ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Резерв государственных людей

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об офицерах запаса, благе государства и обороноспособности России


А.И. Каменев

  

Резерв государственных людей

  

(об офицерах запаса, благе государства и обороноспособности России)

  
   Любое процветающее государство нуждается в честных сотрудниках. Раньше эту миссию исполняли бояре, но вовлеченные в местнические споры, они забыли о своей миссии и сошли с арены, уступив место дворянству. Дворянин петровского и екатерининского времени был государственником, но и эта категория людей стала изменять идее государственного служения с тех пор, как появился известный Манифест о вольности дворянству (1763 г.).
   Если во времена Петра Великого все дворянство было вовлечено в государственную службу (две треть - в военную, а одна треть - в гражданскую), а те из дворян, которые в службе государевой не были до седых волос именовались недорослями и ущемлялись в гражданских правах, то в с вовлечением в государственное и военное управление разночинцев (представителей недворянских сословий {1}) идеи государственного служения стали тускнеть на фоне мыслей о житейском благополучии, которое обретал чиновник, кормясь подачками страждущих справедливости, порядка и т.п.
   *
   Как тут не вспомнить "государственника" Левшу (у Н.С. Лескова) и самонадеянного, но недалекого военного министра Чернышева. Находясь при смерти, Левша, не соблазнившийся предложением англичане работать на них, слезно просил доктора:
   "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чисти-ли, а то, храни бог воины, они стрелять не годятся.
   И с этою верностью Левша перекрестился и помер.
   Мартын-Сольский [доктор] сейчас же поехал, об этом гра-фу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:
   -- Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть" {2}.
   *
   Прав был граф Чернышев: в России всегда было много генералов и чиновников. Но оборотная сторона этой правды такова: мало среди них было истинных государственников, да много было (и есть!) шкурников и себялюбцев.
   *
   Сегодня в России нет такого социального слоя, который бы воспитывал государственников, т.е. людей, ставящих целью своей жизни бескорыстное служение интересам государства. В государственной службе оседают дети высокопоставленных родителей, партийные функционеры, лоббисты от бизнеса, представители криминальных структур и т.д.
   *
   Верховная власть предпочитает искать опору в партиях, которые создаются под ее началом. И в этом ее историческая ошибка.
   *
   Надо бы знать, что история повторяется и подобное уже имело место в России, да окончилось печально. И.А. Ильин (см.: http://www.patriotica.ru/authors/ilin.html), честный и объективный русский патриот, в своей статье "Почему сокрушился в России монархический строй?" писал:
   "В трудный, решающий час истории, верные, убежденные монархисты оказались вдали от Государя, не сплоченными, рассеянными, а бутафорский "многомиллионный Союз Русского Народа" (см.: http://www.hronos.km.ru/organ/soyuz_rn.html), в стойкости которого крайне-правые вожаки уверяли Государя, оказался существующим лишь на бумаге" {3}.
   Россия нуждалась в "продуманной, организованной и отстаивающей национальный трон партии. Такой партии в России не было. История удостоверяет нам, что имелась партийная "головка", постоянно добивавшаяся от правительства то избирательных, то пропагандных субсидий... Но это и было не служение, а личное устроение; не партия монархистов, а группа вымогающих просителей; это была не опора трона, а собрание льстецов. И те из них, которым удалось впоследствии спастись за границу, промышляли этим и в эмиграции: "если от вас не будет субсидии, то возьмем из другого источника, но тогда уже будем работать против вас".
   Русские монархисты полагали, что они призваны восхвалять, поздравлять ждать распоряжений, угождать, демонстративно повиноваться, испрашивать субсидии и уверять в своей преданности; но самостоятельное политическое мышление, но государственная ответственность, но смыкание верного, активного кадра, но создание реальной, силовой опоры для трона -- все это "не входило" в призвание "русской" монархической партии. Монар-хисты как бы "висели" на троне, но не составляли его социального и политического фундамента" {4}.
   *
   Мы не должны обманываться в отношении партийного строительства. Прав был И.А. Ильин, говоря следующее:
   "Партия есть союз граждан, сорганизовавшихся для того, чтобы захватить государственную власть в свои руки. К этому стремятся все партии - и демократические и антидемократические. Различие между ними в том, что демократы считают нужным соблюдать правила конституции, а антидемократы склонны пренебрегать ими.
   ...Каждая партия представляет из себя меньшинство, навязывающее свою волю большинству. И в силу одного этого всякий демократический строй должен бы допускать только одни коалиционные правительства, которые и должны были бы находить спасительный компромисс между партиями ("частями"), для того, чтобы представлять Целое. Но история показывает, что при современном, страстном и распаленном духе партийности - такой сговор достигается лишь с большим трудом: партии не желают друг друга".
