ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Где взять хороших педагогов для кадетов

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


  
  

 []

Екатерина Вторая. Путешествие в Крым в 1787 г. Верстовой столб

Где взять хороших педагогов для кадетов?

  
   Наставление для образования воспитанников военно-учебных, Высочайше утвержденное 24 декабря 1849 г. - Письмо генерал-адъютанта Ростовцева фельдмаршалу-лейтенанту австрийской службы Гауслабу от 14 февраля 1853 года
  

НАСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСПИТАННИКОВ

ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,

  

Высочайше утвержденное 24 декабря 1849 г.

  
  
  
   Направление воспитания в военно-учебных заведениях двоякое: общее и специальное - гражданское и военное. Оно должно быть основано на любви к Богу, на благоговении к постановлениям Его Святой церкви, на сыновней преданности Престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного (военного и гражданского) и на современном состоянии наук в просвещенном мире.
   Вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской армии, с чистым желание отплатить Государю за его благодеяния - честною службою, честною жизнию и честною смертию.
   Цель, объем, полнота и направление учения в наших военно-учебных заведениях зависит от стольких разнообразных, местных соображений принадлежащих исключительно и нашему русскому быту, и нашим основным, законам и степени современного просвещения России что никакие учебные заведения в Европе не могут для заведений наших служить образцом.
   Двигатель нашего просвещения есть только одно Правительство; весьма редкий юноша может у нас зачать и кончить образование свое в доме родительском; помеха тому - недостаток учителей и средств учения; от сего военно-учебные заведения принимают на воспитание детей в самом нежном возрасте, часто вовсе и без экзамена. Чтобы приготовить детей к слушанию курса систематического, военно-учебные заведения должны иметь курс приготовительный, где, в продолжение двух лет, мальчики, поступившие в корпус из разных стран огромной Империи, и с различным первоначальным воспитанием, уединоображиваются в своих начальных познаниях и, мало-помалу, приучаются к труду, чтобы зачать учиться, ровно и систематически, в курсе общем.
   В военно-учебные заведения поступают исключительно дворяне; ныне их воспитывается в военно-учебных заведениях до 7 тыс., со временем будет воспитываться до 9 тыс. - Главное назначение всех их есть поприще военное; но они должны иметь и сведения необходимые и для образованного человека, и для члена семейства, и для члена гражданского общества. От сего и учение в военно-учебных заведениях, имея целью науки военные, не может ограничиваться только ими; потому общий курс (4 года) и предназначен исключительно для наук общих.
   В высшем курсе (2 года) преподаются преимущественно науки специально-военные и оканчиваются общие науки, уже в развитии недоступном понятию отрока в курсе общем.
   Военно-учебные заведения - училища закрытые, т.е. учебные только, но и воспитательные; посему питомцы их оставляют заведения и поступают на службу 18-ти лет от роду, в возрасте, с которого в Европе только что зачинают учиться самостоятельно.
   От всех этих данных, не только общие, но даже и самые военные науки, не могут оканчиваться в военно-учебных заведениях в полноте совершенной; для желающих и для способных довершить свое образование, учреждены офицерские классы в Военной Академии и в училищах: Главном Инженерном и Артиллерийском.
   С другой стороны, нельзя не доводить в военно-учебных заведениях до удовлетворительного предела образования и общего, и военного; ибо из 500 офицеров, выпускаемых из них ежегодно, только десятая часть продолжает учиться в заведениях специальных.
   Все означенные условия, поставили Правительство в обязанность, с одной стороны необходимую, с другой крайне в исполнении трудную: вести в полный курс преподавания в военно-учебных заведениях много предметов разнообразных.
   Ныне главная задача, при переделке программ, состоит в том, чтобы каждому учебному предмету определить объем и степень его значения, чтобы ни один день из них не был помехою другому и чтобы все они улеглись просторно своими программами в общую рамку учения, соразмерные с условиями, со временем и со средствами военно-учебных заведений, и верные самостоятельному достоинству каждой науки.
   Инструкция эта, рассмотренная в Совете о военно-учебных заведениях, была одобрена им во всех подробностях. Совет признал, что на основании инструкции, военно-учебные заведения предназначаются не для подготовления чисто ученого или собственно светского человека - но честного и образованного члена семейства и Государства. Поэтому, Совет придавал инструкции значение великой важности и, в высшей степени благотворное для будущего поколения русских офицеров.
  

