ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Командующий войсками Язов и другие

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой казахская эпопея, часть тринадцатая


Моя казахская эпопея, часть тринадцатая

А.И. Каменев

КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ ЯЗОВ И ДРУГИЕ

  
   Продолжение. Начало См.:
   Наука побеждать полковника Кишанина   49k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть двенадцатая
   Единоначалие и хождение в народ   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть одиннадцатая
   Служить бы рад...   12k   "Статья" История
   Моя казахская эпопея, часть десятая
   Где собака зарыта!   10k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть девятая
   Помни войну!   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть восьмая
   Принцип полной осведомленности   29k   "Глава" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть седьмая
   Учить воевать, а не подметать   21k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть шестая
   Училище - не полк...   28k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть пятая.
   Бои местного значения   39k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четвертая
   Военная педагогия   41k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть третья
   В кадрах-то согрешили   76k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть вторая.
   Моя казахская эпопея   35k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Капитан сверхсрочной службы   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Наука требует жертв
   Время решать   43k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть седьмая.
   Без руля и без ветрил?   34k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть шестая
   Легко в учении - тяжело в бою   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть пятая.
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
          О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
          Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
          Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
          О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
          Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
          Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
          Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
          Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
          Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
             О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
             А Ларчик просто открывался.
    Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
             Голь на выдумки хитра
    Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
             Мой гарнизон - моя крепость?
    В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
             Риск - благородное дело
    В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
             Практические заметки из служебного опыта
    Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
             О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
    ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
             Начало пути вечного узника
  

Главный строитель - командующий войсками Д.Ф. Язов

  
   Как я уже отмечал, АВОКУ с момента своего образования ютилось в неприспособленных для обучения курсантов помещениях, которые достались училищу от полка, дотоле расквартированного на этом месте.
   *
   Примерно в середине 1981 года в Москве было принято решение отстроить в АВОКУ ряд учебных корпусов и привести в порядок другие постройки.
   *
   Главным прорабом училищной стройки стал командующий войсками округа генерал-полковник Д.Ф. Язов. Несмотря на обилие дел, командующий не менее двух раз в неделю посещал училище, проверял ход работ, устраивал нагоняй и стал до того привычным в училище, что мы, преподаватели и курсанты, уже не удивлялись, встретившись с Язовым лицом к лицу в коридорах строящегося учебного корпуса.
   *
   Как мы заметили, между ним и начальником политуправления округа генералом Попковым имело место своеобразное соревнование. Командующий курировал строительство учебной базы, а начальник политуправления - клуба. И тот и другой надеялись блеснуть строительными заслугами перед московскими начальниками и тем самым создать у них благоприятное впечатление о своей работе.
   *
   Несколько слов о командующем.
   Командующий войсками генерал-полковник Дмитрий Тимофеевич Язов, личность незаурядная.
   Начал свой военный путь в 1941 году курсантом военного училища. С 1942 года - на фронте. Войну закончил в должности зам. командира роты. С 1945 по 1965 г. успел окончить курсы усовершенствования офицеров, военную академию имени Фрунзе и пройти путь от командира роты до командира полка.
   Затем два года (1965-1966) обучения в Академии Генштаба. По окончании оной - командир дивизии, корпуса, кадровик, командующий Центральной группой войск. В мою бытность - командующий войсками Среднеазиатского, а затем и Дальневосточного округа.
   В 1987 г. получил сразу два высших назначения: первое - начальником Главного управления кадром, а, спустя некоторое время был возведен М.С. Горбачевым в министры обороны.
   *