   *
   С момента написания этих слов прошло чуть более 50 лет, а партийная игра за это время не изменилась: партии создаются, по-прежнему, для того, чтобы обеспечить процветание партийной верхушке. Но уж такова игра в демократию, когда наличие большого числа партий преподносится в качестве ее (демократии) главного показателя.
   *
   Нет, не партийное строительство, а другая социальная опора нужна национальной государственной власти. Называя власть "национальной", нам хотелось подчеркнуть лишь то, что эта власть осуществляется в интересах большинства, а не меньшинства. И еще: власть эта проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику и не приемлет давления извне и изнутри (со стороны олигархов, кланов, групп и партий). Такая власть находит свой интерес во взаимоотношениях с другими государствами и никогда не поступается своими интересами.
   Как же тут не привести мудрый диалог У. Черчилля, которого как-то спросили: "Господин премьер-министр, кто для Англии является постоянным союзником?". "У нас нет постоянных союзников, у нас есть постоянные интересы", - ответил У. Черчилль.
   *
   Может быть, что-то и не совсем точно в этом диалоге, мною воспроизведенным по памяти, но ясно главное: Великобритания на протяжении обозримой истории всегда во главу угла ставила свои национальные интересы, меняя союзников и не связывая себя с партнерами долговременными обязательствами.
   Так поступает истинная национальная государственная власть.
   *
   Однако, вернемся к вопросу о социальной опоре национальной власти.
   И.А. Ильин, говоря о царской власти, писал: "Монарху нужны люди дальнозор-кие, умеющие разуметь знаки истории и верно предвидеть зарождающиеся опасности. Монарху нужны люди правдолюбивые, а не рисующие угодливо оптимистические горизонты там, где история нависает над людьми черной тучей. Государю нужны совестные советники, а не ловцы субсидий. Государю нужен кадр непоколебимых стоятелей, знающих, разумеющих, волею твердых, за которых дела говорят громче лукавых и льстивых слов" {5}.
   *
   По мысли В.О. Ключевского, "Государственный человек - ведь это значит развитой политический ум, способность наблюдать, понимать и направлять общественные движения, с самостоятельным взглядом на вопросы времени, с развитой программой деятельности"...
   *
   К примеру, во времена царя Алексея Михайловича, когда "начался сильный спрос на умы" (В.О. Ключевский) появился блестящий помощник царя, А. Л. Ордин-Нащокин, который "как политический новик должен был с бою брать свое служебное положение, чувствуя, что каждый его шаг вперед увеличивает число его врагов, особенно вреди московской знати" {6}. С громким титулом "царской большой печати и государственных великих посольских дел оберегатель" (т.е. государственный канцлер) он заявлял: "О государевом деле сердце болит и молчать не дает, когда в государевом деле вижу чье нерадение". Не случайно в грамоте 1658 г., возводя Нащокина в думные дворяне, царь [Алексей Михайлович] хвалит его за то, что "он алчных кормит, жаждущих поит, нагих одевает, до ратных людей ласков, а ворам не спускает" {7}.
   *
   Но и такого сильного человека одолели завистники и он вынужден был постричься в монахи по именем Антония. После этого он прожил еще 9 лет и мог бы много пользы принести государству российскому, но не в келье монаха, а в палатах царских.
   *
   Пример Ордин-Нащокина говорит о том, что честный человек всегда встречается в штыки любителями разбазаривать народное достояние и запускать руку в государственную казну. Таких людей, как Нащокин, надо не только искать, но и оберегать от наветов и злых козней.
   Да и сами эти люди, как правило, не очень уживчивы и их можно без труда поссорить с правителем. Так, к примеру, было во времена Иоанна Грозного с Адашевым и Сильвестром
   (см.: http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/ioanngroznyjshtrihikportretu.shtml). Подобное происходило и в более поздние времена. А появление в качестве советчика Григория Распутина в апартаментах Николая II признается многими верхом безрассудства царской власти.
   *
   Не будем продолжать исторических экскурсий, а подытожим главное: во-первых, верховный правитель нуждается в мудрых и толковых советчиках и помощниках; во-вторых, прошло то время, когда верховный правитель мог опираться на какой-то привилегированный класс (бояр и дворянство); в-третьих, русская интеллигенция, не являясь однородной и патриотичной (см.: http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/shtrihikportretu5.shtml) не может составлять социальной опоры национальной власти и быть надежным резервуаром государственных людей.
   *
   Итак, выясненным следует признать следующее. Государственник - это зрелый в политическом отношении, умудренный опытом и вооруженный знаниями человек. У него развито чувство собственного достоинства и искусство свободы (разумение свободы, умение ценить ее, пользоваться ею и бороться за нее). Это - подвижник и апостол государственности.
   *
   Если все сказанное "примерить" к настоящему русскому офицеру, то государственный фрак ему придется как раз в пору.
  
