ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
О времена, о нравы

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Думаю, Цицерона неприятно поразило бы то, что происходило во второй половине 90-х годов прошлого века


А.И. Каменев

  

О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ!

Партия думает ... о взносах!

  
   Мне уже не раз приходилось высказываться по поводу истинных задач любого партийного строительства:
  
   См.:
   Мои университеты. Ч.1   30k  
   Чему нас учили   26k  
   А все-таки она вертится!   23k  
  
   В период политического кризиса, который во второй половине 90-х годов ХХ века охватил СССР, КПСС, казалось бы, должна была бы быть озабочена сложившимся положением дел - ведь она, эта партия, теряла свое лидирующее положение в обществе.
   Отнюдь.
   Партия была озабочена не столько укреплением пошатнувшегося своего положения в обществе, сколько сбором доходов.
   Все заработки коммунистов были поставлены на учет. И горе было тому, кто утаил от партии какой-то источник своих доходов и не выплатил с него положенные 3% партийных взносов.
   *
   Общее представление о деньгах партии могут дать данные о партийном бюджете и партийных расходах в 1987 г.: поступило от членских взносов 1 млрд. 340 млн. 600 тыс. рублей. Эти деньги составляли 81% всех бюджетных расходов. Все партийные расходы за 1987 год составили1 млрд. 657 млн. рублей. За счет партийных средств финансировались: 4.625 райкомов, горкомов, обкомов и республиканских ЦК; 9,2 тыс. кабинетов политпросвещения; 14 высших партийных школы; 134 курсов повышения квалификации; 16 институтов истории партии и 153 партийных активов; 23 домов-музеев Ленина; 529 университетов марксизма-ленинизма; центральные идеологические учреждения и высшие партийные школы при ЦК КПСС.
   Комсомольский бюджет страны бы скромнее: от комсомольских взносов - 333 млн. руб.; от комсомольских предприятий и молодежных центров - 55 млн. руб.; от местных периодических изданий - 4,7 млн. руб.; от деятельности организаций "Спутник" - 3,6 млн. руб.; от издательско-полиграфической деятельности - 72 млн. рублей. Всего- 468, 3 млн. руб.
   *
   Эти колоссальные деньги давали возможность партийным функционерам жить припеваючи, в то время, как рядовые коммунисты, неся последние гроши в партийную кассу, влачили жалкое существование.
   ***
   Мне искренне жаль вспоминать последнее дело на земле моего папы - Ивана Григорьевича Каменева - завещание заплатить партийные взносы с последней пенсии.
   Чувствуя, что подходят его последние дни, он настойчиво просил маму не забыть заплатить партийные взносы
   Мама исполнила его завещание и на следующий день после похорон отца отнесла причитающиеся партии деньги в организацию, в которой он состоял на учете, будучи пенсионером.
   При этом, следует заметить, что во все время, пока он болел, никто из его кружковцев-партийцев не проведал его. А вот партийные взносы требовали от него с завидной систематичностью.
   Куда, интересно, пошли эти деньги? Может быть, влились в капитал партийных чиновников, ставших в одночасье "демократами"?
   ***
   В этом частном эпизоде, как в капле воды, отразилась суть любого партийного строительства.
   Массы рядовых партийцев нужны партийным "боссам", чтобы использовать их как пробивную силу и источник личного обогащения на пути к власти и ко все более роскошному житию...
   А, когда случаются потери рядовых партийцев, "отряд не замечает потери бойца" и идет дальше, принося в жертву алчному "патргеноссе" жизни и души честных и бескорыстных бойцов.
   ***
   Может быть, пора отказаться от партийного кучкования?
   Зачем обогащать тех людей, которые предают здравую идею, предательски бросают на произвол судьбы своих товарищей?
   Зачем вообще размежевываться по партийному признаку?
   Зачем доставлять власть тем, кто тебя этой же властью будет гнобить?
  
   *
  

Строим дом на песке!

  
   Во времена так называемой перестройки, люди, почувствовав возможность говорить о наболевшем и все чаще стали высказываться открыто на страницах печати.
   *
   Наконец-то, хоть и вполголоса, заговорили о негодной практике приема в военные училища.
   Н. Никонов в "Красной звезде" за 30 января 1988 года писал:
  
   "Это "работой" занимались секретарь приемной комиссии и старший помощник начальника учебного отдела, а также начальник отдела кадров и строевого отдела. "Они сопровождали, вели от экзамена к экзамену детей из того ("особого") списка, предупреждая преподавателей быть "поснисходительнее", "учесть", "войти в положение".
  
   *
   У меня давно зрела мысль о том, как покончить с такой практикой. Но мой опыт поступления в ВПА и борьбы в АВОКУ и КВИУИВ показал, что одиночному борцу с порочной системой не справиться.
  