Выговор от командующего

  
   С Язовым я познакомился буквально в первую неделю пребывания в округе.
   Сначала - на научно-практической конференции в штабе округа, где обсуждалась деятельности главного интеллектуального журнала вооруженных сил - "Военной мысли".
   А на следующий день после конференции - уже столкнулся лицом к лицу в помещении кафедры, где проводились сборы партийно-советского аппарата 3-х республик: Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
   *
   Конференция, о которой я упомянул, проходила по инициативе Москвы и была настроена на хвалебные тона и признание "большого" вклада журнала "Военная мысль" в развитие военной науки.
   Как обычно бывало в таких случаях, тезисы выступлений предварительно рецензировались в штабе округа. Мои тезисы, содержащие некоторые критические нотки, "цензорами" были забракованы, но все же попали на стол заместителя командующего генерал-лейтенанта Вострова.
   Тот, на правах ведущего, видимо, решил раззадорить москвичей и потому включил меня в состав выступающих.
   *
   Конференция, однако, затянулась, так как наши кадры не приучены выступать коротко и ясно и для меня создалось затруднение - время действия разового пропуска истекало и мне пришлось обратиться в перерыве к ведущему с просьбой убыть восвояси. Тот не возражал и я с легким сердцем покинул конференцию.
   *
   Но мой преждевременный уход не прошел бесследно для меня.
   Язов, обладая прекрасной зрительной памятью, заметил мой уход с конференции и потому на следующий день, прибыв на кафедру и увидев меня, строго спросил:
   - Товарищ майор. Почему вы без разрешения покинули вчера конференцию.
   Мои объяснения его не удовлетворили и потому он строго приказал:
   - Больше так не делайте. А сейчас шагом марш на лекцию.
   Мне пришлось подчиниться и прослушать лекцию командующего от начала и до конца.
   *
   За все годы, что я служил в САВО, мне неоднократно приходилось присутствовать на лекциях Д.Ф. Язова.
   Это были поучительные занятия.
   Он ни одного раза не повторился в своих выступлениях. Речь его, свободная и образная, всегда содержала какие-то интересные мысли, заставляла над чем-то задуматься.
   Это был, наверное, единственный случай на моей памяти, когда военачальник высокого ранга обладал отличными ораторскими способностями. Большинство же прочих начальников, малых или больших, как правило, были косноязычны, шаблонны, все проблемы суживали до частных примеров местного масштаба.
   Они умели распекать, грозить, хамить и прилюдно унижать подчиненных, не опасаясь ни ответной реакции, ни порицания офицерского общества, ни каких-либо партийных санкций.
   *

Странности командующего

  
   Язов производил впечатление порядочного и честного человека. В округе не было слухов о его дачах, особняках и т.п. Мне приходилось видеть и то, как он проводил свое свободное время. Удивительно было видеть машину командующего на повороте к учебному полигону училища в субботнее и воскресное время.
   Я, направляясь туда с суточным нарядом, вдруг обнаруживал, что командующий неспешно прогуливается со своей супругой у въезда на магистраль. Спустя некоторое время машина Язова появлялась на территории учебного центра, делала круг и возвращалась назад.
   В моих глазах это был достойный офицер, который старался как мог для блага войск округа.
   *
   Допускаю, что кто-то знал Язова с другой стороны, мне не ведомой.
   Мой же рассказ о нем - это попытка донести мысль о том, что этот человек в силу своего воспитания и жизненного опыта не был склонен к авантюрам. Он ценил достигнутое, не претендовал на многое, был, как мне кажется, всегда лоялен по отношению к власти.
   Такие люди, как Язов переворотов не устраивают.
   Они боятся потерять положение, которое с трудом достигнуто. Это категория людей осторожных, наученных горьким опытом, своим, но более - чужим, что выступать против реальной силы абсурдно.
   Вот почему мне в августе 1991 года было досадно видеть в числе членов ГКЧП фамилию Язова. Он никак не мог пойти против Горбачева, который сделал его министром обороны, столь сильно превысив реальные амбиции моего бывшего командующего округом. По мнению многих, пределом мечтаний Язова был всего лишь пост начальника Главного управления кадров, но не министра обороны.
   Впрочем, пока об этом остаточно...
   *

Делаю, что могу

  
   Мое положение в округе оказалось особенным, так как лишь в моем лице политуправление имело квалифицированного специалиста по военной психологии и педагогике.
   Генерал-лейтенант Арапов, сменивший генерал-полковника Попкова на посту начальника политуправления, привлек меня в подготовке брошюр для офицеров округа по вопросам воспитания и обучения войск.
   Темы для разработки были весьма разнообразные:
   "Педагогическое мастерство и пути его формирования в части", "Психологические основы формирования у военнослужащих высоких морально-боевых качеств и воинского мастерства", "Влияние обстановки современного боя на психику воинов и выполнение боевых задач подразделениями и частями", "Психологическая подготовка личного состава к современной войне", "Психолого-педагогические условия успешного укрепления уставных взаимоотношений в первичных воинских коллективах", "Формирование общественного мнения в воинском коллективе как путь укрепления воинской дисциплины", "Конфликтные ситуации в подразделении, их профилактика и предупреждение" и др.
   Материал для брошюр приходилось собирать буквально по крохам, опираясь на исторический и современный опыт.
   В итоге получался весьма интересный материал, который содержал какие-то важные идеи, помогающие войсковым работникам использовать их в своей практике.
   В принципе, это была полезная работа, так как офицеры всех рангов нуждались в практических психолого-педагогических знаниях.
   *

