ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Самое бесправное сословие

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    За бедного гусара замолвим словечко


Проблемы полковой жизни

Проблема вторая - молодые офицеры

  

А.И. Каменев

Самое бесправное сословие

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
   Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
   Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
   Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
   О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
   А Ларчик просто открывался.
   Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
   Голь на выдумки хитра
   Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Мой гарнизон - моя крепость?
   В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Риск - благородное дело
   В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
   Практические заметки из служебного опыта
   Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
   О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
   Тату   34k     "Фрагмент" Мемуары
   Начало пути вечного узника
  
  
  
   Так уж устроена жизнь, что ее деление на периоды предопределяет не только содержание последующего этапа, но и, безусловно, является следствием того, что было на предыдущем этапе.
   Так, в возрасте 2-х - 5-ти лет идет многогранное познание мира, становление самосознания и, если, по какой-то причине ребенок в этом возрасте выпадает из сферы человеческого общения, то никакое запоздавшее воспитание и образование не сможет восполнить потерю того времени.
   Самый яркий пример - история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Амала почти сразу же умерла, а Камала, достигнув 15-летнего возраста, по уровню своего интеллектуального и духовного развития не превзошла трехлетнего ребенка.
   Не наследственность, как принято считать, а среда (в самом ее широком смысле слова) является решающей в развитии человека.
   *
   В подростковом возрасте главным является становление характера и воли.
   И здесь главным является тоже фактор среды - потребность шлифовать характер и стремление проявлять волю.
   Самым важным в этом периоде является волевой поступок.
   Волевой поступок, в свою очередь, требует наличия трудности, препятствия либо опасности, которые необходимо преодолеть.
   Когда мы говорим о волевом поступке, то вовсе не имеем в виду выдающиеся, героические действия. Речь идет о преодолении силы инерции, лени, привычки, а также боязни, страха и т.п.
   Прав был выдающийся педагог А.С. Макаренко, который не делал акцента на том, в чем именно проявится разумная воля (в поступке ли, открытом взгляде, в мимике или пантомимике). Главное - это адекватные обстановке действия, связанные с преодолением тех или иных препятствий (физических, моральных, психологических) и мобилизацией на это своих внутренних ресурсов.
   В качестве яркого примера проявления воли и характера следует привести Наполеона. Будучи кадетом престижного военного училища в Бриене (в 150 верстах от Парижа), он было подвергся гонению и притеснению со стороны старших товарищей.
   Однажды, после очередной насмешки, этот слабосильный, низкорослый и дичившийся всех ребенок, бросился на них с кулаками, как бешенный, не считая их числа.
   Наполеону тогда досталось, но впоследствии никто уже не пытался обидеть или оскорбить этого ребенка.
   А вскоре его ум и талант стали общепризнанными и снискали уважение и товарищей, и учителей...
   *
   В юношеском возрасте происходит самоутверждение в среде сверстников.
   Как известно, в основе самоутверждения лежат, по меньшей мере, два основания: самовосприятие (верное или ложное) и личное достоинство (т.е. преимущество, выделяющее нас среди других людей).
   Именно здесь, как правило, случаются личные трагедии в силу того, что акт самоутверждения не соответствует какому-либо объективному основанию: либо самовосприятие и самооценка является необъективной, либо за личное достоинство принимается то, что в среде нормальных людей расценивается как шутовство, дерзость, непорядочность, хамство и т.п.
   Екатерина Великая может являть нам пример достойного самоутверждения.
   По словам В.О. Ключевского, "Екатерина явилась в Россию со значительной подготовкой ко всяким житейским невзгодам. В ранней молодости она многое видела... Все это помогло ей собрать обильный запас наблюдений и опытов, развило в ней житейскую сноровку, привычку распознавать людей, будило размышление...
   В детстве ей твердили, и она сама знала с семи лет, что она некрасива, даже совсем дурнушка, но знала и то, что она очень умна. Поэтому недочеты наружности предстояло восполнить усиленной разработкой духовных качеств. Цель, с какой она ехала в Россию, дала своеобразное направление этой работе. Она решила, что для осуществления честолюбивой мечты, глубоко запавшей ей в душу, ей необходимо всем нравиться... Для этого она не щадила ни своего ума, ни сердца, пуская в оборот все средства от искренней привязанности до простой угодливости.
   Задача облегчалась тем, что она хотела нравиться надобным людям независимо как от их достоинств, так и от своего внутреннего к ним отношения; умные и добрые были благодарны ей за то, что она их понимает и ценит, а злые и глупые с удовольствием замечали, что она считает их добрыми и умными; тех и других она заставляла думать о ней лучше, чем она думала о них.
   Руководствуясь такой тактикой, она обращалась со всеми как можно лучше, старалась снискать к себе расположение всех вообще, больших и малых, или, по крайней мере, смягчить неприязнь людей, к ней не расположенных, поставила себе за правило думать, что она во всех нуждается, не держалась никакой партии, ни во что не вмешивалась, всегда показывала веселый вид, была предупредительная, внимательная и вежлива со всеми, никому не давая предпочтения...
   Поставив себе за правило нравиться людям, с какими ей приходилось жить, она усваивала их образ действий, манеры, нравы и ничем не пренебрегала, чтобы хорошенько освоиться с обществом, в которое втолкнула ее судьба.
