ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Где вы, Ксенофонты, Коменские, Ушинские?

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О месте и роли военной педагогики


  

А.И. Каменев

ГДЕ ВЫ, КСЕНОФОНТЫ, КОМЕНСКИЕ, УШИНСКИЕ?

Дело рук самого утопающего?!

  
   Неразумно и жестоко не умеющего плавать бросать в бурный поток и подвергать его жизнь опасности.
   Но как иначе можно охарактеризовать то, что имело место в подготовке офицерских кадров во второй половине ХХ века? Ведь совершенно не подготовленного к армейской жизни выпускника выталкивали за ворота военного училища.
   Не жестоко ли?
   *
   Надо, однако, признать, что во все времена сетовали на то, что выпускники военно-учебных заведений плохо "вписываются" в армейскую (флотскую) действительность и совершенно не подготовлены для исполнения практических задач.
   Однако не все замечали, что самое главное заключалось (заключается) в том, что выпускник военного училища не соответствовал основному требованию военной профессии - быть мужественным, волевым и смелым. Плюс к тому, для офицера чрезвычайно важным является наличие качеств лидера, способного действовать в сложной и экстремальной обстановке. А их у большинства выпускников не было.
   Это несоответствие подметил еще на рубеже ХIХ-начала ХХ вв. М.О. Меньшиков, прекраснейший русский военный публицист и патриот, выразив суть следующими словами:
  
   "Прежде военным делало человека его львиное сердце, нынче - костюм".
  
   *
   Не случайно в 80-е годы прошлого (ХХ) века даже на страницах центральной и окружной печати заговорили о том, что молодые офицеры плохо адаптируются к условиям воинской действительности, а в своей службе допускают изрядные ошибки.
   Многие публикации того времени содержали проблемные вопросы. Среди них были такие: "К чему ведет отсутствие искренности и порочный стиль работы с подчиненными?", "Можно ли подменять истинную требовательность к подчиненным суррогатом требовательности?", "Можно ли наводить уставной порядок неуставными методами?" и другие.
   *
   Почти все практические недостатки молодых офицеров были связаны с неправильной работой военных училищ. Это подметил в открытом письме преподавателям училища лейтенант А.Долгий, который, в частности, отмечал:
  
   "Училище не готовит к практической работе. В самые первые дни службы я, к примеру, вдруг с удивлением обнаружил, что не разбираюсь в психологии воинского коллектива, не умею найти контакт с людьми. Вышел какой-то парадокс: знаний чуть ли не через край, можно без подготовки на экзамен идти, а как ими распоряжаться в работе с людьми - совершенно не представлял. Почему педагогика и психология не становятся главными предметами? Как ведь оно бывает на первых порах офицерской службы? В работе с людьми, во взаимоотношениях с ними вопросы возникают на каждом шагу. В поисках ответов на них бросаешься к училищным конспектам с надеждой найти хотя бы какую-нибудь наводящую мысль, какие-то отправные моменты, характерные примеры практики, советы. Но, увы! Все - сплошное теоретизирование, ничего конкретного. Да и откуда быть конкретности, если военную педагогику и психологию нам давали методами монолога, если мы не выполняли практических заданий, не вели деловые игры, не участвовали в анализе поучительных ситуаций, подсказанных жизнью. Наши пятерки и четверки, полученные на экзаменах, далеко не соответствуют тем оценкам, которые теперь выставляет реальная служба".
  
   О положении с подготовкой офицерских кадров я писал неоднократно, в частности:
  
   См.: Глас вопиющего?   22k   "Статья" Публицистика
   Закон гласит: угасает офицерство - гибнет государство. Так было в Египте, Греции и Риме. На очереди Россия?!
  
   *
   Казалось бы, что подобный сигнал их войск должен был бы насторожить военное ведомство, но не тут-то было.
   Причины искали везде, но только не там, где надо было срочно исправлять положение дел.
   *
   В то же время вся постановка подготовки военных кадров была (и остается) неправильной. Кратко поясню то, о чем уже писал:
  
  -- Воспитание и духовное развитие было формальным и поверхностным и не имело приоритета над обучением и специализацией.
  -- Воспитанию характера и воли совершенно не уделялось никакого внимания.
  -- У будущего офицера не формировался надежный фундамент - солдатское (боевое, но никак не плацпарадное!) искусство.
  -- Воспитанники не ранжировались по степени пригодности к профессии офицера и потому офицерский корпус "засоряли" те, кому офицерское звание доверять было нельзя.
  -- Общественно-политические науки не исполняли той роли, которую на нее возложены потребностью духовного развития личности, укрепления нравственности, политической прозорливости и развития уважения к Закону и законному порядку...
  