   См.: http://militera.lib.ru/science/vs17/index.html
  
   Безусловно, прав был С.О. Меньшиков (http://pravaya.ru/ludi/450/348), говоря, что "офицерский корпус выдвинул множество блестящих деятелей на всех ступенях государственной и общественной службы, и до сих пор наши лучшие администраторы - из военных".
   *
   Поспешим, однако, уточнить следующее. Мы утверждаем, что офицерство - это объективно-надежный резерв государственных людей. Речь, прежде всего, идет об офицерах, уволенных в запас, работоспособных и не допустивших во время службы в войсках серьезных нарушений, не говоря о преступлениях или бесчестных поступках.
   В это число, конечно, не включаются тот, кто дискредитировал офицерское имя или же не проявил себя с лучшей стороны на воинской службе. Лентяи, бездельники, аферисты, прожигатели жизни (выпивохи и т.п.) должны лишиться возможности поступить на государственную службу, либо на все время, либо на какой-то срок.
   *
   Потребности государственной службы многогранны. Сегодня во многих сферах государственной жизни много мест деятельности, где требуются опытность и зрелость, где молодежь (новое поколение) не пытается проявить себя, а то, просто, не в состоянии выполнять необходимые функции в силу недостатка жизненного опыта, отсутствия должной дисциплины и понимания всей полноты ответственности. На этих участках должны быть зрелые, богатые жизненным опытом люди. В частности, речь идет о средней школе и о профессии учителя. При сегодняшнем положении дел, будущее нации вручается вчерашним выпускникам институтов и университетов, т.е. лицам без жизненного опыта, должной духовности, но уже испорченных в отношении патриотизма и гражданственности.
   *
   В пользу служилого офицерства говорит и такой факт. По свидетельству Артура Шопенгауэра, "чего зрелый человек достигает опытом своей жизни и благодаря чему он смотрит на мир иначе, чем юноша и мальчик, это, прежде всего, - беспристрастие". Молодость остается корнем дерева познания, хотя лишь вершина его приносит плоды. Первые сорок лет нашей жизни дают текст, последующие тридцать - комментарий к нему, с помощью которого мы только и можем надлежащим образом понять истинный смысл и связь текста, вместе с его моралью и всеми тонкостями. Лишь в пожилые годы человек в полном смысле приходит к горациевскому "ничему не поклоняться", т. е. к непосредственному, искреннему и твердому убеждению в суетности всех земных вещей и пустоте всякого земного величия: химеры исчезли" {8}.
   *
   В Петровское время роль офицеров гвардии, этих первородных "птенцов гнезда Петра" {9} и значение их в стране были весьма велики. Они исполняли не только военную (а подчас и морскую службу), но получали часто ответственные поручения по другим ведомствам, например, дипломатического характера, царских курьеров, ревизоров и т.п. Так, в обязанности обер-офицеров гвардии входило присутствие в качестве "фискалов" на заседаниях Правительствующего Сената и наблюдение за тем, чтобы гг. сенаторы не занимались посторонними делами. Вообще петровский офицер, гвардейский в особенности, был мастером на все руки, подобно своему великому Государю, пример которого был на глазах у всех {10}.
   Использование гвардейский офицеров на административном поприще в годы преобразований приобрело широкий размах и объяснялось, прежде всего, отсутствием необходимых кадров - все наиболее деятельное и инициативное, чем располагало правящее в стране сословие, весь его цвет был привлечен на службу в армии.
   *
   Сейчас положение иное: кадры есть, желающих приблизиться к государственному кормилу стало много, но вот достоинством нужным обладают далеко не все претенденты.
   Офицеры, как "выпускник" военно-практической школы (ветераны вооруженных сил), безусловно, имеют громадные преимущества перед другими лицами, то ли не имеющими должного личного и служебного опыта, то ли не испытанными конкретным служением государственному делу, то ли не обладающими должным кругозора, ориентировкой, политической мудростью, житейской хваткой и т.п.
   *
   Дисциплина и ответственность офицерских кадров могла бы быть полезна в органах государственного управления разного уровня. Научные знания и практический опыт может быть востребован в военной и гражданской науке и производстве. Высокие духовные качества могут пригодиться там, где нужно поправить дело с воспитанием молодежи.
   *

О президентской программе и исторических аналогиях

  
   Другими словами, уже давно назрела необходимость создания специальной президентской программы использования ветеранов вооруженных сил в интересах укрепления российской государственности, обороноспособности и оздоровления духовной атмосферы в нашем обществе.
   *
   Контуры этой программы можно представить, используя исторические аналоги.
   *
   Так, к примеру, в системе государственной власти накоплен большой опыт использования военных кадров в государственном управлении.
  
