ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Вред неправильных цензов для желающих быть офицерами

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:


Вред неправильных цензов для желающих быть офицерами

Пригоровский

Источники комплектования офицеров в России - Нехватка офицеров "по призванию" - Чем плох офицер "по принуждению" - Роль патриотизма в военном деле - Мы избрали не те мерила при отборе в офицеры. - Иное положение дел в Германии - Нам нужны офицеры по призванию и патриоты

  
   Офицерский состав нашей армии комплектуется из: 1)молодых людей, кончивших специальные средние учебные заведения; 2)вольноопределяющихся, командируемых в училища из частей войск и 3)молодых людей, поступающих в училища со стороны, по конкурсу.
   Наблюдая долгие годы эту молодежь, вращаясь среди нее, вслушиваясь в горячие разговоры и споры, я к великому горю убедился, что офицеров "по призванию" у нас самый ничтожный процент. Остальные попали на этот путь или потому, что не поладили с науками и начальством в средних учебных заведениях, или потому, что были отданы в детских годах родителями в корпуса или, наконец, потому, что убоялись долгих годов нужды и лишений при жизненной борьбе на гражданском поприще.
   Университет и прочие высшие учебные заведения дают образование, но не все и не всегда дают службу, а стало быть хотя какое-нибудь обеспечение, а военное училище мало того, что содержит и обучает, но и по окончании сейчас же предоставляет службу с довольно приличным содержанием.
   Такие преимущества, казалось, должны были бы повлиять в том смысле, чтобы молодые люди, попавшие в офицеры, служили бы от сердца... на самом же деле они служат только в силу необходимости заработка куска хлеба, в силу боязни остаться на улице.
   Военная служба для таких не призвание, не смысл жизни, не достижение идеи, а лишь досадная необходимость, от которой при малейшем удобном случае считают долгом отделаться и расстаются без малейшего сожаления.
   Молодой человек, попавший в силу "необходимости" на военную службу, охотно пользуется всеми удобствами и лаврами, но крайне недоволен, когда ему приходится действительно служить, а не быть тем, кого во Франции называют презрительно "trainneur de sabre".
   В виду того, что почти половина контингента офицеров у нас служит в силу необходимости, люди действительно желающие служить для и ради службы считаются чудаками, беспокойными людьми, желающими угодить начальству и выдвинуться.
   Между тем, это вовсе не желание продвинуться, а прямо-таки инстинктивная жажда деятельности.
   Как было бы хорошо, если бы у нас было побольше таких, в коих горел бы огонь вдохновения, которые были бы выше рутины, выше посредственности, канцелярщины.
   Может быть тогда скорее армия сошла бы с мертвой точки, на которой стоит в настоящее время и действительно стала бы мощным сознательным организмом, а не бездушным механизмом, автоматически передвигающимся при нажиме пружинки.
   А между тем, конечно, существует такая сила, которая способна сплотить всю армию воедино, в один мощный организм.
   Эта сила... любовь к родине, патриотизм.
   Сколько бы ни смеялись над этим, какие бы выступления не делала левая печать против этого чувства... оно пока еще живет в армии и будет жить, на зло всем темным силам государства.
   У нас слишком мало обращают внимания на развитие патриотизма в армии и в народе.
   В народе -- это дело народных учителей и духовенства, а в армии -- дело офицерского корпуса.
   Для того же, чтобы внушать солдатам идеи патриотизма, надо самим проникнуться им настолько, чтобы эти идеи были выражением нашего внутреннего "я".
   Это только возможно тогда, когда в службе видишь не одну неприятную необходимость из-за куска хлеба, а высший нравственный долг.
   Для этого требуется или полное перерождение в духе и смысле патриотизма или... оставление службы и предоставление места другим, более способным воспринять идею любви к родине.
   Вся ошибка наша состоит в том, что широко открыв двери для желающих поступить в армию, мы установили мерилом приема в полки только научную подготовку и упустили из вида, что дух корпоративности и идеи патриотизма не добываются изучением латинского языка и алгебры, а даются воспитанием.
   Что важнее для государства: чтобы молодой человек, поступивший в армию, умел решать уравнения с 2-мя неизвестными или чтобы он был предан родине до последней капли крови, каждым своим дыханием, каждой своей мыслью. Разве нас воспитывают в училищах в духе патриотизма? Разве при приеме нас на военную службу интересуются вопросом: любим ли мы родину и хотим ли мы от сердца служить ей?
   Вовсе нет. Если у нас в руках имеется бумажка, позволяющая выступить на конкурсе и если мы в достаточной степени начинены научным багажом, установленными программами, то и слава Богу.
   А если молодой человек, проявивший самые блестящие знания в науках, в то же время окажется круглым невеждою по части любви к родине, то это никого не беспокоит и не волнует. У нас и патриотизм подвели под 12-ти бальную систему. Если человек не бегает с револьвером по улицам и не производит экспроприации -- он благонамеренный. У нас все свели к формалистике и нумерации. Результатом этого и появились "офицеры по необходимости". У наших соседей -- немцев это дело поставлено совсем по-другому.
   Позволю себе привести отрывок, сильно освещающий постановку этого вопроса в Германии.
   В Германии молодой человек, желающий быть офицером, представляется отцом командиру полка, который в выборе своего офицерского состава имеет свободные руки. Необходимое образование соответствует 6 -- 7 классам русских гимназий.
   Впрочем, на образованность и интеллигентность обращается не особенно большое внимание, зато аспирант по происхождению, воспитанию и направлению и мыслей..., должен представлять гарантии к тому, что он будет достойным членом офицерского корпуса...
   Обращается внимание на то, чтобы аспирант в качестве взводного унтер-офицера прошел со своими людьми все невзгоды, чтобы он сохранил личное отношение к части и не впал бы в дальнейшем в холодное и чуждое отношение к ним...
   Потом он командируется в чине прапорщика на девятимесячный курс в одно из военных училищ. Окончательные испытания производятся перед комиссией из Берлина, стоящей совсем в стороне от всех военных училищ.
   Но для производства остается еще одно условие: офицеры полка должны заявить, что аспирант достоин быть принятым в их среду.
   Только тогда он производится в подпоручики.
   В Германии не берут экзаменационного свидетельства в руки и не говорят: "хорошо, этот молодой человек имеет хорошие баллы, он должен сделаться офицером".
   Там прежде всего обращают внимание на рыцарский дух, коим проникнут аспирант и на усвоение идей "самурайской" касты.
   В смысле воспитания офицерского состава и Германия, и Япония имеют громадное преимущество перед нами именно в силу патриотичности своих офицеров.
   Я этим не хочу сказать, что наши офицеры не патриоты -- вовсе нет.
   Но они патриоты-самородки.
   Их никто не учил, никто не развивал в них чувства патриотизма и они сохранили лишь то, что таилось внутри их бессознательно.
   В Германии и Японии, прежде всего, от офицера требуется любовь к родине и искреннее желание служить ей, а у нас... свидетельство об окончании 6 классов гимназии или другого учебного заведения. В этом громадная разница, так как офицер, наученный патриотизму (если так можно выразиться), сочтет своим долгом преподать его и подчиненным, а офицер-патриот -- самородок даже и подозревать не будет о необходимости внушения любви к родине нижним чинам.
   Поэтому-то у нас патриотизм в общей массе населения понимается, как любовь к тому клочку земли, где человек родился, а не вообще ко всей России. <...>
   Вопрос о более рациональной постановке и внедрении идей патриотизма должен быть краеугольным камнем в деле воспитания народа и армии и только тогда могут исчезнуть с нашего горизонта "офицеры по необходимости", а будут все "по призванию".
  

