ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Мои университеты. Ч.1

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знание - сила, образованность - благо.


А.И. Каменев

МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
      О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
   Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
      Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
      Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
      О чистой совести и чувстве исполненного долга
      Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
         Проблема вторая - молодые офицеры
      Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
         Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
      У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
            Дружба - это наука и искусство
      Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
            Пора трезветь, господа!
      Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
            Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
      Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
            Лучше меньше, да лучше.
      Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
            Интересные наблюдения и необычное умозаключение
      Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
            Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
      ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
            О педантизме, мелочности и палке капрала
      Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
            А Ларчик просто открывался.
      Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
            Голь на выдумки хитра
      Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
            Мой гарнизон - моя крепость?
      В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
            Риск - благородное дело
      В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
            Практические заметки из служебного опыта
      Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
            О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
      Тату   34k     "Фрагмент" Мемуары
            Начало пути вечного узника
  
   Итак, заветная мечта осуществилась - я слушатель военно-политической академии.
   *
   ВПА - военно-учебное заведение социалистического типа, дотоле неизвестное в практике военного дела.
   *
   В то время, как политика стала движущей и направляющей силой военной машины, только Оливер Кромвель отважился построить целую армию по партийно-религиозному принципу.
   "Честные и благочестивые" солдаты победят потому, что их дело справедливое и доброе, а дело врагов - безнадежно дурное, а бог не может поддерживать коварного врага, бог всегда на стороне справедливости. Поэтому хороший солдат должен быть религиозным, благочестивым и нравственным, такого солдата благословит бог", - говаривал Кромвель.
   Одним из средств воспита­ния парламентских солдат являлось изучение священного пи­сания. Многие солдаты впадали в религиозный экстаз. Они шли в битву с пением псалмов и священных гимнов и смерть была для них мученичеством за веру. Всякое предприятие начиналось молитвой и постом.
   Из войск Кромвеля не было побегов. Грабеж карался немилосердною. При взятии Винчестера, узнав, что некоторые солдаты занялись грабежом, Кромвель велел отыскать их, одного повесил, а других отправил на суд в Оксфорд.
   Одушевление его войск было таково, что в битве при Престоне, Кромвель с 7.000 человек, ослабленных болезнями и усталостью, разбил 26-ти тысячную королевскую армию.
   Опираясь на религиозное чувство, увеличивается спайка как между равными людьми, так и между подчиненными и начальниками. Не для них работают солдаты, а они вместе работают во имя Бога.
   *
   В условиях ожесточения приемов и способов ведения войны, увеличения масштабов потерь и разрушений, безусловно, требовалась поддержка духа войск.
   В Русской Армии это делалось посредством религии, в Советской армии нужно было прибегнуть к помощи партийного влияния на массы.
   Компартия, как направляющая и организующая сила советского общества, влияла на положение дел в народном хозяйстве и в вооруженных силах через специальные органы - райкомы, обкомы (в гражданских структурах) и политиорганы (в вооруженных силах).
   Новый командный состав вооруженных сил СССР, в подавляющем большинстве, партийный, был "укреплен" специальным составом партии - комиссарами и, впоследствии, политработниками.