   Многие офицеры, преимущественно из Генерального штаба, были удостоены назначений на высшие военно-административные должности. Во главе их стоит бесспорно генерал-адъютант граф Милютин, занимавший 20 лет высокий пост военного министра именно в такое время, когда приходилось приводить в исполнение Высочайшие предначертания, относящиеся до всех сторон жизни наших военно-сухопутных сил. В этой обширной его деятельности, офицеры академического образования, подготовленные в первое 25-летие существования Академии, служили ему рабочею силою в канцеляриях и управлениях, а также и органами для проведения выработанных положений в жизнь войск. Не редко слышались даже нарекания на то, что Генеральный штаб везде, во всем принимает несоразмерно широкое участие; не место здесь и не время оспаривать степень справедливости этого упрека; это принадлежит будущему, но самого факта нельзя отрицать {11}.
   Военно-судебное ведомство привлекало к себе соучастие весьма многих лиц из Генерального штаба, окончивших Академию. С открытием Военно-юридической академии, на ее курсы перешли многие офицеры, имевшие уже знак Николаевской Академии генерального штаба; в 1902 г. трое председателей военно-окружных судов и шесть военных судей были из офицеров Генерального штаба {12}. Сверх того, как известно, начальник Военно-юридической Академии, генерал П.О. Бобровский и стоящий во главе Военно-судебного ведомства, Главный военный прокурор, светлейший князь Имеретинский, принадлежали также к Генеральному штабу {13}.
   Главное управление иррегулярных войск {14}, состоявшее без малого 15 лет в ведении генерала Богуславского и затем вверенное генералу Золотареву, при более или менее значительном участии Генерального штаба, переработало положения для всех наших казачьих войск, приведя их в более строгую систему. Заметим здесь, что во главе отдельных управления казачьих войск и разных инородческих племен, особенно на Кавказе и по Азиатской границе, постоянно являлись лица из Генерального штаба особенно после того, как Высочайше разрешено офицерам этого ведомства, состоящим на местах по военно-народному управлению на Кавказа, числиться в списках и носить мундир генерального штаба, но с тем, чтобы до того прослужили не менее трех лет в этом корпусе {15}.
   *
   Служба офицеров Генштаба на азиатских окраинах совпадала отчасти с другими назначениями, выпадавшими очень часто на долю офицеров генерального штаба, именно по управлению пограничными областями, командованию в них войсками, по участию в разных военно-дипломатических миссиях к азиатским соседям, по производству разграничений.
   Вся эта военная, ученая, дипломатическая и административная деятельность на Азиатских границах России принадлежит истории, которая отметила высокую степень участия в ней таких крупных личностей, как графа Николая Николаевича Игнатьева, являвшегося посланником в Хиву, Бухару, Пекин, пробывшего более 10 лет полномочным послом в Турции, или же Михаила Григорьевича Черняева, покорившего Ташкент, или же Михаила Дмитриевича Скобелева, оставившего по себе память присоединением к России Ферганской области и покорением Ахал-Текинского оазиса, или же, наконец, нашего знаменитого путешественника Николая Михайловича Пржевальского, проникавшего в самые глухие места Серединной Азии! А сколько более скромных работников и тружеников тут же проявляют свою деятельность, оставляя следы ее лишь в ученых обществах и в мало распространенных между массою публики ученых изданиях! {16}
   *
   Нельзя не упомянуть генерал-адъютанта Непокойчицкого, руководившего в течение более 10 лет занятиями главного кодификационного комитета {17}, а также не указать на многосторонние труды генерал-адъютанта Обручева, занимающего важный пост начальника Главного Штаба, а также генерал-адъютанта Баумгартена, состоящего председателем Главного военно-госпитального комитета; имя генерала Баумгартена к тому же тесно связано с развитием у нас деятельности общества Красного Креста, в котором он состоит председателем, имея своими товарищами двух офицеров Генерального штаба, - генерал-адъютанта Исакова и генерала от инфантерии Гедеонова {18}.
   *
   Вне военного ведомства офицеры, кончившие курс Николаевской Академии генштаба, имели тесное соприкосновение с министерствами внутренних и иностранных дел и отчасти с ведомствами Лесным и Межевым. В частности, несколько офицеров генерального штаба, состоя при МВД, осуществляли надзор за восстановлением и постройкой православных церквей в Западном крае {19} и часто исполняли должности губернаторов в азиатских окраинах и на западе (в Финляндии) {20}
   Связь генерального штаба с Министерством Иностранных дел связана с дипломатическими сношениями с азиатскими государствами. В Азии русская миссия стала проникать в Кашгарию {21}, Афганистан, во внутренний Китай. Военные агенты из офицеров генерального штаба находились в Вене, в Париже, в Риме, Константинополе, Афинах и в Пекине {22}.
   *
   Особенно впечатляющей была деятельность А.Е. Снесарева (см.: http://www.voronezh.ru/inform/news/2003/33995380.html). Его рекогносцировки и наезды к ханам и раджам стали головной болью англоиндийского правительства. Лорд Керзон, в то время - вице-король Индии, не раз восклицал: "Ох, опять этот неистовый капитан!". Затем Снесарев преподает военную географию в юнкерских училищах, причем по собственноручно написанному учебнику "Военная география России"; выступает с докладами в Обществе ревнителей военных знаний, делает нашумевший доклад на конгрессе востоковедов в Копенгагене и публикует его текст как книгу "Индия, как главный фактор в среднеазиатском вопросе". Эта книга сразу поставила его в первый ряд геополитиков мира {23}.
   *
   Чтобы завершить эту картину служебной деятельности офицеров Генерального штаба, отметим, что к их числу принадлежали: управляющий департаментом уделов, генерал-лейтенант Дурново, директор Телеграфов и Телеграфного департамента, генерал-майор Безак и двое попечителей учебных округов Министерства народного просвещения (см.: http://www.gotav.ru/text/098.htm) - Харьковского (генерал-лейтенант Максимовский) и Варшавского (тайный советник Апухтин) {24}
  
   Не менее впечатляет деятельность генерал-адъютанта Я.И. Ростовцова и в системе военно-учебных заведений (см.: http://militera.lib.ru/science/kamenev1/index.html), но и как председателя редакционных комиссий, учрежденных для составления положений о крестьянах (начало 1859 г.) {25}. С возложение на генерал-адъютант Я.И. Ростовцова этой новой и в высшей степени важной обязанности, его почти тридцатилетнее служение на пользу военно-учебных заведений, однако, фактически не прекращается. До самой кончины своей, последовавшей 6-го февраля 1860 года, Яков Иванович Ростовцов оставался во главе управления военно-учебными заведениями, руководя их деятельностью и направляя их внутреннюю жизнь по твердо установившемуся, определенному пути, при чем заключительным делом длинного ряда его административных трудов на этом поприще многолетней деятельности явилось издание в 1859 году второго полного свода узаконений по военно-учебному ведомству. Этот полный систематический свод (из 3577 статей, с 111-ю приложениями), составил собою третий том издания общего Свода военных постановления, в 1859 г. {26} Эта работа была той лебединой песнею генерал-адъютанта Я.И. Ростовцова, с которой замерла его жизнь, посвященная великому делу просвещения и воспитания русского юношества {27}.
   *
   Чрезмерное использование военных кадров на гражданских должностях дало повод публицисту и писателю М.О. Меньшикову заявить с отчаянием: "Совершенно верно, - но может быть у нас оттого и упала армия, что все талантливое и сильное расхищается на гражданские должности". {28}
   *

Правило рангового соответствия

  
   Исторический опыт учит: во-первых, вооруженные силы не должны терять нужные кадры, но в силу острой необходимости все же следует направлять военные кадры на ответственные участки государственного строительства; во-вторых, в решении вопроса об использовании ветеранов вооруженных сил на государственной службе необходимо руководствоваться правилом рангового соответствия.
   *
   Особое значение в развитии русской государственности, как известно, принадлежит Табели о рангах 1722 г.
  
