ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Академия - не богадельня, а чистилище

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои университеты, часть четвертая.


МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

  

А.И. Каменев

АКАДЕМИЯ НЕ БОГОДЕЛЬНЯ, А ЧИСТИЛИЩЕ

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
               О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
            Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
         Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
               Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
         Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
               О чистой совести и чувстве исполненного долга
         Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
                  Проблема вторая - молодые офицеры
         Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
                  Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
         У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
                     Дружба - это наука и искусство
         Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
                     Пора трезветь, господа!
         Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
                     Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
         Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
                     Лучше меньше, да лучше.
         Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
                     Интересные наблюдения и необычное умозаключение
         Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
         ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
                     О педантизме, мелочности и палке капрала
         Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
                     А Ларчик просто открывался.
         Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
                     Голь на выдумки хитра
         Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
                     Мой гарнизон - моя крепость?
         В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
                     Риск - благородное дело
         В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
                     Практические заметки из служебного опыта
         Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
                     О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
         ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
                     Начало пути вечного узника
  
   Мое обучение в академии показало, что государство понапрасну тратит большие средства на то, чтобы содержать четыре года в стенах академии тех, кто по способностям своим не может двигаться дальше минимальной отметки в образовании, а также тех, кто не хочет учиться в полную меру своих способностей и возможностей.
   Получив диплом об окончании академии, такие люди наносят лишь вред престижу высшего образования и боеспособности вооруженных сил.
   Высшее военное образование - это удел одаренных и способных личностей, готовых все силы и способности приложить к тому, чтобы достигнуть максимума того, на что каждый человек способен.
   Государство не может тратить большие средства для содержания в стенах военной академии людей неспособных, имеющих низкий предел интеллектуальных, волевых, духовных и психологических возможностей.
   Оно также не может оплачивать праздную жизнь офицеров-бездельников, которые предпочитают больше отдыхать и развлекаться, нежели учиться.
   *
   Настало время кардинально решить вопрос о высшем военно-академическом образовании.
   Но для начала надо осознать некоторые факты.
   ***
   То, что все мы разные - факт неоспоримый.
   Мы отличаемся друг от друга полом, возрастом, национальностью, физической конструкцией, внешним видом, здоровьем и т.д.
   Но, даже, будучи одного пола, возраста, национальности, мы, тем не менее, разнимся друг от друга своими задатками, способностями, интеллектом, интересами, потребностями, мотивацией, уровнем достигнутого.
   Самое же главное и существенное отличие состоит в том, что каждый из нас имеет свои уникальные способности и возможности: интеллектуальные, духовные, физические и прочие.
   Кому не ясно то, что внешне одинаковые и ничем не отличающиеся друг от друга люди, при попытке поднять тяжесть, могут взять только тот вес, который позволяет им поднять от земли их физические способности?
   Даже при наличии сильной воли и горячего желания поднять вес, не соответствующий возможностям данного человека, он не справится с весом, который ему не по силам.
   *
   Раз это так, то важно знать, на что данный человек способен и что ему по силам.
   Способности же его самые разнообразные: не только физические, но и духовные, психологические, интеллектуальные и прочие.
   Следовательно, каждый из нас обладает своей мерой возможностей.
   Возможности, в свою очередь, зависят от предпосылок (природных задатков, к примеру), степени развития способностей и достигнутого уровня, а также от того запаса прочности (резерва), которым данный человек располагает.
   Когда говорят, что данный человек "превзошел самого себя", то всего лишь констатируют этим, что в данном случае он сделал нечто, чего еще до этого не совершал.
   Но превзойти то, что тебе дано, невозможно.
   Липа никогда не станет дубом, как бы они ни была сильна и совершенна.
   Это дерево может быть превосходным только в пределах тех природных данных, которыми располагает данный тип растений.
   Человек не в состоянии развить и усовершенствовать в себе то, что ему генетически и физически не дано.
   *
   В данном случае речь идет не о политических и социальных теориях, которые пытаются обосновать превосходство одной расы над другой, или же одного класса над всеми остальными.
   Это - социальный бред и политическое вранье.
   Так же, как в природе, все народы уникальны и среди них нет ни одного, который мог бы претендовать на особую исключительность.
   Нет и класса или какой-либо социальной группы, которая бы могла быть эталоном и недосягаемым образцом для других слоев населения.
   Есть конкретные политические и социальные условия, при которых одна группа населения получает доступ к образованию и воспитанию и тем самым начинает возвышаться среди прочих.
   Но, создайте подобные условия для всех остальных групп населения, и вы увидите, сколь много талантов и даже гениев находится в сред простого народа. Великий М.В. Ломоносов - яркое тому свидетельство.
   *
   Следовательно, среди различных слоев населения находятся и таланты и люди, которые обделены способностями и ограничены в задатках.
   ***
   Среди поступающих в военную академию различие в качествах и способностях, естественно, есть.
   Оно никогда и никуда не исчезнет.
   Помимо того, что дано природой человеку в отличие его от других людей, он сам, к моменту поступления в военную академию (25-27 лет) сумел внести в свой потенциал нечто такое, что дается с годами, а именно:
  
   -опыт (жизненный и служебный);
   - свое восприятие мира и себя в нем;
   - жизненные установки на известную перспективу.
  
