армией, воодушевляла ее на победы и поддерживала в поражениях.
   Она питала русскую военную силу великими идеалами ("Святая Русь") и вдохновляла на ратный труд по созданию и защите Отечества. Она отправляла в армию и на флот лучших своих сынов - военных священников, которые своим героическим (43) духовным служением стремились поднять нравственное состояние личного состава и облегчить его страдания.
  
   Офицеры и военные священники русской армии вместе взошли на Голгофу 1917 года и вместе пытались дать отпор безбожному полчищу, которое оккупировало Россию на долгие годы. Одни из них были расстреляны, другие погибли на фронтах гражданской войны, оставшиеся ушли в бесконечное изгнание, чтобы, рассеявшись по всему миру, вдали от Родины, поддерживать и сохранять ее духовную жизнь.
  
  
   См. ст. (А.К.):
  
   Предписано очернить армию 50k "Фрагмент" Политика. Размещен: 24/04/2015, изменен: 24/04/2015. 50k. Статистика. Вооруженные силы - это хрупкий организм, который разрушается не от пушек и натиска вражеских войск, а от ползучей и вредной идеологии. Чтобы не разрушить этот хрупкий организм, офицерство должно быть одето в броню умной идеологии, продуманной политики, надежного права, широкого социального обеспечения и высокого материального благополучия. Иллюстрации/приложения: 13 шт. http://artofwar.ru/editors/k/kamenew_anatolij_iwanowich/predpisanoochernitxarmiju.shtml Новую Голгофу русскому офицерству готовила команда Ельцина в августе 1991 г. Так же, как и в 1917 г., по мысли идеологов августовских событий надо было очернить армию, поставить под сомнение необходимость вооруженной силы.
  
   Семейный эгоизм   117k   "Фрагмент" Политика .Стремление "выйти в люди" любой ценой рождает пагубный карьеризм. Это пагубной установкой грешат многие наши семьи, не понимая, что тем самым предопределяют трагедию своим детям. Побороть бы этот семейный эгоизм... Размышления из романа М. Бубеннова "Белые березы". Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  
   Армия и флот, физически, идеологически и духовно ослабевшие, издерганные неудачными войнами и разрушительными реформами, ищут помощи и поддержки у Русской Православной Церкви, традиционного своего союзника, друга и сострадальца. Церковь освобождается от многовекового порабощения государством и наращивает свой нравственный авторитет. Бывшие воины-атеисты интуитивно встают на путь к Богу. И Церковь, и Армия ощущают новые угрозы, которые могут вскоре поставить под вопрос существование России как независимого государства. Государственно мыслящие представители этих двух жизненно важных для России институтов ищут спасения в возрождении и создании действительно христолюбивого воинства, с которым Россия будет непобедима и которое сможет обеспечить как собственное совершенствование, так и защиту Отечества при любых условиях и обстоятельствах.
  
   Духовное возрождение России и Армии становится сегодня главной предпосылкой преодоления упадка военного дела и спасения Отечества. Без полного и всестороннего решения этой задачи невозможно будет определить правильные пути развития России, изыскивать наивыгоднейшие способы военного строительства, проводить успешные военные реформы.
  
   Духовная нищета, умственная деградация, зажим творческой военной мысли слишком дорого обошлись России, чтобы еще раз повторять печальный опыт бездуховного движения к "лучшему будущему". То что он заканчивается разрушением национальной военной силы и порабощением народа, неоднократно было видно на примере нашего собственного Отечества.
  
   См. ст. (А.К.):
  
   "Церковь сгорела, а кабак отстояли"...   42k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 15/03/2013, изменен: 17/03/2013. 42k. Статистика.  1109 читателей (на 21.11.2014 г.) Иллюстрации/приложения: 9 шт.
  
   "Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика"...   64k   "Фрагмент" Политика. Размещен: 11/03/2013, изменен: 14/03/2013. 64k. Статистика. 1273 читателей (на 25.11.2014 г.) Иллюстрации/приложения: 12 шт.
  
   **
  
   С начала 90-х годов началось взаимное движение Церкви и Армии навстречу друг другу.
   Богословы и священнослужители стали приглашаться на конференции, встречи, а также для чтения духовно-просветительских лекций в военно-учебных заведениях и воинских частях. Военнослужащие все чаще посещали храмы и другие церковные учреждения. Неофициальный диалог наладился, появились первые общественные организации военнослужащих-христиан, проявился интерес (научно-познавательный и специально-религиозный) к военно-религиозной проблематике.
  