   На первых порах в комиссары шли старые партийцы, среди которых было немало порядочных и достойных лиц. Да и командиры той поры были, хотя и не все опытны в военном деле, но по части усердия, нравственности и приверженности к идеям справедливости, свободы и равенства людей были на высоте.
   Но по мере удаления от времен гражданской войны, в ряды командного состава стали проникать разные люди.
   В то же время политическая обстановка в стране и мире требовали держать под жестким контролем единственный гарант безопасности власти и стабильности государства - вооруженные силы, а в них - командные кадры.
   *
   У меня нет цели подробно обосновывать необходимость введения института комиссаров в вооруженных силах СССР.
   Пусть это делают другие.
   Важно подчеркнуть некоторые важные положения.
   Во-первых, институт этот был вызван объективными и субъективными причинами.
   Объективная причина состояла в том, что государство должно всегда держать под контролем процессы, происходящие в вооруженных силах, а для этого там нужны ее независимые представители в рядах войск.
   К числу объективных причин следует отнести и необходимость постоянного политического просвещения масс.
   *
   Политика - сильнейшее средство управления массами.
   В основе ее (политики) лежат два средства - правда и ложь.
   Злонамеренные правители боятся правды и просвещения и потому стремятся ввести людей в заблуждение посредством обмана и лжи.
   *
   Так, к примеру, для обеспечения агрессии против СССР фашистская Германия создала в 1933 г. имперское управление пропаганды, которое возглавил Геббельс. Это была гигантская фабрика лжи и фальсификаций.
   На первом этапе (1933-конец 1935 гг.) это министерство опубликовало ряд материалов об экономическом положении СССР, "агрессивных" планах нашего правительства, "неполноценности" советских людей и "бедственном положении" граждан немецкой национальности в СССР.
   На втором этапе (начало 1936 - август 1938 гг.) оно продолжило публикации, усилив нагнетание антисоветской истерии.
   На третьем, завершающем этапе подготовки войны (с августа 1938 по июнь 1941 г.) начались публикации "исторических воспоминаний" и материалов, содержащих "факты" и аргументы об "агрессивности" России, "неполноценности" ее народа. Параллельно шло обоснование необходимости расширения жизненного пространства Германии ха счет восточных земель и обвинение России и СССР в экономических бедах Германии. Ученые обосновывали теорию "расового превосходства" немцев над славянами.
   Идеологической работе министерства Геббельса в деле воспитания населения в духе фашизма содействовали специальные общественные и государственные учреждения (для молодежи были созданы - "Юнгфольк", "Гитлерюгенд", "Школы Адольфа Гитлера"; для остального населения - военизированные общества, землячества, типа "Стальной шлем", "Союз немецких офицеров" и т.п.).
   Результативность этой работы была поразительная - жаждой реванша и мыслью о походе на Восток заразились многие немцы.
   *
   Ставка советских идеологов на классовую солидарность была разрушена целенаправленным одурманиванием всего немецкого населения.
   Тогда, в предвоенные годы, партийные идеологи, пришли к ряду неверных оценок и выводов.
   Во-первых, считалось, что классовая солидарность не знает границ.
   Угнетенный люд, к примеру, изначально питает чувство солидарности к таким же бесправным и угнетенным, кои есть в соседних странах.
   Во-вторых, чувство классовой солидарности может стать непреодолимым препятствием на пути агрессии против братьев по классу. А раз так, то даже в случае объявления войны против СССР, страны победивших рабочих и крестьян, рабочие и крестьяне страны-агрессора, воевать не станут: на заводах и фабриках забастуют, а солдаты воткнут штыки в землю...
   В-третьих, империалистический мир слаб, если не физически, то духовно и, следовательно, врага мы "шапками закидаем".
   *
   За подобные заблуждения пришлось расплачиваться кровью советских людей потерей огромной территории страны и ощутимым ударом по сознанию и вере простых людей, веривших в прозорливость политики Сталина.
   *
   Мудрые правители стараются раскрыть глаза людям на процессы и явления, которые имеют место, как внутри страны, так и за ее пределами и тем самым настраивают и мобилизуют массы на активную боевую подготовку и достижение победы над врагом.
   Деятельность последних (мудрых) - это трудная, но благодатная работа.
