ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Записка о преобразовании Михайловской

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

 []

Потемкин-Таврический. Памятник в Херсоне

  

Записка о преобразовании Михайловской

Артиллерийской Академии

(1864 г.)

  
  
   В таких специальностях, в которых не нуждается ни частная промышленность, ни торговля, и которые организуются с правительственными целями, как например специальность Артиллерийская, издержки на приготовление специалистов по необходимости падают на Государственный бюджет и должны быть определены с таким расчетом, чтобы казенные специальные заведения давали то самое число специалистов, какое нужно для специального ведомства и чтобы образование их было приноровлено к потребностям последнего.
   Но сообщением необходимого специального образования определенному числу специалистов не ограничивается забота правительства. Недостаточно создать на материальные средства умственный капитал; необходимо производительно им воспользоваться и увеличить его рациональным употреблением специалистов на службе.
   Поэтому при решении вопроса о способах сообщения, развития и применения к делу образования в каком-либо специальном ведомстве необходимы положительные постановлениями определить не только организацию источника этого образования, но и указать пути применения сего образования к пользам и совершенствованию специального дела.
   Направление, полученное ныне артиллерией в своем совершенствовании, требует деятелей, имеющих кроме солидного военного образования, глубоких сведений в математических и естественных науках. Эти сведения одинаково необходимы как для тех, которые исследуют и решают различные вопросы по совершенствованию артиллерии, так и для исполнителей - техников, на обязанности которых лежит руководство в изготовлении различных предметов материальной части, или наблюдение за оным, если это изготовление производится в мастерских и фабриках, не состоящих в специальном ведомстве.
   Устранить влияние и наблюдение ученых артиллерийских техников на фабричное производство предметов материальной части артиллерии невозможно, не уронив специальности, потому что при фабрикации сих предметов, кроме исполнения правил общей технологии, необходимо выполнить многие условия, которые вполне могут быть известны лишь артиллеристу-технику и которые выясняются только при основательном изучении артиллерийской науки.
   Образование артиллеристов с высшим специальными сведениями, имеющими основание в математических и естественных науках, должно быть в руках специального ведомства и у нас для сей цели устроена Михайловская Артиллерийская Академия.
   Нет надобности доказывать необходимость устройства подобного заведения; артиллерия без высшей специальной школы будет обречена или на застой, или на совершенствование учеными техниками не знакомыми, или мало знакомыми с ее специальностью, что в свою очередь поведет к принятию решений не везде согласных с истинными потребностями артиллерийского дела, к разнообразию материальной части и к не производительным финансовым затратам. Примером тому может служить Англия: когда во время и после Крымской кампании проявилась особенная деятельность во всех Европейских артиллериях, в Англии деятельность эта развивалась совершенно особенным путем, возможным только в стране, в которой частная промышленность стоит на высокой степени развития. Главными двигателями в усовершенствовании ее артиллерии сделались частные люди, занимающие по сведениям своим почетные места в промышленном мире. Изобретатели эти или сами обладали большими капиталами или умели заинтересовать в своих изобретениях других капиталистов, так что большая часть опытов над новыми изобретениями производилась на счет частных капиталов. Независимо от этого Английскому правительству все-таки пришлось истратить огромные суммы на различного рода опыты и несмотря на это Англия не продвинулась в деле усовершенствования артиллерии далее Франции, Пруссии и России.
   При таком усиленном приложении лучших сил нации к усовершенствованию оружия правительство английское, видя, сравнительно, малую производительность частных ученых техников, мало знакомых с артиллерийскою специальностью, решилось именно в это время учредить особенный факультет, имеющий цель образовать артиллерийских техников.
   Техническое совершенствование артиллерии во Франции шло по другому более рациональному пути и достигло блистательных успехов с меньшими финансовыми затратами. Совершенствование оружия во Франции было всегда под строгим контролем ученых специалистов; высоким же образованием сих последних Франция обязана своим школам: Мецкой, высшей специальной, и Политехнической, общей подготовительной.
   Таким образом потребность для артиллерии высшей школы, какова у нас Михайловская Артиллерийская Академия, имеющая целью давать образованных специалистов с основательными сведениями в вспомогательных и с полными сведениями в специальных науках, - очевидна.
   Обращаясь за сим к тем главным началам, которые должны быть положены в основание устройства Академии с тем, чтобы она в специальном и экономическом отношениях полнее бы достигала цели своего учреждения, оказывается необходимым учредить численный состав Академии, продолжительность и содержание ее курсов и те меры, которые необходимо принять, чтобы воспользоваться на службе специальным образованием Академических офицеров и направить его, по мере возможности, тотчас же по выходе их из Академии к пользе оружия и сообразно с целью учреждения Академии.
   Для определения числа образуемых в Академии офицеров, необходимо предварительно решить вопрос: нужно ли проводить через Академию большинство артиллерийских офицеров, или только такое число их, какое определяется потребностями артиллерии в офицерах с высшим специальным образованием.
   Многочисленность офицеров, образуемых в Академии поведет к тому, что невозможно будет дать всем выпускаемым таких обязанностей, в которых они могли бы применить полученные сведения. Таким образом на денежные довольно значительные затраты будет образовываться такой умственный капитал, который Правительство не будет иметь возможности использовать в полной мере, а следовательно и затрата на образование сего капитала будет не вполне производительна.
  

