ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Каменев Анатолий Иванович
Не пей и дело разумей!

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Калининградское инженерное, часть пятая


  

Калининградское инженерное, часть пятая

А.И. Каменев

НЕ ПЕЙ И ДЕЛО РАЗУМЕЙ!

  
   Продолжение. Начало См.:
   Приказано растоптать   16k  Фрагмент Мемуары
   Калининградское инженерное, часть четвертая
   Умей за себя постоять   25k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть третья
   Как преодолеть равнодушие?   26k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть вторая
   Калининградское инженерное   30k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Ты, человек порядочный   71k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четырнадцатая
   Командующий войсками Язов и другие   29k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть тринадцатая
   Наука побеждать полковника Кишанина   49k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть двенадцатая
   Единоначалие и хождение в народ   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть одиннадцатая
   Служить бы рад...   12k   "Статья" История
   Моя казахская эпопея, часть десятая
   Где собака зарыта!   10k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть девятая
   Помни войну!   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть восьмая
   Принцип полной осведомленности   29k   "Глава" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть седьмая
   Учить воевать, а не подметать   21k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть шестая
   Училище - не полк...   28k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть пятая.
   Бои местного значения   39k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четвертая
   Военная педагогия   41k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть третья
   В кадрах-то согрешили   76k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть вторая.
   Моя казахская эпопея   35k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Капитан сверхсрочной службы   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Наука требует жертв
   Время решать   43k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть седьмая.
   Без руля и без ветрил?   34k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть шестая
   Легко в учении - тяжело в бою   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть пятая.
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
          О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
          Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
          Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
          О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
          Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
          Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
          Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
          Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
          Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
             О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
             А Ларчик просто открывался.
    Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
             Голь на выдумки хитра
    Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
             Мой гарнизон - моя крепость?
    В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
             Риск - благородное дело
    В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
             Практические заметки из служебного опыта
    Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
             О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
    ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
             Начало пути вечного узника
  
   Позволю перефразировать умнейшего Крылова, который благосклонно разрешал: "по мне уж пей, да дело разумей": мне более по душе другое - "не пей и дело разумей".

Не каждый очередник достоин выдвижения

  
   В силу сложившейся практики, очередное воинское звание получал тот офицер, который имел большую выслугу лет.
   При таком подходе можно было спокойно дожидаться очередного звания, не проявляя никакой активности и не работая над собой.
   *
   Мне удалось переломить ситуацию, когда вакансии занимались офицерами по старшинству, но без учета личных достижений.
   Несколько человек на кафедре ожидали вакансии старшего преподавателя. Это были офицеры-преподаватели, которые не проявляли никакого старания в работе. Они кое-как вели занятия с курсантами, почти не занимались методической работой, а о научной работе вовсе не помышляли.
   Но они были твердо уверены в том, что даже при таких показателях личной работы им уготована должность старшего преподавателя и скорое присвоение звание "полковник".
   *
   Когда я ввел систему индивидуальной оценки работы преподавателей, то предупредил, что отныне не старшинство, а качество работы будет определяющим при назначении на вышестоящую должность.
   Похоже, мне поверили не все.
   Те офицеры, о которых только что шла речь, надеялись на покровительство старших начальников и действие сложившейся порочной традиции.
   Те, кто преуспевал в работе, тоже были скептичны, думая, что новому начальнику не удастся одолеть негодную практику.
   *
   Да, действительно, дело приняло серьезный оборот, как только на кафедре освободилась должность старшего преподавателя.
   Сразу же последовал звонок генерала Крутова:
   - Напишите срочно представление на подполковника Н. о назначении на должность старшего преподавателя, - потребовал он.
   Мое возражение против этой кандидатуры состояло в том, что данный офицер не имеет права претендовать на повышение, так как не в полной мере исполняет обязанности преподавателя и не проявляет никакой творческой активности.
   Рейтинг Н. был одним из низких на кафедре.
   - Не вам решать, товарищ подполковник, кому быть старшим преподавателям. Этим занимаемся мы, - отрезал Крутов на мои возражения.
   - Товарищ генерал, - твердо сказал я. - Если вы считаете допустимым игнорировать мнение непосредственного начальника, то пишите представление сами. Я же оставляю за собой право требовать отмены вашего решения.
   Крутов бросил трубку телефона и больше по поводу Н. не звонил.
   *
   Должность старшего преподавателя, тем не менее, оставалась вакантной и меня никто не освобождал об обязанности написать представление на достойного.
   Им оказался подполковник Я. Цап, который всего год назад прибыл на кафедру из военно-политической академии и за это время сумел показать себя как творческая личность. Работая над собой, он быстро освоил преподавательскую работу и сделал немало для обучения и воспитания курсантов.
   Вопреки ожиданиям сопротивления со стороны командования училища, эта кандидатура была утверждена и вскоре подполковник Цап стал старшим преподавателем, доказав последующей работой, что его выбор был правильным.
   *

"Игнорирует мнение коллектива"...