   Они не обманывают народ, но говорят правду, пусть даже нелицеприятную.
   Они не умаляют грозящей опасности, но не пугают ею, а мобилизуют все силы (духовные и физические) на отпор врагу.
   Они ценят сознательность масс, инициативу и творчество людей и все делают для того, чтобы их развить.
   Они верят в свой народ, знают сильные и слабые стороны своих сограждан, но упорно и настойчиво шлифуют народный характер, развивая все позитивное и выправляя изъяны национального характера.
   *
   Но историческая тенденция такова, что лишь отдельным народам, да и то на непродолжительное время, выпадает счастье быть под началом мудрых правителей.
   Все больше случается так, что правят гражданами либо не слишком умные и прозорливые, либо властолюбивые, да корыстные.
   Вот и создают такие правители разного рода структуры, которые ведут бдительный контроль и сыск недовольных, подозрительных и "враждебных" сил.
   Это и есть та субъективная причина, вследствие которой в вооруженных силах создаются разного рода надзорные органы, в частности, политорганы в вооруженных силах СССР.
   *
   Для таких органов, естественно, нужны кадры.
   А кадры надо готовить специально, в учебных заведениях.
   *
   Головным в системе политических учебных заведений явился Учительский институт Красной Армии, поначалу названный именем Н.Г. Толмачева, одного из первых политработников, погибшего в бою в 1919 г.
   Задача этого института была скромной: ликвидация неграмотности среди красноармейцев, а также политическое, воинское и культурно-просветительское воспитание военнослужащих.
   В январе 1923 г. Военно-политические курсы им. Толмачева (название учительского института было изменено в 1922 г.) получили статус военной академии с правом готовить кадры старшего и высшего политсостава Красной Армии и ВМФ.
   С 1934 г. Военно-политическая академия стала носить имя Ленина.
   В последующие годы академия стала исполнять свою главную задачу - готовить политработников старшего и высшего звена.
   *
   В академии действовало 7 факультетов: общевойсковой, военно-воздушный, военно-морской, ПВО, ракетных войск, педагогический, иностранный и около сорока кафедр.
   В мою бытность академией командовал генерал армии Е.Е. Мальцев, а ГлавПУРом руководил генерал армии А.А. Епишев.
   Это были соратники Л.И.Брежнева, утомленные годами, не имеющими ни собственной позиции, ни особого веса в политической структуре власти.
   *
   Самыми большим в академии были два факультета - общевойсковой и педагогический, а среди кафедр выделялись своим большим составом две - партийно-политической работы и тактики.
   Академия считалась престижным военно-учебным заведением и потому в нее стремились попасть все те, кто рассчитывал добиться серьезного положения в обществе.
   Так, в стенах ВПА в разные годы учились и работали С.В. Степашин, председатель счетной палаты РФ, В.Г. Стрекозов. Судья Конституционного суда, А.Н. Савенков, бывший главный военный прокурор, космонавты П.И. Климук, В.В. Коваленок, В.М. Жолобов, Е.В. Хрунов, А.А. Волков, В.М. Афанасьев, выдающийся спортсмен В.А. Третьяк и др.
   В период моей учебы в академии двумя курсами выше учился Герой Советского Союза Виталий Бубенин, а двумя курсами ниже - Герой Советского Союза Юрий Бабанский. Это были герои Даманского конфликта с Китаем в 1969 г.
   *
   Мне посчастливилось учиться на общевойсковом факультете, который в то время представлял собрание офицеров разных ведомств - Минобороны, МВД и КГБ (пограничники, работники спецслужб и т.д.)
   При таком совместном учении, мы за четыре горда учебы сдружились и затем долгие годы спустя старались поддерживать дружеские отношения.
   ***
   Оценивая факт объединения в учебном процессе представителей разных ведомств, но одной профессиональной принадлежности, надо отметить правильность такой постановки в подготовке офицерских кадров.
   Ведомственная разобщенность, разные взгляды на одни и те же вопросы, разные подходы и решения, а то и просто незнание того, что делается у "смежников" ставит в затруднительное положение тех, кому приходится впоследствии взаимодействовать с представителями других ведомств.
   Впоследствии такая практика была разрушена и в рамках ВПА стали автономно обучаться офицеры названных ведомств.
   Вряд ли между ними завязывались какие-то дружеские отношения.
   Не потому ли в последующих военных действиях в Чечне они не могли наладить должного взаимодействия?
   ***