Пригоровский.

"Офицеры по необходимости"//

Разведчик. -- 1912. N 4 (304).

  -- С.52 -- 53.
  
  
  
   Журнал для чтения кадетов   15k   Годы событий: 1836. "Фрагмент" История
   Полезный исторический опыт.

   Наставление господам пехотным офицерам   12k   Годы событий: 1812. "Фрагмент" История. Поучительный исторический документ
  
   Воинственность   25k   "Фрагмент" История Информация к размышлению...
  
   Общество вычищенных сапог   15k   Годы событий: 1991-93. "Фрагмент" Мемуары
   Как сохранить "мозги" с пользой для военного дела, или призыв к мыслящим и умеющим!
  
   Сбылась мечта идиота   11k   Годы событий: 1991. "Фрагмент" Мемуары
   "Великую цивилизацию невозможно завоевать извне до тех пор, пока она не разрушит себя изнутри"...
  
   Новая Голгофа?   16k   Годы событий: 1991. "Фрагмент" Мемуары Жертвенность уместна во благо Отечества, но вредна, когда гибнут за интересы разрушителей государственности
  
   Заговор верхов   10k   Годы событий: 1991. "Фрагмент" Мемуары
   Властолюбие - великое зло, начало вероломства и подлости
  
   Горячий 1991-й   10k   Годы событий: 1991. "Фрагмент" Мемуары
   Бунт на корабле, как известно, начинается с кают-компании, а бунтуют, как правило, самые сытые...
  
   Иду на вы!   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Ложная скромность не украшает человека
  
   Не в Сердюкове дело!   10k   Годы событий: 2008. "Статья"
   Кому нужен очередной "козел ... отпущения"?
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010