Аннотация: Великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри...
А.И. Каменев
Почему Рим пал?
(Социальные и военно-политические причины величия и падения Рима)
ВВЕДЕНИЕ
В истории цивилизации есть немало примеров, которые поражают воображение величием свершенного деяния. Так, примеры отдельных исторических личностей вызывают восхищение величием ума, силой духа, целеустремленностью, благородством характера. Пример целого народа вызывает благоговейное отношение к деятельности вождей нации, добрым нравам народа, умению сплотиться во имя благого дела, а также к тем разумным и справедливым законам, которые регулировали отношения между людьми, не допуская пренебрежения к общим делам нации и не умаляя потребностей, прав и свобод каждого гражданина.
*
С точки зрения простого эволюционного развития события должны были бы развиваться от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от худшего к лучшему. Но нередко такое поступательное развитие в жизни народов уступает движению обратному: от лучшего - к худшему, от процветания - к угасанию, от богатства - к нищете, от более разумной организации - к неразумной, пагубной и вредной.
*
Почему так происходит? Разве по мере развития люди становятся глупее, а государственные деятели теряют мудрость? Разве можно отступать от тех нравов и обычаев, которые привнесли в общество мир, согласие, взаимопонимание и процветание? Почему в угоду тщеславию, единоличной власти над людьми, корысти и т.п. приносится в жертву будущее целого народа, отвергается коллективная мудрость лучших мужей государства?
Почему народ, столь гордый в прежние века своей свободой и достоинством личности, легко и без сопротивления соглашается на роль бесправного и раболепного подданного, который не имеет почти никаких прав?
*
История Рима столь поучительна, что на примерах одного этого государства надо бы до сих пор учить все народы как следует добиваться величия, а на других его примерах - как не допускать падения империи и угасания нации. В этом отношении нам следует прислушаться к мнению Полибия, который весьма четко определил для себя цель такого исторического подхода:
"...Суждения, построенные только на исходе сражений, как о победителях, так и о побежденных, не безошибочны, потому что многие по достижении величайших, как казалось успехов, навлекли на себя величайшие бедствия неумелым пользованием удачами; с другой стороны, есть не мало и таких, которые сумели мужественно перенести бедствия и часто обращали ихна пользу себе. Поэтому нам следует дополнить описание упомянутых выше событий изображением последующего поведения победителей и того, как они пользовались своею властью над миром, а также выяснить поведение и чувства остальных народов по отношении к повелителям; кроме того, следует изложить стремления и наклонности, преобладавшие и господствовавшие у отдельных народов в частной жизни и в делах общегосударственных. Это изложение покажет со всею ясностью ныне живущим поколениям, должно ли им избегать, или напротив искать владычества римлян, а потомкам поможет решить вопрос, достойно ли владычество их похвалы и соревнования, или же осуждения. Главным образом в этом и состоит польза нашей истории для настоящего и будущего"{1}.
*
В истории Древнего Рима мы найдем множество доблестных и поучительных примеров, увидим, как росло разумение правителей и благополучие государства. Позже обнаружится и зреющее зло, разрушившее великолепное общественное творение, ввергнувшее римский народ в братоубийственную войну.
*
Мы увидим, как римский народ (который Тит Ливий называл "главенствующим"{2}, причисленный легендой к потомкам самого Марса, которому, как говорил Вергилий, власть над другими народами дана была "бесконечная и беспредельная" {3}, а всемирная миссия - "покорить весь свет, дать всем народам мудрые и справедливые законы, щадить послушных и смирять непокорных" {4}) вынужден был уступить варварским (германским) племенам и без серьезной борьба отдать все свои завоевания в чужие руки. Говоря словами А. Свечина, "римская империя умерла; римский солдат не был побежден германцем - он дал себя им заместить" {5}.
I
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УРОКИ ДРЕВНЕГО РИМА
Пример Рима обнаруживает и ярко проявляет ту закономерность, которая гласит: великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри. Главные причины упадка Рима заключались в измельчании вождей, духовной порче народа, угасании морали, мелочной классовой борьбе, бюрократическом деспотизме, удушающих налогах, истребительных войнах {6}. Говоря о древних римлянах, Дж. Дрэпер справедливо указывал:
"Это были люди насилия, которые пали вследствие собственных завоеваний и преступлений. Истребление их войною играло, впрочем, незначительную роль в их исчезновении, сравнительно с роковым уменьшением и разрушительным смешением, являвшимся результатами их слияния с обширною массою человечества, с которою им приходилось вступать в соприкосновение" {7}.
*
Вся история Римской империи в ее внешних отношениях была сплошною борьбою: вначале была завоевана Италия, затем - Карфаген, после этого начались распри внутри самой империи, а на закате могущества пришлось воевать на два фронта: в Европе против германцев, в Азии против парфян и сменивших их новоперсов. Условия этой борьбы диктовали необходимость развития военного дела, усовершенствования главного орудия войны - солдата.
*
Первое, на что необходимо обратить внимание, состоит в следующем утверждении: Рим никогда бы ни добился выдающихся побед, если бы развитию военного дела не способствовали добрые нравы и обычаи в обществе.
*
В то же время, добрые нравы не создаются сами по себе. Важнейшее значение в этой работе принадлежит особым институтам (религия, общественное собрание, сенат) и людям (философам, ораторам, политикам, проповедникам, государственным деятелям, полководцам и т.д.). Николло Макиавелли так обозначил этот вопрос:
Из всех знаменитых людей всего знаменитее основатели и установители религий. Затем всех славнее основатели республик или государств. Потом наибольшая слава принадлежит полководцам, расширившим пределы своего государства или отечества. К доблестным людям принадлежат также ученые; и так как их существует несколько родов, то каждому принадлежит своя доля славы. Из бесчисленного множества остальных людей всякому воздается похвала сообразно степени его искусства и совершенства. Напротив, позорны и гнусны люди, разрушающие религию, губящие государство и республику, враги добродетели, знания и всяких других качеств, приносящих пользу и честь человеческому роду; таковы нечестивцы, люди насилия, невежды, тунеядцы, подлецы и ничтожные твари {8}.