   Официальные представители РПЦ объявили о своем желании и стремлении "быть полезными нашему воинству", возрождать духовно-просветительную и духовно-воспитательную работу в армии на основе соответствующего соглашения. Возникло понимание того, что одной из главных задач современных Вооруженных Сил является духовно-нравственное возрождение, что военная мощь, соединенная с высотой духовной, - сила необоримая, не подверженная никаким политическим шатаниям и авантюрам внутри страны и способная противостоять нападениям извне, что для спасительного духовно-нравственного возрождения армии необходимо прежде всего:
  
   - вернуть русскую военную присягу и возродить прославленные полки с их традициями, знаменами, символикой и военными песнями;
   - восстановить совместными усилиями Армии и Церкви институт военных священников как духовных руководителей верующих воинов, незаменимых помощников командиров (45);
   - обеспечить доступ в казармы священников, оборудовать походные церкви и молельные комнаты, а на территории больших частей построить со временем храмы;
   - поднять боевой дух личного состава через знакомство его с подвигами православного воинства, военной историей Отечества, совершение паломничества по святым русским местам;
   - считать нравственной изменой Отечеству любые проявления злобы военнослужащих друг к другу, богохульство, "дедовщину", пьянство, наркоманию, воровство, разврат;
   - привести армейские уставы в соответствие с принципами христолюбивого воинства (46).
  
   **
  
   Защита Отечества, создание христолюбивого победоносного воинства, духовное возрождение армии (в том числе и духовное руководство армией), подготовка и воспитание Воина-Гражданина, призрение увечных военнослужащих и членов их семей (особенно детей-сирот) - вот тот круг проблем, по которым должно строиться реальное сотрудничество Армии и Церкви. Результативность их решения в современных чрезвычайных условиях в значительной степени будет определяться не столько религиозностью военнослужащих, сколько способностью Русской Православной Церкви силой своего морального авторитета повлиять на:
  
   - утверждение мудрой, миролюбивой и рыцарственной военной политики;
   - создание настоящей победоносной армии, способной сдерживать и предотвращать опасные для России войны;
   - гуманизацию боевых действий и военной службы, позволяющую бережно относиться к жизни, соблюдать права и достоинства защитника Отечества;
   - общее духовное возрождение армии, связанное с религиозно-нравственным воспитанием, качественным изучением собственной истории, русской военной мысли, западной военной культуры (прежде всего христианской);
   - улучшение общего нравственного состояния общества и армии, не допускающее легкомысленного отношения к военному делу и выполнению воинского долга, обеспечивающее ответственность за разложение военной силы.
  
   Только в этом случае появится возможность создания настоящего христолюбивого воинства со всеми необходимыми для него качествами, в том числе религиозной воодушевленностью; Русская Православная Церковь по праву, а не по силе традиции или воле государственной власти, займет господствующее положение в армии; православный военный священник из "попа", "отца" и "бати" превратится в настоящего духовного руководителя воинской части.
  
   В заключение две мысли:
   "...Живя в сотрудничестве с государством, церковь не может умыть руки в деле духовной подготовки будущих воинов Империи, воинов, которых само государство хочет сделать воинами христолюбивыми, в идеале, - Воинами-Христовыми. Церковь не может в этом случае оставаться в каком-то смысле аполитичной" (47).

Неизвестный русский офицер в эмиграции.

  
   "Пока в человеческой душе живет зло, меч будет необходим для пресечения его внешнего действия - меч, сильный в своей неизвлеченности и в своем пресекающем ударе" (48).

Известный русский философ-патриот И.Ильин.

  

А. Савинкин

(Осмыслил и составил. Январь 1997 г.)

Возрождение христолюбивого воинства //Христолюбивое воинство: Православные традиции Русской Армии. - М., 1997. - С. 435 - 482

  
  
  
   Примечания:
  
