ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Без руля и без ветрил?

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои университеты, часть шестая


МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ, ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

  

А.И. Каменев

БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ?

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   Легко в учении - тяжело в бою   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть пятая.
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
          О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
          Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
          Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
          О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
          Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
          Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
          Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
          Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
          Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
             О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
             А Ларчик просто открывался.
    Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
             Голь на выдумки хитра
    Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
             Мой гарнизон - моя крепость?
    В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
             Риск - благородное дело
    В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
             Практические заметки из служебного опыта
    Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
             О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
    ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
             Начало пути вечного узника
  
  
   Конечно, я несколько преувеличивал уровень развития слушателей, когда, сравнивая их с курсантами, заявлял о том, что у них к моменту поступления в военную академию у них уже сложился характер, обрели устойчивость установки и четко обозначились жизненные перспективы.
   *
   Александр Степанович Тумаха, мой доброжелательный и внимательный рецензент, подметил это в своем комментарии, и тем самым побудил меня более точно обозначить проблему становления жизненных целей офицера периода военно-академического ученичества.
   *
   Мое "внутреннее расследование", проводимое в рамках диссертационной работы в трех военных академиях (ВПА, ВАФ, ВА Бронетанковых войск) показало, что офицер-слушатель в возрасте до 30-ти лет, в массе своей, еще не имеет серьезной жизненной перспективы, а опирается лишь на смутные очертания желаемого.
   *
   Причем, желание добиться чего-то в жизни, как правило, обставляется разного рода оговорками, типа "ЕСЛИ..."
   При этом оговорка "если" - это преждевременно заготовленное оправдание возможных личных неудач.
   Стремление во что бы то ни стало добиться поставленной цели встречается очень редко.
   Да и в этом случае в состав средств и методов стратегии "во что бы то ни стало" включаются средства сомнительные, авантюрные, неоправданно рискованные, а то и аморальные и уголовно преследуемые.
   ***
   В силу названных обстоятельств, хочу поделиться некоторыми соображениями относительно жизненных правил, установок и перспективных целей.
   *
  
   Корабль, отправляющийся в плаванье, поднимает флаг и каждый видит к какому государству принадлежит судно.
   Человек, пускающийся в "плаванье" по бурным потокам жизни, не имеет не только флага, но и руля и ветрил. Волны крутят и вертят таким судном, бросают его из стороны в сторону и, может быть, по случайности не выбрасывают на скалы.
   Наверно не приятно сознавать себя в роли неуправляемого судна.
   Но ведь тот, кто не имеет ни твердых жизненных правил, ни выверенного курса в жизни, именно в таком положении и оказывается: им управляют обстоятельства, им манипулируют другие люди, его используют разного рода проходимцы и просто непорядочные личности.
   А он им подчиняется...
  

Правила жизни

  
   Тот уже не кандидат в неудачники и не игрушка в руках других людей, кто задумался над правилами личной жизни.
   Правила - это предписания, которые подлежат исполнению теми, для кого они предназначены. В них содержится норма, подлежащая исполнению, и требование как ее исполнять.
   Люди издавна пытались сформулировать для себя и для других правила, по которым могло бы существовать общество, каждый раз, не подвергая себя искушению преступить грань дозволенного. Самое древнейшее правило - "Золотое правило", - выраженное в следующих словах:
  

"Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе".

  
   Правила жизни имеют свою национальную и религиозную окраску (см. правила христиан, буддистов, исламистов, монахов), сословную (см. правила рыцарские, дворянские и прочие).
   Мы же постараемся найти те основы, на которых базируются правила жизни, конкретные сферы, на которые они распространяются и то современное содержание, которое является сегодня наиболее конструктивным.
   Все правила жизни в своем основании имеют строгую систему отношений к таким ведущим категориям, как:
  
  -- Жизнь и смерть.
  -- Добро и зло.
  -- Справедливость и несправедливость.
  -- Честь и бесчестие.
  -- Порядочность и подлость.
  -- Благодарность и неблагодарность.
  -- Свобода и подчинение.
  -- Добродетель и порок.
  -- Любовь и ненависть.
  -- Надежда и безнадежность.
  -- Осторожность или беспечность.
  