   Этим самым слушатель военной академии сильно отличается от курсанта военного училища.
   *
   Если курсант военного училища - всего лишь новичок в военном деле, то слушатель военной академии - профессионал, со сложившимися убеждениями, навыками, характером и способностями.
   То, что простительно курсанту, недопустимо для слушателя.
   Если тот может "школярить" и без должного рвения относиться к учебе, то недостаток ответственного отношения слушателя к постижению военного дела - это тревожный симптом, говорящий о том, что такой человек вряд ли должен продолжать обучение в военной академии.
   В чем тут дело?
   Дело состоит в том, что, если у слушателя нет потребности серьезно осваивать военное дело, то его надо безоговорочно причислить к разряду неперспективных офицеров и отчислить из военно-учебного заведения, которое готовит старший и высший командный состав для вооруженных сил.
   Такое явление возможно в двух случаях: во-первых, если человек глуп и не понимает необходимости постоянного развития и роста; во-вторых, если он ленив и не хочет трудиться с полной отдачей.
   Такие люди - всегда балласт, а обладатели диплома об окончании академии - негодные военные руководители полков и дивизий.
   *
   Есть еще одно непростительное для военной академии явление - обучение в ее стенах лиц, не показавших должных способностей на каждом из этапов обучения.
   Суть данного явления заключается в том, что поступивший в военную академию офицер, почти никогда не отчисляется из этого учреждения за недостатком способностей. Вот почему среди слушателей бытует оптимистическая поговорка: "Если получил пропуск в академию, то непременно получишь и диплом".
   *
   Практика порочная и вредная.
   Офицер, поступивший в военную академию, должен развиваться до такой степени, пока ему позволяют его индивидуальные возможности.
   Как только развитие способностей останавливается или же достигает предела возможного, то дальнейшее пребывание такого человека в академии нежелательно.
   Он должен покидать стены академии и идти в войска, в соответствии с достигнутой степенью профессионального развития.
   Кому-то это может показаться жестоким и негуманным.
   На самом деле это не так.
   Гуманизм как раз в том и заключается, что человек, достигнув потолка своих возможностей, вступает в режим наибольшего благоприятствования, а, превысив достаточную для него норму, входит в режим самоуничтожения, работы на износ.
   *
   Военная академия не может быть благотворительной организацией и в силу абстрактного гуманизма держать под своим крылом людей, которые не в состоянии самостоятельно подняться на новую ступень профессионального развития.
   *
   Военная академия должна стать чистилищем, в котором, как бы, сквозь сито просеиваются люди, каждый раз задерживаясь на том уровне, который способен на данный момент преодолеть.
   Для наглядности, представим себе гранильную мастерскую, в которой первоначально устанавливают ряд сит, с разными по величине ячейками.
   Подмастерье, отобрав породу, бросает ее в сито с самыми крупными ячейками.
   Самые крупные куски породы остаются на верхнем сите, те, что помельче - задерживаются на среднем, а самые мелкие, мало на что способные осколки породы пролетают до самого низа приемника руды.
   Крупные куски мастер отбирает для самой важной и ответственной работы, средние использует для того, чтобы заполнить ими промежутки, расположенные в разных местах, а мелочь применяется там, где важно не качество, а количество...
   Крупный алмаз, безусловно, ценнее алмазов мелких, но ведь и мелкие алмазы ценнее алмазной крошки...
   Но все это алмазное изобилие нужно в деле и каждому есть свое место...
   *
   Подобная точка зрения нисколько не умаляет ценности каждого офицера, а лишь констатирует тот факт, что не каждому дана объективная возможность достичь высоких степеней по службе и стать выдающейся Личностью.
  
   ***
   Известно, что все люди по степени развития, задатков и способностей подразделяются на пять основных категорий:
  
      -- Группа лиц, способных лишь на решение исполнительских задач (от рутинных до более или менее сложных);
      -- Лица, которые способны вносить элемент новизны и творчества в решение функциональных задач;
      -- Личности, способные самостоятельно определять характер и направление своей деятельности, осваивать новые функции и решать задачи, которые до сих пор не были решены;
      -- Талантливые люди, т.е. Личности, добившиеся выдающихся результатов в своей деятельности и стоящие в ряду немногих людей, которым доступно то, что недоступно для других;
      -- Гении, т.е. сверхталантливые и чрезвычайно одаренные Личности, способные к серьезным открытиям в научной и практической деятельности.
  
