Есть у А.И. Куприна повесть под названием "Поединок", в которой главным героем является подпоручик Ромашов.
У Куприна - он герой потому, что Обличитель "военщины".
На самом деле - он неудачник, невежда, безвольный и ни на что не способный человечишко.
Не добившись в гражданской жизни успеха, он решил попытать счастья в армии, но ни знаний, ни характера, ни энергии, да и нравственности у него не было, чтобы влиять на солдата и верно строить собственную жизнь.
Да и солдату нашему не по душе эти штатские подпоручики.
Не любят они тех, кто в военном деле ничего не смыслит и ничего не умеет.
*
Но Ромашов - это не просто ни на что негодная личность, это - зло, пагубно влияющее на армейский организм.
Он не только сам в постоянной депрессии, но свой негативизм обращает во вред военному делу.
В своей вечной тоске он восклицает:
- Бросить все, уйти?...
- Господа Ромашовы уходите!
- Какой из вас к черту офицер? Так междометие какое-то, - так сказал капитан Слива. - Уходите! Уходите, возможно, скорее из среды, в которую вы попали по недоразумению! Вы вред, вы язва армии, растлевающая ее, унижающие звание офицера!...
*
В артиллерийском полку мне пришлось столкнуться с целой группой таких "Ромашовых".
То были офицеры запаса, окончившие гражданские вузы и получившие военную подготовку на военных кафедрах этих учебных заведений.
*
Чтобы внести ясность в рассматриваемый вопрос, следует отметить, что привлечение в войска выпускников гражданских учебных заведений - это совершенно верная практика.
Со времен Петра Великого, все наиболее грамотные и зрелых молодые люди России привлекались для военного дела.
Выпускники Московского университета с момента его образования (1755 г.) рассматривались как потенциальные офицеры, а лицеистам Царскосельского лицея, основанного в 1811 г., читались курсы по некоторым разделам военных наук: артиллерии, фортификации, морскому делу.
Кроме того, военные кадры готовили Институт инженеров путей сообщения, Горный и Лесной институты.
На основании Закона о всеобщей воинской повинности (1874 г.) студентам гражданских вузов представлялась отсрочка от призыва:
Физически здоровые и политически благонадежные выпускники высших учебных заведений имели право на льготных условиях поступать в военные училища, а также в военные академии. Для остальных, подлежащих призыву, устанавливались сокращенные сроки военной службы: 6 месяцев на действительной службе и 14,5 лет в запасе.
Устав о воинской повинности предоставлял возможность поступать на военную службу в качестве вольноопределяющихся. Вольноопределяющиеся, добровольно поступившие на военную службу после получения высшего образования, проходили службу на льготных условиях сроком один год, проживали в отдельных помещениях казарм или на частных квартирах. Через 3 месяца службы в армии в качестве нижних чинов вольноопределяющиеся с высшим образованием могли производиться в офицеры после сдачи квалификационных экзаменов и прохождения полноценного лагерного сбора.
В то же время, царское и советское правительство были непоследовательны в решении вопроса об офицерах запаса.
В годы первой мировой войны, когда в первый год (1914) из строя было выведено почти 80% кадрового офицерского состава, военное ведомство столкнулось с острой нехваткой офицеров. В войска были брошены тысячи студентов: "достойных и способных" направляли на краткосрочное обучение (4-8 месяцев) в военные училища, после чего они обретали первый офицерский чин прапорщика; менее "достойные" определялись в войска унтер-офицерами; совсем "недостойные" - рядовыми.
К осени 1917 г. кадровые военные офицеры составляли 4% всего офицерского корпуса русской армии, а остальные 96% являлись офицерами военного времени.
*
Советское время резко отличается во взглядах на подготовку офицеров запаса из числа студентов гражданских вузов.
Так, М.В. Фрунзе (1925 г.) рекомендовал наркому Луначарскому повернуть народное образование к вопросам военного обучения, используя опыт Армерики. Наркомпрос, в свою очередь, советовал Наркому Фрунзе взять на себя задачи воспитания, с которыми не могла справиться семья и школа.
Как бы там ни было, но система Всевобуча милитаризировала общеобразовательную и высшую школу, о чем М.Н. Тухачевский писал так:
"Предполагается милитаризация гражданских учебных заведений, при которой учащиеся во всякой школе будут отдавать некоторое количество часов военным предметам. Таким путем мы откроем себе широкую дорогу не только в деле быстрой подготовки рядового красноармейца, но и в ответственейшем деле выработки хорошего командного состава".
*
Нам нет особой необходимости детально рассматривать все перипетии, связанные с привлечением к военному делу студентов гражданских вузов.
Отметим лишь, что в годы Великой Отечественной войны вновь возникла проблема нехватки офицерских кадров.
И вновь, как в годы первой мировой войны, кадровые офицеры были в большинстве своем выбиты из строя, а на их место заступили офицеры запаса из числа выпускников гражданских вузов.
Обстановка того (военного) времени, а также система воспитания советских людей способствовали тому, что подавляющее большинство этих лиц проявили себя самым лучшим образом.
Несмотря на то, что в условиях гражданского вуза можно было обеспечить всего лишь одиночную (строевую и стрелковую) подготовку студента, дать всего лишь начатки тактических знаний и умений, они без должной командирской подготовки смогли быстро адаптироваться к условиям войны и боя и, спустя некоторое время стать вполне сносными командирами и начальниками подчиненных.
