ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Как преодолеть равнодушие?

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Калининградское инженерное, часть вторая


  
  

Калининградское инженерное, часть вторая

  

А.И. Каменев

Как преодолеть равнодушие?

  
   Продолжение. Начало См.:
   Калининградское инженерное   30k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Ты, человек порядочный   71k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четырнадцатая
   Командующий войсками Язов и другие   29k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть тринадцатая
   Наука побеждать полковника Кишанина   49k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть двенадцатая
   Единоначалие и хождение в народ   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть одиннадцатая
   Служить бы рад...   12k   "Статья" История
   Моя казахская эпопея, часть десятая
   Где собака зарыта!   10k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть девятая
   Помни войну!   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть восьмая
   Принцип полной осведомленности   29k   "Глава" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть седьмая
   Учить воевать, а не подметать   21k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть шестая
   Училище - не полк...   28k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть пятая.
   Бои местного значения   39k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четвертая
   Военная педагогия   41k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть третья
   В кадрах-то согрешили   76k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть вторая.
   Моя казахская эпопея   35k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Капитан сверхсрочной службы   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Наука требует жертв
   Время решать   43k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть седьмая.
   Без руля и без ветрил?   34k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть шестая
   Легко в учении - тяжело в бою   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть пятая.
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
          О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
          Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
          Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
          О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
          Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
          Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
          Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
          Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
          Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
             О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
             А Ларчик просто открывался.
    Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
             Голь на выдумки хитра
    Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
             Мой гарнизон - моя крепость?
    В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
             Риск - благородное дело
    В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
             Практические заметки из служебного опыта
    Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
             О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
    ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
             Начало пути вечного узника
  
   В АВОКУ меня многое не устраивало в работе кафедры, но мое положение заместителя связывало руки и не давало возможности перестроить работу преподавателей и, прежде всего, изжить равнодушие к общему делу.
   Равнодушие - это бич в любой деятельности. Равнодушные люди делают свое дело кое-как, без энтузиазма, инициативы.
   В педагогическом деле равнодушие особенно губительно, так как педагоги имеют дело с живыми людьми, еще не утратившими интереса к знаниям, не притупившие любознательности.
   Равнодушный педагог губит все живое в сознании людей и являет собой прискорбный пример обучаемым.
   Надо было, в первую очередь выступить против этого пагубного явления...

В поисках работы по-новому

  
   Первой было упорядочение работы преподавателей, создание благоприятных условий для их труда.
   Прежде всего, требовалось создать благоприятные условия для самостоятельной, творческой работы.
   Для этого нужно было время.
   Но при существовавшей системе работы время-то меньше всего и ценилось. На кафедре было много разной работы, которой нагружали преподавателей разные начальники.
   Надо было эту практику прекратить. Особенно в даче побочных заданий и поручений преуспевал начальник политотдела. Позвонит, бывало, на кафедру непосредственно кому-либо из преподавателей и тут же даст поручение. Над его заданием преподаватель начинает трудиться, откладывая все свои учебные дела.
   *
   Нужно было идти на конфликт с начальником.
   Повод вскоре был найден.
   Посыльный принес на кафедру от начальника политотдела список поручений с 20-ю позициями. Изучив список поручений, я направился к начальнику, чтобы прояснить ситуацию.
   В ходе разговора с Крутовым стало известно, что он старается руками преподавателей решить свои проблемы, расширяя контакты в среде местных партийных и советских работников.
   Пришлось ему категорически заявить о том, что данные поручения исполняться не будут, так как они идут вразрез со служебными обязанностями преподавателей.
   Крутов был чрезвычайно недоволен.
   Но возразить ему было нечего. Однако, он решил меня обойти, прибегнув к испытанному опыту, т.е. дав поручение конкретному человеку.
   Пришлось предупредить преподавателей о том, что они не могут через мою голову получать поручения. В уставе, правда, была предусмотрена возможность поручения задания от непосредственного (не прямого) начальника. Но в этом случае и тот, кто дал задание, и тот, кто получил его от старшего, обязаны были ставить прямого начальника в известность.
   *
   Для любителей выслужиться перед начальством наступили нелегкие времена. Получив задание от Крутов и, поставив меня в известность об этом, он неизбежно получал от меня вопрос:
   - Предупредили ли вы начальника политотдела о том, что вам запрещено получать задания на стороне?
   Если я получал утвердительный ответ, то вновь вопрошал:
   - Что вам на это ответил начальник политотдела?
   Если выяснялось, что начальник сам собирался об этом поставить меня в известность, то неизбежно было объяснение с Крутовым.
   В конце концов Крутову надоели мое постоянное неудовольствие его вмешательством в работу преподавателей и он перестал давать задания, не согласуемые с нашей профессиональной деятельностью.
   Да и преподаватели поняли, что не следует искать работы на стороне, угождая тем или иным начальникам.
   *