   См.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm
  
   Отдельные положения этого нормативного акта действовали задолго до его обнародования. Напомним, что Петр при подборе соратников руководствовался не породой, а принципом служебной годности. Появление в окружении царя таких выдающихся сподвижников, из лиц далеко не родословных, как Меньшиков, Шафиров, Ягужинский и др., относится в концу ХVII - началу ХVIII в.
   Теперь, опираясь на мысли И.А. Ильина раскроем понятия "ранг" и "ранговое соответствие" {29}.
   Прежде всего, следует признать, что все неравны по своим физическим, интеллектуальным и прочим способностям. Об этом И.А. Ильин писал так:
   "Люди, признающие значение ранга (сторонники духа и справедливости, индивидуалисты), не верят ни в естественное равенство, ни в искусственное и насильственное уравнение. Они считают, что все люди" сколько их ни есть, родятся неодинако-выми, своеобразными и самобытными, и затем, по мере своего развития и совершенствования, -- делаются все более самобытными и своеобразными. В этом не только нет никакой беды или опасности, но, напротив, это естественно-нормально и духовно желательно. Но так как люди от природы различны и своеобраз-ны, то справедливость требует, чтобы к ним и относились неодинаково, т.е. соответственно с их свойствами, качествами, знаниями и делами. Ибо справедливость не только не предписы-вает равенства, но, напротив, она состоит в предметном неравен-стве, водворяемом всюду, где возможно". {30}
   Итак, в идее "ранга" есть две стороны: во-первых, имеется в виду присущее человеку качество -- это его действительный ранг; во-вторых, имеются в виду его полномочия, права и обязанности, которые признаются за ним со стороны общества или государства, -- это его социальный ранг {31}.
   Ранг духовного превосходства (праведность, гений, талант, познания, храбрость, сила характера, умение-понимание, политическая дальнозоркость) -- и ранг человеческого полномочия (сан, чин, власть, авторитет) -- могут не соответствовать друг другу. Ибо, с одной стороны, люди при выделении лучших подслеповаты, беспечны и безответственны, подкупны и коварны; с другой стороны, честолюбцы, властолюбцы и стяжатели энергичны, напористы и часто готовы пользоваться любыми средствами. Но истинный социальный авторитет возникает из соединения обоих рангов. {32}
   *
   О том, как система чинопроизводства может "наложить оковы на даровитые личности и дать возможность бездарности не только утвердиться в армии, но изгнать отовсюду способных людей":
   См.: ? У маршала свои сыновья?   44k   "Статья" История
   *
   "Надо добиваться, чтобы социальный ранг соответствовал духовному рангу человека; чтобы назначенный ... мыслил не о партийной, не о классовой, не о провинциальной и не о личной пользе, а о всенародно-государственной, - писал Ильин. - Тогда вопрос ранга будет верно разрешен". {33}
   Это и есть правило рангового соответствия.
  
  

Ветераны не должны уходить в отставку

  
   Помимо государственной службы ветераны вооруженных сил могли бы принести огромную пользу боеспособности армии и флота.
   Прежде всего, в укреплении нуждается военная наука.
  
   (см.: http://www.paperarticle.ru/text/710.htm)
  
   Особенно много задач стоит перед наукой военно-исторической.
  
   (см.: http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Sciences/Humanities/History/Military_history/)
  
   Нетронутым в должной мере является опыт последних войн и военных конфликтов. Да и мировой военно-исторический опыт нуждается в анализе и практическом использовании в практике подготовки будущих офицеров и переподготовке командных кадров.
   Живейший интерес представляют воспоминания, жизнеописания и опыт наших военнослужащих, о чем мне уже приходилось писать:
  
   См.: http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/naukapobezhdatxpolkownikakishanina.shtml
  
   В то же время лиц, способных со знанием дела развивать военно-исторические познания, не так-то много. По моим данным таких сегодня начитывается не более десятка, несмотря на то, что на военно-исторические темы пишут тысячи людей. Самое печальное состоит в том, что очень мало военно-исторических аналитиков, но много "гробокопателей" и торговцев историческими сведениями.
   *
   Следует признать, что среди ветеранов немало потенциальных военных историков, но не развивших в себе этот дар и не обогативших наши общие знания своими уникальными сведениями, фактами и мыслями. Таким надо помочь, их труд следует мотивировать, в том числе материально.
   *
   Как печально, к примеру, сознавать тот факт, что даже после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) лишь до 1947 года предпринимались попытки осмыслить причины наших поражений в 1941-1942 гг. Думаю, не ошибусь, если скажу следующее: война в Афганистане и две Чеченские войны тоже не нашли еще должного освещения историками и аналитиками.
   Если прибавить к тому же множество вооруженных конфликтов последнего времени (американская интервенция в Афганистан, Ирак, военное проникновение США в Грузию и среднеазиатские государства, планы Вашингтона по размещению системы ПРО в Западной Европе и т.д. и т.п.), то станет ясно, как много надо сделать военной науке, чтобы осмыслить реалии сегодняшнего дня с позиции исторической правды и мудрости.
   *
   Кто это может сделать? - возникает вопрос.
   Военные аналитики Генерального штаба? Есть таковые в достаточном числе и нужной квалификации? Не отвлечены ли они на написание чего-то приходящего, но "нужного" сегодня: умного доклада военному чиновнику или политику; исторической справки для разового пользования и т.д.)?
   Вряд ли сегодня можно признать Генеральный штаб мозговым центром вооруженных сил.
  