Офицер должен быть лидером

  
   В этой связи следует отметить тот факт, что в подготовке офицерского состава, русского и советского, был и есть существенный изъян.
   Офицерская работа - это деятельность руководителя, который призван обеспечивать, мотивировать, направлять работу подчиненных.
   Личная исполнительская работа в структуре его деятельности должна занимать ничтожно малое место.
   Говоря другими словами, его дело не в том, чтобы лично стрелять из орудия, а в другом - в учении научить подчиненных это делать самостоятельно. Если он и подойдет к орудию сам и сделает выстрел, то только для того, чтобы показать пример подчиненным или же продемонстрировать образцовое действие. Все же необходимые действия с орудием должны совершать его подчиненные, а не он сам.
   Но и не его удел быть всего лишь инструктором.
   Офицер должен быть лидером.
   А это уже другая ипостась.
   Лидер - это ведущий за собой других людей не потому, что он формально главный, а в силу того, что он лучший, надежный, смелый и мужественный человек.
   *
   Военные училища и военные академии фактически готовили и продолжат готовить военспецов, т.е. специалистов военного дела, но не военных лидеров, т.е. людей, способных вести за собой массы.
   Учебный процесс построен таким образом, что в учебную программу включены все тактико-специальные и военно-технические дисциплины, обществоведение (гуманитарный цикл) и общеобразовательные науки. Удельный вес психологии и педагогики в этой программе занимает менее 1%. А по своему характеру эти дисциплины носят просветительский характер, но не нацелены на расширение познания человеком своих возможностей и особенностей и побуждение к развитию качеств лидера.
   *

Познай себя - научишься разбираться в других

  
   Девиз, написанный на Дельфийском храме "Познай себя", для знающих означает, что разобравшийся в своем характере человек, понявший свою силу и слабость, обретает потребность развиваться дальше.
   Не знающий себя этого не понимает и пребывает в блаженном состоянии успокоения.
   Но существуют ведь вполне ясные положения: "не знаешь себя - не познаешь других", "не умеешь повиноваться - не научишься повелевать" и др.
   *
   Конечно, по большому счету, познание человеком себя должно осуществляться в раннем детстве и продолжаться без перерывов все время жизни.
   Но - это в идеале.
   Познание себя, начавшееся инстинктивно с рождения, бурно проходит от 2-х до пяти лет. В это время ребенок, как губка впитывает в себя всю информацию окружающего мира и постоянно открывает в себе что-то новое. Менее активно этот процесс происходит в подростковом и юношеском возрасте. Но в это время социальные, межполовые вопросы занимают сознание человека. Углубление в себя носит все менее осмысленный характер и принимает некие полярные формы - удовлетворения или недовольства собой.
   Удача, достижение, как правило, вызывает чувство гордости, вызывающее тщеславие, желание постоянно нравиться другим. Неудача побуждает искать причины на стороне, но только не в себе.
   *
   К моменту поступления в военное училище молодой человек, как бы обрастает защитной броней, уходит в мелкие переживания и не пытается заглянуть в глубину собственной души, чтобы понять истинные мотивы своего поведения, коренные потребности своей личности и т.д.
   Военно-учебное заведение, призванное исправить нравственно-психологические изъяны курсанта, этого не делает. Командиры не озабочены этой проблемой, а преподаватели, как говорится, "за деревьями не видят леса".
   *
   Вот почему психолого-педагогическое "сопровождение" офицерской службы крайне необходимо. В нем, этом сопровождении, нуждается и молодой, и опытный офицер.
   К сожалению, эта проблема до сих пор не осознана в должной степени...
   ***
   Вернемся, однако, к работе по распространению психолого-педагогических знаний среди офицеров САВО. Конечно, удалось сделать не так мало. Все же около 20 брошюр было в то время издано. Больше не позволяло ни время, ни обстоятельства.
   Моя деятельность, как специалиста, привлекла внимание самого начальника политуправления округа генерала Арапова. Меня стали активно приглашать на разные окружные мероприятия и даже вознамерились прибрать к своим рукам.
   *

"Предлагая вам поработать в политуправлении"

