ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Чему нас учили

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои университеты, часть вторая


А.И. Каменев

Мои университеты. Ч.2

ЧЕМУ НАС УЧИЛИ

  
  
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
   Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
         О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
         Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
         О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
            Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
            Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
               Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
               Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
               Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
               Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
               Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
               Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
               О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
               А Ларчик просто открывался.
   Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
               Голь на выдумки хитра
   Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
               Мой гарнизон - моя крепость?
   В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
               Риск - благородное дело
   В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
               Практические заметки из служебного опыта
   Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
               О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
   ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
               Начало пути вечного узника
  
  
  
  
  
  
   Учебная программа ВПА, рассчитанная на 4-х летний период обучения, включала 22 учебные дисциплины, сгруппированные в несколько блоков:
  
  -- политический (история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия и военная экономика, научный коммунизм, история СССР, история международного рабочего и коммунистического движения, международные отношения и внешняя политика СССР, партийно-политическая работа в советских вооруженных силах),
  -- психолого-педагогический (военная психология и военная педагогика),
  -- общевоинский (военная администрация, общевоинские уставы и организация службы войск),
  -- военно-технический (история военного искусства, оперативно-тактическая подготовка, боевое применение ракетных войск и артиллерии сухопутных войск, оружие массового поражения и защита от него, боевая техника, вождение и стрельба из боевых машин, связь и радиоэлектронное противодействие противнику),
  -- общеобразовательный (высшая математика, физика, иностранный язык) и
  -- физическая подготовка.
  