Добрый пример авторитетного (публичного) лица играет колоссальное воспитательное значение, ибо не только действует силой внушений на массу, но указывает народу правильное направление развития духовных и физических сил и способствует формированию в обществе соответствующих ценностей, на основе которых развивается доблесть и общее стремление совершить полезное дело для общей пользы.
*
Правы те историки, которые пишут о существенном влиянии среды на формирование народного характера. Римляне, народ земледельческий, окруженный со всех сторон воинственными племенами, вынужден был одной рукой держать соху, а другой - меч. Эти два обстоятельства определили существенную черту римского характера - делало его трезвым реалистом, развивало практицизм и воспитывало воинственность.
*
Отличаясь от мечтательных греков, римлянин не проявлял большой любви к умозрительной философии и не понимал смысла чисто теоретического мышления и отвлеченных споров. Даже впоследствии, во II в. до христианской эры, видные представители эллинистически образованной римской интеллигенции находили, что умный человек не тот, кто исследует то, чего он никогда не постигнет, но тот, кто дает такие ответы, которые избавляют от забот и хлопот; ценнее всего то, что полезно для отдельного гражданина и государства {9}.
*
Безусловно, римский практицизм дал особое направление воспитанию и образованию римлянина: все было направлено на то, чтобы образовать будущего гражданина и воина; во всей римской педагогике приоритетное значение имело лишь то, что способствовало укреплению духа и тела римских граждан.
*
Лучшие люди Рима считали своим долгом содействовать воспитанию юношества. Особенно много времени и внимания этому уделяли Цицерон и Квинтиллиан.
Воспитание, по мнению Цицерона, есть усовершенствование дарованных человеку от природы способностей. В интересах развития нравственности наибольшее значение следует отдать религии. Юноши особенно должны во всем остерегаться неумеренности, уважать добрые нравы и старших по возрасту, избирать из них только лучших и справедливейших, и тогда поручать себя их совету и руководству. Более всего надо держать юношество вдали от чувственных наслаждений и как можно более упражнять дух и тело юношей в перенесении напряжений и в терпении. Возбуждение чувства чести и славолюбия надо считать главным воспитательным средством для тех, которые предназначаются впоследствии для занятий высших государственных должностей {10}.
Квинтиллиан, в свою очередь, заявлял следующее:
"Я люблю личности, которых похвала возбуждает, честь приводит в восторг, и которые плачут от сознания своей ошибки, а не от наказания: только честолюбие поддерживает прилежание, а наказание возбуждает его" {11}.
Он считал, что каждая хорошая природная черта требует поддержки; но главное внимание должно быть обращено на укрепление того, что слабо. При этом, однако, надо более всего остерегаться двух вещей: не задаваться невозможным и не навязывать ученику того, к чему он не чувствует никакого призвания, помимо действительно существующего в нем.
Малоспособных надо вести лишь до тех пор, пока в них хватает способностей и охоты... Другое дело с даровитыми... Здесь уже нельзя делать послабления в требованиях{12}.
*
При таких ценностных установках к воспитанию и развитию римского юношества можно было ожидать благоприятных последствий.
*
Не менее важно было религиозное влияние на формирование нравов и государственных установок. В этом отношении интересны два факт, относящиеся к Ромулу, основателю Рима.
Первый факт связан с самим фактом основания Рима.
Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города, Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над трупом его воскликнул:
"Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены!"{13}.
Второй факт - касается завещания Ромула. Из предания нам известно, что Ромул через особого посланника завещал:
"Отправляйся и возвести римлянам: угодно богам, чтобы мой Рим стал главой всего мира. А потому пусть будут усердны к военному делу, пусть ведают сами и потомству передают, что нет человеческих сил, способных противиться римскому оружию"{14}.
Эти слова, переданные римлянам, были не просто советом смертного, а посланием свыше, т.е. неким возвещением Истины, которой во все времена должны были следовать римляне.
*
Эти и другие религиозные каноны играли даже не роль закона, а исполняли функцию божественного повеления, нарушить которое никто и никогда не имел права. Говоря современным языком, это была римская национальная идея, суть которой состояла в том, что Риму поручена великая всемирная миссия - силой своего оружия устанавливать везде и всегда свое господство.
*
Зная о таких установках, можно не удивляться тому, что молодые люди, едва войдя в возраст, трудились, не щадя сил, в лагере, чтобы постигнуть военное искусство на деле, и находили больше радости в оружии и боевых конях, чем в распутницах и пирушках. И когда они мужали, то никакие трудности не были им внове, никакие пути - тяжелы или круты, ни один враг не был страшен: доблесть превозмогала все. Но горячее всего состязались они друг с другом из-за славы: каждый спешил сразить врага, взойти первым на стену и в миг подвига оказаться на виду. В этом заключалось для них и богатство, и громкое имя, и высокая знатность. К славе они были жадны, к деньгам равнодушны; чести желали большой, богатства - честного{15}.
*
Римская история свидетельствует о героическом поступке молодого римлянин, по имени Муций, который во время войны с этрусками, для спасения отечества, решился на отчаянное дело. Спрятав под плащом кинжал, он отправился в неприятельский лагерь, чтобы убить Порсенну, царя этрусков. Его никто не задержал, и он благополучно пробрался в царскую палатку. В это время там раздавали жалование воинам. Не зная царя в лицо, Муций бросился с кинжалом на того, к которому все обращались с вопросами, и убил его. Оказалось, что это был лишь царский писарь. Этрусские воины схватили Муция, обезоружили и привели к Порсенне. Юноша бесстрашно заявил царю:
"Имя мое Муций, я римский гражданин и хотел умертвить тебя - врага своего отечества. Как видно, я ошибся, но все равно твои часы сочтены, ибо 300 римских юношей составили заговор на твою жизнь. Первому жребий достался мне, и то, что мне не удалось, удастся кому-нибудь из остальных".
