ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Санитарное и общие отзывы о юнкерах

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  

 []

Нагрудный знак Одесского военного училища

  
  

НРАВСТВЕННОЕ И САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ

ЮНКЕРОВ

  

П. Бобровский

Задачи офицеров-воспитателей - Характер совершенных проступков - Требования Инструкции 1871 г. - Недостатки в патриотическом воспитании

   Внутренний порядок в юнкерских училищах основан на общих законоположениях об управлении армии; юнкера, подчиняясь своим начальникам, младшим офицерам и поставленными над ними ротным, эскадронным и сотенным командирам, несут службу одинаковую с нижними чинами в войсках; подробности внутреннего порядка по распределению времени для занятий, по нарядам на службу, по увольнению со двора, в свободное время и в праздничные дни и т.п. определяется инструкциями. Все юнкера обязаны ночевать в училищах; вольнослушатели и приходящие юнкера не допускаются.
   Строгие порядки внутренней службы и военная дисциплина, основой которой служат принципы дисциплинарного устава, дают, несомненно, надежные средства к привитию обучающимся юнкерам правильного понятия об обязанностях военнослужащих и помогают вырабатываться у них верному взгляду на отношения их, как подчиненных нижних чинов, к своим ближайшим начальникам. Внутренний воинский порядок, по отправлению службы, как бы усиливает способность офицеров к нравственному усовершенствованию подчиненных им юнкеров в отделениях, а твердое и разумное применение правил дисциплинарного устава, с которым юнкера обязаны основательно ознакомиться, позволяют надеяться, что они, с производством в офицеры, будут смотреть серьезно на свои обязанности, так как каждый из них, из своего опыта в училищах, будет знать: к каким последствиям ведут отступления от строгих требований внутреннего порядка в воинской части и от правил военной дисциплины, как на службе, так и вне оной.
  
   Но, кроме уменья подчиняться приказаниями старших и исполнять их распоряжения, необходимо вырабатывать у юнкеров положительные нравственные качества, приличие во взаимоотношениях друг с другом и, вообще, твердые нравственные принципы, без чего сама военная дисциплина лишается одного из главных элементов.
  
   Чтобы молодым людям, являющимся иногда в училища недостаточно выдержанными или же нравственно не вполне созревшими, внушить истинные понятия о долге военнослужащих и об обязанностях их в отношении к старшим и товарищам - не как воспитанников только, но и как лиц, состоящих на действительной службе, - начальствующим лицам в училищах, поставленными над юнкерами в качестве воспитателей, трудно руководиться только одними энергическими мерами взысканий за проступки, несогласные с требованиями военной дисциплины, а равно с правилами нравственности, или же за проступки, состоящие из разного рода отступлений от порядков.
   *
   Но как провести в практику военной школы основные начала военного воспитания, не ограничиваясь одними формальными отношениями, основанными на букве военного закона, карающего строго всякое уклонение от установленного служебного порядка, и тем более преследующего нарушение военной дисциплины?
  
   Практика училищ несомненно доказывает, что, для правильного военного воспитания юнкеров, необходимо основательное знакомство младших офицеров с характером, наклонностями, привычками, способностями юнкеров, вверенных их ближайшему надзору в отделениях и полувзводах.
  