   Это программой предполагалось написание двух курсовых работ, прохождение двух войсковых стажировок (месячная - после 2-го курса и полуторамесячная - после 3-го) и сдача трех государственных экзаменов (по научному коммунизму, партийно-политической работе и оперативно-тактической подготовке).
   Как видно из программы обучения, основной упор делался на политическую и военно-техническую подготовку слушателей. Солидное число часов отводилось на физическую подготовку.
   Психолого-педагогическая подготовка, которая должна была занимать солидное место в подготовке офицеров-политработников, занимала ничтожно малое место в учебной программе - по моим подсчетам - всего немногим более 1% от учебного плана.
   Высшая математика и физика изучались всего один семестр и особой роли в подготовке слушателей не играли.
   Иностранный язык изучался в течение 2-х первых лет обучения, но серьезной языковой подготовки не предполагал. Тому не было ни кадровых, ни временных, ни иных предпосылок. Этот предмет более обременял слушателей, но не побуждал к серьезной работе над ним. Преподаватели этого предмета, сами не имея должной подготовки, не могли пробудить у слушателей тягу к знанию своего предмета. Слушатели же, не имея ежедневно достаточного времени для языковой подготовки, кое-как успевали запомнить несколько новых слов к очередному занятию и с трудом "складывали" их в неуклюжие предложения...
   В общем, это была мука и напрасно потраченное время.
   *
   О физической подготовке слушателей следует сказать особо.
   Это была не физическая подготовка, а физическое издевательство над неподготовленным к физическим нагрузкам организму.
   Началось с того, что буквально на первом занятии нас "запустили" на 10 км.
   Бегали мы в районе стадиона "Лужники", вдоль русла реки "Москва", наматывая на непослушные ноги упрямые километры.
   *
   Кто-то, читая эти строки, может заявить: офицер должен быть всегда в должной физической форме.
   Все это, вроде бы, и так.
   Да, вот есть не одно "НО", которое следовало бы принять в расчет.
   В войсках требовали быть всегда готовым к сдаче так называемых норм ВСК - военно-спортивного комплекса, основу которого составляет бег и кроссы, а также силовые упражнения - отжимание, подтягивание на перекладине, подъем переворотом и т.п.
   Предполагается, что исполнение норма ВСК позволяет укрепить общую выносливость организма.
   Общий порядок физических занятий требует: во-первых, предварительное медицинское обследование лиц перед занятиями физическими упражнениями и спортом; во-вторых, постепенность физических нагрузок; в- третьих, медицинский контроль за ходом физической подготовки слушателей.
   А требования гигиены требуют наличие душевых кабин для того, чтобы занимающийся спортом, мог смыть с себя пот и грязь после занятия физической подготовкой.
   Есть и еще одно важное обстоятельство: офицер должен иметь время, возможность и место заниматься физподготовкой.
   Ничего этого в войсках не было.
   Проводились лишь соревнования по сдаче норм ВСК.
   Мог ли при таких условиях офицер поддерживать себя в нужной физической форме?
   Конечно, нет.
   *
   Не надо быть крупным специалистом в области физической подготовки офицерского состава, чтобы уяснить следующее:
   - во-первых, не только одна физическая выносливость в военном деле играет существенную роль; не малое значение имеет развитие ловкости, силы и качеств, необходимых для рукопашного боя;
   - во-вторых, система ВСК ущербна и однобока, а потому, наряду с кроссо-беговой подготовкой необходимо вводить в физическую подготовку офицеров игровые и военно-прикладные виды спорта;
   - в-третьих, особо следует уделить внимание подготовке офицера как бойца рукопашного боя, взяв за основу традиции и технику русского рукопашного боя.
   Последнее направление в физической подготовке офицеров имеет двоякое значение, так как, с одной стороны, делает его лично способным к самообороне, повышает его дух и укрепляет волю, а, с другой стороны, воспитывает его как учителя и наставника подчиненных, которые смогут в боевой обстановке применить навыки рукопашного боя.
   Так, к примеру, поступал А.В. Суворов, который учил своих подчиненных вести рукопашный бой. Его знаменитое выражение: "пуля - дура, штык - молодец", вовсе не пренебрежение к огнестрельному оружию, а понимание того, что в бою победа приходится на долю того, кто отважен в рукопашной схватке.
   Вот почему в итальянской кампании на одного убитого русского солдата пришлось 75 убитых солдат противника.
   *
   В нашей же военной академии русским опытом физической подготовки и закалки офицеров пренебрегали.
   Почему?
   Не знали? - Возможно, что и так.
   Не хотели себя утруждать? - И это вполне возможно.
   Однако, зададим себе вопрос: Для кого и для чего работают в военно-учебном заведении кафедры, подразделения, службы?
   Создается впечатление, что они работают на себя и для своего блага, но вовсе не для благополучия и пользы тех, на кого они должны были бы работать.
   Ведь проще всего, включив секундомер, запустить бегунов на известное расстояние и затем зафиксировать полученный результат.
   Труднее найти правильное сочетание физических нагрузок, определить формы и методы занятий, подготовить необходимое оборудование и спортивные площадки для занятий игровыми и прикладными видами спорта.
   *
   Учитывая развитие пейнтбола, можно (и нужно!) использовать его возможности для развития ловкости, психологической устойчивости, тактической грамотности офицеров.
   Но более всего пользы принесло бы включение в структуру подготовки офицеров занятие охотой, но не в плане отстрела животных и дичи, а в смысле развития умения ориентироваться в незнакомой местности, выслеживать добычу, выживать в сложных погодных условиях, преодолевать естественные преграды и т.д.
   Вот это была бы, действительно, нужная, увлекательная и достойная физическая подготовка офицеров.
   Присовокупить бы сюда умный курс закаливания, основанный на русских традициях, и цены не было бы тому, кто пройдет эту подготовку от начала и до конца.
   *
   Наши же педагоги по физической подготовке выжимали из нас пот, тренировали ноги ... и день за днем вызывали отвращение к "лошадиным" видам спорта.
   Ведь не случайно, впоследствии, многие перестали даже делать физическую зарядку, не говоря уже об утренней пробежке.
   Долгие годы в нашем сознании стояли неприглядные картины измученных бегом людей, которые долго не могли отдышаться от непомерных физических нагрузок.
   ***
   Однако, перейдем к предмету нашей основной подготовки - политической учебе, в самом широком смысле этого слова.
   Впрочем, сказано не верно: у нас была не политическая учеба, а партийное натаскивание.
   Все предметы указанного ранее цикла всецело основывались на ленинском идейно-теоретическом наследии, истории КПСС и решениях партии.
   Методу обучения можно без всякой натяжки назвать схоластической.
   Схоластика - эта система обучения, основанная на знаниях, оторванных от жизни.
   В основу этой системы обучения ставится непререкаемый авторитет, который является исчерпывающим источником знания и просвещения.
   Какое-либо отступление от канонов его учения не допускается.
   Все учение сосредотачивается на изучении трудов этого авторитета.
   Лучшим учеником признается тот, кто лучше других знает эти каноны, наизусть может цитировать важные положения, а то и целые отрывки из учения данной личности.
   Все события и явления меняющейся жизни, как в прокрустово ложе, укладываются в каноническое учение и трактуются в свете "незыблемых" идей.
   Стоит, однако, поколебать авторитет или внести сомнение в учение данной личности, внутри приверженцев и учеников начинается брожение, приводящее к низвержению кумира и отрицанию многого (или всего) из того, что он проповедовал.
   *
   В СССР таким кумиром был Ленин.
   По степени популярности он превзошел своих учителей - К. Маркса и Ф. Энгельса.
   "Ленинизм" был провозглашен как "марксизм новой эпохи".
   Многотомник трудов В.И. Ленина на долгие стал "энциклопедией жизни", средоточением мудрости для многих поколений советских людей.
   Сталинизм, который претендовал быть "ленинизмом эпохи победившего социализма", просуществовал как идеологическое течение и новый катехизис всего 17 лет (оформился в 1936 году и ушел в небытие со смертью Сталина в 1953 г.).
   Свертывание изучения "ленинизма" было связано с актом введения в обучение "Краткого курса истории ВКП (б)" в 1936 г., который на долгие 17 лет стал определять мировоззрение основной массы со­ветских людей. Не исключение составляли и военные кадры.
   Оценивая впоследствии этот акт, главный идеолог страны "брежневского периода" М.А. Суслов, писал в журнале "Комму­нист" (1962 г.):
  