Этому, безусловно, способствовали: во-первых, старшие боевые офицеры, подающие практический пример боевого искусства; во-вторых, военная опасность, заставляющая без устали работать над собой; в-третьих, высокая цена ошибки в бою, за которую нужно было платить либо собственной кровью, либо свободой и прочими достояниями личности (совестью, честью, статусом и рангом и т.п.).
*
Опыт двух крупных войн (1-ой и 2-ой мировой) показал, что военно-учебные заведения могут дать лишь кадр подготовленных офицеров.
Этот кадр призван стать элитой офицерского корпуса.
Элитарность этого слоя состоит не в особом положении, а в качественных характеристиках.
Это - прежде всего, самые преданные профессии люди.
Это - высочайшего класса военные специалисты.
Это - лидеры, способные вести за собой массу рядового офицерства.
Это - пример чести, долга, достоинства.
Это - сподвижники и апостолы боевого искусства.
*
Этот же исторический опыт показал, что интересы обороноспособности требуют создание офицерского резерва из числа наиболее подготовленной и развитой части общества, обладающей высокой степенью интеллектуальности, воли и нравственности.
Заметим: вооруженные силы нуждаются в разных специалистах, среди которых есть категория офицерства и есть люди, не носящие офицерских погон.
Отметим и разницу: офицер - это командир, т.е. лицо, связанное с боем и боевым делом. Ему обязательно надо быть и умным и волевым человеком, способным руководить массой воинов в сложной боевой обстановке.
Военспец - это человек, который служит интересам военного дела, боевой готовности, но сам не принимает непосредственного участия в боевых действиях. Ему не обязательно быть волевой личностью и уметь вести в бой личный состав. Предмет его интереса другой - к примеру, техника, оружие, обмундирование, продовольствие, военная инженерия, медицина и т.п.
Он должен уметь прекрасно делать свое дело применительно к потребностям военной обстановки, военного быта и военной среды.
Все его военное образование концентрируется вокруг предмета его специализации и его должен волновать лишь один вопрос: "как лучше обеспечить то, что мне поручено сделать, в данном конкретном месте, в данной обстановке и в данных условиях". А вот исходные параметры для этого вопроса задает соответствующий командир.
Точно также поступает, к примеру, заказчик обуви. Он говорит обувщику, какая модель ему нужна, какой прочности, из чего она должна быть сделана и к какому сроку нужно исполнить заказ.
*
Не понимая того факта, что вооруженным силам нужны две категории (офицеры и военспецы), правительство, включая Минобороны, всю потребность в кадрах определяет, как необходимость иметь такое-то количество офицеров.
Это неправильно.
Вооруженные силы нуждаются в офицерах.
Но армии и флоту не нужны Ромашовы.
Армии и флоту в качестве офицеров не нужны умные, но безвольные лица. Это - не офицеры.
Вооруженные силы нуждаются в военных специалистах.
Но это всего лишь специалисты, но не офицеры.
Они нужны для того, чтобы делать свою работу в интересах боевой готовности.
Зачем же на них одевать погоны и мешать с теми, кто занимается боевым делом непосредственно?
Зачем нужны военные дирижеры в звании генерал-майора?
Кому нужны военные ученые и конструкторы в звании генерал-лейтенанта?
Отличие последних не в погонах, а в открытиях и изобретениях...
*
Если мы, наконец-то поймем это различие и откажемся от соблазна налагать офицерские погоны на плечи крикливого политика и заслуженного ученого, то тогда офицерские погоны будут носить только боевые офицеры.
И каждому гражданину станет предельно ясно, что человек с погонами - это боевой офицер, а не штатский подпоручик Ромашов...
***
На примере артиллерийского полка, в те далекие 80-е годы, мне пришлось увидеть, какой вред офицерскому корпусу могут нанести всего лишь какие-то 20 человек, одетые в форму с офицерскими погонами.
Да простят меня те честные и порядочные выпускники гражданских учебных заведений, которые честно исполнили свой долг перед страной, получив предписание служить в войсках после окончания гражданского вуза.
Полку, видимо, в этом отношении не повезло.
Среди двадцати вновь прибывших в полк "двухгодишников" было всего двое, кои, хотя и с трудом включились в жизнь части.
Остальные, с первого дня пребывания в полку заявили о себе пьянками и полным отсутствие интереса к делам службы.
Получив денежное довольствие, они тотчас его пропивали и исчезали на несколько дней из полка. Никто не знал, где они. Появившись через несколько дней только для того, чтобы отметиться на службе и не попасть в разряд дезертиров, они опять исчезали из части. Ни разговоры, ни уговоры, ни призывы к совести на них не действовали.
Глухие ко всему, они были неравнодушны только к одному - денежному содержанию. 13-е число каждого месяца был для них день присутственный.
Они умудрялись получать денежное довольствие раньше кадровых офицеров, заслуживших плату за свой нелегкий труд.
*
Вряд ли можно принять во внимание попытку оправдать такое поведение "двухгодишников" тем, что они насильственно были принуждены к службе.
Человек порядочный никогда не станет кое-как исполнять порученное дело, даже если оно ему не по душе.
Это была просто плеяда порочных, непорядочных и низких людей, которые могли воздать своей родине только подлостью за то, что получили возможность за счет государства получить высшее образование.
*
Солдаты и сержанты, конечно же, сразу поняли эту категорию лиц и дали им соответствующее звание: "двухгодюшники".
Справедливое и честное их звание...
Но как было объяснить горожанам и сельчанам, которые, видя офицера в непотребном виде, с горечью восклицали: "Вот это офицер!"
*
В Минобороны есть планы по закрытию военных кафедр в гражданских вузах.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023