Мытарства у Банного переулка

  
   Поступление в академию было омрачено тем, что я со своей семьей не получил служебного жилья и потому вынужден был мотаться по Москве в поисках временного пристанища.
   Вообще-то академия располагала большим квартирным фондом.
   Самый большой жилой комплекс располагался на ул. Б. Пироговка, буквально в квартале от Новодевичьего монастыря, знаменитого одноименного кладбища и в двух-трех кварталах от Лужников.
   Место это, во всех отношениях прекрасное.
   Это почти центр Москвы.
   Рядом масса достопримечательностей.
   Среди них, конечно, на первом месте - Новодевичий монастырь, основанный Василием III в честь Смоленской иконы Божией Матери. Архитектурный ансамбль монастыря составляли Смоленский собор, трапезная, колокольни, Покровская, Преображенская, Успения и Амвросиевская церкви, часовня Прохоровых, палаты царевны Софьи, царицы И. Годуновой, казначейские, лопухинские, певческие и Мариинские палаты.
   С именем Новодевичьего монастыря связан ряд исторических событий: избрание в 1598 году на царство Бориса Годунова, пострижение ряда царственных особ и заточение царевны Софьи в 1689 г. Петром Первым после стрелецкого бунта.
   *
   Под стать монастырю было Новодевичье кладбище, возникшее на территории монастыря еще в ХVI в. И значительно расширенное в 1949 г.
   В тридцатые годы ХХ века на этом кладбище были перевезены и захоронены останки писателей С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, художников В.А. Серова и И.И. Левитана, физиолога И.М. Сеченова.
   В годы советской власти на этом кладбище последнее земное пристанище нашли многие видные партийные, советские, государственные и военные деятели, а также другие лица, особо почитаемые властью: Н.А. Булганин, А.А. Громыко, Л.М. Каганович, В.М. Молотов, Н.С. Хрущев.
   В наше время нашлось там место и Б.Н. Ельцину и его временному союзнику А.И. Лебедю.
   Не счесть числа захоронений советских писателей, композиторов, поэтов, ученых, героев войны и военачальников.
   *
   Но это не пантеон доблестных мужей России, а скорее - глупая шутка то ли злонамеренных людей, то ли глупых правителей и чиновников...
   По моему мнению, не следует ложить рядом даже на кладбище доблестных мужей Отечества и злых демонов, которые принесли народу лишь страдания и горе, обнищание и угнетение.
   Нет, не место там многим из перечисленных выше лиц.
   Для них надо соорудить свой пантеон - исторический музей губителей и разрушителей Отечества, чтобы каждому было ясно и понятно, за какие прегрешения перед страной, государством и гражданами лежит здесь этот человек, не почитаемый, а презираемый за свои злодеяния перед Отечеством.
   ***
   Вот среди этого великолепного исторического места и были сооружены общежития для слушателей ВПА.
   *
   Как рассказывали старожилы, идея строительства общежития принадлежала А.М. Горькому.
   Он финансировал строительство и был уверен, что слушатели получат небольшие, но уютные квартиры, приспособленные и для жилья и для учебы.
   Занятый множеством дел, он вложил средства и только к моменту открытия общежития смог приехать на Б. Пироговскую.
   Здесь его взору открылись три неуклюжих здания, лишенные какой-то внешней привлекательности.
   Внутренняя конфигурация соответствовала внешней: все серо, однообразно, тоскливо.
   Вместо уютных и достаточных помещений по обе стороны длинного коридора располагались двери в тесные комнаты-коморки. За каждой дверью находилась крохотная прихожая примерно в 1,5 кв. м. и две комнаты: 9 и 14 метров.
   Девятиметровка предназначалась для супружеской пары с одним ребенком, а другая комната, побольше, для семей с двумя и более детьми.
   Видимо, впечатление было столь удручающее, что, уезжая с Б. Пироговской, А.М. Горький на вопрос хорошо ли исполнили его замысел, угрюмо бросил:
   - Хорошие конюшни построили.
   *
   Но даже в одну из этих комнат мне путь был заказан.
   Все уже давно поделили и не в пользу тех, за кого не было кому похлопотать.
   Впрочем, не только хлопоты высоких начальников и родственников играли значение в решении квартирного вопроса.
   Мздоимство и тогда было в широком ходу.
   И потому тот, кто мог дать достаточно много или же был способен оказать необходимую услугу, получал долгожданные ключи не только в общежитии на Большой Пироговской, но и от отдельной однокомнатной или двухкомнатной квартиры.
   Все зависело от предлагаемой суммы...
   Понятно, что с моими "капиталами", да идеологией этот путь был заказан.
   И потому пришлось идти по пути найма комнаты для проживания.
   *
   Центром тогдашнего рынка наемного жилья был Банный переулок, небольшая улочка в центре Москвы, близ метро "Проспект мира".
   Банный переулок образца 1972 года представлял собой какое-то посредническое учреждение.
   Но основные квартирные сделки совершались на улице около этого заведения. Здесь всегда толпились люди, а между ними деловито шмыгали ловкие дельцы, которые предлагали временное жилье.
   Цены по найму жилья были таковы, что моей офицерской зарплаты не хватило бы, чтобы расплатиться.
   *
   Пришлось прибегать к помощи дальних московских родственников.
   Так в Химках была найдена комната за умеренную плату, куда мы тотчас и переехали.
   В целом, место нашего нового жилья было приемлемое, обжитое, ухоженное.
   Во дворе нашего дома находился детский сад.
   Без особых хлопот мы устроили нашу дочь в это заведение, а жена, в благодарность за содействие, пошла туда работать.
   *
   Мне и моей семье новое место понравилось, но для меня возникла транспортная проблема.
   Путь до академии едва укладывался в 2 часа в один конец. Только на дорогу приходилось тратить более 4-х часов.
   Если учесть, что транспорт в Москве всегда перегружен пассажирами, то эти 4 часа дороги превращались в тренировку выносливости и плотного "общения" с москвичами и гостями столицы.
   *

"Уплотняем время"