   "Претензия Сталина на своеобразную монополию в разви­тии революционной теории, присвоение им права на последнее слово в теории и стремление решать теоретические вопросы административным путем, серьезно сковывали развитие общест­венных наук, обобщение практики социалистического строитель­ства, лишали ученых на научную перспективу..."
   *
   Но самым поразительным в истории явилось то, что имен­но Суслов несколькими годами позже стал возводить на не­досягаемый пьедестал нового вождя - Л.И. Брежнева, монополи­зируя, в свою очередь, его право на последнее слово в теории и анализе практики социалистического строительства.
   *
   Таким образом, все политическое образование слушателей сводилось к усвоению партийных догм.
   Это не было политическим воспитанием, так как партийное просвещение и партийное воспитание предполагает лишь усвоение точки зрения данной партии, укрепление веры в своих партийных вождей, безусловное исполнение партийных решений и т.п.
   Но любая партий, какой бы окрас она не имела, это - каста с корпоративным духом, ярко выраженным политическим интересом (главным образом, это - завоевание власти и установление своей диктатуры, либо доминирования, над всей остальной массой граждан), который отражает лишь интерес узкой группы лиц.
   Даже при наличии широких партийных рядов (как то было в КПСС), истинную цель партии знали единицы, а пользовались завоеваниями масс лишь избранные. Все же остальные, включая рядовых партийцев, были всего лишь партийными лошадками, да рабочими пчелками, которые несли в улей мед.
   Следовательно, партийное воспитание, как правило, имеет две составляющие: первая - воспитание элиты, связанное с развитием у нее чувства превосходства и умения доминировать над массами; вторая - воспитание рядовых членов партии, имеющее целью сформировать безусловное подчинение элите и готовность жертвовать своим благополучием, жизнью и достоянием ради достижения благих целей, отнесенных в неопределенное будущее.
   *
   Политическое воспитание - это воспитание надпартийное.
   Оно ведется в интересах развития сознания людей, понимания ими общенациональных задач, своей роли в этом процессе.
   Оно помогает осознавать те явления и процессы, которые происходят в данный момент в стране и за ее пределами, и давать им правильную оценку.
   Оно делает человека способным правильно понимать важное в жизни: что плохо, а что хорошо; что справедливо, а что - нет; кто есть друг, а кто - недруг и т.п. Это то, что позволяет человеку идти верным курсом по жизни, не вступая в сделку с совестью, не путая личное и общественное, не поддаваясь на соблазны и искушения...
   *
   Политически просвещенным должен быть любой гражданин, где правят мудрые и умудренные опытом правители.
   Но многократная политическая зрелость требуется от офицерского состава.
   Из справедливого вывода К. Клаузевица, что "война - это есть продолжение политики...", следует весьма важное заключение о том, что люди, ведущие войну, не только втянуты в политику, но и являются объектом и субъектом ее (т.е. политики).
   Если они знают истинные цели войны и принимают их близко к сердцу, то нет, пожалуй, той силы, которая могла бы остановить их на пути достижения искомой цели.
   Как специалисты военного дела и знатоки законов войны и военных действий, они, безусловно, лучше других знают, когда и при каких условиях нужно начинать военные действия, а при каких - не следует вступать в сражение.
   Это качество делает настоящих знатоков военного дела соучастниками тех высших лиц в стране, которые, в конечном счете, принимают окончательное решение по военным и боевым вопросам страны.
   Свои коррективы в политические и военные планы вносят люди, ведущие сражение: добиваясь решительной победы, они дают политике новые шансы, а, потерпев поражение, они ограничивают или сводят на нет все политические планы.
   *
   Беда многих государств мира, включая СССР, в том, что правящая элита боится политически просвещенного офицера и генерала.
   Видимо, сказываются последствия цезаризма в Древнем Риме, бонапартизма во Франции, младотурков в Турции, эпохи дворцовых переворотов в России.
   *
   Да, действительно, при определенных условиях, прогрессивная часть офицерства может затеять в стране смуту и организовать военный переворот.
   *
   И дело здесь не в том, что они "политически просветились", к примеру, как то было с декабристами, побывавшими в Европе и увидевшими иной уровень цивилизации и жизни, нежели в России.
   Дело как раз в том, что процесс политического просвещения этой группы офицеров был стихийным: бивачные разговоры о виденном и обозримом - это всего лишь досужие разговоры, вызывающие, с одной стороны, восхищение западным уровнем цивилизации, а с другой - непонимание истинных причин культурной и гражданской отсталости России.
   Мало, ведь, одних сравнений: там - хорошо, а у нас - плохо.
   Надо еще понять причины отсталости собственной страны.
   И тут важно сосредоточиться не только на ошибках и упущениях верховной власти, а на причинах не менее, а более значимых - особенностях данной нации, степени культуры, традициях воспитания и образования, классовой структуре общества и социальных задачах разных классов и т.п.
   После такого анализа станет понятным, что преобразования можно проводить лишь тогда, когда общество будет к нему готово, когда:
  