 []

Придворные дорожные экипажи

  
   Для проверки знаний воспитанников, по предметам учебного курса, каждый из преподавателей, по его усмотрению, проводил частные испытания, или репетиции, из пройденного ими курса. Эти репетиции касались или последней прочитанной лекции, или обнимали целый отдел предмета, заключавший в себе несколько прочитанных лекций. Для частных испытаний вызывались отдельные ученики, и полученные ими, в течение полугода, отметки, принимались в расчет, при проставлении среднего балла, которым определялся успех ученика, за все полугодие. Этот средний балл выставлялся каждому ученику к полугодовому экзамену, который проводился во второй половине декабря месяца. Балл, полученный учеником на экзамене, складывался со средним баллом, проставленным ему к экзамену, и общее, разделенное пополам, определяло успехи воспитанника на полугодовом экзамене. В мае месяце производился годичный экзамен всего пройденного, в течение годового курса. При экзамене соблюдалась та же система отметок, как и при полугодовых испытаниях. Отметки, проставленные по каждому предмету, складывались в общую сумму баллов и делились на число предметов, для определения среднего вывода, или частного балла, по всем предметам курса. Если в частном получалось менее 6 баллов, то воспитанник оставался в том же классе на следующий год. Если же воспитанник имел неудовлетворительные отметки только по некоторым, притом, второстепенным предметам, то ему предоставлялась переэкзаменовка по этим предметам, после лагерных занятий, до открытия классных занятий следующего года. Для этого, в свободное от лагерных занятий время, назначаемые к переэкзаменовке воспитанники, должны были подготовиться к экзамену, для чего воспитатели-наблюдатели и преподаватели, иногда, приезжали в лагерь, если изъявляли на то согласие. <...>
  

Приказ по военно-учебным заведениям от 19 февраля 1849 г., N100.

  

ПИСЬМО

генерал-адъютанта Ростовцева

фельдмаршалу-лейтенанту австрийской службы

Гауслабу

от 14 февраля 1853 года

  
  
   Люди, мало знакомые с целью и устройством наших военно-учебных заведений, полагали и полагают: не много ли у нас предметов учения?
   Рассматривая безотносительно, замечание это совершенно справедливое. Долго и постоянно эта мысль тревожила и тревожит главное начальство военно-учебных заведений, которое, после долгих колебаний и размышлений и после нескольких лет обсуждения этого вопроса, глубоко убедилось, что если некоторые, и весьма важные неудобства от такого объемистого курса учения действительно и существуют, то неудобства эти устранить невозможно без вреда, по применению к России, еще несравненно большего.
   В науках администрации и в педагогии нет ни одной истины, которая была бы безусловною для всех государств и народов.
   Вряд ли на чем-либо справедливость этого выводы оправдывается с такой очевидностью, как на изложенном выше замечании.
   Образование и просвещение открылись для России только около ста лет тому назад, не потребностью нации, а самодержавною волею.
   Император Петр I насильно принудил нас учиться.
   Его указанию следовали неуклонно и Его преемники.
   Правительство есть и доныне представитель и единственный двигатель просвещения и науки в России. Ученые и учебные заведения, правительством основанные, и только им, с огромными пожертвованиями, поддерживаемые, суть единственные рассадники образования. Просвещение у нас в массы еще не проникло и общественной жажды, к сожалению, еще не составляет.
   От того домашнее воспитание еще и доселе весьма у нас не совершенно, даже и в таких, нередко, семействах, материальные средства которых способствовали бы вполне вести его правильно.
   Знание и образованность поддерживаются у нас и доселе строгими научными требованиями Правительство от вступающих на службу, и щедрыми пенсиями ученым.
   Ослабьте эти требования и эти пенсии и просвещение пойдет у нас назад.
   Воспитанники наших военно-учебных заведений, будучи все дворяне, на основании Высочайше дарованных им прав, занимают, по окончании курса, самые разнообразные положения в обществе; из среды их Правительство назначаются, впоследствии лица, для замещения самых разнородных, не только важных, но и самых высших государственных мест, по всем без изъятия отраслям управления военного и гражданского; выходя из государственной службы, они остаются землевладельцами, помещиками и избираются своим сословием в судебные и административные должности, по местному самоуправлению.
   Сверх того, несправедливо думают иные, что офицер или генерал должен быть только военным специалистом; нет, он должен быть и человеком и гражданином, т.е. иметь развитие нравственное и знать современный быт, законы и историю своего отечества.
   Сообразив все это, нельзя не убедиться, что размер учебного курса наших кадетских корпусов необходимо обусловливается и степенью просвещения России, и нашим общественным и политическим положением.
   Воспитанники поступают у нас в кадетские корпуса 6-ти, 7-ми, 9*, 10-ти и 11*; оканчивают курс 18-ти, 19-ти и 20-ти лет. -391
   Девять или десять лет школьного учения есть, у нас, для огромного большинства, единственное в целой жизни врем, посвященное наукам.
   При поступлении в заведения, большая часть воспитанников едва умеет читать; по выходе из кадетского корпуса, большая часть расстается навсегда с книгами и даже редко слышит о науке потому, что образование в нашем обществе развилось мало.
   И так мальчика, поступившего в корпус, необходимо обучить почти всему, начиная часто с азбуки.
   В корпусе он должен получить образование и общее и специально-военное; здесь необходимо дать ему основные понятий о многих общих науках и рациональные по наукам военным. Понятия в общих науках дать только основные надобно потому, что выучить им вполне, в таковом сжатом объеме времени, и в таком незрелом возрасте, невозможно; а эти понятия дать ему необходимо, дабы, оставив военную службу и избрав другое поприще, или почувствовав расположение к какой бы то ни было науке, бывший кадет мог учиться самостоятельно и строить нужное ему здание на фундаменте уже готовом, необходимом при его новых занятиях.
  

