ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Проблемы полка

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение


  

А.И. Каменев

Проблемы полковой жизни

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
   Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
   Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
   О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
   А Ларчик просто открывался.
   Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
   Голь на выдумки хитра
   Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Мой гарнизон - моя крепость?
   В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Риск - благородное дело
   В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
   Практические заметки из служебного опыта
   Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
   О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
   Тату   34k     "Фрагмент" Мемуары
   Начало пути вечного узника
  
  
  
   Проблема как противоречие, требующее своего разрешения, - явление постоянное и повсеместное.
   Если жизнь идет вперед, а тот, кто шагает по жизни, отстает от требований современности, то возникает противоречие, которое требует одного из двух: либо возвыситься до тех требований, либо проигнорировать их и, следовательно, окончательно отстать от тех, кто принимает вызов реальности.
   *
   Есть, правда, обманный путь, по которому идут те, которые хотят, не меняясь кардинально, но, подправив одну-две покосившиеся опоры, выглядеть по-современному.
   В конце концов, обман вскрывается и противоречие, бывшее до этого, не столь большим, грозит стать вопиющим, вызывающим или антагонистическим, которое устранить либо не представляется возможности, либо для этого потребуются капитальные (кардинальные) решения.
   *
   Как это не печально, но в наших вооруженных силах, как правило, занимались и по-прежнему занимаются косметическим ремонтом, пытаясь придать старому зданию новый наружный вид, не заботясь о серьезном изменении положении дел в военном деле.
   *
   Несмотря на то, что со времени моей полковой службы прошло почти сорок лет, проблемы, которые имелись в артполку, не исчезли и по сей день.

Проблема первая

  
   Артиллерийский полк, как и всякая воинская часть того времени, скорее напоминал военно-хозяйственную организацию, которая время от времени занималась боевой подготовкой.
   Из всей системы учебных занятий безупречно были поставлены только политические занятия, которые почти никогда не срывались и за проведение которых строго взыскивали со всех должностных лиц.
   Конечно, содержание таких занятий было в высокой степени идеологизировано и концентрировалось вокруг истории КПСС, ленинского идейного наследия, текущих решений партии и некоторых "железобетонных тем": символика СССР, Закон о воинской службе, высшее политическое и военное командование и т.п.
   Критикуя формализм и казенщину в политической подготовке солдат того времени, тем не менее, отмечу, что значение настоящей политической учебы современного солдата возросло многократно.
   Нынешний солдат (а офицер, тем более) должен быть не только прекрасно информирован о политической ситуации в стране и отношениях России с другими государствами, но и быть политически культурным и воспитанным человеком.
   В его сознании должны четко и ясно отпечататься несколько мыслей. К примеру:
  
   "Армия вне партий, армия вне политики, она за закон".
   "Вовлекать армию в политику - преступление. Она не должна принимать участия во внутренней политической борьбе своей страны; она громадная сила и мощь народа, она слишком грозна, чтобы примкнуть к той или другой партии".
   "Армия не борется с убеждениями и взглядами. Она за закон и действует против беззакония. Во всех случаях армия должна прекратить насилие, охранить законный порядок, общественную безопасность и не допустить нелегальных, незаконных средств политической борьбы. Только под ее внепартийной охраной могут вырабатываться мирным путем и без кровопролитий спасительные и обновляющие реформы. В этом ее великое служение Родине".
   "Каждый гражданин, отбывая короткий срок воинской повинности, вступает в ряды армии. Он временно оставляет свою прошлую жизнь, свои политические взгляды и убеждения. Он должен свято и твердо верить, что в этой новой обстановке, его служение благу страны заключается во внепартийности, поддержке закона и порядка. Окончив короткую службу, отслужив родине как воин, он снова возвращается к старой жизни и тут снова может приносить пользу стране и народу своими убеждениями".
  
   Именно эти и сопутствующие им взгляды должны прививаться воинам в тиши казарменных бесед.
   *
   Тема, которую я лишь затронул, нуждается в дальнейшем развитии, но не в данной публикации...
   *
   Во времена моей полковой службы положение дел с боевой подготовкой было далекое от идеала.
   После политической подготовки солдаты вместо автомата и артиллерийских приборов брали в руки лопаты и шли что-либо строить.
   Боевой учебой занимались лишь накануне весенней или осенней проверки, да перед инспекторскими смотрами, крупными учениями и т.п.
   *
   Никакой исторический урок нам был не впрок.
   *
   Так, в преддверии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. политическое руководство СССР еще в советско-финской войне 1938-1940 гг. обнаружило серьезные недостатки в подготов­ке наших войск и командного состава.
   Недостатки проявились в использовании боевой техники, организации взаимодействия родов войск в бою, оперативно-тактической подготовке комсос­тава. Многие командиры, особенно в ротном звене, не имели твердых навыков в управлении подразделением, действовали порой недостаточно самостоятельно, без должной инициативы.
   Нарком Ворошилов, любимец Сталина и известный приверженец очковтирательства, был снят с занимаемого поста и вместо него на этот пост был поставлен С.Т. Тимошенко. Вызванному на заседание Политбюро Тимошенко Сталин сказал:
  
   "Война с финнами показала слабость в подготовке ко­мандных кадров и резкое снижение дисциплины в войсках. Все это произошло при товарище Ворошилове. И теперь ему будет трудно в короткие сроки выправить эти крупные вопро­сы. А время нас поджимает: в Европе Гитлер развязал войну. Политбюро решило заменить товарища Ворошилова другим лицом и остановилось на вас".
  