   Именно в понимании смысла и назначения каждой из этих категорий, в отношении к ним и установкам на конкретную из них и заложена главная мотивация в выборе правила жизни. Итак, главное в составлении каждым для себя правил жизни является:
   а) понимание смысла понятия (к примеру, что есть "добро") и смыслового назначения действий в этом направлении (для чего необходимо делать добро);
   б)выбор одной (позитивной или негативной) ценностной ориентации ( к примеру, я выбираю добро и не принимаю зло);
   в)установка и стремление не отступать от избранной ценностной ориентации. Здесь нужна воля, система, последовательность и, что очень важно, отсутствие саможаления и стремления делать себе поблажки.
   *
   Суть вопроса в том, что, если правила нарушаются и не соблюдаются, - это уже не правила. Правило остается правилом лишь тогда, когда оно неукоснительно соблюдается.
   Итак, мы определили основу жизненных правил и необходимые условия их выбора и соблюдения. Так и наши жизненные правила должны нас ориентировать в следующих вопросах:
  
   1.Что следует (главным образом) делать?
   2.Что делать не следует?
   3.К чему необходимо стремиться?
   4.Кого следует остерегаться?
   5.Чего следует бояться?
  
   Вот те пять главных сфер, главных групп вопросов, в которых необходимо четко и ясно определиться. Попробуем и мы в качестве примера определиться в этих вопросах.
  

Что следует делать?

  
   Речь идет о том, каких главных направлений (не путей) следует придерживаться в своей жизни.
   В числе таких направлений могут быть следующие правила - установки:
  
  -- Постоянно работать над собой, познавать и развивать себя.
  -- Регулярно изучать других людей и не пытаться подходить к разным людям с одной меркой отсчета.
  -- Опираться на свои силы и возможности.
  -- Всегда искать выход из сложной ситуации и находить его.
  -- Быть последовательным и логичным в своих действиях и поступках.
  -- Беречь свою честь и достоинство.
  -- Всегда помнить о других, особенно родных и близких.
  -- Благодарить тех, кто того заслуживает.
  -- Из своего и чужого опыта постоянно извлекать полезные уроки.
  -- Ценить настоящую дружбу.
  -- Быть верным своему слову, обещанию, обязательству и долгу.
  -- Соблюдать во всем чувство меры.
  
   Поясним некоторые из правил, в частности, правило первое - постоянно работать над собой, познавать и развивать себя.
   Это правило базируется на точно установленном фактах, что: большинство людей не знают себя и не понимают того, что это незнание тормозит их развитие (человек, не понимающий своего несовершенства, не может ставить перед собой задачи по самосовершенствованию); люди, добившиеся каких-либо успехов в жизни, начинают непомерно гордиться собой и перестают самосовершенствоваться; люди, вступившие в пору зрелости, не понимают необходимости постоянно развиваться и, как правило, останавливаются на достигнутом, теряя впоследствии и это достижение из -за инертности.
   Точно так же обстоит дело и с другими правилами, которые имеют свою фактическую жизненную базу.
   Это касается и другого правила - систематического и регулярного познания окружающих. Люди, при всех внешних признаках сходства и типичности поведения, уникальны, неповторимы.
   В силу этого обстоятельства не следует автоматически подводить окружающих под ту или иную классификацию. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: "Век живи - век стремись узнавать людей".
   Глубинный смысл заложен в правиле опора на собственные силы.
   Иждивенство и инфантилизм - болезни, которые поражают не только юных, но и зрелых. Правило - установка, означающая опору на собственные силы, помогает избавляться от стремления и желания спрятаться за чужую спину, ориентирует на развитие самостоятельности, проявление инициативы, требует развития умения правильно оценивать себя, свои возможности и поступать сообразно с ними.
   Все тот же личностный и фактический смысл заложен в других правилах этого ряда. Постарайтесь самостоятельно определить этот смысл. Если в перечисленном списке правил отсутствует какое-то важной для вас правило, допишите его, не забыв при этом определить и его смысловое значение.
  

Что не следует делать?