Порсенна потребовал, чтобы Муций назвал заговорщиков, угрожая в противном случае сжечь его живым на костре. Муций не ответил на это ни слова, но, желая показать, насколько римляне презирают боль и физические страдания, спокойно подошел к жаровне и положил правую руку на пылающие угли. Присутствующие были поражены ужасом, а Муций, не дрогнув, стоял, пока рука его медленно горела на огне. Больше всех поражен был сам царь.
"Ступай отсюда безнаказанно, - вскричал он, - ты поступил с собой более жестоко, чем со мной. Желал бы я, чтобы и за меня сражались такие же бесстрашные люди!"
Исполненный удивления к храбрости римлян и опасаясь за свою жизнь, Порсенна, как говорит предание, не только отпустил Муция, но и снял осаду Рима. Благодарные сограждане высоко оценили подвиг Муция и дали ему почетное прозвище Сцевола (т.е. левша). Оно впоследствии переходило ко всем его потомкам.
*
Доблесть воинская соответствовала и благонравию мирскому, гражданскому. Тит Ливий свидетельствует:
Единодушие было постоянным, своекорыстие - до крайности редким. Право и благо чтили, повинуясь скорее природе, нежели законам. Брань, раздоры, ненависть берегли для врагов, друг с другом состязались только в доблести. В храмах бывали расточительны, дома бережливы, друзьям верны. Двумя качествами сберегали и себя, и свое государство - отвагою на войне, справедливостью во время мира. И вот что служит мне лучшим доводом: на войне чаще наказывали тех, кто бросался на врага вопреки приказу или, услышав сигнал к отступлению, уходил с поля брани чересчур медленно, чем тех, кто осмеливался покинуть свое знамя или место в строю, а в мирное время правили больше милостью, чем страхом, и, понеся обиду, предпочитали не наказывать, но прощать{16}.
*
По-другому и не могло быть. Ведь и в армии, и в гражданском обществе были люди, воспитанные на одних и тех же добродетелях, приобщенные к одной и той же системе духовных ценностей, питавшие уважение и к воинскому и гражданскому труду, безусловно, ставя несравненно выше ратный труд, как первооснову процветания Рима.
*
После того, как неримляне заполонили город, Рим перестал быть городом, где народ был воодушевлен тем же духом, той же любовью к свободе, той же ненавистью к тирании, где борьба за власть против сената и стремление лишить знать ее прерогатив были смешаны с уважением и являлись не чем иным, как только любовью к равенству. Когда народы Италии стали гражданами Рима, каждый город, сохраняя свои характерные черты, стал отстаивать свои частные интересы, обнаруживать свою зависимость от какого-либо сильного покровителя {17}.
*
Почему же на заре римской государственности зависть, своекорыстие, подлость и прочие пороки не имели под собой питательной почвы? Только ли оттого, что люди были бедны, и им нечего было делить между собою? Может быть дело в другом? А именно - в примере вождей? Да, именно так и обстояло дело.
*
Первые властители Рима были людьми достойными и доблестными. Ромул, к примеру, по преданию, отличался высокой доблестью и был дорог народу:
"...Взять ли отвагу, с какою возвращено было дедовское царство, взять ли мудрость, с какою был основан и укреплен военными и мирными средствами город. Ибо, бесспорно, его трудами город стал так силен, что на протяжении последующих сорока лет мог пользоваться прочным миром. И, однако, толпе Ромул был дороже, чем отцам, а воинам гораздо более по сердцу, нежели прочим; триста вооруженных телохранителей, которых он назвал "быстрыми", всегда были при нем, не только на войне, но и в мирное время"{18}.
*
Доблесть Ромула дала Нуме Помпилию возможность управлять Римом в течение многих лет мирно. Нуме наследовал Тулл, который своим свирепым мужеством напоминал Ромула. После него царствовал Анк, одаренный от природы так, что мог и править в мире, и вести войну. Сначала он желал идти мирным путем, но вскоре увидел, что соседи, считая его изнеженным, презирают его; тогда он пришел к убеждению, что для сохранения Рима должно воевать и подражать не Нуме, а Ромулу{19}.
*
Первые римские цари действовали весьма разумно, о чем свидетельствует Тит Ливий, приводя в пример Нуму Помпилия:
Получив, таким образом, царскую власть, Нума решил город, основанный силой оружия, основать заново на праве, законах, обычаях. Видя, что ко всему этому невозможно привыкнуть среди войн, ибо ратная служба ожесточает сердца, он счел необходимым смягчить нравы народа, отучая его от оружия" и потому в самом низу Аргилета воздвиг храм Януса - показатель войны и мира: открытые врата означали, что государство воюет, закрытые - что все окрестные народы замирены{20}.
*
Чрезвычайно важным в "Истории" Тита Ливия является вывод о том, что величие Рима основывалось не только на силе римского оружия, но и на достижениях мирного времени:
Так два царя сряду, каждый по-своему - один войною, другой миром - возвеличили Рим. Ромул царствовал тридцать семь лет, Нума - сорок три. Государство было не только сильным, но одинаково хорошо приспособленным и к войне, и к мирной жизни{21}.
*
Спарта, которая пренебрегла заветом Ликурга удерживаться от войн, обрела две опасные тенденции: во-первых, ее граждане стали исключительно воинами и вся жизнь государства была подчинена нуждам войны; во-вторых, спартанцы научили воевать соседей и те вскоре стали для Спарты грозной силой. Кроме того, непрерывные набеги на соседей разорили их и уже не давали Спарте той добычи, на которую они рассчитывали. Спартанцам приходилось все чаще уходить в дальние походы, чтобы в далеких странах силой оружия добывать то, что нужно было государству.