Чувство времени и служба

  
   Следующим шагом упорядочения работы кафедры было воспитание ценности чувства времени.
   В КВИУИВ, как и в АВОКУ главенствовал все тот же принцип отсидки: находись на рабочем месте от сих и до сих, а чем ты в это время занимаешься, не столь важно.
   На кафедру принято было приходить каждый день и находиться там до 18 часов. За этим строго следили работники учебного и строевого отделов, фиксируя наличие на кафедре преподавателей и докладывая об этом начальству. Затем все случаи отсутствия преподавателей становились предметом обсуждения на совещаниях и заканчивались наказанием провинившихся.
   *
   Мне предстояло сломать самую старую систему организации службы.
   Нужно было решиться на отчаянный шаг для того, чтобы люди начали по-другому относиться к делу.
   *
   Изучив служебную занятость преподавателей на очередной месяц, я выявил, что каждый из них имеет примерно 6-8 служебных дней, свободных от учебной нагрузки, т.е. примерно 25% всего рабочего времени. Выяснились и дни несения службы. Время нарядов надо было знать неспроста.
   Обычная практика не предусматривала какой-то компенсации за сутки "нарядной" службы. Как правило, отстоявший в наряде офицер, униженно просил начальника предоставить ему день для отдыха после службы. Начальник или долго кочевряжился, или просто отказывал в этом законной просьбе офицера.
   Надо было избавить офицера от унизительной просьбы, а просто дать все то, что ему положено по долгу службы.
   *
   Имея теперь перед собой полную картину учебной и служебной загруженности всех преподавателей, я мог заблаговременно предоставлять каждому время для самостоятельной работы.
   Другими словами, преподаватель получал резерв времени для саморазвития и исполнения перспективных коллективных работ.
   *

Общее дело - средство единения людей

  
   Однако, мало было выделить время, надо побудить людей, ранее отвыкших от творческой работы и привыкших к педагогической рутине, к занятиям во благо собственного духовного развития и интересов кафедрального коллектива.
   Следовательно, надо было, для начала найти какое-то общественно-полезное дело и привлечь к нему весь преподавательский состав.
   *
   Такое дело было вскоре найдено.
   По моей инициативе было решено разрабатывать ежемесячный "Календарь знаменательных и памятных дат", содержащий сообщения о важнейших событиях мировой и отечественной истории, военного дела, вооруженных сил СССР и инженерных войск.
   Предполагалось подготовить короткие, но интересные и поучительные информационные материалы для ежедневного информирования наших курсантов.
   В течение года нам удалось разработать 12 книжек названного "Календаря", причем вся работа была организована так. Чтобы к 20-му числу текущего месяца "Календарь" выходил из печати и поступал на кафедры.
   В силу этого обстоятельства, уже с первого числа очередного месяца преподаватели всех кафедр имели возможность для военно-исторического информирования курсантов нашего училища.
   *
   В практику всех кафедр вошло в правило - начинать первую пару занятий с военно-исторического информирования:
   - Знаете ли вы, товарищи курсанты, что произошло в такой-то день 100 лет назад в России? - начиная первый урок, ежедневно спрашивал преподаватель любой кафедры нашего училища.
   *
   Обратим внимание на то, что мы предприняли очень серьезную попытку повысить историческую культуру наших курсантов. Здесь нашими помощниками стали преподаватели всех кафедр училища.
   Интерес был настолько силен, что преподаватели других кафедр все время живо интересовались ходом подготовки "Календаря" на очередной месяц.
   И мы успевали справляться с поставленной работой именно благодаря новой системе работы.
   *