   Она вся превратилась, по ее словам, в зрителя, весьма сострадательного, весьма скромного и даже видимо равнодушного"...
   *
   Наконец, мы подошли к раннему зрелому возрасту.
   В пору зрелости человек вступает тогда, когда обретает экономическую, социальную самостоятельность и средство для жизнеобеспечения (к примеру, источник дохода) и профессиональные навыки.
   Именно в этот период либо реализуются, либо крушатся жизненные планы.
   Начало этой поры - мать успешных людей и неудачников.
   Именно в это время формируются важнейшие социальные установки, которые на долгие годы вперед определят линию поведения человека.
   В эти годы закладывается либо основа оптимизма, либо семена скептицизма, нигилизма, негативизма и всего того, что делает жизнь безрадостной, скучной и однообразной.
   *
   При всем том понимании, что "неудачником не рождаются, а ими становятся", где главное внимание обращено на активность самой личности, не следует сбрасывать со счетов и многих других факторов:
   - во-первых, большое значение имеет обстановка, среда, в которой начинает свою профессиональную деятельность человек; если эта среда благожелательна, а обстановка благоприятна - то меньше шансов сразу же получить негативный результат;
   - во-вторых, человек всегда нуждается в наставничестве; в разные годы и в различных ситуациях это наставничество может быть активным, или пассивным, а качестве наставников могут выступать конкретные люди (родители, учителя, командиры и т.п.), обстоятельства жизни, книги, примеры других людей и т.д. В начальную пору зрелости важнейшее значение имеют более опытные и знающие люди, ближе всего стоящие к данному начинающему специалисту (бригадиры, мастера, непосредственные командиры и т.д.);
   - в-третьих, поле профессиональной деятельности должно быть доступно для человека, а его участок профессиональной деятельности должен всецело быть в его ведении;
   - в-четвертых, для того, чтобы овладеть профессией, надо систематически и ежедневно заниматься предметом специализации и смежными с ней вопросами, не отвлекаясь на другие дела, не связанные прямо или косвенно с вопросами данной профессии;
   -в-пятых, возвышение по служебной лестнице должно быть заслуженное и соответствовать достоинствам выдвигаемого лица; в этом случае в командиры-начальники будут выдвигаться лишь те лица, которые на прежнем месте службы практическими делами доказали свое право на выдвижение.
   *
   Применительно к войсковой организации (полку) мы вправе заявить следующее: слабость нашей полковой системы состоит в том, что, наряду с другими факторами (неумелым подбором командиров полков, превращением боевой части в хозорганизацию), самым слабым и ненадежным в полку является младшее офицерство, главным образом, взводного звена.
   *
   Офицеры взводного ранга являются самой незащищенной, самой бесправной, самой неподготовленной и самой ненадежной частью офицерского состава.
   *
   Это означает, что самый фундамент вооруженных сил является самым слабым звеном в военной организации.
   *
   Почему так?
   Прежде всего, в роте у него, как правило, нет разумного и мудрого наставника.
   Им мог бы быть ротный командир, но только при условии, что он сам умудрен опытом и знаниями.
   Но может ли стать таковым офицер, которые предыдущие два-три года занимался всем чем попало, больше походя на вестового или порученца для мелких дел?
   Можно ли накопить боевой и служебный опыт, если служба "через день - на ремень", перемежевывается с нарядами на хозработы и назначениями старшим машины?
   Нет, такой офицер, став ротным командиром, ничему толковому не сможет научить вновь прибывшего офицера.
   У него лишь будут "моральные" основания точно так же, как и его самого, загружать начинающего офицера поручениями и заданиями унизительного характера.
   *
   Бесправность молодого офицера в воинской части заключается в том, что его постоянно отрывают от своего подразделения и при том требуют ответственности за все то, что происходит в его взводе за время вынужденного отсутствия.
   Кроме того, система дисциплинарной ответственности ставит взводного и ротного начальника пред необходимость отвечать за упущения и недоработки всех должностных лиц, вместо того, чтобы каждый нес ответственность за то, что ему поручено: командир отделения - за солдат своего отделения, заместитель командира взвода - за упущения отделенных командиров, а командир взвода - за недоработки своего заместителя.
   *
   Защищать надо не нашкодившего солдата, а офицера от нападок сомнительных общественных организаций. Под правовую защиту надо брать офицера, которого незаконно и систематически "прессуют" его старшие командиры, пытаясь выколотить служебную энергию, больно затрагивая самолюбие, чувство собственного достоинства, унижая и оскорбляя служилых людей.
   *
   В годы моей офицерской юности чрезвычайно редки были случаи отчисления курсантов из военных училищ. Столь же редки были и случаи ухода из войск молодых офицеров.
   Сегодня, из военно-учебных заведений отчисляются до 50% курсантов, столько же (50%) молодых офицеров уходят из войск на первом году службы.
   Из войск уходят не потому, что боятся трудностей, а потому, что на себе испытывают те унижения, которые не совместимы ни с достоинством личности, ни со статусом офицера.
   Молодой человек не хочет унижаться и терпеть унижения.
   Он не хочет растрачивать свою энергию на мелкие и унизительные дела.
   Он не желает мириться с тем, что каждый день ему бьют по рукам, отнимают охоту заниматься боевой подготовкой.
   У него нет желания превращаться в военного охранника, грузчика, сантехника, кочегара и штатного старшего машины...
   *
   Ему хочется видеть воинскую часть боевой, а не хозяйственной.
   В товарищах по роте он хотел бы видеть добрых друзей, а не приятелей-собутыльников, готовых в любой момент переложить свои обязанности на плечи "молодого".
   В ротном хочет видеть он доброго и мудрого наставника...
   *
   Увы, мечтам, похоже, в ближайшее время не суждено сбыться.
   *
   А ведь могло бы быть иначе, если:
  