      -- Записки С.М.Соловьева //Вестник Европы. - 1907. - Т.2. - Кн.3. - С.81, 82.
      -- Цит. по: Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. - СПб.: Издательство "Царское дело", 1995. - С.7.
      -- Цит. по: Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII-XV веках. - Л. :Наука, 1976. - С. 6 - 7.
      -- См.: Сухотин Н.Н. Война в истории русского мира. - СПб., 1898. - С. 30 - 31.
      -- Там же . - С. 34.
      -- См.: Война //Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. Т.1. - М., 1992. - С. 540. В словаре, к сожалению, отсутствует понятие "христолюбивое воинство".
      -- Краткий молитвенник для православных воинов. Репринтное издание 1915 года. - М., 1994. - С. 24 - 25.
      -- Гуго Гроций. О праве войны и мира. Репринт с изд. 1956 г. - М.: Ладомир, 1994. - С.539. См. здесь же о праве войны с христианской точки зрения и о принципах мудрой военной политики на стр. 92 -110, 527 - 529; 532 - 539, 541-551, 561 - 564 и др.
      -- Цит по: Митрополит Иоанн. Одоление смуты. - С.319.
      -- См. подробно: Русская военная сила. Очерк развития выдающихся военных событий от начала Руси до наших дней. Составлено обществом офицеров Генерального штаба в Москве. Издание И.Н. Кушнерева. Выпуск 1. Домонгольский период. - М., 1888. - С. 29 - 75.
      -- Нечволодов А. Сказание о русской земле. Репринтное издание в четырех книгах. Кн. 2. - М., 1991. - С. 452.
      -- Нечволодов А. Сказание о русской земле. Кн. 3. - М., 1992. - С.107.
      -- Там же. - С.148 -149.
      -- Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Репринтное воспроизведение издания 1954 г. Т.1. - М., 1996.
      -- Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. - М.: "Отчий дом", 1994. - С. 241, 245 - 247.
      -- Многие статьи М.О. Меньшикова в газете "Новое время" публиковались в 1914 - 1917 годах под заголовком "Должны помнить!". Сам автор так объясняет этот призыв: "... Победа не есть роскошь для военной державы, а органическая необходимость, составляющая жизненный долг... Победоносная война укрепит наше международное положение и заставит уважать благожелательную волю России при меньших ее жертвах... Не из простого тщеславия мы должны победить, а ради последующего величия России и расцвета гения народного на всех его путях". - Меньшиков М.О. Письма к ближним. 1915 год. - Петроград, 1916. - С. 1, 5, 133.
      -- "Милая, обожаемая моя Анна Васильевна..." /Сост. Т.Ф. Павлова, Ф.Ф. Перченок, И.К. Сафонов. - М.: "Прогресс", "Традиция", "Русский путь", 1996. - С. 234.
      -- См.: Вершигора П.П. Военное творчество народных масс. Исторический очерк. - М.: Воениздат, 1961. - 824 с. Следует в то же время заметить, что вынужденными действиями народных масс в войне вряд ли можно по-настоящему гордиться.
      -- Русская военная сила. Выпуск 6. Период царствования Петра Великого. - М., 1890. - С. 3.
      -- См.: Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. Издание Главного Штаба. - СПб., 1904. - С. 1, 26. "Хитрость" определялась раньше как искусство, мастерство, умение, умственная ловкость, тонкость и острота соображений. И только во втором значении - как лукавство, обман, коварство. - Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., Т. 4. - М.: ТЕРРА, 1995. - С. 548 - 549.
      -- "Наука побеждать" Генералиссимуса Суворова (По материалу, еще не бывшему в печати). С рисунками и чертежами Суворова. Текст пояснил и копии рисунков исполнил К.Нонненман. - СПб, 1913. - С. 39.
      -- См. об этом: Гуго Гроций. О праве войны и мира. - С. 554, 557.
      -- См. подробно: Русские святые воины. Жития. - М., 1995. - 160 с.
      -- Исторический очерк Российских орденов и сборник основных орденских статутов. Составлен по поручению его сиятельства канцлера российских императорских и царских орденов Генерал-Адъютанта Графа И.И. Воронцова-Дашкова. - СПб., 1891. - С. 38.
      -- Руководство к военным законам, составленное статским советником, доктором законоведения Николаем Рождественским. - СПб, 1853. - С.97 - 99.
      -- Религиозная основа армии // Вестник военного духовенства. - 1898. - N 3. - С.77-78.
      -- Устав полевой службы. Высочайше утв. 27 апреля 1912 г. Исправлен по 1 августа1914 г. - СПб., 1914. - С. 276 -287.
      -- См., например: Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений.- М.: Международный Комитет Красного Креста, 1995. - 224 с. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним. - Б/м.: Международный Комитет Красного Креста, б/г. - 326 с. и другие работы.
      -- Кутузов М.И. Сборник документов. Т. IV. Часть 2. Под редакцией полковника Л.Г.Бескровного. - М.: Воениздат, 1955. - С.38 - 39.
      -- Там же. - С. 150.
      -- Приказы Скобелева в 1877-78 годах. Составил Генерального штаба капитан Марков. - СПб., 1907. - С. 64.
      -- См.: Награды, пенсии, пособия и призрение лиц военного ведомства. (Книга VIII Свода Военных постановлений 1869 г. Изд. 1914. С изменениями и дополнениями, последовавшими по 20 сентября 1916 г.). Издал Г.В.Голов. - Петроград, 1916. - 292+1-170 с.; Сборник узаконений и распоряжений о призрении воинских чинов и их семей. - Петроград, 1916. - 873 с.; Сборник узаконений об обеспечении в военное время офицерских и нижних воинских чинов армии и флота и их семейств. - Б/м, б/г; Блинов И., Демьянович В. Пенсии солдатам, их вдовам и сиротам. Закон 25 июня 1912 года с изданными в дополнение его инструкциями и разъяснениями Правит. Сената. Сборник. - Петроград, 1915. - 77 с. См. также: Военное законодательство Российской империи: кодекс русского военного права // Российский военный сборник. Выпуск 10. - М., 1996.
      -- См.: Наумов А.А. Права военнослужащего как воина и как гражданина. - СПб.,1888. - 1332 с.
      -- Напутствие воину-христианину. - СПб., 1995. - С. 13.
      -- Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 2. - С. 93.
      -- Обручев Н. О вооруженной силе и ее устройстве //Военный сборник. - 1858. - Т.I. - С. 47.
