ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Учить воевать, а не подметать

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя казахская эпопея, часть шестая


Моя казахская эпопея, часть шестая


А.И. Каменев

УЧИТЬ ВОЕВАТЬ, А НЕ ПОДМЕТАТЬ...

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   Училище - не полк...   28k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть пятая.
   Бои местного значения   39k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четвертая
   Военная педагогия   41k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть третья
   В кадрах-то согрешили   76k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть вторая.
   Моя казахская эпопея   35k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Капитан сверхсрочной службы   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Наука требует жертв
   Время решать   43k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть седьмая.
   Без руля и без ветрил?   34k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть шестая
   Легко в учении - тяжело в бою   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть пятая.
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
          О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
          Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
          Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
          О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
          Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
          Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
          Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
          Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
          Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
             О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
             А Ларчик просто открывался.
    Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
             Голь на выдумки хитра
    Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
             Мой гарнизон - моя крепость?
    В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
             Риск - благородное дело
    В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
             Практические заметки из служебного опыта
    Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
             О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
    ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
             Начало пути вечного узника
  
  

Второй взвод седьмой роты

  
   С первого года службы в АВОКУ стало ясно, что без детального изучения курсантов не обойтись.
   В то же время выяснилось, что сделать это не так-то просто.
   *
   К примеру, в 1981-82 учебном году мне пришлось работать с курсантами 7-ой и 8-ой роты 4-го батальона АВОКУ. В обеих ротах насчитывалось 259 человек. Обе роты имели по пять курсантских взводов и на практическое (семинарское) занятие приходило от 22 до 29 курсантов.
   Курсанты отличались друг от друга по социальному составу, национальности, воспитанию, характеру занятий до поступления в военное училище.
   Так, второй взвод седьмой роты, которой руководил старший лейтенант В.В. Плачковский, имела 23 человека. Среди них было 3 суворовца, 2 солдата срочной службы, но большинство (18 человек) поступили в военное училище со школьной скамьи.
   Подавляющее большинство (21 человек) были из среды интеллигенции, правда, весьма разношерстной (здесь преобладали учителя, инженеры, начальники среднего уровня и т.д.). Из рабочей семьи был один курсант. Крестьянство представлял также один человек.
   По национальности: русских было подавляющее большинство (15 человек), из таджиков и узбеков по одному, и из татар были двое.
   В этом взводе без отца воспитывалось 5 курсантов.
   Из первоначальной характеристики, которую дал командир взвода Плачковский, курсанты характеризовались так:
   Марат Мухтаров: трудолюбив, правдив, настойчив; однако, несколько застенчив, мало общителен...
   Андрей Бояров: хорошо физически развит, общителен, может отстоять свою точку зрения, любознателен; однако, требует постоянного контроля...
   Владимир Юрьев: честный, исполнительный, трудолюбивый, волевой; но способности к учебе слабые, а потому, замкнут, малоразговорчив...
   Михаил Злобин: настойчивый, целеустремленный, волевой, физически развитый, честный, пользуется авторитетом у курсантов, хорошо учится, требователен к себе и другим (он являлся заместителем командира взвода)...
   Аркадий Лушников: трудолюбивый и волевой, но много времени отдает спорту и упускает из виду учебу; самолюбив, вспыльчив, обидчив...
   Андрей Шахворостов: трудолюбивый, честный, целеустремленный курсант, легко сходится с другими, добросовестно учится; иногда нетерпелив...
  