   См.: Размышления о месте, роли и функциях Генерального штаба
   Свита или опора?   84k   "Статья" История
  
   Это, скорее, пожарная команда, имеющая всегда наготове людей для тушения очередного "ЧП" на местах (примером тому, случай в Челябинском танковом училище с рядовым Андреем Сычевым и много других подобных фактов).
   *
   Не пора ли осознать тот факт, что только те ученые, которые не озабочены соискательством новой ученой степени и звания, не задавлены служебной текучкой и постоянной сменой предмета занятия, не сведенные в так называемые "рабочие группы" или "творческие коллективы", могут творить во благо науке и в интересах истины и боеготовности вооруженных сил.
   *
   Ученый привык работать в уединении, вдали от суеты, находясь в миру своих мыслей и в "плену" научных идей. Его рабочий день не надо нормировать, а самого - привязывать к креслу и требовать систематического отчета. Хороший ученый сам знает направление работы и всегда полон творческих планов. Он готов работать за гроши или вовсе без денег. Но не надо паразитировать на этой слабости подлинного ученого: ему, как и другим, живется голодно и холодно, а потому за его труд надо платить достойно и своевременно, щедро авансируя предстоящие разработки.
   *
   Одно из широчайших полей деятельности ветеранов вооруженных сил находится в военно-учебных заведениях. Это объективно понятно: молодость нуждается в наставничестве, а наставником может быть лишь человек, умудренный опытом.
   Если попытаться определить сферы потребности юношества в наставничестве, обратившись к трудам выдающихся педагогов разных веков и разных стран, то можно выявить их (эти потребности) достаточно ясно и точно:
  
   Во-первых, необходимо помогать ученику познавать самого себя, т.е. помогать ему отыскивать собственный закон жизни. "Самопознание есть первый путь к освобождению - мы должны беспощадно уяснить себе всю власть тщеславия над нашими собственными действиями или попущением"(Ф.Ферстер) {34}. Всякий человек, умеющий заглядывать внутрь самого себя, есть уже готовый курс психологии.(К.Ушинский) {35}.
  
   См.: http://zhurnal.lib.ru/k/kamenew_a_i/pedagogikablagonrawija-2.shtml
  
   Во-вторых, требуется помогать ученику развивать самосознание и чувство собственного достоинства. "...Главное в воспитании нравственного сознания - это пробуждение самосознания, способности справедливо оценивать свои мотивы и поступки... (М.Рубинштейн) {36}. "...Пусть никто не думает, что истинным человеком можно стать, не научившись действовать как человек, т.е. не получившим представления о том, что делает его человеком". (Я.Коменский) {37}.
  
   См.: http://zhurnal.lib.ru/k/kamenew_a_i/pedagogikablagonrawija-3.shtml
  
   В-третьих, следует помогать развивать самостоятельность ученика. "Обладая такой умственной силой, извлекая отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения". (К.Ушинский) {38}.
  
   См.: http://zhurnal.lib.ru/k/kamenew_a_i/pedagogikablagonrawija-4.shtml
  
   В-четвертых, Ученика надо учить пользоваться свободой. "Свобода есть не освобождение от обязанностей и от труда, от работы над собою, а лишь освобождение от всего того, что мешает такой работе". (Ницше). Ницше спрашивает не: от чего ты свободен? а: для чего ты свободен? для какой цели, для какого пути, для какого дела? куда ты идешь, чего ищешь? {39}
  
   См.: http://zhurnal.lib.ru/k/kamenew_a_i/pedagogikablagonrawija-5.shtml
  
   В-пятых, Необходимо вселять уверенность в себе. Каждая победа воли над чем бы то ни было, придает человеку уверенность в собственной нравственной силе, в возможности победить те или другие препятствия.(К.Ушинский) {40}.
   В-шестых, нужно тренировать память. Не умея обращаться с памятью человека, мы утешаем себя мыслью, что дело воспитания - только развить ум, а не наполнить его сведениями; но психология обличает ложь этого утешения, показывая. что самый ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний.(К.Ушинский) {41}
   В-седьмых, необходимо развивать умственные способности. Умственные способности требуют себе пищи, требуют развития...(Д.Писарев) {42}.
   В-восьмых, нужно воспитывать чувства и волю. "Самое легкое занятие может быть невыносимо скучным и самый напряженный умственный труд может быть в высшей степени приятным. Все зависит от того, затрагивает ли этот труд ум и чувство трудящегося человека...(Д.Писарев) {43}.
   В-девятых, следует поощрять развитие жизненной энергии. "Вековой опыт показывает, что личная энергия служит лучшим примером, оказывает самое могущественное воздействие на жизнь и деятельность других людей и является лучшею школою для них. (С.Смайльс) {44}.
  
   См.: http://zhurnal.lib.ru/k/kamenew_a_i/tolkowyjslowarxblagorazumija.shtml
   http://zhurnal.lib.ru/k/kamenew_a_i/pedagogikablagonrawija.shtml
  