      -- См.: Военный дух //Энциклопедия военных и морских наук. Под гл.ред.ген-л-та Леера. Т.2. - СПб., 1885. - С.253 -254; Военная энциклопедия. Т.VII. - Петроград, 1910. - С.2-6.
      -- См., например: Дух великого Суворова или анекдоты подлинные о Князе Италийском Графе Александре Васильевиче Суворове Рымникском. Изображающие в себе отличные его деяния, великодушные и добродетельные поступки, остроумные ответы, великие предприятия и важные примеры в лучших чертах его жизни, которые приносят честь геройству, решительности и военным деяниям, его украшавшим. С приобщением: описания его портрета, характера, краткой истории о рождении, свойствах, походах, сражениях по самую кончину и всех достопамятных и любопытных происшествий, в течение его домашней и военной жизни случившихся. С присовокуплением: Бессмертного его сочинения Тактики или Науки искусно побеждать и переписки Суворова с разными знаменитыми особами. - СПб., 1808.
      -- Керсновский А.А. История Русской Армии. Т.4. - М.: Голос, 1994. - С.330.
      -- Ильин И.А. Родина. Русская философия.Православная культура. Составитель Е.С.Троицкий. - М., 1992. - С.33. Россия должна процветать, а не разлагаться, творить, а не подражать; для этого русскому народу необходимо духовное возрождение и обновление, - полагал Иван Александрович Ильин. Он писал: "Прежде всего мы не верим и не поверим ни в какую "внешнюю реформу", которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека. Нет такой "избирательной системы", нет такого государственного устройства, нет такого церковного строя, нет такого школьного порядка, которые обещали бы человечеству, и в частности, в особенности России, обновление и возрождение, независимо от того, что будет созерцать его воображение, и каков будет внутренний уклад его мысли и настроений, и каковы будут дела его жизни... Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства; продажный все продаст; человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Внешнее само по себе не обеспечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения; никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. И странно, даже страшно доказывать это через 2000 лет после Рождества Христова; странно потому, что люди, по-видимому, прошли мимо Христианства; страшно потому, что мы не видим, чем и как восстановить и утвердить непринятое откровение. Все великое и священное идет изнутри - от сердечного созерцания; из глубины - от постигающей и приемлющей любви; из таинственной духовности инстинкта; от воспламенившейся воли; от узревшего разума; от очистившегося воображения." - Ильин И.А. Для русских. Избранное. - Смоленск: "Посох", 1995. - С. 158 - 159.
      -- См.: Российский военный сборник. Вып.7. К познанию России. - М.: ГА ВС, 1994. - С.156, 197.
      -- См., например: 1) Русская мысль. Конец XIX- начало XX в. Под ред. П.А. Жилина. - М., 1982; Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории России. - М., 1957; Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала XX века. - М., 1960; 2) "Российский военный сборник", выпуски которого отражают все значимое духовное наследие русской армии и флота, включая творчество военной эмиграции.
      -- См., например: Н.Чепурнов. Награды в символах благочестия.// Правда-5, 15-22 марта 1996 г. - С. 13.
      -- Дом и Отечество. - 1997. - 6 -11 января (Российская газета, 6.01.97 г.).
      -- Необходимость института военных священников не ставится под сомнение. Его восстановление в современной российской вооруженной силе определяется не только традицией и нынешним духовно-нравственным состоянием, но и существующей практикой международного военного строительства: военные священники имеются сегодня в армиях всех цивилизованных государств и вновь появляются в странах бывшего "социалистического лагеря" (в Польше, Румынии, Словакии и других).
      -- См.: Иеросхимонах Моисей (Боголюбов), Н.А.Булгаков, А.А.Яковлев-Козырев. Православие, армия, держава. - М.: Русский вестник, 1993. - С. 10 - 40.
      -- Армия в Империи. Церковь и армия. // Военный журналист. - Белград. - 1940. - N 22. - С. 3.
      -- Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 102.
      -- Байдаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX- начало XX века). Словарь-справочник. - М.:ГА ВС, 1994. - 88 с.
      -- Великий князь Александр Невский. - СПб.: Лениздат. 1992. - 318 с.
      -- Воин христианин. Чтение для солдат по закону Божию. Сост. протоиереем Второго Драгунского Санкт-Петербургского полка Сергием Белявским. Репр. с изд. 1884. - М., 1994.-139 с.
      -- Золотарев О.В. Вера и мужество в русской армии. Очерки истории.Под ред. А.И.Позднякова.- М: ВАГШ, 1994. - 134 с.
      -- За землю Русскую ! Памятники литературы Древней Руси XI-XV веков /Сост., вступ.статья коммент. и подбор миниатюр Ю.К.Бегунова. - М.: Сов. Россия, 1981. - 520 с.
      -- Каргалов В.В. Полководцы X - XVI вв. - М.: ДОСААФ, 1989. - 334 с.
      -- Каргалов В.В. Полководцы XVII в. - М.: Патриот, 1990. - 496 с.
      -- 56. Столетие военного министерства 1802 - 1902. Том XIII-й. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства. Ист. очерк. Сост. протопресвитер Желобовский А.А. Гл.ред. ген.-л-т. Д.А.Скалон. Сотр-во: протоиерей Н.Коллестов и свящ.Ф.Ласкеев. - СПб., 1902. - С.130, IV, VI с.
      -- Фирсов С.Л. Протопресвитеры русской армии и флота. (1890 - февраль 1917) // Новый Часовой. (Русский военно-исторический журнал). - С.-Петербург. - 1994. - N1. - С.6-14.
      -- Цитович Г. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства). Историко-статистическое описание. - Пятигорск, 1913. - 520 с.
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
   Благородно ли следовать примеру Святослава: "Иду на вы..." 82k "Фрагмент" Политика В белых перчатках до истины не дойдешь, до сути не докопаешься; снобизм иных чиновников губит на корню чистые и светлые помыслы бескорыстных патриотов России... Иллюстрации/приложения: 11 шт. http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/blagorodnolisledowatxprimeruswjatoslawaidunawy.shtml
  