*
Из примера Рима и Спарты следует весьма важный вывод.
Величие государства нельзя создать только силой оружия и непрерывных войн. Воинские победы обязательно должны дополняться свершениями мирной жизни: разумными законами, достижениями науки, искусства, экономики, воспитания и образования народа. Государство, говоря словами Тита Ливия, должно быть одинаково хорошо быть приспособлено и к войне, и к миру.
*
Безусловным благом Римского государства было создание свода законов - Законов ХII таблиц. В Риме не существовало писаных законов, суды целиком находились в руках патрициев, поэтому плебеи много терпели от произвола, царившего в этих судах. В 462 г. до н.э. народный трибун Гай Терентилий Арса предложил создать комиссию для составления общих для всех римских граждан писаных законов, которыми впредь должны были руководствоваться консулы в своей судебной деятельности. Патриции, конечно, оказали упорное сопротивление этому требованию плебеев, но плебеи несколько лет подряд избирали одних и тех же трибунов, которые продолжали настаивать на введении писаного права, так что в конце концов патрициям пришлось уступить. После того как было достигнуто соглашение о составлении свода законов, сенат направил несколько из наиболее уважаемых и почтенных сенаторов в греческие города южной Италии и в самую Грецию для ознакомления с законами греческих государств. В Греции римские сенаторы пробыли дольше всего в Афинах, где изучали главным образом законодательство Солона. В 452 г. до н.э. посольство вернулось в Рим, а в 451 г. до н.э. была избрана специальная коллегия из 10 человек (децемвиры), исключительно из числа патрициев, которым и было поручено разработать и записать свод законов. Децемвиры имели консульскую власть и им было передано на предстоящий год управление государством. Все должностные лица, вплоть до трибунов, сложили на это время свои полномочия. Таким образом, децемвиры получили на время составления законов неограниченную власть. В течение 451 г. до н.э. коллегия децемвиров представила народному собранию свод законов, который и был утвержден. Затем законы были вырезаны на 10 медных досках и выставлены на форуме, но так как по заявлению самих децемвиров их следовало дополнить, то на 450 г. до н.э. была избрана новая коллегия децемвиров, которая добавила некоторое количество законов. Они были дополнительно вырезаны на 2 досках. Так появились знаменитые законы XII таблиц{22}.
*
Из опыта законодательства Афин (законодательство Солона, прежде всего), Спарты (установления Ликурга) и Рима (названные законы XII таблиц) точно установлено значение умных законов на жизнь и деятельность государства.
Сила законов в их справедливости, умении направлять энергию масс на благое дело, ограничении произвола сильных и влиятельных лиц, честности установленных норм и правил, посильности предписаний, неотвратимости санкций и т.д.
*
Закон - это регулятор общественной жизни, устанавливающий такие правила, которые полезны для государственности, развития инициативы, поддержания порядка, пресечения злоупотреблений. Без закона общество не может благоденствовать, народ - процветать, а государство - развиваться. Беззаконие порождает в обществе хаос, смуту, волнения и восстания.
*
Трепетное отношение к закону - характерная черта древнего Рима. Это видно на примере времен Тулла Гостилия. Он не только не был похож на предшественника (им был Нума Помпилий), но воинственностью превосходил даже Ромула. Молодые силы и дедовская слава волновали его. И вот, решив, что в покое государство дряхлеет, стал он повсюду искать повода к войне. Вскоре повод был найден: на поле битвы сошлись римляне и альбанцы. Во время этой войны произошло знаковое событие.
Герой этой войны, по имени Гораций, триумфально возвращался в Рим. Римляне встречали победителей ликованием и лишь сестра Горация, невеста одного из убитых альбанцев, воплями и проклятием встретила победителей. Мужественную душу юноши возмутили сестрины вопли, омрачавшие его победу и великую радость всего народа. Выхватив меч, он заколол девушку, восклицая при этом:
"Отправляйся к жениху с твоею не в пору пришедшей любовью! Ты забыла о братьях - о мертвых и о живом, - забыла об отечестве. Так да погибнет всякая римлянка, что станет оплакивать неприятеля!"
Черным делом сочли это и отцы, и народ, но противостояла преступлению недавняя заслуга. Все же Гораций был схвачен и приведен на суд к царю. На суде особенно сильно тронул собравшихся Публий Гораций-отец, объявивший, что дочь свою он считает убитой по праву: случись по-иному, он сам наказал бы сына отцовскою властью. Народ не вынес ни слез отца, ни равного перед любою опасностью спокойствия духа самого Горация - его оправдали скорее из восхищения доблестью, нежели по справедливости. А чтобы явное кровопролитие было все же искуплено очищением, отцу повелели, чтобы он очистил сына на общественный счет. Совершив особые очистительные жертвоприношения, которые с той поры завещаны роду Горациев, отец перекинул через улицу брус и прикрыв юноше голову, велел ему пройти словно бы под ярмом {23}.
*
Мораль здесь такова: в древние времена в Риме господствовал Закон. И он был неумолим по отношению к нарушившему его (закона) требования. Ни власть, ни прошлые заслуги, ни заступничество влиятельных лиц, ни родственные связи не могли умалить его действия.
*
Скажем более: цари и полководцы считали должным для себя своими поступками укреплять силу Закона. Примером тому служит поступок Манлия Торквата{24}.