  -- внешняя опасность устранена или сведена к минимуму;
  -- в стране есть мощный прогрессивный класс, способный вести за собой остальную массу людей;
  -- этот класс служит общенациональным, а не корпоративным целям;
  -- в стране правильно поставлено воспитание и образование подрастающих поколений;
  -- выработан механизм принятия справедливых законов;
  -- власть обладает достаточной силой и держит бразды правления в своих руках твердо и надежно;
  -- есть разумная программа действий, в которой есть достойное место и потребностям государства, и частным интересам граждан;
  -- развивается и процветает так называемый средний класс, который является резервуаром жизненной и духовной энергии государства;
  -- вооруженные силы являются настоящим гарантом безопасности страны и надежной опорой законной власти, а офицерский состав и генералитет являет собой цвет нации и символ законности.
  
   Ни одна революция, ни один переворот не может разрешить политических противоречий, экономических трудностей страны, а тем более, вопросов воспитания гражданственности и ответственности населения.
   Напротив, смута отбрасывает страну на десятилетия назад.
   *
   Мне пришлось столь долго писать о необходимости политического просвещения офицерства только по той простой причине, что и в годы моей академической учебы, да и сейчас об этом никто не заботится.
   *
   Офицеры, вовлеченные в политику - это большая опасность.
   Генерал-адъютанты Николая II фактически предали его, в ступив в сговор с политиканами типа А.И. Гучкова:
   См.:
   Гучковоберезовщина   11k   "Статья" История
   Приходят они в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мтф. 7-15).
  
   То же самое произошло и в годы Ельцинского переворота 1991 г. (об этом будет сказано в свое время).
   *
   Был бы политически образованный офицер и мало кому удалось бы сбить его с пути исполнения своего долга - защиты законной власти, порядка в стране.
   Не видать бы ни Керенскому, ни Ленину, ни Ельцину тогда власти.
   А ведь перечисленные деятели - не только история.
   В нашей стране притаились и ждут своего часа те, кого щедро снабжают деньгами из-за границы и местные "березовские" и т.п.
   *
   Мне, да и моим товарищам по учебе, больше приходилось корпеть над трудами Маркса-Энгельса-Ленина-Брежнева. Позже в это т ряд вписались труды новых генсеков - Андропова, Черненко, Горбачева...
   *
   Пришлось самому открывать для себя мир большой политики ...
   *
   Продолжение следует.
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2012