   Действительно, чтобы вести юнкеров по пути усовершенствования, необходимо каждому офицеру-воспитателю, прежде всего, знать индивидуальные свойства воспитываемых, не забывая при этом, что они уже не дети, а состоящие на действительной службе юноши.
   *
   На младших офицеров в училищах возлагается, помимо очередных дежурств, преподавание воинских уставов и ведение строевых занятия во вверенных им отделениях. Кроме того, на них предполагается возлагать обязанности за производством практических работ в поле. <...>
   Не ограничиваясь этими общими, так сказать, служебными средствами, для ознакомления офицеров с подчиненными им юнкерами в полувзводах, в практику некоторых училищ стало входить обыкновение посещение младших офицеров в вечерние часы, причем от офицеров требуется, чтобы они имели отчетливые сведения о каждом юнкере вверенного им полувзвода: отметки из послужного списка, выписки из штрафного журнала, оценку успехов по учебной и строевой части и т.п. <...>
   *
   На штрафной журнал следует смотреть как на что-то оскорбляющее внутреннее чувство подчиненных: он не более, чем книга заметок, необходимая для официальных справок... <...>
   *
   Из дисциплинарной отчетности, мы, например, замечаем теперь, что главная масса проступков, до 80% всего их числа, относится: к уклонению от порядков службы, к несоблюдению в форме одежды, к неотданию чести и, вообще, к разного рода незначительным отступлениям от правил, существующих в училищах.
  
   Все это проступки, свойственные молодым людям из среды благовоспитанной; побуждения к совершению подобных проступков большею частью происходят от недостаточного знакомства с условиями военной службы, требующей точности, аккуратности, исполнительности.
   *
   Гораздо реже подобные проступки бывают последствием беззаботности и невнимания к установленным порядкам, отступление от которых в военном заведении не может быть допускаемо безнаказанно. Действительно, около 83% взысканий, состоящих из нарядов не в очередь на службу и лишение права на выход со двора, прямо указывают, что начальство училищ, согласуясь с побуждениями юнкеров, старается легкими мерами подействовать на виновных в разного рода отступлениях, не допускаемых во всяком воспитательном заведении, а не только в казарменном быту военнослужащих.
   *
   Несравненно строже следует относиться к проступкам юнкеров против военной дисциплины (нарушение чинопочитания и подчиненности) или к небрежному и легкомысленному обращению юнкеров с казанным имуществом, или, наконец, к проступкам, оскорбляющим честь и доброе имя товарища, а равно к деяниями, прямо обнаруживающим дурные наклонности, дурной нрав и т.п. Это едва ли требует пояснения.
   *
   Среда, из которой подготавливается главный контингент офицеров всей армии, долженствующих быть во всем хорошим примером для солдат, без сомнения, должна быть так воспитываема в юнкерских училищах, чтобы могла сама, по собственному побуждению, давать отпор всему несовместимому с долгом службы или оскорбляющему человеческое достоинство. Проступки подобного рода преследуются в юнкерских училищах серьезно: арестами на более или менее продолжительное время, отчислением от училища на сроки, с надеждою на исправление, и совершенным исключением из училищ; причем, по представлению полкового начальства, юнкерам, подвергнувшимся подобным взысканиям, предоставляется право держать экзамен на производство в офицеры не иначе, как по истечении довольно значительного срока. <...>
   *
   Трудно решить безусловно, что вернее и полезнее для военного воспитания юнкеров в училищах: учащенные ли репрессивные меры, или, напротив, редкие, но более сильные взыскания за проступки более серьезные.
  
   Несомненно, однако, что в нравственном смысле лучше та система наблюдения за поведением юнкеров, которая действует не столько карательными мерами после совершения всякого, даже маловажного проступка, сколько мерами, предупреждающими возможность проявления проступков; там, где строго проводимый в обычаи юнкеров воинский порядок, непоколебимая дисциплина и внимательное наблюдение офицеров, при хорошем знакомстве их с каждым из воспитываемых, позволяет реже обращаться к карательным мерам, без всякого опасения за хорошие результаты, там не могут быть и учащенные взыскания, действующие, как известно, столь же расслабляющим образом на духовную природу человека, как частные приемы даже самой спасительной микстуры на всякий животный организм.
  