Когда Манлий Торкват явился в римскую армию, расположенную под Капуей, он нашел там сильный упадок дисциплины. Дело доходило до того, что были случаи братания между римскими и латинскими воинами. Этому не приходится удивляться: оба народа были близки друг другу и по языку и по культуре, а в недавнем прошлом они вместе сражались против общих врагов. Манлий Торкват принялся восстанавливать дисциплину крутыми мерами. Он категорически запретил не только всякое братание, но даже отдельные стычки и поединки с врагом. Однажды римский отряд, посланный в разведку, наткнулся на вражеский пост. Римским отрядом командовал сын консула Тит Манлий, а во главе неприятельской конницы был знатный латинянин, лично знавший и римского консула и его сына. Он начал издеваться над римлянами и, наконец, вызвал Тита Манлия на поединок. Юноша не смог равнодушно перенести насмешки и вызов врага и, вопреки запрещению консула, своего отца, схватился за оружие. Всадники ринулись друг на друга, схватились, и Манлий воткнул острие копья между ушами коня противника. Конь поднялся на дыбы и сбросил с себя всадника; в тот самый момент, когда он, опершись на копье и щит, хотел подняться, Манлий пронзил его копьем с такой силой, что пригвоздил к земле. Сняв с убитого вооружение, Манлий при восторженных кликах солдат направился в лагерь, прямо к палатке отца. Узнав, что произошло, консул немедленно приказал трубить общий сбор и, когда сошлось все войско, сказал:
"Тит Манлий, вопреки приказанию консула, ты сразился с неприятелем и, таким образом, нарушил воинскую дисциплину. А только благодаря дисциплине Рим стал великим и могущественным. Этим поступком ты поставил меня перед необходимостью или пренебречь интересами государства, или принести в жертву себя и близкого мне человека. Но пусть за совершенное преступление поплатимся мы сами, а не государство. Этим мы дадим всему войску суровый, но спасительный для будущего пример. Правда, я слышу в себе голос отцовской любви и гордости и этот образец твоей храбрости радует меня, но так как суровая кара за проступок укрепит авторитет постановлений консула и, наоборот, твоя безнаказанность окончательно подорвала бы их силу, то я считаю, что ты сам, если в тебе есть хоть капля моей крови, не откажешься восстановить дисциплину, нарушенную твоим поступком. Ликторы, отведите его на плаху!"
Все войско онемело от ужаса, услышав это приказание. Но когда голова несчастного покатилась на землю, воздух огласился криками скорби и негодования. Тем не менее, после этого страшного примера непреклонной воли и твердости консула, уже никто больше не осмеливался нарушать его распоряжения{25}.
*
Другими словами,дисциплина и строжайшее исполнение Закона явились теми важнейшими средствами, которые укрепляли могущество древнего Рима.
*
Следующим важным фактором могущества Рима был безусловный приоритет гражданских обязанностей перед всеми остальными.
Порядок и последовательность нравственных обязанностей в древнем Риме нам хорошо известны: сначала долг по отношению к родине, затем к семье и родственникам и только на последнем месте приватные обязанности. Высшая ценность, которую знает римлянин, - это родной город и его могущество. Даже переселившиеся в Рим роды чувствовали себя истыми римлянами. Рим рассматривался как некая вечная и бессмертная величина, которая во всяком случае переживет каждую отдельную личность. В случае конфликта интересы отдельной личности всегда отступают перед интересами общества в целом{26}.
*
Пример Рима о приоритете гражданских обязанностей над всеми остальными весьма поучителен: без заботы об общем благе, без укрепления его, без общей цели и общественно значимых добродетелей, среди которых воинская доблесть занимает одно из первых мест, а патриотизм считается неотъемлемой чертой гражданства, в государстве не может быть ни единства, ни согласия, ни доброй воли, ни благих поступков, ни великодушия, т.е. всего того, что позволяет определенному сообществу людей не только жить в мире и согласии, но и выступать единым и монолитным фронтом против неприятеля.
*
Рим покорил всю вселенную при помощи народов Италии, которых он в разное время наделил различными привилегиями. Большая часть народов сначала мало заботилась о получении права римского гражданства; некоторые даже предпочитали сохранить свои старые обычаи. Но когда это право стало признаком господства над вселенной, когда человек, не бывший римским гражданином, был ничем, а получавший это звание становился всем, народы Италии решили или погибнуть, или стать римскими гражданами. Не сумев добиться своей цели домогательствами и просьбами, они взялись за оружие{27}.
*
Права римского гражданства, столь ограниченные и распространенные среди немногих, были для Рима благом, так как только титульная нация кровно заинтересована в развитии государственности и укреплении могущества своей Родины. Иностранцы, получившие права гражданства, как правило, тяготеют к своей родине и свое новое
местопребывание рассматривают то ли как временное, то ли в качестве источника личного благополучия. Интересы коренной нации им чужды, непонятны и безразличны. Личная корысть и расчет является для них основным движущим мотивом{28}.
*
Опыт Рима учит: право гражданственности не следует распространять широко; если, одна, приходится расширять рамки гражданства, то нельзя терять бдительности в отношении лиц иного происхождения и вероисповедания. Если естественные нормы общежития требуют равенства прав, то некоренные жители должны иметь больше обязанностей перед государством, которое дало им кров и защиту{29}. Русская пословица, гласящая, что "в чужой монастырь со своим уставом не входят", как нельзя лучше отражает суть вопроса.
*
Конфликт патрициев и плебеев (уход последних на Священную гору), разрешившийся созданием института народных трибунов. Так как в дальнейшем народные трибуны приобрели огромное значение в государстве, то следует хотя бы вкратце рассказать, в чем заключались их права и обязанности. Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количестве двух, затем пяти и, наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Главное, и в первое время, единственное право народных трибунов заключалось в том, что они могли оказывать помощь и покровительство каждому обращавшемуся к ним плебею, а впоследствии и любому гражданину. Кто искал защиты трибунов, тот мог во всякое время дня и ночи обращаться к их помощи. Поэтому трибуны не имели права отлучаться из Рима и дом их должен был оставаться открытым даже ночью. Трибуны были совершенно независимы от консулов и сената. Постепенно они получили право уничтожать своим протестом любое распоряжение других должностных лиц, вплоть до консулов и сената. Это было так называемое право "вето", трибуну нужно было только произнести слово "veto", т.е. "запрещаю", и любое распоряжение становилось недействительным{30}.