Герой Советского Союза лейтенант Андрей Шахворостов

  
   У меня, к счастью, сохранился педагогический дневник, который я вел в 1981-82 учебном году, работая с курсантами второго курса АВОКУ.
   В этом документе сохранились все сведения о тех 259 курсантов, с которыми я вел занятия по военной психологии и военной педагогике.
   Как часто бывает, среди общей массы обучаемых выделяются люди, которые на себя сразу обращают внимание.
   Таким был и курсант Андрей Шахворостов.
   Родился он 23 сентября 1963 года в Алма-Ате в рабочей семье.
   Не думаю, что выбор военного училища был обусловлен семейной традицией. Но совершенно точно могу сказать, что, сделав, видимо, не совсем осознанно этот шаг, Андрей с самого начала учебы стал убеждаться в том, что пошел по правильному пути.
   Учился по моему предмету он прекрасно. Психологию и педагогику любил. К выполнению индивидуальных заданий, которые я широко практиковал, относился добросовестно.
   Только первая оценка его по моему предмету была хорошей, затем следовали только отличные оценки. 18 января 1982 года я записал в своем педагогическом дневнике: "Шахворостов. Прекрасно сделал доклад на семинаре по психологии. Много использовал дополнительной литературы. Молодец! Умный и толковый курсант".
   На итоговом зачете, который состоялся 8 июня 1982 г. он также был в числе трех курсантов, которые получили отличные оценки по моему предмету.
   *
   Надо сказать, оценки я выставлял строго.
   На прошлые "заслуги" не смотрел, на поводу ни у кого не шел.
   Но и не привередничал, не мелочился, а, наоборот, пытался "подтянуть" курсанта до уровня более высокой оценки, если чувствовал к тому его (курсанта) потенциал.
   Так, в этом взводе только трое получили отличные оценки, семеро - хорошие, 11 человек - удовлетворительные, а двое - неудовлетворительные (чуть позже Юрьев и Глушков, которые получили двойки, исправили их на удовлетворительные оценки).
   Другими словами, по всем моим строгим параметрам Андрей Шахворостов достиг того уровня овладения психолого-педагогическими знаниями, которые свидетельствовал о том, что он не только знает, но и понимает суть психолого-педагогических явлений, умеет правильно оценивать реальные жизненные ситуации и находить адекватные им психолого-педагогические решения и при дальнейшей самостоятельной работе вполне сможет в служебной обстановке применить эти знания на практике.
   *
   Спустя полтора года после окончания АВОКУ, 14 декабря 1985 года, лейтенант Андрей Евгеньевич Шахворостов, заместитель командира мотострелковой роты 682-го мотострелкового полка 108-й Невельской Краснознамённой мотострелковой дивизии, ведя бой, пал смертью храбрых. За мужество и героизм он был награжден высшей наградой Родины...

Не "благодаря", а "вопреки"...