  
   Это - тема общих запретов, которые для себя создает человек, знающий, что есть грани, переступая которые, человек попадает в объятия греха, порока, попадает в ситуации, имеющие негативный исход. Эти правила можно назвать правилами "НЕ":
  
  -- Не хвалиться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  -- Не гордиться, не задирать нос.
  -- Не нарушать клятвы, обязательства, долга.
  -- Не завидовать.
  -- Не геройствовать.
  -- Не надеяться на "авось".
  -- Не предавать никого и ничего.
  -- Не насмехаться над другими.
  -- Не лгать.
  -- Не пасовать перед трудностями, испытаниями и лишениями.
  -- Не унывать.
  -- Не расслабляться.
  -- Не раболепствовать.
  -- Не преступать закона.
  -- Не забывать родных и друзей.
  -- Не гнаться за модой и модными течениями.
  -- Не осуждать других.
  -- Не общаться с людьми порочными и корыстными.
  -- Не терять надежды.
  -- Не предавать свои идеалы.
  
   В христианстве из 10 основных заповедей, половина (5) содержат следующие запреты: 1.Не убивай. 2.Не прелюбодействуй. 3.Не кради. 4.Не произноси ложного свидетельства. 5.Не желай дома ближнего, ни жены его, ни раба его... (Исх., 20,13-17).
   Важнейшие запреты содержатся во многих местах Библии. В частности, в Евангелии от Матфея ( глава 7) есть такие слова:
  
   "Не судите, да не судимы будете;
   Ибо каким судом судите, таким будете судимы;
   И какою мерю мерите, такою и вам будут мерить".
  

К чему следует стремиться?

  
   В этом вопросе содержится ориентировка на те промежуточные и конечные цели, которые человек ставит перед собой.
   Здесь же дается определение тех рубежей в личном развитии, которые позволяют добиться искомой цели.
   Если конечная цель человека - это тот идеал, к которому он стремится (власть, богатство, известность, почет, уважение и прочее), то промежуточные цели - это своеобразная тактика.
   Ее можно проиллюстрировать на примере шахматиста, который, нацелившись на победу, делает ряд промежуточных ходов, чтобы в конечном итоге сделать главный свой ход.
   Значит: надо уметь рассчитать верные ходы - что сделать с самого начала, чего добиться в последующем, что сделать после выполнения первых двух задач.
   *
   Не менее важным является ставка на те средства, которые могут принести победу.
   Опять же уместно сравнение.
   Многим известна игра в казино или на ипподроме.
   Игрок ставит на то или иное поле и цифру, или выбирает определенную лошадь. Если ставка сделана верно, то игрок получает выигрыш. Кому-то это сравнение покажется не убедительным. Тем не менее, в жизни дело обстоит точно так же: на что поставишь, то и получишь.
   Следовательно, выбор средств достижения жизненно важных целей является серьезным и ответственным делом.
   *
   Есть два пути, по которым идут люди, выбирая жизненные средства: первые ищут их в себе, своих способностях и возможностях; вторые - пытаются найти их вне себя, в других людях, в счастливых обстоятельствах и прочее.
   Тот, кто опирается на собственные силы и возможности и стремится к максимуму возможного для себя, к гармонии и совершенству, не пренебрегая помощью других, но и не делая основную ставку на эту помощь, поступает разумно, ибо понимает, что люди и обстоятельства меняются и всецело полагаться на них нельзя .
  

Кого следует остерегаться?

  
   Речь идет о перечне лиц, с которыми надо держаться на расстоянии или же не контактировать вовсе. Приведем краткий список таких лиц. Следует остерегаться:
  
  -- Злых и порочных.
  -- Льстецов.
  -- Лгунов.
  -- Проходимцев и ловкачей.
  -- Непорядочных и бесчестных.
  -- Равнодушных.
  -- Эгоистичных и самолюбивых.
  -- Сварливых, занудливых и неуживчивых.
  -- Корыстолюбивых.
  -- Извращенцев и садистов.
  
   Список оказался неполным? Продолжите, ибо в ваших интересах знать тех, кто вам может доставить горе, вызвать разочарование, предать или бросить в трудную минуту.
  

Чего следует остерегаться?

  
   Здесь речь идет о тех явлениях, которые могут нам нанести непоправимый физический и духовный вред.
  