   Во всяком случае, чтобы воспитательные меры были действительными, необходимо требовать от всех служащих в училищах офицеров, кроме хорошего знакомства с индивидуальными наклонностями воспитываемым ими юнкеров, также и усердное исполнение офицерами своих обязанностей, не только как дежурных, наблюдающих свой суточный пост, но и как офицеров-воспитателей, в прямом смысле, способных по своему образованию и опыту, из тщательных наблюдений, составлять верные, строго логические заключения об основных мотивах, вызывающих тот или другой проступок.
   *
   Офицеры в училищах, по своим обязанностям по наблюдению за юнкерами, не должны действовать ощупью, не должны увлекаться своими случайными взглядами на последствия известного проявления в нравственности воспитываемых: они обязаны вести юнкеров вверенных им полувзводов и взводов сознательно к усовершенствованию, относясь с постоянным неодобрением к поступкам, обнаруживающим уклонение от долга службы или же упадок нравственных наклонностей. От них, прежде всего, зависит подготовление для армии деятелей, честно относящихся к обязанностям воинского чина.
   *
  
   Одни науки и обучение строевой службы, при всей строгости военной дисциплины, при аккуратном исполнении внутренней службы, при самой тщательной заботливости воспитателей, не могут поднять моральную сторону воспитываемых до желаемой высоты; нравственному усовершенствованию молодых людей помогает в значительной степени, в связи с приемами воспитательными, все то, что может освежать, очищать и облагораживать нашу духовную природу.
  
   Поощрение занятий юнкеров музыкой и пением, привлечение их к чтению хороших литературных образцов, доступных внутреннему чувству, поощрение в гимнастических и фехтовальных состязаниях, шахматная игра и т.п., - вообще все, что, наполняя досужее время приятным занятием и развлечением, способно образовать эстетическое чувство молодых людей, что отвлекает их от увлечения низшего свойства, - все это, в совокупности с прочими воспитательными средствами, неминуемо поднимет их нравственные свойства и мало - помалу подготовит юнкеров, как будущих офицеров, к умению находить в жизни, в свободное от службы время, занятия. приличные положению благовоспитанного человека.
   *
   Подобного рода занятия и развлечения в свободные вечера и праздничные дни рекомендуется ст.10 Инструкции 1871 г, и поощрять эти занятия в училищах не только полезно, но необходимо, так как они служат надежным вспомогательным средством военного воспитания той среды, которая наполняет юнкерские училища. <...>
   *
  
   ...Развитие чувства к изящному - столь же необходимый и не менее серьезный элемент в воспитании человека, как и все прочие основные элементы.
  
   Разве можно допустить, что только науки и физические упражнения могут дать правильное развитие моральным чувствам у воспитываемых в училищах юнкеров, поступающих на службу не всегда достаточно созревшими в умственном и нравственном отношениях.
   *
   Коснувшись одного из весьма важных элементов воспитания, часто пренебрегаемого в закрытых учебных заведениях, мы должны указать еще на серьезный пробел в обстановке юнкерских училищ: в них, перед глазами учащихся юнкеров-в классах, в читальной, в спальнях - имеются географические карты, фортификационные чертежи, иногда планы сражений; но нет ни одной картины с изображение подвигов русских войск в разные эпохи нашей отечественной военной истории, указаний на какой-либо знаменательный подвиг офицера или солдата, или на портрет какого-либо исторического лица...
   Картины из военного быта в роде альбомов: кавказского - Горшельда и туркестанского - Каразина, некоторые картины Верещагина и т.п., будучи на глазах учащихся, доставляли бы им наглядный способ знакомиться, попутно с чтением военных сочинения, с образом действий войск, закрепляя в их воображении подвиги, достойные подражания и изучения; в своем домашнем быту юнкера чувствовали бы себя среди тех людей, какими и они должны быть впоследствии, когда будут призваны на защиту Отечества.
  