 []

А.В. Суворов. Победа при Фокшанах

  
  
   С другой стороны опыт указывает, что офицеры с академическим образованием, не получившие вскоре по выходе из академии таких обязанностей, которые представляли бы им средства применить полученные сведения и вместе с тем продолжать свои занятия для большего усовершенствования, составляющего потребность основательно образованного человека - чуждаются строевой артиллерийской службы и ищут себе занятия в других ведомствах или в частной жизни и находят их удобно, так как у нас и Государственная и общественные среды нуждаются вообще в образованных людях, особенно в имеющих хорошую техническую подготовку. Давать хорошее техническое образование большому числу молодых людей, превышающему потребности специального ведомства, значит дать им средства получить образование на казенный счет с специальною целью применить его к другим сферам деятельности, дающим и лучшее обеспечение материальное и большую пищу уму и знаниям.
   Опыт прежней Академии убеждает в справедливости этого вывода в ту эпоху, в которую Академия имела от 120 до 160 офицеров. При этом Артиллерия удерживала в своей службе ежегодно от 20 до 30 офицеров; остальные же затем или оставляли вовсе службу, или переходили из артиллерии в другие ведомства.
   Таким образом, при многочисленном составе Академии, превышающем прямую потребность в офицерах с высшим специальным образованием, Правительство делает мало производительную издержку на образование офицеров и не только не закрепляет их этим к артиллерийской службе, но чрез сообщение солидного технического образования открывает им более легкий путь к оставлению своего специального оружия.
   По указанным выше причинам необходимо ограничить определенную нормою или особыми постановлениями численный состав офицеров образуемых в Академии.
   Определить с точностью то число офицеров, которое должно быть образуемо в Академии весьма затруднительно. В этом случае Инженерное ведомство гораздо счастливее; оно в состоянии определить довольно верно состав своей Академии: число ученых специалистов по Инженерной части равняется комплекту самих инженеров; средняя убыль инженеров в течение года дает число офицеров, которое должна ежегодно образовать Академия и состав ее может быть определен приблизительно верно и соответственно потребности инженерной специальности.
   Приблизительно точное решение этого вопроса возможно для Артиллерии лишь при допущении некоторых условных предположений относительно потребности в офицерах с высшим образованием. При этом казалось бы полезным принять за основание, что только некоторые должности и роды обязанностей должны быть замещаемы офицерами Академического образования, и именно такие должности, где бы офицеры в следствие самих требований службы были бы обязаны применять к делу приобретенные сведения.
   Желательно было бы, чтобы офицерами с Академическим образованием занимались места Начальников Отделений искусственного и технических в Главном Артиллерийском Управлении, чинов ученой службы в Михайловской Артиллерийской Академии и Училищ, секретаря и помощника секретаря Артиллерийского Комитета, редактора Артиллерийского журнала и его помощника, правителя дел специальных комиссий в Артиллерийском Комитете, Начальника технических заведений, штаб-офицеров по искусственной части...<...>
   Академия должна каждый год выпускать до 25 офицеров, для чего достаточно иметь в двух классном составе Академии до 60 человек. Предположенная убыль в 10% не будет мала, потому что чины в упомянутых должностях, имея более обеспеченное положение по службе, не меняют этих должностей скоро, а если и получают повышение по службе, то большею частью в такие должности, в которых требуются офицеры с Академическим образованием.
   Чтобы быть вполне уверенным, что не будет недостатка в способных офицерах для комплектования Академии и что самое направление занятий сих офицеров во время курсов будет более специальное и согласное с пользами будущей их службы, а не с частными их целями, необходимо положительными узаконениями предоставить им по выпуске на службу такие права, которые могли бы привлечь способных людей и к занятиям и к самой службе.
   Для сей цели казалось бы возможным установить:
  