   См.:
   Полосатый рейс   25k  
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k  
  
  
   И даже отдельное военно-учебное заведение не в состоянии решить проблему качественного отбора претендентов на обучение. Во-первых, училище не обладает нужными для того специальными кадрами. Во-вторых, контингент для отбора в регионе не всегда достаточен для того, чтобы держать на высоте планку приема.
   ***
   Отбор молодежи в военно-учебные заведения - это проблема давняя.
   Еще А.Н. Куропаткин после русско-японской войны писал о необходимости "сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи и, затем, настойчиво добиваться, чтобы наиболее энергичные из носителей военного мундира проходили службу именно в рядах армии, развивая свои знания и духовные силы, в непрерывной мысли о том, что армия предназначается для войны".
   *
   Кроме повышения престижа офицерской службы необходимо создать такую систему, которая бы работала на интересы Отечества, а не вопреки им.
   *
   Полагаться на честность и порядочность местных начальников можно и нужно, но только в делах частного, но не государственного масштаба.
   Отбор молодых людей в офицерский корпус - задача государственная.
   Не случайно сам Петр Великий проводил смотры "недорослей" и определял судьбу дворянина. Как лучший член общества, дворянин возвышался над прочими сословиями исключительным правом образования и службы.
   По свидетельству Н. Устрялова, "вообще принято было за правило, что дети благородных фамилий, не прежде приобретают право владеть недвижимой собственностью, как прослужив 7 лет в военной службы, или 10 лет в гражданской".
   Иначе они могли до старости называться "недорослями".
   *
   Петр Великий беспрестанно твердил своим подчиненным, что "государства цветут только образованием, что науки и искусства составляют необходимое условие общественного и частного благоденствия, и что Россия терпела в прежнее время многие бедствия не столько от соседей, сколько от собственного невежества".
   ***
   Применительно к вооруженным силам можно сказать следующее: многое может мешать военному делу, но самая большая помеха развитию военной мощи заключена в несовершенстве и невежестве ее командного состава.
   Если мы хотим построить прочное здание нашей государственной безопасности, то, прежде всего, надо озаботься строительством фундамента этого здания.
   Младшее офицерство - это фундамент, на котором должно покоиться величественное здание современной армии и безопасности государства.
   *
   До сего момента этот "фундамент" формировался из негодного материала.
   В качестве характерного примера приведем данные из статьи в "Учительской газете" от 23 декабря 1989 года В. Постоваловой "Мальчишки метят в офицеры".
   Изучая состав абитуриентов, она обнаружила, что в военные училища идет большое количество ребята из малообеспеченных и неполных семей, круглые сироты, прагматики, которые все заранее рассчитали, ребята, у которых такой выбор: училище или колония. В школьных аттестатах, дипломах профтехучилищ у них "трояки". Многие абитуриенты ни разу не могут подтянуться.
   Со своей стороны, могу подтвердить, что сведения Постоваловой не расходятся с данными моих личных исследований в десятках военно-учебных заведениях.
   ***
   Складывается весьма печальная картина, которая по аналогии напоминает двух библейских строителей. Один построил свой дом на песке, а другой - на камне. Когда началась непогода, дом, построенный на песке, рухнул и, как сказано в Библии, "и было падение его великое". Дом на прочном основании устоял, выдержав испытание.
   ***
   Фактически, своей порочной практикой набора абитуриентов в военно-учебные заведения, мы строим дом на песке. Надо же, отбирая лучших из лучших, строить надежный фундамент. Только в этом случае государство может выдержать любые испытания на прочность и жизнеспособность.
   *
   Возврат к петровской системе личного попечательства со стороны высшей власти над подготовкой государственных людей. Нельзя это серьезное дело вручать ни начальству военно-учебных заведений (как это имеет место сейчас), ни военному министерству, как то может случиться.
   *
   Необходимо вопросы отбора необходимых для государственной службы кадров вручить специальной президентской структуре, которая, наподобие русского Пажеского корпуса готовила был с измальства корпус государственных мужей, впоследствии разделяемый на две ветви - гражданскую и военную.
   *
   Сюда, со всей страны, с учетом пропорций народонаселения страны следует отбирать подростков для подготовки их к государственному и военному управлению. Это должно быть элитарное образование и особого характера воспитание, в котором гражданское и национальное воспитание должны быть особо выделены.
   *