   Мне, также, уже приходилось писать о месте и роли обществоведения в подготовке военных кадров:
  
  -- А все-таки она вертится!   23k   "Фрагмент" Мемуары
  
   и вреде полновластия в военно-учебных заведениях:
  
   См.:
  -- Пристанище пороков   16k   "Фрагмент" Мемуары
  

Устаревший педагогический механизм

  
   Сейчас мне хочется обратить внимание на место и роль кафедры военной педагогики Военно-политической (впоследствии - Гуманитарной) академии, т.е. головного подразделения данного профиля в системе военного образования.
   Понимая, какой резонанс может вызвать моя точка зрения, особенно в среде "корифеев" от военной педагогики, поясню: мною движет лишь желание возвысить мою науку, которой я посвятил большую часть своей жизни, и мою кафедру до уровня задач, которые ей следует решать.
   *
   В силу сказанного, мне не представляется нужным называть конкретные фамилии, так как лица, в данном случае, всего лишь приложение к ситуации, имеющей давние корни. Отдельные люди в сложившейся системе - лишь проводники (хорошие или плохие) определенной идеологии военно-учебного строительства и политической линии правящей элиты.
   *
   Прежде чем подойти к сути проблемы, обратимся к некоторым фактам истории.
   *
   Когда Диогена спросили: "Что составляет основу всего государства?", тот, не задумываясь, ответил: "Воспитание юношей".
   Наш соотечественник Н. Устрялов, человек со сложной и трагической судьбой (расстрелян в 1938 г.), но, безусловно, патриот, писал:
  
   "Государственная мощь созидается духом еще в большей мере, чем материей: тем более, что здоровый дух, в конечном счете, неизбежно дополняет себя и материальной мощью - облекается в золото и ощетинивается штыками".
  
   Тем не менее, следует признать, что именно воспитание подрастающего поколения у нас издавна (смею заметить - со времен Петра Великого и Екатерины II) поставлено из рук вон плохо.
   Доказательства сего факта, применительно к военному делу содержатся в целом ряде моих публикаций, в частности, в книгах:
  
  -- Исторический обзор подготовки офицерских кадров в России (1701-1917 гг.) / Авт.-сост. А.И. Каменев; Под ред. В.С. Чечеватова; ВАГШ ВС РФ. - М., 2002. - 450 с.
  -- Мысли о задачах и перспективах военной школы России / Авт.-сост. А.И. Каменев; Под ред. В.С. Чечеватова; ВАГШ ВС РФ. - М., 2002. - 370 с.
   И на третьем диске моей электронной библиотеки под названием:
  
  -- Воспитание офицера и генерала - основа побед и поражений (исторический опыт русской и советских военных школ).
  
   Итак, мысль первая: мы, в России, до сих пор не осознали того факта, что воспитанию молодежи (каждого поколения) нужно уделять гигантское внимание; в деле подготовки военных кадров значение воспитания, особенно духовного, политического, гражданского и правового чрезвычайно высоко.
   *
   После первого года начавшейся в 1914 г. мировой войны политики и ученые стали искать причины неудач русской армии. В прессе и на книжных полках появилось множество материалов, политических статей и размышлений по этому поводу.
   В ряду этих материалов мало кто обратил внимание на брошюру С. Левитина под названием "Педагогика и милитаризм в Германии" (1915 г.), в которой, в частности, говорилось следующее:
  
   "У нас в России насчет педагогики существует довольно прочное предубеждение: педагогика, мол, частное дело педагогов. В Западной Европе педагогические вопросы ставятся гораздо шире, как вопросы социальные, как вопросы политические".
  
   Хотя мысль эта в историческом плане не нова (так, к примеру, ставили вопрос о педагогике Аристотель, Ксенофонт, Монтескье и др.) и у нас, в России, за это выступали оба великих императора (Петр и Екатерина), выдающийся деятель военно-учебных заведений России генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, мудрый и прозорливый К.Д. Ушинский и другие, тем не менее, педагогики на протяжении всего ХIХ и ХХ вв., несмотря на все изменения в политическом и экономическом строе оставалась рядовой, узкопрофильной наукой, оторванной от жизни, социальных проблем и политических вопросов и не имеющей серьезного влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.
   *
   Наша русская педагогики всегда болела разного рода болезнями: французы прививали ей стремление воспитывать молодежь в духе западного аристократизма (примером тому является герой А.С. Пушкина Евгений Онегин), немцы побуждали к муштре, педантизму и командирству; большевики учили поклонению земным кумирам и вождям, а современные "демократы", разрушив все прежние идеалы, оставили современную педагогику без необходимого духовного ориентира и тем самым предоставили каждому педагогу творить на собственный вкус и лад.
   *
   В такой ситуации не случайным является тот факт, что в духовном отношении наша страна теряет поколение за поколением. Наши дети и внуки почти не имеют духовных связей не только с родителями, но и сильно разнятся между собой.
   То, что происходит у нас, сродни тому, что было в свое время в Древней Греции, Македонии и Древнем Риме:
  