   Сравнительная статистика показывает, что в человеческом обществе преобладают люди первой и второй группы; людей третьей группы значительно меньше, а талантливых - не так уж много. Гении же встречаются очень редко.
   *
   В силу того обстоятельства, что в военные академии, по разным причинам, попадают лица всех пяти названных групп, возникает настоятельная необходимость дифференцировать процесс подготовки слушателей.
   *
   Русская военная Академия Генштаба обладала таким инструментом дифференциации.
   Во-первых, на пути лиц неспособных стоял барьер в виде 30-ти приемных экзаменов, которые надо было сдать и набрать достаточное число проходных баллов.
   Представляемые к поступлению в Академию должны были выдержать строгое испытание в следующих предметах: а)в языках: русском, французском или немецком; б)из математики - в арифметике, алгебре до уравнений 2-ой степени, планиметрии, стереометрии, прямолинейной тригонометрии; в)из военных наук - в начальных основаниях артиллерии, фортификации полевой и долговременной; г)в учениях - батальонном, стрелковом, эскадронном и линейном, в рассыпном строю и форпостной службе; д)в истории - всеобщей до ХVI столетия в ее главных эпохах, в особенности относительно России; подробной новейших времен, в особенности европейских государств; е)в географии - всеобщей и в особенности России и соседних с нею держав. Сверх того требовалось ясное понятие о ситуационных планах и топографических картах.
   Во-вторых, поступление на первый курс академии не гарантировало того, что офицер безмятежно проведет в ее стенах два года: за неспособность к дальнейшему учению он мог быть отчислен в любой период обучения. Это заставляло офицеров учиться добросовестно и в меру собственных возможностей.
   В-третьих, даже окончившие АГШ офицеры не все причислялись к корпусу офицеров генштаба. Этой чести удостаивались лишь те, кто во время обучения в академии проявил способности, необходимые для работы в Генштабе.
   Но и это было еще не все.
   Выпускники академии, причисленные к корпусу офицеров ГШ, направлялись для практики в войска, затем - в научную или заграничную командировку, потом - в военно-учебное или научное учреждение, где они не только осмысливали собственный опыт и достигнутое, но и передавали полученные знания кадетам, юнкерам и слушателям военных академий.
   Лишь после прохождения данных инстанций (войска, наука, преподавание), они назначались на низшую должность в Генштабе.
   Но через год-другой каждому из них вновь приходилось идти в войска, правда на более высокую, чем прежде, должность, заниматься наукой и вести обучение в военно-учебном заведении.
   Лишь после этого они вновь возвращались в Генштаб, занимая уже должность работника среднего ранга.
   *
   В зависимости от личных способностей, каждый оканчивал свою службу, достигнув предела, который был ему уготован собственными дарованиями, успехами и прилежанием.
   *
   Благодатный и полезный опыт.
   Опираясь на него, надо было бы перестать в военных академиях "строить" и "ранжировать" слушателей.
   В строю и за спинами достойных, как правило, прячутся бездари и лентяи.
   Зачем их тянуть в учебу, если они этого не хотят или не могут справиться с учебной программой, которая должна усложняться от семестра к семестру.
   Неспособные к дальнейшему обучению должны отсеиваться каждый семестр.
   Лентяи - тогда, когда проявят стойкое нежелание далее развиваться и совершенствоваться.
   Пусть к концу обучения в военной академии останется всего 20-25% от прежнего состава.
   Но ведь это будут, действительно, военные "академики", т.е. люди, соответствующие этому званию и достойные занимать высшие посты в вооруженных силах.
   *
   Ведь не у каждого недостойного хватил мужества, коим обладал В.И. Чапаев, который в 1919 году был направлен для обучения в военную академию РККА.
   Правда, не амбициозность Чапаева (она была у него высока), а конфликт со старой профессурой, привел к отчислению его из академии.
   Тем не менее, факт говорит в пользу Василия Ивановича, который не спрятал до поры до времени свои амбиции, а в полный голос заявил о них, прекратив обучение в военно-учебном заведении.
   *
   Мне же приходилось видеть иное: и бездарей, которые изо всех сил пытались овладеть несложной программой, и хитрецов, которые учились кое-как...
   *
   Нет, в таком важном вопросе, как высшее военное образование, ставка на то, что стены военной академии по своей воле покинут те, которые не могут или не хотят учиться, неверна и ошибочна.
   Нужна система, которая без жалости и снисхождения к чему бы то ни было (прошлым заслугам, извинительным обстоятельствам и т.п.) каждый раз выставляла бы за стены академии тех лиц, которые исчерпали предел своих возможностей и показали неспособность к дальнейшему обучению...
   Военная академия должна стать ЧИСТИЛИЩЕМ.
   Тогда из ее стен, получив известную степень образования, будут выходить и прекрасные исполнители, и творческие и полные перспектив командиры и начальники.
   *
   Это и есть справедливость.
   Это и есть государственный подход.
   *
   Но есть ли к тому политическая воля?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012