Две командировки в ДВО

  
   В июне 1988 года мне пришлось отбыть в командировку в войска Дальневосточного военного округа. Это была моя вторая поездка в столь далекие края родины.
   *
   Впервые, мне пришлось побывать там, в Благовещенске, в общевойсковом командном училище в составе государственной комиссии при приеме выпускных экзаменов.
   Благовещенское училище было сродни АВОКУ, только размерами меньше и похуже составом преподавателей и курсантов. Оно располагалось на самом берегу Амура и с территории училища хорошо просматривался китайский город Хайхе.
   Поначалу было такое впечатление, что ты все время находишься под прицелом китайских солдат. Во всяком случае, можно с полной уверенностью сказать, что китайцам не стоило никакого труда наблюдать за всем происходящим на нашей территории.
   В свою очередь, с высотной гостиницы Благовещенска был виден не только сам город, но и территория Китая километров на десять вглубь.
   *
   После Даманских событий 2 и 15 марта 1969 года, когда произошёл советско-китайский вооруженный конфликт, в ходе которого китайскими пограничниками были в упор расстреляны начальник погранзаставы Нижне-Михайловка ст. лейтенант Стрельников и семь советских пограничников, а затем в развернувшемся бою за остров Даманский погибли 32 советских пограничника и много китайцев, отношения между СССР и КНР были натянуты.
   Не трудно себе представить эмоциональное и психологическое состояние всех жителей Благовещенска, находящихся на переднем крае возможной агрессии со стороны стол недружественного соседа.
   *
   Знакомство с училищем показало, что оно слабо обеспечено и финансами и ресурсами из-за отдаленности от центра и скудности социальной базы. Кто, к примеру, поедет на край света для того, чтобы поступить в Благовещенское общевойсковое училище? Ясно, что это могут позволить себе лишь те, которые живут в непосредственной близости от этого учебного заведения.
   Собственно, и моя личная статистика показывает следующее: примерно 70% абитуриентов составляют жители города и области, где дислоцируется военное училище. 25% - из ближайших областей. И только 5% - из дальних областей и мест.
   Если учесть тот факт, что в начале 70-х годов прошлого века в Благовещенске было два военных училища - общевойсковое и танковое, то становится понятно, как трудно при ограниченном контингенте отобрать лучших. Да там и не отбирали, а брали почти всех, кто подавал заявление в училище, мало кому отказывая по мотивам психологическим и духовным.
   *
   С педагогами "в глубинке" было тоже не все просто.
   Мало кто из дипломированных военных педагогов добирался до такой глуши. Потому приходилось брать в педагоги всех желающих офицеров. Лишь бы соглашались оставить строй и перейти на учебную работу.
   *
   Мне пришлось так подробно охарактеризовать Благовещенское общевойсковое училище не из-за нахлынувших воспоминаний, а потому, что в ходе ломки всей системы военно-учебных заведений, которую устроили советские власти, уцелели не лучшие, а посредственные учреждения по подготовке офицерских кадров.
   Так, в числе трех уцелевших общевойсковых училищ, оказалось и Благовещенское. Московское и Новосибирское - еще два оставшиеся общевойсковые училища.
   *
   Но вернемся все же ко второй моей поездке на Дальний Восток, в Хабаровск и близкие к нему гарнизоны.
   По поручению ГлавПУРа мне предстояло прочитать ряд лекций по психолого-педагогическим проблемам перед офицерским составом частей округа, в то числе в одной из спецчастей.
   В силу известных причин мне не следует рассказывать о том, чем занимается эта часть. И лишь один аспект все же хочется подчеркнуть.
   Часть эта была учебная и в ней все было подчинено процессу подготовки личного состава. Обучаемые занимались только тем, что им предстояло в скором времени делать. Они не несли никаких караулов, дежурств, не красили заборов, не занимались уборкой территории. Для всего этого был батальон обслуживания, который состоял из солдат. Это они несли караульную службу, стояли у тумбочки в казарме, наводили порядок в столовой и на территории части. Это была обслуга.
   Другие тоже были солдатами. Но они не занимались рутиной солдатских будней, а предметно осваивали будущую специальность. В противовес поговорке, что "один солдат в поле не воин", каждый из них после окончания спецучебки мог сказать обратное: "И один солдат в поле может стоить дивизии".
   *
   Виденное мною в этом учебном подразделении никак не стыковалось с практикой подготовки тогдашних курсантов. В военных училищах время обучения не берегли (впрочем, надо сказать - не берегут и сейчас!).
  
   См.:
   Училище - не полк, а курсант- не солдат... Ч.5  28k  
   Учить воевать, а не подметать   21k   "Фрагмент" Мемуары
  
   Что говорить, если всегда осторожные в цифрах и оценках работники ГУВУЗа вынуждены констатировать, что потери учебного времени составляли в 1997 году до 25% (Армейский сборник, 1997, N1). В целом же потери учебного времени доходили до 40%.
   Если к этому приплюсовать напрасно читаемые курсы и плохо проводимые занятия, то мы увидим, что бесцельно в военно-учебных заведениях теряется более 50% всего полезного времени.
   *
   На фоне грядущих политических событий, военно-учебные могут показаться мелкими и малозначимыми. Но это далеко не так.
   Военный фактор всегда был значимым в политике. Чем сложнее была обстановка, тем полнее и глубже политика вторгалась в военное дело, прямо или косвенно затрагивая военнослужащих, прежде всего, офицеров.
   ***
   Безусловно, это не все наши огрехи в военно-учебном строительстве...
  
   Продолжение следует.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Справка:
   Советское правительство во главе с Горбачевым в результате соглашения между СССР и КНР о советско-китайской границе от 19 мая 1991 г. передало о-в Даманский Китаю. Этим самым, на мой взгляд, была оскорблена память тех советских пограничников, которые в 1969 году положили свои жизни за этот остров. А по октябрьским сообщениям 2008 г. мы еще больше втянули вглубь страны границу, освобождая китайцам жизненное пространство, а может быть и сами, готовя плацдарм для последующих отторжений нашей территории.
   Протянув руку в пасть льва, не рискуем ли мы не только рукой, но и головой?
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010