 []

Великие князья Александр и Константин

  
   Сверх того, кадетские корпуса служат рассадником для комплектования трех высших специальных военно-учебных заведений: училищ Артиллерийского, Инженерного и Военной Академии - и потому весь курс их должен быть приноровлен ко вступительному экзамену в офицерские классы этих заведений; следовательно требует больших сведений и математических, и политических, и военных.
   Вот причины, почему курс наших военно-учебных заведений должен быть, к сожалению, разносторонен.
   Часто и долго главное начальство задавало себе вопрос: что именно можно было бы из этого курса исключить, - и не находило ничего. Не находило потому, что науки военной нельзя исключить ни одной; общие же науки, в кадетских корпусах преподаваемые, необходимы вес для целей изложенных выше. Если же из общих наук исключить некоторые для того, чтобы остальные преподавались и глубже и обширнее, то это было бы важною ошибкою, во-первых, крайне вредною для Армии, потому что у нас почти всякий односторонний ученый специалист оставляет военную службу и делается индивидуумом, собственно для Армии потерянным; во-вторых, что военно-учебные заведения, суть, к сожалению, училища закрытые, т.е. воспитательные и организованные в огромных, неестественных массах, - училища, где молодые люди оканчивают все свое образование не старее 18-ти и 19-ти лет; усилить этот возраст в школах закрытых и многолюдных невозможно, без совершенного растления нравственности; следственно 18-летнего юношу обучить окончательно и глубоко какой бы то ни было науке - невозможно.
   Почему же, скажут, не раздробить военно-учебные заведения на школы менее многолюдные или не обратить их в школы открытые? Первое потребовало бы от Правительства новых громадных издержек, а от последнего обмелела бы Армия. Конечно весьма неестественно, что мальчика десятилетнего уже предопределяют быть воином; но эта нерациональная мера - есть вывод необходимости: недостаточные родители с радостью отдают детей своих на воспитание и полное содержание их во все время их детства и отрочества; но те же самые родители, не имея возможности воспитать детей своих собственными средствами, не довели бы их умственного развития до возраста зрелого для поступления их в высшие, чисто специальные классы - и Армия не получила бы, может быть, и четвертой части офицеров, которых ныне она получает; хотя и ныне воспитанники военно-учебных заведений наполняют только Гвардию, Артиллерию, Инженерный корпус и Генеральный Штаб, а собственно в полках армейских они составляют только одну десятую часть.
   Кроме этих административных причин есть еще и причина педагогическая, почему в наших кадетских корпусах уделить много времени для повторения уроков и для самостоятельных занятий воспитанников невозможно.
   Причина эта - недостаток в искусных педагогах.
   В наших военно-учебных заведениях, состоящих из двух сот, четырех сот, шести сот, а недавно еще и из тысячи воспитанников, вовсе не подготовленных к самостоятельному труду воспитанием домашним, свободные от классов часы проводились в праздности и шалостях, сначала невинных, потом предосудительных, а наконец и вредных, как для умственного так и для нравственного образования. - Чтобы отвратить это зло, было бы одно верное средство: поручить воспитанников, вне классов, надзору опытных и просвещенных педагогов, которые могли бы руководить детей при повторении ими уроков, при их чтениях и при других умственных занятиях; могли бы дать им полезный совет и удерживать их (нравственным авторитетом) от дурных наклонностей и шалостей.
   При таких педагогах свободные часы заменили бы с великою пользою уроки классные и были бы во всех отношениях истинным для кадетских корпусов благодеянием.
   Но где взять таких педагогов?
   Педагогия еще во младенчестве не только у нас, но и во всей Европе.