   По этим соображениям, именно в военно-воспитательных видах, нельзя не признать полезным распространения в юнкерских училищах, по составленному каталогу, наравне с учебными вспомогательными пособиями, существующих в продаже картин и альбомов военного содержания, предоставив начальникам училищ приобретать, по мере средств, все то, из быта русских войск, что заслуживает особенного внимания, и чем только может украситься скромная обстановка юнкеров в училищах. <...>
  
  
  
  

ОТЗЫВЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮНКЕРСКХ УЧИЛИЩ

Выписки из отзывов из войск - Недостаточная основательность военного образования - Необходимость единства взглядов на оценку успехов

   Исследования о юнкерских училищах... показали: при каких условиях сложилась учебно-воспитательная система этих учреждений, что помогло их появлению, что благоприятствовало их развитию и чем обусловлен, по необходимости, их учебно-воспитательный план.
   Указания наши обнаружили, что образование офицеров из среды вольноопределяющихся в училищах не могло быть легким и что, поэтому, для достижения определенных целей требовалось особое внимание и заботливость руководящих, много усердия и немало опытности от преподающих, большое прилежание и охота к труду учащихся. <...>
   *
   Лучшими ценителями достигаемых успехов училищами в образовании офицеров для службы в армии из среды вольноопределяющихся должны быть сами войска, т.е. начальники войск и командиры частей армии.
   Как ни мал период существования юнкерских училищ, но уже достаточно имеется отзывов о полезной службе подготовляемых этими училищами офицеров, чтобы составить весьма выгодное заключение о несомненной пользе военных школ, заметно поднявших образование в корпусе офицеров, из той среды, которая прежде лишена была способов и средств получать какое-нибудь образование на службе.
   Приведем два выдающихся документа, из официальных источников:
  
   "Я не могу не видеть огромной пользы, приносимой училищами вообще; ближайшее же знакомство с порядком содержания юнкеров и их обучением в Киевском пехотном юнкерском училище убедили меня, что то и другое ведутся с большою заботливостью лицами, которым дело это поручено. Несомненная польза, которую приносят теперь юнкерские училища, а еще более та польза, которой можно ожидать в будущем от их усовершенствования, обязывают меня откровенно указать и на слабые стороны Киевского училища" (Выписка из всеподданнейшего отчета командующего войсками Киевского военного округа, генерал-адъютанта Дрентельна, за 1872 год. Недостатки эти касаются способов преподавания, учеников и некоторых других предметов, в своем месте нами указанных).
  
   "Казанское пехотное юнкерское училище, в отношении внутреннего порядка, надзора за юнкерами и даваемого им направления не оставляет желать лучшего и вполне достигает цели своего учреждения, доставляя войскам офицеров, которые, при достаточном умственном развитии и знании строевого дела, усвоили серьезное отношение к требованиям службы. Во всем этом я убедился как личными осмотрами училища, так и похвальными отзывами главных начальников войск об офицерах, получивших свое образование в Казанском пехотном юнкерском училище" (Приказ по Казанскому военному округу, 1873 г., N146. Подписал генерал от инфантерии Бруннер.).
  
   Эти отзывы не были ни единичными, ни случайными. Они повторялись о многих училищах во всеподданнейших отчетах, приказах командующих войсками, в словесных заявлениях начальствующих войсками лиц.
  

 []

  

Саперные работы в Николаевском инженерном училище

   *
  
   Недостаточная основательность военного образования - вот тот единственный недостаток, которым чаще всего упрекали училища не только люди посторонние войскам, но и некоторые командиры частей.
  