   а)Чтобы в известные должности определять преимущественно офицеров с Академическим образованием.
  
   б)Чтобы в некоторых других родах должностей, которые были указаны выше, было определено то число вакансий, которое должно быть занято офицерами с Академическим образованием.
  
   в)Вести в Главном Управлении списки кандидатов, выпущенных из Академии на приведенные в пунктах а и б должности.
  
   г)Выпускаемым из Академии по первому разряду давать всем безразлично следующий чин за отличие, кроме капитанов, которых производят в подполковники лишь по занятию ими должностей штаб-офицерского звания.
  
   д)При переводе из одного класса в другой не награждать офицеров чинами, за исключением лишь прапорщиков, которых производить при переходе в старший класс в подпоручики, так как сей чин дается еще в училище за сведения меньшего объема.
  
   ж)Всем оказавшимся на службе усердными и способными предоставлять право на перевод в гвардейскую пешую и конную Артиллерию, с зачислением по сим артиллериям, но с понижением чина и с правом быть произведенным в полковники только в том случае, если занимаемая должность штаб-офицерского звания.
  
   з)Офицеров предыдущей категории переводить в строй гвардейской артиллерии лишь по особому разрешению Начальника войск гвардии.
  
   и)Офицерам окончившим курс сохранить право носить аксельбант.
  
   При этом для отвращения спекуляций на лучшие места, полезно было бы установить, что переводы и прикомандирование офицеров, кончивших курс в Артиллерийской Академии, к другим ведомствам и переход в другие отделы военной Академии, допускается лишь по прослужении в артиллерии определенного срока.
   Предоставив означенные права и преимущества офицерам окончившим курс в Академии и указав ту карьеру, которая им предназначается по выпуске на службу, можно надеяться, что Академия не будет иметь недостатка в способных людях и что офицеры Академии по выпуске будут дорожить своею службою и менее будут заняты спекуляциями для выхода из своего специального ведомства.
   Содержание двухклассной Академии, имеющей до 60 офицеров, будет стоить Правительству несравненно менее, чем в прежние года, когда численность офицеров доходила до 160 человек. Число выпускаемых в Артиллерию будет не многим менее того числа, которое выпускала Академия прежнего состава; число же офицеров, которые останутся впоследствии на службе, без сомнения будет более при новой организации.
  

 []

Форма русский войск в конце ХVIII столетия. Гвардейские солдаты.