   Тимошенко стал отказываться, ссылаясь на то, что у не­го нет нужных знаний и государственной мудрости для рабо­ты на таком высоком и ответственном посту. Говорил он и о том, что он едва ли достоин заменить товарища Ворошилова, которого не только армия, но и весь народ хорошо знает и любит.
  
   "Все это верно, - сказал Сталин. - Но народ не знает, что у товарища Ворошилова не хватает твердости. А сейчас твер­дость особенно нужна во всем. У вас она есть. Беритесь преж­де всего за дисциплину и подготовку кадров. А насчет госу­дарственной мудрости - это дело наживное. Где нужно - мы вам поможем".
  
   Известный писатель В. Карпов стал свидетелем того, как подобная "твердость" проводилась в жизнь в воспитании и обучении курсантов.
   Об этом он говорит следующее:
  
   "Я в те годы уже служил в Красной Армии - в сентябре 1939 года поступил в Ташкентское пехотное училище имени Ленина. Хорошо помню те изменения, которые произошли в боевой подготовке после издания этого приказа (Имеется в виду приказ НКО на лето 1940 г.).
   Армейская жизнь с ее регламентированным порядком во всем всегда бы­ла нелегкой, и после издания этого приказа в армии начались такие трудности, вспоминая которые сегодня, я думаю: как же мы все это могли выносить? Приказ Тимошенко не только вы­полнялся от буквы до буквы, но строгие контролеры и прове­ряющие при выезде в части беспощадно наказывали команди­ров, которые, как им казалось, в чем-то недовыполняли требо­вания наркома. И командиры, как это часто бывает в армии, опасаясь за свою репутацию, в чем-то и за свою карьеру, настолько повышали требовательность, что она порой стано­вилась просто невыносимой.
   Принцип учить на трудностях выполнялся в максимально усложненных условиях.
   Как только начинался дождь, немедлен­но объявлялась боевая тревога и нас выводили в поле на уче­ние. И под дождем, в грязи, без горячей пищи, на концентратах, которые нам выдавали, мы проводили несколько суток. Копали траншеи в ограниченные сроки, была жесточайшая норма време­ни, за которую надо было отрыть окоп полного профиля. Затем эту оборону оставляли и совершали продолжительные марши. Я участвовал даже в стокилометровом марше, это была настоящая пытка. Как известно по уставу, суточный переход не должен превышать 40-45 километров. Нетрудно представить, что значит совершить за сутки стокилометровый марш в условиях средне­азиатской жары, под палящим солнцем, когда и обычный-то марш дается очень тяжело.
   Дисциплина была доведена до крайней педантичности, за опоздание из увольнения на 15 - 20 минут красноармейцев отда­вали под суд.
   Помню, однажды на учениях двое курсантов из нашего училища, утомленные до изнеможения, сорвали по веточ­ке винограда... Тут же, через час, состоялось заседание три­бунала...
   Курсантам дали по шесть лет".
   *
   Безусловно, я располагаю и другими сведения ми и фактами, говорящими о том, что наше политическое и военное руководство глухо к урокам войны и военных действий.
   *
   Но не время и не место приводить эти сведения в качестве правоты доказательства того факта, что наши вооруженные силы до сих пор страдают существенным изъяном, а именно - они только на бумаге значатся боевыми единицами, а на самом деле - это военно-строительные отряды, которые что-то строят, благоустраивают, убирают и выполняют массу того, что к боевой подготовке никакого отношения не имеет.
   *
   Итак, проблема первая состоит в том, чтобы превратить наши военно-строительные организации в боевые единицы.
   Прошу заметить: речь идет не о тех военно-строительных отрядах, которые были предназначены для строительства военных объектов, а о тех полках, батальонах, которые, по сути дела занимаются самообеспечением, благоустройством военных городков и т.п., но не ведут систематической боевой подготовки.
   *
   В рамках этой проблемы требуется сделать многое:
  
   во-первых, переложить все хозяйственные дела на плечи нестроевиков и иных (гражданских) лиц;
   во-вторых, боевую учебу поставить во главу деятельности всех должностных лиц полка, освободив строевых офицеров от гарнизонной и караульной службы (так называемые "дежуранты" вполне могли бы руководить и действиями суточного наряда, и исполнением всего, что положено по распорядку дня);
   в-третьих, свести к минимуму всю плацпарадную подготовку, а основу боевого мастерства ковать в поле, на местности, в условиях, приближенных к боевым;
   в-четвертых, следует серьезно поднять уровень боевой квалификации офицерского состава, основываясь на историческом опыте боевого искусства, знании национальной психологии и уроках всех ближайших войн и военных конфликтов.
   В-пятых, необходимо пересмотреть критерии оценки профессиональной деятельности офицеров, поставив в центр этой оценки умение учить войска тому, что необходимо для победы в бою...
  
   Продолжение следует...

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010