*
Это народное "завоевание", в конечном счете, принесло Риму много бед и совсем немного пользы. Народные трибуны, пользуясь своими правами, стали больше вредить общему делу. Народные нужды, которые они были призваны защищать, отошли на второй план, а на первый план выползли интересы честолюбцев, стяжателей, авантюристов и всякого рода проходимцев, которые, пользуясь правом вето, блокировали разумные решения и проводили в жизнь свои замыслы.
*
Будоража народ, играя на трудностях переживаемого периода, пользуясь каждой слабостью Сената, промашкой консулов, т.е. весьма уважаемых и умудренных опытом римских граждан, они постоянно вносили разлад в римское общество, толкали римлян в пучину междоусобицы и в моменты смут и неразберихи грабили общее достояние.
*
"Глас" и "страж" (народный трибун) народный вскоре столь высоко вознесся, что оторвался от самого народа, который представлял. Идея народной защиты, сама по себе верная, но практически извращенная и врученная для решения нечистоплотным и недальновидным лицам, вместо сближения интересов разных слоев и групп общества, ведет к конфронтации, раздору, смуте, подрыву государственных устоев и всеобщего благосостояния.
*
В Риме существовал фактически один способ прекращения гражданского противостояния в условиях грозящей военной опасности - установление диктатуры. Диктатор обычно назначался на 6 месяцев и пользовался неограниченной властью. Ему беспрекословно подчинялись все остальные должностные лица, кроме народных трибунов. Знаками его высокого положения была пурпурная тога и свита из 24 ликторов (т.е. свита, вдвое большая, чем у консула).
*
Диктатура в Риме была благом до тех пор, пока диктатор был честен перед своими гражданами и не злоупотреблял своим положением и правами. Но как только появилась возможность продлить срок диктаторства сверх необходимого срока и как только появился соблазн вручать судьбу Рима в руки одного человека на неограниченный срок (Сулла, Цезарь и другие тому пример), диктатура стала злом:
"Концентрация власти и усиление безнравственности шли рука об руку. В ранние времена римского владычества оно сосредоточивалось в руках нескольких тысяч людей, затем перешло в руки нескольких семей, потом сделалось добычею отдельных личностей и, наконец, было захвачено одним человеком, сделавшимся властелином 120 млн. людей. По мере развития этого процесса, добродетели, украшавшие древние времена, исчезли, и на место их появились преступления, подобных которым не видал никогда свет и, наверное, никогда не увидит. Наступали злосчастные дни, когда общество признало, что единственное мерило общественных различий - богатство. За этими днями последовало вскоре в Риме и неизбежное их последствие: правительство, основанное на двух внутренних элементах - подкупе и терроризме"{31}.
*
Честолюбивый диктатор в порыве властолюбия не останавливается ни перед чем. Во времена Суллы римляне впервые за свое многовековое существование увидели римские войска вступившими в него, как в неприятельский город. Их вел Сулла. Сулла воспользовался этой победой, прежде всего, для того, чтобы расправиться со своими политическими противниками.
В первый же день своего вступления в город Сулла созвал заседание сената в храме богини Беллоны. Одновременно по его приказанию в близлежащий цирк было согнано 6 тыс. пленников захваченных в ходе боев за Рим. Когда Сулла начал свою речь перед сенаторами, солдаты Суллы приступили к избиению пленников. Крики и стоны жертв, конечно, доносились до храма Сенаторы пришли в ужас, но Сулла продолжал речь даже не меняя интонаций, со спокойным и холодным лицом и только просил внимательно выслушать его слова, не развлекаясь посторонним; это, сказал он, учат, по его приказанию, нескольких негодяев. Таким образом, первое заседание сената, созванное Суллой после его возвращения в родной город, прошло под устрашающий аккомпанемент, который, по расчетам Суллы, должен был произвести соответствующее впечатление на сенаторов {32}.
*
Этим актом устрашения Сулла добился небывалого унижения народа и сената, положил начало перерождению духа римских граждан{33}.
В период гражданских войн ... Рим, ставший добычей честолюбцев и полный робких граждан, трепетал перед первой попавшейся шайкой солдат, которая приближалась к городу{34}.
*
Диктатор не заботится о балансе сил и координации отношений в обществе. Он обязательно занимает сторону имущих. Так поступил и Сулла, подвергнув изменению структуру народного собрания и систему голосования.
Сулла считал, что голосование должно находиться не "в руках неимущих и самых дерзких, но в руках обладающих достатком и здравым смыслом"{35}.
Мало чем от Суллы отличались действия других диктаторов. Почти так же поступил и Цезарь, приняв решение перейти Рубикон для похода на Рим против войск Помпея.
*
Из этого исторического опыта Рима можно сделать только один вывод: диктаторство (как власть и ответственность одного человека) может быть полезна только на период кризисной ситуации, когда обстоятельства требуют быстрых и решительных действий. Но поведение и поступки диктатора обязательно должны быть подотчетны конституционному органу власти. "Кризисный" главнокомандующий должен нести всю полноту ответственности за те решения, которые он принял в чрезвычайной обстановке. И ничто не должно умалять его вины, если таковая будет объективно установлена.
*
В Риме, впрочем, существовала практика заслушивания отчетов консулов в сенате. Да и Сулла, к слову сказать, сам на склоне жизни сложил с себя полномочия диктатора и готов был дать каждому отчет в своей деятельности. Но никто не посмел спросить этого отчета. Почему?
