ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Почему не любят "академистов"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

 []

Нагрудный знак Николаевского инженерного училища (1914)

ПОЧЕМУ НЕ ЛЮБЯТ

"АКАДЕМИСТОВ"?

А. Дмитриевский

  
   Почему не любят военную науку в войсках? - Смешение идеи с ее выполнением. Мнение Резанова - Воля и ее воспитание - Перекосы в военной академии - Главная идея академии - Академия должна быть уделом немногих
  
  
  
   Странный взгляд в нашем обществе на академистов!
   Точно в век обскурантизма, когда всякая наука преследовалась, как страшнейший враг религии, ныне занятия военными науками считаются портящими истинное военное искусство.
   Несколько авторитетных голосов в красивой форме рассказывали примеры, доказывающие - будто бы академисты всегда хуже командовали, чем простые строевые; и вообще уступали последним в военном искусстве.
   Эту мысль как бы подтверждает и г. А. Резанов в своем "Опыте военной психологии"... ("Армия и толпа" - сообщение, сделанное в Собрании офицеров генерального штаба Варшавского военного округа) следующими словами:
  
   "Только природа, а не академия, наделяет человека наиболее существенным талантом полководца - силою воли характера".
  
   *
   Вообще стал укореняться взгляд на образование, а, следовательно, и умственное развитие не имеет того первенствующего для военного дела значения, которое ему на самом деле принадлежит.
   Некоторое, как бы скептическое отношение к "учености", к академическому образованию в среде военных начало проявляться уже давно - со времен Тугута, Вейротера, гофкригсрата; но не высказывались так громко, открыто, не конфузясь, как это видим теперь.
   Академисты, мол, в лучшем случае знают, но не умеют...
   Академисты - непрактичны, бестактны, слабовольны; академисты - гастролеры строя и даже службы поля... <...>
   *
   Не будучи академистом, тем не менее, я внутренне чувствовал и величайшую ненормальность, и несправедливость подобного заключения, и в своем возражении (на которое мне было предоставлено не более 5 минут) инстинктивно коснулся развития сил духовных к числу которых, притом одной из первенствующих, принадлежит и сила ума.
   Но до сих пор признаюсь, я не мог уяснить себе определенно - в чем причина такого ненормального заключения, что академисты по службе будто уступают не академистам.
   С другой стороны я не мог не согласиться с констатирующим фактом: наряду с высшим умственным развитием (что связано обыкновенно и с прочим духовным) - у некоторых - развитием, в то же время преимущественная - у других академистов - страсть к критиканству всего и вся без разбора, к преувеличенному самомнению и апломбу, страсть к огульной характеристике всех остальных смертных, как дураков, ничего не понимающих и ничего не знающих.
   В скобках: только страсть ругать всех дураками могла заставить забыть всем известное изречение великого мудреца: кто ругает других дураками - сам не умный человек, так как нормально дураков нет; есть идиоты.
   Но этот же факт дал и ключ к объяснению обскурантивного взгляда - будто академическое образование не есть в то же время и развитие силы духа, нравственного элемента.
  
   Смешивают идею с ее выполнением. Уклонение от идеи ставят в вину самой идее.
  
   Идея академии очевидна и бесспорна: высшее образование - общее и специальное; т.е. - высшее развитие разума (высшее мышление) вообще и в специальном направлении.
   *
   Истинное же высшее развитие ума нераздельно связано с развитием всей силы духа (нравственного элемента), хотя бы субъект этого и не осознавал. И в этом отношении глубоко не прав г.Резанов, заявляющий, что только природа, а не академия, наделяет человека наиболее существенным талантом полководца; силою воли характера (?) может наделить хоть не в полной мере и академия.
   Как психологу, г. Резанову известно, что есть рефлексы природные, ног можно заучивать движения, упражнения и этим выработать искусственные рефлексы во всем, не исключая силы воли, характера; как и сила физическая, и умственная обязательно должна иметь свое развитие при помощи упражнений для того, чтобы приобрести рефлекторный, т.е. как бы природный характер.
   И сила воли (характера) создается преимущественно специальным воспитанием, которое и есть превращение произвольных упражнений, движений в заученные движения, т.е. рефлекторные (как бы природные, инстинктивные, наследственные). <...>
   *
   Вообще было бы очень долго перечислять примеры, указывающие наличие связи между развитием ума и силой духа. Достаточно напомнить, что все воспринимаемое умом обязательно сопровождается вниманием, т.е. актом воли. Всякое вообще познание является возбудителем воли, выражается ли этот акт воли действием (осуществление познания) или скоплением энергии (сила желания, хотения. напряжение).
   Правда, сила духа, величие человека, измеряется, прежде всего, силою воли, как своею высшей двигательной силой, и поэтому последнюю следовало бы развивать специально и одновременно с развитием ума и чувств, но это еще не дает права говорить, что академии, как имеющие целью высшее умственное развитие, не наделяют человека силою воли, хотя это и происходит бессознательно.
   Последнее мнение, после всего сказанного, очевидно, не имеет серьезного основания. И мы на самом деле видим, что академисты (исключения всегда бывают) умеют работать, умеют себя заставить делать (это ведь сила воли) то, что должно: вообще нравственный элемент академистов становится выше.
  