  
   Сколько молодых офицеров, наших выпускников, пало тогда в боях, не проявив должной боевой выучки, видимо, мало кто знает.
   Военно-учебное заведение как бы не несет ответственности за это.
   Это неправильно!
   *
   С горечью следует признать тот факт, что спустя два года после начала Афганской войны мы, преподаватели АВОКУ, не смогли перестроить свои учебные курсы на потребу боя, войны особенной, где противником был коварный и хитрый противник, который, в свою очередь, тонко подмечал наши слабости и недоработки, особенности нашего воспитания и мировоззрения и уже наносил нашим войскам ощутимые удары.
   *
   Мы продолжали учить и воспитывать курсантов, готовя их исполнять служебные обязанности мирного времени.
   *
   Преподаватели наши, правда, уже начали выезжать в командировки в Афганистан. Но, что мог привести из такой командировки обычный преподаватель, не обладающий зорким взглядом, пытливым умом.
   Они привозили с собой впечатления от виденного и слышанного.
   Это не была серьезная аналитическая работа, имеющая целью усмотреть коренные недоработки в воспитании и обучении наших курсантов.
   *
   Генеральный штаб, как всегда, работал на себя: он, если и имел достойную информацию, то не делился ею с заинтересованными учреждениями, в том числе военно-учебными заведениями.
   Вся информация засекречивалась, оседала в сейфах и не подвергалась изучению, анализу и не вела к выработке полезных практических рекомендаций.
   Единственно, что было сделано в то время - введена была горная подготовка курсантов.
   Курсанты учились альпинизму, тренировались в условиях горной местности, тренируя выносливость.
   В какой-то мере, развивались тактические умения в условиях горной местности: имитировались ограниченные боевые действия.
   В то же время, противник был безликий, не имел своего лица, своего характера, особой тактики. А о военных хитростях противника речи почти не шло.
   *
   Сведения о действиях советских войск мы получали довольно скудные, да и то по линии политического управления округа.
   Там же, естественно, писали лишь о подвигах наших солдат и офицеров, что, само по себе, важно и необходимо.
   Но война - это не только успехи и победы, не только герои, но и неудачи, а то и поражения.
   Противник на войне не так уж глуп, как его порой представляют.
   Да и солдат наш, вкупе с офицером, не сразу становятся бойцами, а, став бойцами и начав успешно воевать, нередко впадают в большую ошибку, думая, что и впредь их ждут только удачи и победы.
   Противник всегда находит в себе силы оправиться от неудач.
   Он активно ищет пути к победе.
   Он пользуется любой нашей оплошностью, потерей бдительности и т.п.
   *
   К тому времени, о котором я рассказываю, среди выпускников нашего училища появился первый Герой Советского Союза старший лейтенант Наби Акрамов, который закончил училище в 1980 году, который за свои подвиги был отмечен высокой правительственной наградой в июне 1982 года.
   Конечно, это был пример для подражания.
   Сам Герой, будучи в училище, рассказывал о войне, несколько идеализируя наши войска и принижая коварство и изощренность противника.
   Да и преподаватели, не имея другого материала о войне, больше обращали внимание на подвиги и героические действия наших войск, тем самым формируя однобокое представление о войне и воспитывая у курсантов желание отличиться в ходе боевых действий и заслужить высшую награду Родины.
   *
   Мы, преподаватели, пожалуй, забыли о том, что, наряду с отвагой, смелостью и решительностью, надо еще формировать такое качество, как осмотрительность, осторожность, которые, безусловно, не имеют ничего общего с боязнью, а тем более с трусостью, но которые, как лекарство, лечат от зазнайства, бесшабашности, ненужной бравады и т.д.
   ***
   Вообще-то, готовить будущих офицеров без ориентации на возможного противника очень глупо.
   Мир устроен так, что в нем постоянно идет борьба, которая периодически выливается в войны и военные конфликты.
   Как факт надо признать и то, что в силу исторической традиции между отдельными государствами имеет место противоборство. На протяжении многих веков эти государства ведут борьбу друг с другом.
   Эта борьба имеет разные формы - от прямого вооруженного противостояния до состояния глухой и длительной вражды. Периодически в конфликт между этими государствами вмешиваются третьи страны, а иногда эти третьи страны самостоятельно ведут враждебные действия против одной из сторон по наущению другой стороны.
   Это - стратегический, исторический противник.
   Он, более или менее ясен и понятен.
   Зачастую предсказуем и потому должен быть всегда в поле зрения политиков и военных.
   *
   Но есть скрытные, неожиданные государства-недруги, которые, впрочем, появляются не вдруг и вполне могут быть идентифицированы как потенциальные противники.
   На то, ведь, существует дипломатия и военная разведка, чтобы отслеживать враждебные намерения других государств.
   *
   Беда наша, однако, в том, что дипломатия и военная разведка совершенно не стыкуются с подготовкой офицерских кадров и не дают им нужной ориентировки в отношении тех государств и народов, с которыми вскоре предстоит воевать.
   Ошибки в этой области только в ХХ веке дорого обошлись нашей Отчизне.
   Не буду повторять того, что было сказано об этом после русско-японской, 1-ой и 2-ой мировой войн.
   Афганская война явилась продолжением той же политики ошибок в отношении противника.
   ***
   Наши выпускники, к сожалению, узнавали противника, его стратегию и тактику, уловки и ухищрения уже на войне.
   А делать надо это было еще в военном училище и военной академии.
   Героями офицеры становились не благодаря той подготовке, которую дало военное училище, а в силу других обстоятельств - личного мужества и отваги, умения своим умом дойти до понимания тонкостей боя и в бою переиграть противника, который лучше знал психологию и тактику наших войск, чем ее знали наши выпускники.
   *
   Учить в военно-учебном заведении надо тому, что необходимо для боя и для победы в бою.
   Печально сознавать, но это требование науки побеждать мы до сих пор не усвоили...
   Зато многие курсанты научились наводить порядок и овладели искусством подметания дорожек в родном училище.
   *
   Продолжение следует...
  

Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023