*
Сулла настолько напугал римлян, что надломил их гордый характер. Жизнь гражданина в его времена перестала цениться. По приказу Суллы, составлялись и вывешивались особые списки - так называемые проскрипции. Лица, попадавшие в такой список, считались объявленными вне закона; сами они подлежали смерти, а имущество их конфискации. Убийца, расправившийся с жертвой, чье имя попало в список, получал крупное денежное вознаграждение. В первые же дни вступления Суллы в Рим было убито до 40 сенаторов и около 1.600 всадников. Жертвами проскрипций сплошь и рядом оказывались не только политические враги Суллы, но и просто богатые люди. За счет конфискации их имущества обогащались сулланцы{36}.
Страх парализовал римлян, убил в них дух гражданственности, свободолюбия, независимости{37}. Он подорвал в своей основе законность. Закон был попран, а его место заступил произвол. В этом замещении и надо искать причины, которые привели к разрушению Римской империи.
*
Кроме того, наиболее прозорливые граждане понимали, что с падения нравов, утраты чувства меры, уклонения от исполнения гражданских обязанностей начинается ослабление римской государственности:
"Накопление власти и богатств дало начало всеобщей испорченности нравов. Законы утратили всякую цену. Истец должен был давать взятку, прежде чем затевать процесс. Общественное здание подвергалось тлению, разлагалось на части. Народ превратился в чернь, аристократия получила чисто демонический характер, столица обратилась в ад. Все преступления, когда-либо занесенные в летописи человеческой злобы, совершались здесь: убийства, не сопровождавшиеся раскаянием, измена родителям, мужьям, женам, друзьям; отравление, возведенное в систему..."{38}
*
Мы не будем точно датировать время, когда вместо строгости нравов в римском обществе стало развиваться излишество, невоздержанность, пренебрежение к заветам предков{39}.
Полибий в одном общем рассуждении говорит следующее:
"Если государство отбило многие опасности и затем пришло в состояние безусловного превосходства и могущества, то получается, что образ жизни каждого в отдельности становится все более притязательным, так как в государстве повсюду распространяется богатство и люди начинают домогаться должностей и всяких других предприятий с большим честолюбием, чем это следует. В дальнейшем ходе подобного развития страсть к господству, ущемленное самолюбие и честолюбие образуют начало разложения и кичливую пышность частной жизни".
В заключение Полибий развивает мысль о том, как народ, развращенный благодаря дурному примеру руководящего класса, неизбежно нарушает гражданское согласие и содействует торжеству охлократии. Судьба такого государства предопределена - ему суждено либо погибнуть, либо существенно ограничить свои притязания и запросы{40}.
*
Парадоксальность государства, где царит роскошь, состоит в том, что оно начинает испытывать затруднения в пополнении государственной казны. Жадность богатых становится невыносимой и агрессивной: они не хотят ни с кем делиться и разумно издерживаться на общественные нужды. Бедные граждане, которых становится все больше, оказываются неспособными платить налоги. Средний класс попадает в тиски: богачи и власть стараются лишить их имущества и разорить, а бедные не имеют возможности пользоваться их услугами из-за дороговизны товаров и услуг.
*
Возникает ситуация, когда на место добровольности приходит принуждение - требование соответствующего закона. Так, еще в период Пунических войн возникла необходимость пополнения казны для военных нужды. Тогда-то были приняты закон Г. Клавдия 218 г.{41}, законы М. Метилия 217 г.{42} и закон Г. Оппия 215 г. о роскоши. Последний жестко ограничивали "нерациональные" траты фамильных ресурсов, основного источника пополнения римской казны{43}.
*
Тем не менее, названные законы, временно ограничивающие расходы богатых людей, не могли сдержать их стремления к роскоши. Об этом явлении Монтескье писал следующее:
"Величие государства доставило громадные сокровища частным лицам. Но так как довольство заключается в добрых нравах, а не в великолепии, то колоссальные богатства римлян привели к неслыханной роскоши и расточительству. Те, которые сначала стали испорченными из-за своих богатств, потом стали испорченными вследствие своей бедности. Трудно быть хорошим гражданином, имея очень большое богатство; разорившиеся крупные богачи, привыкшие к роскошной жизни и сожалевшие о потере своего состояния, были готовы на все преступления; как говорит Саллюстий, появилось поколение людей, которые сами не могли иметь состояние, но не могли терпеть, чтобы им обладали другие"{44}.
*
Если посмотреть на проблему немного шире, то мы увидим два явления: во-первых, люди, ставшие чрезвычайно богатыми людьми, как правило, не удовлетворялись своим первенствующим экономическим положением; они начинали претендовать на власть, в том числе самую высшую; возникло много претендентов, много разных интересов и много возможностей купить власть; во-вторых, потерявшие и промотавшие свое состояние люди были готовы на все, чтобы вновь вернуться к беззаботной и обеспеченной жизни. Рассмотрим подробнее второе явление на примере заговора Катилины.
*
Римский сенат чувствовал себя также очень неуверенно, тем более, что старинный авторитет сената был уже значительно подорван развращенностью, продажностью и политической беспринципностью большинства римских сенаторов-аристократов. Вот этот-то тревожный момент и решил использовать римский патриций Луций Сергий Катилина для организации государственного заговора. Свою молодость он провел в кутежах и скандальных развлечениях, в результате которых нажил огромные долги. Катилина принимал деятельное участие в проскрипциях Суллы и, как рассказывают, умертвил даже собственного брата, а затем и жену с сыном.