   "Вообще юношество нуждается в симпатичном, осторожном и мудром руководстве. Оно стремится постоянно к идеальному, даже в своих увлечениях и преувеличениях, и за осуществление своих стремлений готово жертвовать всем, не исключая жизни. Это нужно помнить и ценить", - писал П. Каптерев {45}.
   Как призывающее и ныне звучат и слова французского философа-гуманиста ХVI века Мишеля Монтеня {46}:
   "Пусть наставник расскажет своему питомцу, что означает: знать и не знать; какова цель познания; что такое храбрость, воздержанность и справедливость; в чем различие между жадностью и честолюбием, рабством и подчинением, распущенностью и свободою; какие признаки позволяют распознавать истинное и устойчивое довольство; до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас в действие и каким образом в нас возникают столь разнообразные побуждения, ибо я полагаю, что рассуждениями, долженствующими в первую очередь питать его ум, должны быть те, которые предназначены внести порядок в его нравы и чувства, научить его познавать самого себя, а также жить и умереть подобающим образом" {47}
   *
   Кроме педагогической деятельности, которая не всем по плечу, да и с точки зрения духовной и психологической энергозатратности не имеет себе равных среди мирных профессий, имеются более "спокойные" сферы приложения ума, опыта и сил ветеранов вооруженных сил.
   Это - научная, методическая, информационная и коммуникативная сфера работы военно-учебного заведения.
   К примеру, педагогическая работа немыслима без постоянного и систематического обновления научных данных, сбора и систематизации информации, поддержания связей с войсками, выпускниками и аналогичными военно-учебными заведениями. У преподавателей, обремененных ежедневными учебными занятиями всегда не хватает для этого и сил и времени. Создание учебников и учебных пособий требует много времени и огромных знаний предмета специализации, психологии и педагогики.
   Жизнь настолько динамична, что традиционное создание (бумажных) учебников неизбежно вытесняется разработкой электронных носителей информации, обладающих массой полезных опций и поистине безграничным объемом накапливаемой информации.
   Иногда вполне достаточно иметь под рукой так называемый навигатор, чтобы без труда ориентироваться в потоке информации, имеющейся в Интернете.
   *
   Модераторы, столь распространенные в виртуальном мире, могут иметь место и в системе военно-учебных заведений. Не претендуя на роль интеллектуального уровня предметный (тематический) модератор мог бы содействовать установлению согласованных и вполне обоснованных точек зрения на разные спорные или дискуссионные вопросы, а внутривузовский модератор способен направить усилия преподавателей разных кафедр к одной цели - повышению качества подготовки специалистов данной квалификации, устраняя тем самым предметную ограниченность и несогласованность педагогов разных кафедр.
   Форумы, организуемые модераторами (тематическими или предметными и внутривузовскими) смогут облегчить общение преподавателей внутри вуза и за его пределами, не стесняясь ни расстоянием, ни затратами и временем.
   *
   По такой же схеме, используя Интернет, можно добиться тесной связи с выпускниками, а через них и с войсками. И это направление всегда важно, так как без так называемой обратной связи военно-учебное заведение не может получить необходимых сведений о результатах и качестве своей работы.
   *
   В лице ветеранов военные комиссариаты могут получить огромную армию добровольных помощников. Ныне эти учреждения сталкиваются не только с трудностью набора в армию здоровых ребят, но и с тем, что немало призывников злоупотребляют спиртным и наркотиками. Пьянство, наркомания, хулиганство, воровство, наплевательское отношение к делу, к собственной и чужой жизни, бродяжничество, беспризорность и безнадзорность, дети, брошенных спившимися матерями и оставленных после рождения в мусорных ящиках, под забором и просто в снегу, - вот плоды нравственной деградации в нашем обществе.
   Кто может помочь оздоровить обстановку в нашем обществе?
   Конечно, этим должно серьезно заниматься государство, как в свое время после гражданской войны этим занимался А.С. Макаренко.
   Как нам сегодня не хватает его опыта. Рано списали его со счетов "демократы" от педагогики. "Не подняться тебе, старик!", - возопил один из них, предав анафеме все, что он делал.
   Иного мнения о воспитательной практике А.С. Макаренко придерживаются на Западе, в частности, в ФРГ. Там, к примеру, над педагогическим наследием этого писателя и практика трудилось несколько научно-исследовательских лабораторий. {48} Да и читавший хоть раз "Педагогическую поэму" А.С. Макаренко поймет, как умен и прозорлив был этот человек, который поднял со "дна" и вернул к полноценной жизни сотни молодых людей, искалеченных духовно и физически в годы революции и гражданской войны.
   *
   Идя по стопам Макаренко, действуя в его духе, многие ветераны вооруженных сил могли бы организовать на местах разного рода полезные дела для бесприютного юношества, под эгидой военкомата и местной власти, будь то занятие военно-прикладными видами спорта, военно-исторические поисковые экспедиции и т.п.
   Сколько можно было бы молодых людей отвратить от пагубных занятий и направить на путь истинный? Скольким ветеранам нашлось бы полезной работы? Как спокойнее стало бы на наших улицах? И как мало бы осталось неприкаянных личностей, слоняющихся из конца в конец и оканчивающих свои дни либо в сточной канаве, либо в тюремной камере.
   *
   И последнее, в числе направлений ветеранской деятельности - забота о себе подобных, но находящихся в состоянии крайней нужды людях.
  
   См.: http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/zacaremsluzhbanepropadet.shtml
   *
   И, в заключение, подчеркнем следующее. Работа с ветеранским корпусом требует оперативности. Согласно закону свертывания функций за ненадобностью, профессиональные навыки имеют свойство со временем стираться. Уже через полгода-год профессионал начинает терять уверенность в себе, а, спустя более позднее время оказывается непригодным для исполнения требуемых служебных функций.
   Социальные законы также налагают свой отпечаток на жизнь ветерана, а бытовая неустроенность, отсутствие важного и полезного дела толкают людей в пьянство и т.п.
   *
   Интересы государства требуют не допускать отхода от активной жизни ветеранов вооруженных сил. А раз так, то надо все делать для того, чтобы они как можно дольше приносили пользу обществу!
   *
   И, наконец, последнее. Те, кому показалось, что речь идет о милитаризации общества, не грех обратиться за разъяснениями к публикации:
  
   Сенат в сапогах   111k   "Статья" История
   О печальных превратностях военной политики Древнего Рима
  