   Для определения объема и направления курсов Академии при новой ее организации и для указания способа перехода от прежнего устройства к новому необходимо рассмотреть причины, которые побудили к принятию в 1861 году существующей организации и тех результатов опыта, которые получились в течение 4-х летнего существования Академии при этой организации. <...>
   Учреждению строевого отдела особенно сочувствовал Его Императорское Высочество генерал-фельдцейхмейстер по следующей причине: Академия выпускала слишком мало офицеров для строя. Выпускаемые из Академии преимущественно избирали для себя места в технических заведениях и репетиторские должности; в Гвардейскую же артиллерию выходило весьма не много, а в полевую почти никого. Офицеры не артиллерийские, не получившие при выпуске из Академии мест в технических и военно-учебных заведениях, вместо выхода в артиллерийские строевые части, предпочитали возвращаться в свои полки и батальоны. Гвардейская Артиллерия, особенно конная, постоянно нуждалась в офицерах и для укомплектования ее приходилось по необходимости прикомандировывать к ней и переводить в оную впоследствии офицеров из полевой артиллерии не только не бывших в Академии, но кончивших курс в Артиллерийском Училище со слабым успехом.
   С другой стороны многие офицеры в Академии прежнего двухлетнего состава, по своим занятиям, усердию к службе и по своей образованности, подавали надежду быть отличными строевыми офицерами, но перевод их в Гвардейскую артиллерию путем Академии был затруднен и при всем их рвении окончить успешно курс, не многие могли выходить по 1-ому разряду. Затруднения в окончании курса по сему разряду происходили потому, что большая часть Академических курсов становилась с каждым годом обширнее и труднее, вследствие громадного развития и успехов, которые достигали специальные науки. Поэтому совладать с этими курсами могли лишь офицеры с блестящими способностями и хорошею подготовкою в математических и естественных науках.
   Чтобы открыть дорогу в строевые части артиллерии, особенно гвардейской, большему числу офицеров и не нагружать их такими сведениями, которые в строевых частях не имеют прямых применений, устроен был строевой отдел, в котором курсы прикладных наук были облегчены вследствие более элементарного и сокращенного их изложения и сделались доступными для большинства. При этом казалось, что с усилением требований для поступления в технический отдел и для перехода в нем из одного класса в другой, большая часть офицеров изберет строевой отдел и что между численностью офицеров обоих отделов установится та соразмерность, которая существует в артиллерии между требованиями хорошо образованных техников и строевых офицеров. Но надежда не оправдалась. Большинство офицеров избирало технический отдел.<...>
   Строевой отдел, однако же, достиг хороших результатов в том отношении, что из поступивших в него в 1861 и 1862 годах 52 офицеров выпущено на службу в гвардейскую, полевую и крепостную артиллерию 29 отлично образованных офицеров. <...>
   Конференция Академии сознавала ту истину, что преподавание одной теории без ведения параллельно в ней практических занятий приносит весьма мало пользы. Не увлекаясь однако же идеею, что офицеру окончившему курс не придется более ничему учиться, конференция признавала необходимость учить в школе не только теории, но и умению прилагать ее к делу, так как выпускаемые с одними теоретическими сведениями будут часто в затруднении применить теорию с пользою на самой службе. <...>
   Отказаться от системы принятой ныне в Академии - подкреплять и развивать теоретическое преподавание практическими занятиями, - значит сделать шаг назад и теорию обратить в бесплодное занятие. С другой стороны сократить теоретические части курсов значить понизить уровень высшего теоретического образования, которое в том объеме, в каком преподаются курсы специальных наук в Академии, можно получить только в Академии потому, что ученая литература артиллерийской и других родных ей специальностей чрезвычайно ограничена, а для передачи сведений о новейшем их состоянии существует одно лишь средство - живое слово с кафедр Академии. <...>
  
  

Исторический очерк образования и развития Артиллерийского Училища.

1820-1870. - СП б., 1870.

  
  
  
   ...
  
  
   Военная педагогическая система А.В. Суворова   125k   "Фрагмент" Политика
  
   Императрица Екатерина - учитель и воспитатель   30k   "Фрагмент" Политика
  
   Великие учителя России   121k   "Фрагмент" Политика
  
   Педагогика русского боевого искусства   24k   "Глава" Политика
  
   Руководящие Начала Русской Военной Педагогики   154k   Оценка:1.00*3   "Глава" Политика
   ...
   Энциклопедия русского офицера, т.1.   16k   "Документ"
  
   Энциклопедия русского офицера т.2   217k   "Глава" Политика
  
   Энциклопедия русского офицера - Том 3   11k   "Фрагмент" Политика
  
  
   ...
   Наука Побеждать - ч. 3   30k   "Фрагмент" Политика
   Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  
  
   ...
  
   Чем хуже - тем лучше!   7k   "Фрагмент" Мемуары
   Интересно: кому становится лучше, когда всем плохо?
   Гарвардский университет дал мне знание о многом... (Анатолий Каменев; 2008 г.)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023