   См.:
   Не забывайте монархии греческой   129k   "Статья" История
   Социальные и военно-политические уроки Древней Греции
   Домоклов меч Македонии   87k   "Статья" История
   Почему пала Древняя Македония
   Почему Рим пал?   281k   Оценка:4.16*4   "Статья" История Комментарии: 2 (26/10/2007)
   Великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри...
   Война и мир в древнеримском исполнении   266k   "Глава" История
   Худой мир не лучше войны - пример Древнего Рима
   Сенат в сапогах   111k   "Статья" История
   О печальных превратностях военной политики Древнего Рима
  
   *
   Ш. Монтескье, размышляя о причинах величия и падения римлян, писал:
  
   "Самыми гибельными для государства являются обычно не действительные потери, понесенные в битве (т. е. несколько тысяч человек), но воображаемые потери и упадок боевого духа, лишающий государство даже тех сил, которые оставила ему фортуна".
  
   Укрепление духа народа - это задача стратегическая. Все достижения цивилизации, все надежды на будущее можно похоронить только в силу того, что в народе загасло чувство патриотизма, гражданского долга и ответственности, жгучее желание быть полезным своему Отечеству и во имя блага сограждан претерпеть какие бы то ни было невзгоды и лишения.
   *
   Какое отношение к этой задаче имеет педагогика?
   Самое, что ни на есть прямое - она, эта наука, должна указать политикам, ученым, педагогам и родителям путь к храму разума, справедливости, добропорядочности, совестливости и гражданского долга.
   *
  

Зачем Ксенофонт написал "Киропедию", а Я.А. Коменский - "Великую дидактику"?

  
   Я сознательно беру разных писателей, чтобы показать как велико значение разумного педагогического знания, разработанного выдающимися личностями.
   Ксенофонт, будучи полководцем, пришел к мысли о написании такого произведения, которое бы учило молодых людей, как побеждать врага на поле боя.
   Говоря о предводителе персов Кире II, он писал:
  
   "Воспитан он был согласно законам персов, которые весьма не похожи на законы всех прочих государств. Ведь большинство государств, предоставляя полную свободу родителям в воспитании своих детей, да и взрослым гражданам давая воз­можность вести совершенно независимый образ жизни, в то же время за­прещают им воровать и грабить, силой врываться в чужие дома, избивать невинных, прелюбодействовать, противиться исполнению приказов вла­стей и совершать другие подобные преступления".
  
   Не имея возможности в полной мере изложить мысли Ксенофонта, подчеркнем главное: мудрый писатель, опираясь на свой опыт и опыт известных ему полководцев, стремился показать, как следует готовить молодого человека к полководческой деятельности.
   Это произведение, так же как и "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко - не учебник и не инструкция по воспитанию, а идейная основа для него, указывающая направление, в котором следует идти.
   *
   Не менее интересна и поучительна "Великая дидактика", творение выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского, написавшего это произведение в начале ХVII в.
   В образной, своеобразной форме, в сравнении с явлениями природы, этот мыслитель пытался ответить на вопрос: "Как учить природосообразно?", т.е. в соответствии с законами природы и естественного развития личности.
   Книга, опубликованная в 1613 г. не утратила своей актуальности и по сей день. Ведь современной системе обучения как раз и не хватает природосообразности.
   *
   Безусловно, не только Ксенофонт и Коменский заслуживают благодарной памяти потомков.
   У нас, как известно, велико значение педагогической системы А.В. Суворова:
  
   См.: Легко в учении - тяжело в бою   19k  
   Ура! Фельдмаршал   40k   "Документ" История
   О доктрине невозможного А.В. Суворова словами историка Петрушевского.
  