   Следует остерегаться:
  
  -- Дурных компаний и праздных обществ.
  -- Соблазнов и искушений.
  -- Дурной репутации.
  -- Осуждения со стороны родных, близких, друзей.
  -- Вовлечения в сомнительные авантюры.
  -- Порочных связей и знакомств.
  -- Нанесения себе физического и морального ущерба.
  -- Большой привязанности к кумирам, лидерам, вождям и т.п.
  -- Потери веры, надежды и любви.
  
   Если этот список вы нашли неполным, то ваше право дополнить его.
   ***
   В заключение приведем некоторые полезные мысли, которые могли бы быть включены в ту часть личных правил офицера, которая касается семейной жизни и общественных отношений:
  
  -- "В супружестве надо всем жертвовать и все терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена - все пропало" (Иоанн Златоуст).
  -- Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтобы он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности. (Пифагор).
  -- Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшись рабом, бывает смешным и жалким созданием. (Ж.-Ж. Руссо).
  -- Женщина, смеющаяся над своим мужем, не может более его любить. (О. Бальзак).
  -- Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то когда и то будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену, равную по состоянию, или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага; потому что нужда бедности располагает ее беречь своего мужа и во всем слушаться его и повиноваться ему, и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а напротив делается союзником мира, единодушия, любви и согласия. (И. Златоуст).
  -- Мужчину унижает долгая осада; женщину, наоборот, она покрывает славой. (Стендаль).
  -- Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она его любит и тем меньше любит он ее. (Лабрюйер).
  -- Не чувствовать страданий не свойственно человеку, а не уметь переносить их не подобает мужчине. (Сенека).
  -- Золото пробуют огнем, женщину - золотом, а мужчину - женщиной. (Сенека).
  -- Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна. (И.Кант).
  -- Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую. (Лабрюйер).
  -- Мужчина говорит то, что знает, женщина - что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая - во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая - приятные. (Ж.-Ж. Руссо).
  -- Мужчина лучше философствует о сердце человеческом, женщина лучше его читает в сердце мужчин. (Ж.-Ж. Руссо).
  -- Слезы женские трогают у мужчин они бывают настоящим растопленным свинцом; потому что для женщины слезы бывают облегчением, для нас же пыткою. (Байрон).
  -- Должно приучать себя в добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели (Демокрит).
  -- Не совершай того, чего не следует делать - даже под угрозой смерти; не откладывай того, чего следует делать, - вот извечная заповедь. (Мудрость древней Индии).
  -- Побеждай гнев мягкостью, зло - добром, жадность - щедростью, ложь - правдою. (Мудрость древней Индии).
  -- Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства; будь щедрым, но не к недостойным; будь смелым, но без дерзости. (Мудрость древней Индии).
  -- Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз отдают замуж девушку - три эти дела делают лишь раз. (Мудрость древней Индии).
  -- Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, старших и женщин: окажешься слишком близко - они погубят тебя; окажешься слишком далеко - они будут бесполезны для тебя. (Мудрость древней Индии).
  -- Побеждай жадного деньгами, гордого - мольбой, глупого - притворством, мудрого - правдивостью. (Мудрость древней Индии).
  -- Жестокость - даже к злым - ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым? (Мудрость древней Индии).
  -- Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; кто мне льстит, - мой враг. (Сунь-цзы).
  -- Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применять меры наказания. (Сунь-цзы).
  -- Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно. (Аристотель).
  -- Мышление - великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. (Гераклит Эфесский).
  -- Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати, прежде всего, внимание на то, как он устраивает свои собственные дела. (Исократ).
  -- Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшими и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным. (Фукидид).
  -- Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласуется с правдой. Соблюдай самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. (Марк Аврелий).
  -- Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни. (Марк Аврелий).
  -- Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру. (Гораций).
  -- Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки. (Гораций).
  -- Тот, кто оказывает услугу негодяю, совершает двойную ошибку: во-первых, помогает тому, кто помощи не заслуживает, а во-вторых, подвергает опасности самого себя. (Федр).
  -- Большинство людей употребляет лучшую пору своей жизни на то, чтобы сделать худшую ее более печальной. (Лабрюйер).
  -- Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милости. (Лабрюйер).
  -- Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где не вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся. (Хун Цзычен).
  
   Продолжение следует...
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2011