   - Во-первых, сделать то, о чем говорилось ранее:
  
   См.:
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
   Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
  
   - Во-вторых, обновить институт ротных командиров, изменив практику выдвижения офицеров на эту должность, повысив статус командира роты и существенно увеличив оклад ротного командира (на мой взгляд, он должен вдвое превышать денежное содержание взводного командира).
  
   - В-третьих, исключить из полковой практики случаи использования офицеров на тех заданиях, которые не связаны с боевой подготовкой войск, а также практику отрыва офицера от командуемого им подразделением.
  
   - В-четвертых, кардинальным образом усилить правовую защиту офицерского состава от посягательств старших начальников на честь и достоинство офицера, его служебные и личные права.
  
   - В-пятых, организовать в военных округах специальные курсы для ввода в строй вновь прибывших молодых офицеров, для ознакомления последних с особенностями театра военных действий, положения дел в военном округе, спецификой обучения и воспитания войск, а также для испытания офицерского состава на предмет военной специализации и умение проявлять командирскую волю и интеллект.
  
   -В-шестых, на базе окружных специальных курсов следует вести также подготовку и испытание на предмет готовности к командованию ротных, батальонных и полковых командиров.
   Думается, что эта мера позволит серьезно снизить процент лиц, непригодных для дальнейшего продвижения по службе ...
  
   Продолжение следует.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010