   В военно-учебных заведениях воспитывается слишком 8 т. детей. Предположив, что на 10 или хотя на 15 кадет нужен, по крайней мере, один такой педагог, выходит, что для одного этого ведомства потребно 700 или 800 особых гувернеров, кроме учителей и офицеров фронтовых, из которых весьма немногие на это способны. Цифра недостижимая.
   За недостатком таких педагогов нужно было, по необходимости, сосредоточить учение и повторение преимущественно в классах и назначить менее часов для самостоятельного (по теории, и для безотчетного по практике) труда кадет, и всю программу кадетского дня распределять так, чтобы воспитанник был в беспрерывном отчетистом занятии, - то умственном, то физическом.
   Со всем тем, не смотря на все эти условия, учебный курс наших кадетских корпусов был бы не только обширен, но укладывался бы просторно в данное время, если б были в точности применены к практике общие начала преподавания, выраженные в Высочайше утвержденном 24 декабря 1848 года наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений.
   В этом основном законоположении для учебной части кадетских корпусов указаны, как общие направления преподавания, так и главные руководительные начала по каждой науке в особенности.
   Ко вреду науки и учения не только в России, но даже и везде, преподавание не успело еще сбросить с себя схоластических вериг и не высвободилось еще из средневековой рутины. Мелочные подробности, бесполезные факты, педантические требования профессоров, отымают еще и до сих пор от рационального преподавания чрезвычайно много времени, памяти и труда, в ущерб сведениям, составляющих основу науки.
   Подобное преподавание, может быть и полезное, чтобы приготовить одностронне-ученого, очень вредно в школах, имеющих целью не специальную ученость, а образование общее.
   Ныне главное старание начальства военно-учебных заведений состоит в том, чтобы на основании вышеозначенного Наставления, упрощать самое преподавание и мы, слава Богу, в этом отношении, мало-помалу подвигаемся.
   Пока преобразование это не совершится вполне, пока мы не приучим учителей к более очищенному от схоластики взгляду на преподавание, до тех пор, разумеется, главные препятствия не будут устранены.
   Но если, верные этой цели и неуклонно и настойчиво к ней стремящиеся, мы этого достигнем, то результаты усиленных трудов наших будут изумительно для нас благотворны.
   Итак, проявлялось стремление к упрощению преподавания и к устранению всего схоластического; к желанию установить преподавание на более реальной почве, по предметам общего образования; в равной мере преследовалась и другая цель - дополнить и развить образование специальное военное. <...>
  
  

Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-Сиротского Дома. 1788-1898. / Под ред. генерального штаба генерал-майора А.Н. Петрова. - СП б., 1898

  
   ...
   Общее заключение об юнкерских училищах   29k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 3 шт.
  
   Опыт и проблемы воспитания в юнкерских училищах   96k   "Фрагмент" Политика Иллюстрации/приложения: 7 шт.
  
   Взгляд На Задачи Юнкерских Училищ   19k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Необходимость новой системы юнкерских училищ   27k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  
   Сведения о юнкерских училищах   17k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
   Первоначальное Устройство Юнкерских Школ   46k   "Фрагмент" Политика Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  
   ...
  
   Николая I - военные учебные заведения   154k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 6 шт.
  
   ...
  
   Пора держать ответ!   11k     "Фрагмент" Мемуары
   Война рождает героев и трусов, но не всегда снимает личину с ее вдохновителей. Почему?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010