  
   Иду на вы!   23k   "Фрагмент" Мемуары Обновлено: 17/02/2009. 23k. Статистика.
  

0x01 graphic

Шарлотта Корде.

Литография XIX века

  
   Мари Анна Шарлотта Корде д'Армон (фр. Marie-Anne-Charlotte de Corday d'Armont), более известная как Шарлотта Корде (фр. Charlotte Corday; 27 июля 1768, приход Сен-Сатюрнен-де-Линьери близ Вимутье, Нормандия -- 17 июля 1793, Париж) -- французская героиня, дворянка, убийца Жана Поля Марата, казнённая якобинцами.
  
  -- Перед покушением Корде написала "Обращение к французам, друзьям законов и мира":
  -- ... "Французы! Вы знаете своих врагов, вставайте! Вперёд! И пусть на руинах Горы останутся только братья и друзья! Не знаю, сулит ли небо нам республиканское правление, но дать нам в повелители монтаньяра оно может только в порыве страшной мести... О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной он стоит вне закона. <...> О, моя родина! Твои несчастья разрывают мне сердце; я могу отдать тебе только свою жизнь! И я благодарна небу, что я могу свободно распорядиться ею; никто ничего не потеряет с моей смертью; но я не последую примеру Пари и не стану сама убивать себя. Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!"...
  
  -- Председатель суда: Кто внушил Вам столько ненависти?
  -- Шарлотта Корде: Мне не надо было чужой ненависти, мне достаточно было своей...
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015