ПРИМЕЧАНИЯ

   1. РАЗНОЧИНЦЫ ("люди разного чина и звания"), в России кон. 18-19 вв. межсословная категория населения, выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. п.), юридически не оформленная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом.
   2.См.: Лесков Н. С. Левша: Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. -- Калининград,, 1981.
   3.Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. - С. 87.
   4.Там же.
   5.Там же. - С.102-103.
   6.Ключевский В.О. Политические портреты. - М., 1991. - с. 125.
   7.Там же. - С. 131.
   8.См.: А. Шопенгауэр Под завесой истины: Сб. произведения. - Симферополь, 1998. - С. 447-448.
   9.Из поэмы "Полтава" (1828-1829) А. С. Пушкина (1799-1837). Так поэт назвал ближайших сподвижников Петра Первого. Это: Апраксины Ф.М. и П.М., Шереметьева Б.П., Головины А.М. и Г.И., графа Брюса В.Я., барона Шафирова П.П., генералов Гордона П. и Боура Р.Х., князя Репнина А.И., Меншикова А.Д., графа Головина Ф.А., Феофана Прокоповича. Современные историки относят к "гнезду" более широкий круг лиц.
   10.Керсновский А. А. История Русской Армии. Ч. I - IV. Белград, 1933-1938. - С. 32.
   11.См.: Глиноецкий Н. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. - СП б., 1882. - С. 347.
   12.енерал-майор Кузмин председательствует Киевским военно-окружным судом, генерал-майор Ризенкампф - Харьковским и генерал-майор Вишневский - Казанским.
   13.См.: Глиноецкий Н. Указ. соч. - С.350
   14.ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА (от средневекового латинского irregularis - неправильный), войска, не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 - нач. 20 вв. - казачьи войска и др.
   15.Приказ по военному ведомству 12 марта 1865 г., N 98.
   16.См.: Глиноецкий Н. Указ. соч. - С. 351
   17.Кодификация -- выражение, употребляемое для обозначения законодательной деятельности, направленной на приведение в известность, упорядочение, систематическое объединение и выражение в виде общего закона права страны в целом его объеме или важнейших частях. Результатом этой деятельности и являются кодексы, уложения, своды законов и т. д.
   18.См.: Глиноецкий Н. Указ. соч. - С.352.
   19.Западный край -- губернии Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская, Подольская, Волынская и Киевская; преимущественно под Западный край краем разумеют первые 6 северо-западных губерний.
   20.См.: Глиноецкий Н. Указ. соч. - С.354-355.
   21.В 250-300 верстах юго-восточнее озера Балхаш за русской границей 1871 г. начиналась Кашгария или, как ее называли в России, Восточный Туркестан. Примерно в 200 верстах от нее находилась граница британской Индии. Кашгария представляла собой неправильный четырехугольник площадью 751 600 квадратных верст, с наибольшим протяжением по длине 1500 верст и по ширине 700 верст. Область была заселена в основном мусульманами. Кашгария периодически то попадала, то выходила из-под власти Поднебесной империи. - См.: Широкорад А. Б. Россия -- Англия: неизвестная война, 1857-1907 /А. Б. Широкорад. -- М: ООО "Издательство ACT", 2003. -- С.107.
   22.См.: Глиноецкий Н. Указ. соч. - С. 356.
   23.См.: Снесарев А.Е. Введение в военную географию. Письма из Индии и Средней Азии. - М., 2006.
   24.Там же. - С.357.
   25.Столетие Военного министерства. 1802 - 1902. т. Х, ч.III . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. Н. А. Соколов. - СП б., 1914.
   26.Этот том подробно излагал тогдашнюю организацию всех русских военно-учебных заведений.
   27.Столетие Военного министерства. 1802 - 1902. т. Х, ч.III . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. Н. А. Соколов. - СП б., 1914.
   28.Меньшиков М. Офицерский корпус. Меньшиков М. О. Письма к ближним. - СП б., 1910. - С. 844.
   29.См.: Ильин И.А. Идея ранга. - В кн.: Ильин И.А. О грядущей России. - М., б.г. - С.70 - 76.
   30.Там же. - С.72.
   31.Там же. - С.73.
   32.Там же.
   33.Там же. - С.75.
   34.Ферстер Ф.В. Школа и характер: Морально-педагогические проблемы школьной жизни. - СП б., 1914 -С.96.
   35.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. - Т.1. - М.: Учпедгиз, 1954. - С.147.
   36.Рубинштейн М.М. Нравственный характер и пути его воспитания. // Вестник воспитания. - 1913 .- N2.- С.25-26.
   37.Коменский Я.А.Великая дидактика. - Цит. по: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. -С.85.
   38.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. - Т.2. - М.: Учпедгиз, 1954. - С.234.
   39.Цит.: Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. - М., 1911. - С.175.
   40.Ушинский К.Д. Пед. соч. - т.8. - С.316.
   41.Там же. - С.38.
   42.Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. - М.: Учпедгиз, 1938. - С.95.
   43.Там же. - С.278.
   44.Смайльс С. Саморазвитие (самодеятельность) умственное, нравственное и практическое. Изд. 2-е. - СП б., 1901. - С.15.
   45.Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1982. - С.12-13.
   46.Монтень (Montaigne) Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист, автор книги-эссе "Опыты" (1580-88).
   47.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. с.74-75.
   48.См.: Яркина Т. Ф. О некоторых советологических исследованиях в педагогике ФРГ (Критический анализ буржуазного макаренковедения). - В кн.: Критика современных буржуазных концепций обучения и воспитания: Сб. научн. трудов /Под ред. З. А. Мальковой и Б. Л. Вульфсона. - М., 1977. - С. 14 - 24.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010