   *
   Едва ли справедливо слагать вину за этот недостаток на военные школы, обязательно принимавшими учеников, заведомо слабо подготовленных, часто неудавшихся, нередко забывавших в продолжительной службе в полку и то немногое, чему их научала первоначальная школа, не свыше двух - трех, много четырех классов гимназического курса.
   *
   Главная доля вины, по справедливости, должна пасть на самые способы приема вольноопределяющихся в войска. <...>
   *
   Нет ничего почтеннее желания иметь в армии всех офицеров хорошо образованными, отлично воспитанными и вполне знакомыми со служебными обязанностями, но этому, можно сказать, естественному желанию в минувшие десять лет противопоставлялись немалые затруднения, во всем, начиная от духовных сил учащихся и оканчивая постоянным подъемом военно-специальных познаний, требуемых от офицеров на службе.
   Порывы желаний необходимо сдерживать, руководясь выработанными историческим путем указаниями. Где речь идет о насущных потребностях, там желания должны быть самые скромные. С желаниями вполне согласуются и мнения о состоянии училищ многих практиков военного дела.
   *
   Имея же в виду все те условия, от которых зависела постановка учебного плана в юнкерских училищах (подготовка поступающих, время обучения и учебные средства училищ), нельзя не отдать полной справедливости полезной деятельности этих учреждений уже и за то, что они доставляют из среды вольноопределяющихся офицеров (как то свидетельствуется экзаменными комиссиями), твердо ознакомленных с предметами строевой службы, в достаточной мере усвоивших себе необходимые военно-специальные знания и приобревших правильные понятия о военной дисциплине и об обязанностях военнослужащих. <...>
   *
   Несмотря на существующие общие постановления, которыми училища обязаны руководствоваться, весьма трудно достигнуть единства во взглядах на оценку успехов, - достигать же этого единства необходимо в учебной практике. Снисходительность и излишняя щедрость в постановке баллов на репетициях и годовых экзаменах, увеличивая число успешных в некоторых училищах, ни мало, конечно, не помогают возвышению в них действительных успехов.
  
   Всякого рода снисхождения и послабления были бы несовместимы с целями воспитания; оценка успехов баллами выше действительных познаний и признание за учащимися качеств по поведению выше их заслуг, легко может приучить юнкеров смотреть на училищную аттестацию не как на справедливое вознаграждение оказанных ими успехов и обнаруженных ими нравственных свойств, но как на случайность или, гораздо хуже, на произвол учителей и воспитателей.
  
   *
   Военное воспитание в училищах должно непременно связываться с действительною жизнью и практикою службы, где всякого рода преимущества и отличия нелегко приобретаются. Высшая же цель образования и военного воспитания в училищах требует, чтобы питомцы этих учебных заведений выносили трезвое сознание о нравственных правилах, которыми определяется превосходство одного человека пере другим. Не поверхностное отношение к службе и к своим обязанностям, не мелочные заслуги и искательство у старших должны давать право на уважение товарищей и внимание начальства.
  
   Точно также и в каждом училище следует одинаково требовать, чтобы руководители образованием и воспитанием не нарушали установленных условий в оценке как для удостоения, и это особенно важно, на производство в офицеры, так и на переводе учащихся в высший класс. Необходима достаточно строгая, обдуманная и вообще неторопливая оценка учащихся юнкеров, как во время обучения, так и при выпуске, чтобы не привить к ним самомнения о познаниях незначительных и заслуг ничем не выдающихся. <...>
   *
   Училища, руководившиеся правильным взглядом на оценку успехов, были те именно, которые были самыми энергическими всех новейших начинаний по усовершенствованию способов и средств образования; в среде их стали чувствовать сильнее настоятельную необходимость: поднять вступительную приемную программу, улучшить способы преподавания, воспользоваться летним временем для развития практических работ, улучшить учебники и, вообще, не жалеть средств и сил для достижения возможно большей основательности в образовании офицеров из среды мало подготовленных вольноопределяющихся. <...>
  
   Бобровский П.О.
   Юнкерские училища. В 3-х т. - т.2.- СП б., 1881
  
   ...
   Опыт и проблемы воспитания в юнкерских училищах   96k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 7 шт.
  
   Опыт учебного воспитания юнкерских училищ   39k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Взгляд На Задачи Юнкерских Училищ   19k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Необходимость новой системы юнкерских училищ   27k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Сведения о юнкерских училищах   17k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Первоначальное Устройство Юнкерских Школ   46k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  
  
   ...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011