   Однако, следует признать, что многое из нашего военно-педагогического наследия еще в должной степени не изучено и не оценено:
  
   См.: Победитель Наполеона   44k   Годы событий: 1812-1813. "Статья" История
   Этот титул М.И. Кутузов заслужил еще в 1812 году, но не удостоился его и по сей день. В чем тому причина?
   *
   Мысль вторая: педагогика должна главенствовать в идеологии и политике военного (да и общего) образования, а тем паче - в деле подготовки военных кадров.
  

Зачем англичане допытывались у нас, как и чему мы учим кадетов?

  
   В истории русской военной школы известен случай получения 10 марта 1837 г. Великим князем Михаилом Павловичем, и его ближайшим сотрудником генерал-адъютантом Я.И. Ростовцевым письма директора канцелярии военного министра Статс-секретаря Брискорна следующего содержания:
   "Великобританское министерство, имея в виду, что военные училища Росси учреждены на весьма прочных и полезных для образования юношества основаниях, изъявило желание получить некоторые сведения о наблюдаемых у нас по сей части правилах. Государь Император, по всеподданнейшем о сем докладе, с удовольствием изволил изъявить согласие на доставление сих сведений английскому послу лорду Дургаму, сообразно составленной им по сему предмету записки".
   К письму была приложена записка лорда Дургама, в русском переводе, заключавшая десять вопросных пунктов.
   Вопросы, предложенные великобританским министерством, настолько характерны, что их нельзя не привести целиком. В них удивительно вдумчивое отношение не к теоретическим только, а главное - к практическим средствам и приемам подготовки будущих офицеров специального рода оружия любой армии.
   Вот эти вопросы:
   1)Каких лет мальчики принимаются в военные училища?
   2)Какие права должны иметь мальчики, чтобы вступить в военное училище? Определить подробно различные основания и степень важности каждого из них.
   3)Число лет, потребное для окончания приуготовительного курса в военных училищах.
   4)Какому следуют курсу учения? Объяснить учебные предметы; время, посвящаемое каждому из них; число учебных часов, распределение их. Каким книгам следуют при преподавании каждого предмета? Как определяются степень способности учеников? Если посредством экзаменов, то как они как они производятся: экзаменаторами, не принадлежавшими к составу училища, или профессорами и наставниками? Словесно или письменно? Если экзаменаторы - профессора, то какие приемлют меры для предупреждения пристрастия? Как определяются различные степени познаний?
   5)Какими средствами возбуждается желание успеха? Какие награды даются за таланты и прилежание?
   6)Каким образом соблюдается дисциплина? В чем состоят наказания? Как именно определяются и усиливаются? Есть ли какое-нибудь наказание за невнимание и невежество, отсюда происходящее?
   7)По окончании курса как избираются артиллерийские и инженерные офицеры? Какие потребно иметь сведения для сих знаний? Каким образом удостоверяются, что офицер приобрел эти сведения? Если посредством экзамена, то кем и в чем присутствии он производится?
   8)По избрании офицеров для артиллерии и инженерного дела присоединяются ли они немедленно к своим корпусам, или поступают предварительно в практические училища, где приложение их познаний к делу составляет главный предмет учения? Если это так, то каким образом распределено их время и бывает ли им какой-либо экзамен по окончании сего пробного курса?
   9)Весьма желательно было бы иметь вопросы, предлагаемые на экзаменах.
   10)В прусской службе офицеры экзаменуются при каждом производстве из одного чина в другой. Существует ли это обыкновение в России? Если существует, то в чем состоит экзамен?
   *
   Подмечено следующее: за 16 лет до Крымской войны (1853-1856 гг.) англичане уже интересовались, с какими боевыми элементами специального рода оружия пришлось бы иметь дело, если бы обстоятельства вызывали необходимость прислать к русским берегам своих артиллеристов и сапер.
   Мудрая политика, ничего не скажешь!
   *
   Сразу же скажу следующее.
   Если бы англичане сегодня запросили бы наше военное ведомство о системе подготовки тех или иных офицеров, то с удивлением обнаружили бы странную картину - они бы просто не поняли, на чем, на каких аспектах общей, военной и специальной подготовки будущих офицеров мы сосредотачиваем свое внимание.
   Если бы они удосужились сравнить гуманитарную программу подготовки офицеров с соответствующей программой гражданского вуза, то вообще не нашли какой-либо существенной разницы.
   *
   Мысль третья: характер вопросов воспитания и обучения будущих офицеров - наиглавнейшие элементы системы подготовки офицерских кадров. И они (эти вопросы) должны быть выведены с математической точностью!
   *
   А для этого педагогике нужны Ксенофонты, Коменские и Ушинские...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023