Даем оценку всем ... в том числе и самому начальнику

  
   В чем была суть проблемы?
   Дело было в том, что любая деятельность без объективной оценки страдает большими погрешностями. Во-первых, каждый, исполняющий свою работу, должен нести ответственность за то, что он делает и насколько качественно исполняет порученное. Во-вторых, оценка деятельности каждого должна выявлять лучшие образцы и примеры для подражания и тех, кто исполняет свой долг ненадлежащим образом.
   И первое, и последнее очень важно, так как в общей работе важно не только усилие каждого, но и то, какой вклад в общее дело вносит каждый член коллектива.
   *
   Помимо сказанного, было и еще одно обстоятельство.
   Как правило, оценка деятельности в коллективе исходила от старшего должностного лица, которое само общественной оценке не подвергалось.
   Начальник мог распекать любого подчиненного, оценивать положение дел в собственном коллективе как неблагополучное и притом оставаться в статусе успешного руководителя.
   Выходило так, что все подчиненные были никудышные работники и только один их начальник являлся образцом исполнения служебного долга.
   Другими словами, в деятельности начальника, как правило, оценивалось личное исполнительское умение (и то не всегда объективно!) и игнорировалось управленческое искусство, т.е. умение руководить людьми - то главное, что отличает начальника от простого исполнителя.
   *
   Мне нужно было преодолеть боязнь публичной оценки меня, как руководителя кафедры.
   Впрочем, боязни как таковой не было.
   Работать я научился.
   Халтурой никогда не занимался и всякое дело старался исполнить лучшим образом.
   Ответственности никогда не боялся и за чужие спины никогда не прятался.
   Так что препятствия для введения новой системы оценки деятельности педагогов не было.
   *
   В чем состояла суть этой системы?
   В конце 20-х чисел каждого месяца каждый преподаватель докладывал о проведенной учебной, научной, методической и воспитательной работе на кафедре.
   Были установлены ясные и всем понятные объективные критерии оценок каждого из названных видов работы.
   По четырех бальной системе получал соответствующую оценку от своего руководителя - председателя предметно-методической комиссии (ПМК).
   ПМК состояла из 3-4 человек и председателю этой комиссии не составляло труда оценить их деятельность.
   Среднеарифметическая оценка показывала рейтинговое место каждого преподавателя.
   *
   Оценка работы преподавателей была самой трудной задачей.
   Нужно было избавиться от психологии уравниловки.
   В общей толпе, за общими цифрами скрывались и бездельники, и работящие люди.
   Бездельникам обезличка всегда на руку, а деятельным людям - нет. Но, почему-то и те и другие долгое время мирились со сложившимся положением дел.
   Практика первых оценок работы преподавателей вызвала конфликтную ситуацию, ибо недовольными оказались бездельники и люди, работавшие кое-как. Им не нравились низкие оценки. Они не понимали необходимость заниматься научной работой. Их устраивал прежний порядок вещей.
   Но болезнь роста была преодолена.
   Председатели научились объективно оценивать членов своей ПМК (предметно-методической комиссии), а оцениваемые начали по-иному (лучше) относиться к служебным обязанностям.
   *
   Упокоение в коллектив внесло и то, что оценке подвергалась деятельность не только всех преподавателей, но и председателей ПМК и самого начальника кафедры.
   Оценка председателей ПМК складывалась из суммы оценок преподавателей его предметной комиссии и результатов личной работы.
   Получалось иногда, что в конечном итоге председатель получал более низкую оценку по сравнению с той, которая была выведена по результатам его личной работы.
   Это происходило потому, что как должностное лицо он нес ответственность за то, как трудятся его преподаватели.
   Это было справедливо. На то он и начальник.
   Точно также, но уже от качества деятельности председателей ПМК, зависела и оценка моей деятельности. Даже при блестящем личном результате я не мог рассчитывать на высокую оценку, если кто-то из председателей ПМК работал не в полную силу.
   *
   При такой системе работы и оценки деятельности все увидели, что новая система лишена предвзятости и показывает реальное ранговое место каждого на кафедре, невзирая на его служебное положение.
   Вот почему нередко по результатам очередной оценки деятельности преподавателей в "передовиках" появлялся рядовой преподаватель, а не кто-либо из начальников.
   *
   Насколько важно было активизировать низовое звено преподавательского состава станет ясным позже, когда придет черед определиться с кандидатурой на вакансию старшего преподавателя кафедры.
   *

Мысли вслух

  
   О том, какой переворот в сознании преподавателей произвела новая система я узнал от одного из своих коллег, когда тот пришел ко мне поделиться своими мыслями.
   Получив день для творческой работы, он вовсе не намеревался в этот день что-то делать.
   Собственно, это было его право.
   Никто ему не диктовал условий работы. Было определено общее задание и резерв его времени. Ему самому нужно было решать, когда приступить к исполнению задания.
   Но в этот день его что-то беспокоило. Он вынул из портфеля лист с заданием, внимательно прочитал и отложил в сторону. "Нет, - решил он. - Сегодня ничего делать не буду. Решил отдохнуть - буду отдыхать. Успею еще сделать". Решено - сделано. Лег на диван, но пролежал всего минут 15. Опять потянуло к листку с заданием.
   Опять прочитал. Взял другой листок. Нарисовал план-схему и вновь коварная мысль засверлила мозг: "Что ты маешься. Времени еще много. Отдыхай, пока есть время".
   Лег вновь. И опять что-то подняло с дивана и заставило идти к письменному столу. "Лучше сейчас начну. Немного сделаю, чтобы не надрываться в последний день".
   С этой мыслью и сел за стол. Однако, работа захватила, увлекла настолько, что, забыв о еде и отдыхе, проработал допоздна.
   Жена, придя с работы, удивилась, что муж работает в поте лица. Она знала, что супруг решил отдохнуть... А тут такое рвение...
   *
   Продолжение следует
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023