   Но только в академиях до сих пор в силе переоценка ума и познаний, забывая, что воля - господствующая сила души, распоряжающаяся колоссальным запасом энергии, как простой - физической, так и сложной - душевной, забывая, что волей осуществляется все, что добыто умом (познаниями) и чувством. И вот, несмотря на это чрезвычайное практическое значение развития силы воли (особенно в военных), этой силе предоставляют свободно развиваться или уменьшаться без всякого контроля и сознания.
  
   Современная же наука говорит, что сила воли, сила характера, достигается соответствующими специальными упражнениями, подобно гимнастике. Лучше всего попутно с упражнениями по развитию по развитию ума и чувств, т.е. общего развития психизма. Нужно достигнуть сознания воли, т.е. чувствования в себе воли, а это дается развитием всего психизма.
   *
   Откуда же, в самом деле, такая неудовлетворенность академиями, выразившаяся так открыто даже в печати и так не научно-скептически?
   Повторяю: причина в смешении идеи с ее выполнением. <...>
   Теперь рассмотрим идею академии и ее выполнение.
   Идея академии - высшее умственное развитие общее (разум вождя должен обладать большой силой замысла; должен понимать все, не исключая и даже главным образом психологию) и в специальном отношении - применение всего добытого наукою для военных целей, в том числе понимания первейшей необходимости развития в себе, как в воине, тем паче вожде, силу воли.
   На практике эта идея если и осуществляется, то случайно, в виде исключений.
  
   Вообще же в академиях, как и в училищах, практикуется пересказ в красивой форме программного курса из книжек или записок профессоров.
  
   Этот пересказ в красивой форме, где требуется запоминание только того, что предусмотрено программой, конечно не может удовлетворить идее академии, в том периоде развития человека, когда ум только воспринимает сведения в готовом виде (разжеванном и переваренном авторами книг), накапливает эти сведения, однако еще не познает их сущность, природу, т.е. еще не сознает. Одним словом изучает примеры.
  
   В академиях же должно бы было иметь место именно последнее, т.е. развитие познания сущности явлений войны со всеми ее элементами и факторами; развитие сознания воины и самостоятельные выводы.
  
   *
   Выполнение этой идеи вылилось в уродливую форму обучения критиканству (под названием "разбора" ) лиц и поступков их в данном примере, притом крепко связывая мышление экзаменуемого неосновательным. но категоричным, хотя и условным требованием: таких-то лиц и такие-то поступки считать правыми и правильными, а таких-то - наоборот. <...>
   Эту тему трудно вместить в рамки обыкновенной журнальной статьи и мне хотелось разработать ее детально особо, но время не позволяет. Между тем невозможно обойти молчанием распространение взгляда о небольшом практическом значении военных академий: вообще в военном деле - высшего умственного развития.
   Я и хотел доказать (не знаю насколько это удалось), что академия, даже в случае неполного выполнения своей идеи, возвышает проходящих через нее одним тем, что является сознание этого возвышения, сознание необходимости приноровиться к этому возвышенному месту, удержаться на нем после того, как на него поставили или сам как бы по ступенькам взобрался. Значит общее возвышение нравственного элемента - несомненно. А исключения везде бывают. Ничего не значат и случаи апломба и неумеренного самомнения: с дальнейшим умственным развитием и апломб, и излишнее самомнение - исчезают.
  
   Из сказанного напрашивается вывод, что академическое военное образование должно быть уделом не многих, а всех могущих стать вождями, всех офицеров, т.е. следовало бы вместо академии увеличить курсы военных училищ, создав из них военные университеты с разными, по специальностям, факультетами.
  
   Необходимо помнить, во-первых, что науки, подобно мясу, тем лучше усваиваются, чем больше перевариваются, и, во-вторых, что высоко умственно развитой воин несравненно тверже в своих убеждениях, в исполнении своего долга, чем средне выученный, а тем более исковерканный учением: в последнем случае - лучше совсем неученый.
  
  

А. Дмитриевский.

Влияние академического образования на нравственный элемент (силу духа) // Военный сборник. - 1914. - N 5.

  
   ...
  
   Энциклопедия русского офицера, т.1.   16k   "Документ"
  
   Энциклопедия русского офицера т.2   217k   "Глава" Политика
  
   Энциклопедия русского офицера - Том 3   11k   "Фрагмент" Политика
  
   ...
  
   Наука Побеждать - т.1   60k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - т.2   43k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Наука Побеждать - ч. 3   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   ...
  
  
   Совесть в нем истертый знак   13k   "Фрагмент" Мемуары
   О начале националистического брожения в СССР
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023