Сначала Катилина добивался избрания на должность консула, но, трижды потерпев неудачу на выборах, решил встать на другой путь и стал готовить государственный переворот. Желая привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, Катилина выдвинул лозунг полной отмены всех долгов. Это был очень ловкий ход с его стороны: в отмене долгов были заинтересованы и промотавшиеся аристократы, и римская "золотая молодежь", и беднейшее население города, и, наконец, разорившиеся, лишенные земли крестьяне, попавшие в долговую кабалу к крупным землевладельцам. И, действительно, Каталине удалось привлечь на свою сторону представителей самых различных слоев населения; его агенты разъезжали по всей Италии, вербуя солдат для его будущей армии. В самом Риме Катилина устраивал сходки и тайные ночные совещания своих сторонников. Он произносил зажигательные речи, призывая к борьбе против узурпаторов власти, обещая своим соучастникам богатство, честь и славу. Число заговорщиков ширилось, заговор разрастался и становилсяопасным. Слух о заговоре пополз по Риму. Тогда-то против Катилины и его соучастников энергично выступил один из консулов 63 г., знаменитый римский оратор и видный политический деятель - Марк Туллий Цицерон{45}.
*
Мы не ставим целью раскрыть последовательность событий (это сделано Саллюстием в работе, которая публикуется в данном томе). Дадим лишь выводы, касающиеся этой проблемы.
*
Суть вопроса в том, что в смутные времена находится немало соискателей личной власти, знающих как опереться на недовольных и спровоцировать общественное (народное) возмущение. Благо, когда в обществе находится такой человек, как Цицерон, который видит зло и умеет раскрыть глаза другим. А если такого не окажется? Если "провидец" окажется труслив и не посмеет раскрыть рта? Тогда возможен лишь один исход - в ходе спровоцированного бунта к власти неизбежно придет проходимец и принесет всему народу столько зла, сколько не сможет принести самый лютый враг.
*
Что делать во избежание ситуации, подобной заговору Катилины?
Первое - не давать повода для провокаций и обоснованному возмущению властью. За это в ответе сама власть. Второе - прислушиваться к мнению лучших мужей государства, особенно с точки зрения оценки текущего момента и прогнозов на будущее.
Умные советники всегда нужны власти. Власть же должна научиться привлекать к государственному делу и слушать мудрых граждан своей страны. Во II в. н.э. Цельс в одном из своих сочинений писал:
"Может быть, надо не игнорировать мудрых людей, которые говорят, что большинство окружающих землю демонов слилось с творением; будучи прикованы к крови, к туку, к песнопениям и привязаны к другим подобным вещам, они ничего лучшего не умеют, как исцелять тело, предсказывать будущую судьбу человеку и городу, знают и могут лишь то, что относится к земным делам. Надо отдавать им должное почтение, поскольку это полезно"...{46}
*
Во времена упадка империи ясно обнаружилось еще одно зло, питаемое эгоизмом, завистью, неумеренной страстью и неуемным стремлением к обогащению. Это - продажность власти.
*
Особенно четко и ясно это явление проявилось в ходе войны с Югуртой. Пожалуй, ни одна из многочисленных войн, которые велись римской республикой, не выявила с такой силой продажность господствующего класса рабовладельцев, не привела к таким политическим осложнениям и скандалам в самом Риме, как война с Нумидией - так называемая Югуртинская война. Югурта, один из претендентов на престол Нумидии, пользовался большой популярностью у себя на родине. Хорошо знал он и римлян; был лично знаком с целым рядом влиятельных римских деятелей, а под командованием Сципиона Эмилиана даже сражался в Испании. Сам Югурта из своего знакомства с римлянами вынес твердое убеждение, что любого из них можно подкупить, что в Риме подкупом можно добиться чего угодно. Поэтому, когда римский сенат, вняв просьбам о заступничестве бежавшего Адгербала (второго правителя Нумидии), направил в Африку особую сенатскую комиссию для расследования конфликта на месте, Югурта не задумываясь предложил всем членам этой комиссии крупные взятки. Расчет его полностью оправдался. По решению римского правительства, к нему перешла западная, наиболее плодородная часть нумидийской территории{47}.
Не успокоившись на достигнутом, Югурта решил прибрать к своим рукам вторую половину Нумидии. Этим решением он бросил прямой вызов Риму, который выступил гарантом второго правителя. Югурта, вызванный в Рим для объяснений, так и не был привлечен к ответственности из-за табу, наложенного одним из народных трибунов. Рассказывали, что, покидая Рим, Югурта воскликнул:
"О, продажный город, ты перестанешь существовать, как только для тебя найдется подходящий покупатель!"
Риму пришлось пройти через ряд унижений, прежде чем с Югуртой было покончено.
*
Власть за продажность своих представителей понесла большие потери. Сенатское руководство было полностью скомпрометировано. На ближайших консульских выборах и всадники и демократы отдали свои голоса Гаю Марию. Он был избран консулом на 107 г. до н.э. Выдающиеся военные способности Мария, его личное мужество, а главное, то, что он вышел из простой солдатской среды, сделали его исключительно популярным в войсках Метелла. Рядовых римских воинов особенно привлекало в Марии то, что, заняв важную командную должность, он продолжал вести простой и суровый образ жизни солдата, вплоть до того, что участвовал в рытье рвов и устройстве частокола вокруг лагеря. Многие воины писали своим родным с театра военных действий о Марии. В этих письмах они выражали уверенность, что война в Нумидии закончится лишь тогда, когда Марий будет избран консулом и возглавит армию. Несомненно, эти письма способствовали успеху Мария на выборах.
Рассказывали, что после избрания Марий, выражая и собственные взгляды и взгляды своих избирателей, назвал свое консульство "добычей, отнятой им у изнеженных аристократов и богачей".
По существу, это было верно{48}. Характерно то, что сразу же после своего избрания Марий вплотную занялся войском - провел серьезную военную реформу. Укрепив армию, он повысил способность власти решать внутренние и внешние проблемы. Без армии, этой организованной и дисциплинированной силы, нельзя было бороться со смутой внутри страны и многочисленными противниками вне государства.
*
Как итоговое заключение последствия падения римских нравов целесообразно обратить внимание на следующую констатацию фактов, которую дал Н. Макиавелли:
"Обращаясь, далее, к временам других императоров, он