  
   Мне, однако, несогласие с начальством аукнулось записью в аттестацию: "Не считается с мнением коллектива".
   Надо было бы, правда, записать другое: "Игнорирует мнение старших, действует на свой страх и риск".
   Это было бы правильнее.
   Но такова уж была система аттестации, когда старший начальник мог свое предвзятое мнение зафиксировать в документе, сопровождающим офицера весь период его службы.
   *
   Говоря об аттестационной работе, надо отметить, что это важное дело в советских вооруженных силах было поставлено из рук вон плохо.
  
   Во-первых, аттестации давали непосредственные начальники, среди которых было много незрелых и предвзятых личностей. Такой человек из мести или личной неприязни мог вписать в аттестацию все, что угодно.
   Во-вторых, аттестация была идеологизирована и потому преданность и лояльность к партии считалась выше духовности и профессионализма.
   В-третьих, многие, так называемые, человеческие качества (отношение к людям, сослуживцам и т.д.), как правило, либо игнорировались, либо трактовались чрезвычайно узко.
   Мнение офицерского коллектива вообще не учитывалось. И это было очень прискорбно.
   Кроме всего прочего, аттестация не давала оснований для оценки перспективного роста офицера, понимания его сильных и слабых сторон в исполнении должностных обязанностей на разных ступенях служебной лестницы.
   Из такой аттестации трудно было понять, достиг ли офицер предела своих возможностей или же сохранил (умножил) свой духовный и профессиональный потенциал.
   *

О чем поведал Б. Панаев?

  
   В то же время, русская служебная практика располагала опытом такой аттестации.
   Б. Панаев в 1908 году написал брошюру "Офицерская аттестация", где изложил опыт пробной аттестации русских офицеров.
   Представляемая им система офицерских аттестаций давала возможность:
  
   во-первых: дать верную характеристику аттестуемого офицера;
   во-вторых: воспитывать аттестуемого офицера в должном направлении и
   в-третьих: постоянно поддерживать корпус офицеров на должной высоте.
  
   *
   Порядок аттестационной работы состоял в следующем.
   Ежегодно 26 ноября после парада все офицеры полка собираются в офицерское собрание.
   В работе Панаева говорится:
   "В одной из комнат собрания офицеры выстраиваются: полковой адъютант приносит туда штандарт и ставит его против середины шеренги офицеров, лицом к ней. Командир полка обращается к офицерам с речью, в которой напоминает им обязанности при производстве аттестаций, после чего выдает каждому офицеру тетрадку с отрывными аттестационными бланками на всех офицеров полка. По раздаче тетрадей штандарт уносится и командир полка отпускает офицеров. Каждый офицер до 6 декабря обязан заполнить все полученные им аттестационные бланки отметками, ставя против рубрики бланка "1", если аттестуемый офицер, фамилия коего помещена на бланке, подходит под эту рубрику, и "-", если не подходит или неизвестен с этой стороны аттестующему. Под аттестационным бланком аттестующий не подписывается".
   "6 декабря офицеры вторично собираются в офицерское собрание, штандарт не выносится. Каждый офицер приносит с собой полученную 26 ноября тетрадь с заполненными аттестационными бланками. По приходе командира полка, офицеры приступают к выборам четырех членов "аттестационной комиссии": 3 действительных и 1 запасного, заменяющего действительного члена при составлении аттестации последнего. Выборы производятся закрытой баллотировкой. Получивший наименьшее число голосов является запасным членом; старший в чине из числа действительных - председателем.
   После выбора аттестационной комиссии полковой адъютант раскладывает на большом столе открытые конверты по числу офицеров: на каждом конверте крупными буквами написана фамилия офицера. Когда конверты разложены, офицеры по старшинству подходят к ним и вкладывают в каждый соответствующий аттестационный бланк из отрывной тетрадки. По исполнении означенного аттестационная комиссия собирает конверты; командир полка отпускает остальных офицеров.
   Аттестационная комиссия получает от командира полка тетради с отрывными аттестационными листами и удаляется в одну из комнат собрания, в которой и приступает к составлению аттестации. У двери означенной комнаты тотчас же ставятся парные часовые, обязанные решительно никого не впускать в комнату за исключением 4 членов аттестационной комиссии.
   Составление аттестаций состоит в том, чтобы:1) точно сосчитать число пометок "1" по каждой рубрике всех аттестационных бланков на каждого офицера и 2) полученные суммы "1" отметок написать против соответствующих рубрик аттестационного листа этого офицера.
   Двузначное число пишется чернилами, однозначное черными: против рубрик, не получивших ни одной "1" отметки, ставится отметка "-".
   Считает отметки по каждой рубрике вся комиссия в полном составе, разделение труда ради быстроты и по другим причинам не допускается. Составление аттестаций происходит в строгом порядке с младших. Комиссия заседает ежедневно с 10 часов утра до 9 часов вечера, на ночь комната, в которой происходит заседание, запечатывается полковым адъютантом. Аттестационные листы и бланки, конверты и листы бумаги с пометками членов комиссии не могут быть выносимы из комнаты заседаний.
   По составлении аттестация комиссия собирается все аттестационные бланки, проверяет их число, собирает также все листы бумаги, с какими-либо пометками членов комиссии и сжигает все это в одной из печей собрания в присутствии всех членов комиссии. Председатель комиссии является к командиру полка с докладом об окончании составления аттестаций.
   Командир полка назначает день для выдачи аттестационных листов, которые до этого момента продолжают находиться в запечатанной и охраняемой часовыми комнате заседаний.
  