  
   Однажды, находясь в учебном центре, я был не на шутку встревожен срочным вызовом в политуправление округа.
   Дело было настолько неотлагательным, что начальник училища генерал Некрасов выслал за мной машину.
   Прибыв, как можно скорее в политическое управление, я доложил дежурному и тотчас был препровожден в кабинет генерала Арапова. Генерал начал с главного:
   - Анатолий Иванович, - обратился он ко мне совсем не по официальному. - Мы решили рекомендовать вас на должность заместителя начальника отдела пропаганды и агитации округа с перспективой через некоторое время стать начальником отдела. Как вы на это смотрите?
   Что я мог ответить на столь заманчивое предложение?
   Если рассудить с точки зрения служебной перспективы, почета и уважения, то колебаний не должно было быть. Служба в политуправлении была престижной и перспективной. В войсках уважали и боялись представителей этого органа.
   Но, если подойти с позиции моего личного характера и предпочтений, то переход в штаб округа не сулил ничего хорошего.
   Мне не удалось бы без труда войти в сложную систему интриг и подсиживаний, которые всегда царят в больших штабах. И даже покровительство генерала Арапова, который по-доброму относился ко мне, не уберегло бы меня от мышиной возни вокруг реальных или мнимых проблем.
   Мой ответ был:
   - Спасибо за доверие, товарищ генерал. Однако, не могу принять ваше предложение, так как не могу порвать с педагогикой и наукой, которым так много уже отдал сил и энергии.
   *
   Безусловно, мой ответ обескуражил начальника политуправления, но он даже не подумал пойти на попятный. Напротив, он утроил натиск, не стращая, а раскрывая перспективы моей будущей службы под его началом.
   Наши препирательства длились не менее получаса. А это время в приемной Арапова скопилось много посетителей, которые недоумевали: почему это начальник политуправления так долго возится с каким-то майором - видимо этот майор сделал что-то ужасное.
   Генералу Арапову все же удалось сломить мое сопротивление и заручиться моим согласием.
   Оставалось за немногим - утверждением моей кандидатуры в ГлавПУРе, в Москве.
   На том и разошлись.
   С этого момента я как бы сидел на двух стульях.
   Однажды даже в новом статусе (еще не утвержденном!) мне было предложено выехать на совещание в Челябинск и выступать там от имени политуправления округа. Дело было сделано, но утверждения, которое так ждал генерал Арапов, так и не последовало. Но об этом в свое время...
   *

Генерал Востров

  
   Моя деятельность в округе привлекла внимание еще одного влиятельного лица - 1-го заместителя командующего - генерал-лейтенанта В.А. Вострова.
   *
   Вообще первые заместители командиров и командующих - лица особые, в большинстве случаев заядлые строевики без проблеска фантазии.
   Генерал Востров, по моим наблюдениям, был человеком иным.
   Он был открыт не только для устава, приказа или распоряжения, но и живо интересовался вопросами психологии и педагогики.
   Взяв меня на заметку с той памятной конференции, где обсуждалась работа журнала "Военная мысль", он однажды предложил мне принять участие в сборах командиров полков, которые проводились в окружном учебном центре.
   Мне он отвел роль консультанта и как бы "оценщика" проводимых мероприятий.
   *
   Война в Афганистане потребовала серьезно отнестись к горной подготовке войск и психологической закалке личного состава.
   Опыта такой подготовки в округе не было.
   Но усилиями командиров и начальников все же удалось организовать показные занятия в обстановке, приближенной к боевой. Нам, участникам сборов, пришлось испытать на себе тяжесть эмоциональных переживаний солдата, попавшего под обстрел в лощине среди холмов, а затем пройти через психологическую полосу препятствий.
   *
   Генерал Востров не только живо интересовался моим личным мнением, но и всячески способствовал тому, что создать более или менее приличные условия для проживания.
   Конечно, я понимал, что между мной, майором, и им, генералом Востровым, находится большая дистанция.
   Трудно было понять и то внимание к моей персоне, которую проявил заместитель командующего. Это сейчас я понимаю, что его пытливый ум пытался докопаться до понимания особенностей войны в Афганистане, чтобы переложить это понимание на язык учений и учебных занятий. Для этого надо было воспользоваться помощью единственного в округе специалиста, т.е. меня.
   Тронуло предложение генерала воспользоваться фондами его личной библиотеки. Предложение было лестное, но я все же не решил досаждать генералу своими посещениями, так как считал это слишком большой наглость со своей стороны.
   Тем не менее, добрые отношения с генералом В.А. Востровым установились. А впереди меня ждала неожиданная встреча с ним, уже в Москве, спустя много лет...
   *
   Продолжение следует...

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023