  
   Пришлось "уплотнять" время, т.е. во время движения к академии надо было найти полезное занятие.
   Такое занятие нашлось скоро - чтение.
   *
   Военно-политическая академия располагала богатым фондом художественной, военно-политической литературы и исторической литературы. Всего в фондах академии хранилось более 800 тыс. книг, журналов и документов.
   Я настолько втянулся в чтение ранее недоступных мне произведений, что буквально ежедневно успевал "проглатывать" одну солидную книгу.
   Сначала в выборе книг мне помогала библиотекарь, добрейшей души человек, Татьяна Александровна (фамилию время стерло из памяти), а, впоследствии, я сам составил длинный список трудов, которые хотел изучить.
   Я с упоением и огромным вниманием читал "Политику", "Этику" и "Риторику" Аристотеля, "Сравнительные жизнеописания" Плутарха, "Взгляд на обязанности и дух военного знания" А.А. Блонделя, "Отрывки из бесед с молодежью" Н. Бутовского, "Россию на Голгофе" А.И. Верховского, "Рассуждения о причинах, замедливших гражданскую образованность в русском государстве до Петра Великого" М. Гастева, "Записки партизана" Д. Давыдова, "Путь русского офицера" А.И. Деникина, "Спартака" Джованьоли, "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского, сочинения А. Дистервега, Я.А. Коменского, Д. Локка, А.С. Макаренко, М. Монтеня, "Записки кавалерист-девицы" Н. Дуровой, "О звании генерала..." Дюра-Лассаля, исторические труды В. Иванова, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, А.А. Керсновского, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, философские труды А. Шопенгауэра, И.А. Ильина, публицистические работы М.О. Меньшикова ("Письма к ближним), "Пятьдесят лет в строю" А. Игнатьева, "Маршальский жезл" В. Карпова, мысли о войне и военном деле К. Клаузевица, "Политику Ю. Крижанича, проникновенные и честные книги о войне К. Симонова, И. Стаднюка и, конечно же, труды Сунь-цзы, так поразившие меня глубиной мысли и неисчерпаемой глубиной...
   Нет, невозможно, даже перечислить все то, что удалось прочитать в те годы.
   Это был подлинный прорыв в познании мира, особенно истории человечества.
   Именно с первых дней обучения в академии я стал предметно и основательно изучать историю - это "исходище мудрости".
  
   *
   Поступив в академию, я поставил себе целью приобщиться ко всему тому ценному, чем располагает Москва. В моих планах было посещение Третьяковской галереи, многочисленных музеев Москвы, Грановитой палаты Кремля, крупных библиотек и многого из того, что составляет достояние нашей столицы.
   *
   Рабочий день мой был настолько насыщен, что для праздного времяпрепровождения не оставалось ни минуты.
   *
   Совсем иначе вели себя некоторые мои сокурсники.
   Были такие офицеры, которые приехали в академию, чтобы отдохнуть и повеселиться. Вечеринки, застолье, праздное шатание по Москве составляло их образ академической жизни.
   Были и такие, кто не стремился выйти за рамки академической программы. Таких мало что интересовало и они коротали время в тихих забавах, благостном созерцании жизни и не входили за рамки семейных забот.
   *
   Чувствуя потребность в более рациональной организации работы, я обратился к трудам, помогающим развить самостоятельность мышления, ораторское искусство, умение разбираться в людях и другим аспектам практической психологии и педагогики.
   *
   Названная потребность была продиктована тем, что жизнь тогдашней академии жестко регламентировалась не только распорядком дня и учебными программами, но и требованиями партийной жизни и разного рода военно-политическими акциями.
   *
   Партийный устав строго требовал проведения разного рода партийных мероприятий - собраний, заседаний партийного бюро, выполнения партийных поручений.
   Это было партийное чистилище, на котором критиковали за недостатки и упущения, взывали к совести коммунистов. И, если бы в этой работе было меньше формализма и заорганизованности, то можно было бы признать разговор по душам явлением нормальным и вполне допустимым.
   Но, на практике, было по-иному. Партийные мероприятия проводились, как правило, для галочки. Правда, если разбирали персональное дело члена партии, то пощады не давали.
   В целом же, большинство партийных мероприятий проходило скучно, без пользы для дела, по ничтожным поводам и, главным образом, с задачей одобрения решения очередного съезда или пленума ЦК КПСС. Очень много времени шло на эти мероприятия, а толку с того было мало.
   *
   Продолжение следует.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023