Пояснение к аттестационному листу.

   По форме аттестационный лист представляет собою аттестационный бланк...
  

Пример заполненного аттестационного бланка

  

Название полка Поручик Иванов 1906 г.

   NN
   п.п.
   Пункты
   аттестации
   Их проявление у аттестуемого
   Оценочные баллы
   1.
   Отношение к военной службе
   Любит службу
   Относится безразлично
   Относится пренебрежительно
   -
   1
   -
   2.
   Отношение к обязанностям службы
   С увлечением
   Добросовестно
   Недобросовестно
   -
   1
   -
   3.
   Отношение к начальникам
   Исполнителен
   Неисполнителен
   Заискивает
   -
   1
   -
   4.
   Отношение к офицерам-товарищам
   Всеми уважаем
   Хорошие
   Плохие
   -
   1
   -
   5.
   Отношения с подчиненными офицерами
   Тактичные
   Нетактичные
   1
   -
   6.
   Отношение с подчиненными нижними чинами
   Умелые
   Неумелые
   Сердечные
   Пренебрежительные
   -
   1
   -
   1
   7.
   Отношение к своему честному слову
   Безукоризненное
   Легкомысленное
   Не держит слова
   -
   1
   -
   8.
   Подготовка к командованию эскадроном
   Подготовлен отлично
   Подготовлен
   Подготовлен недостаточно
   -
   -
   1
   9.
   Отношение к военным наукам
   Интересуется ими
   Безучастен
   -
   1
   10.
   Отношение к аттестационному делу
   Добросовестное
   Небрежное
   1
   -
   11.
   Отношение к форме одежды
   Серьезное
   Легкомысленное
   -
   1
   12
   Положительные качества офицера
   Благороден
   Безупречно честен
   Трудолюбив
   Правдив
   Тактичен
   Вежлив
   Умен
   Не пьет
   В карты не играет
   К военной службе способен
   Здоровьем крепок
   1
   1
   -
   -
   1
   1
   1
   -
   -
   -
   -
   13.
   Отрицательные качества офицера
   Неблагороден
   Не честен
   Ленив
   Лжив
   Нетактичен
   Невежлив
   Глуп
   Много пьет
   Много играет в карты
   К военной службе не способен
   Здоровьем слаб
   -
   -
   1
   1
   -
   -
   -
   1
   1
   1
   1
   14.
   Отношение к доброму имени полка
   Работает для него
   Безучастен
   Вредит
   -
   1
   -
   15.
   Желателен в полку или нет
   Желателен
   Безразличен
   Не желателен
   -
   -
   1
  
  

Объяснение аттестуемого.

  
   В назначенный день офицеры являются в собрание в третий раз. Полковой адъютант снимает печать с комнаты заседаний. Председатель аттестационной комиссии представляет командиру полка аттестационные листы. Командир полка тут же раздает их офицерам, каждому лично. Листы на отсутствующих офицеров хранит у себя.
   Офицеры, получив аттестационные листы, просматривают их дома и дают, если найдут нужным, объяснение в соответствующей графе. В противном случае они только расписываются в этой графе: "читал" такой-то. Например: поручик Иванов, получив в графе 19 отметок против рубрики "относится безразлично", дает следующее объяснение: "Нахожу мнение 19 офицеров, что я отношусь к военной службе "безразлично", неправильным. Мою любовь к ней доказывает то, что в военное училище я поступил окончив отлично Московский университет, и имея перед собой перед собой во много раз лучше обеспеченную материально гражданскую службу. Поводом к такому ошибочному мнению послужили мои споры с некоторыми товарищами относительно подготовки нашего офицерского состава".
   Или другой пример: офицер получил много отметок против "не желателен в полку"; он дает объяснение, что поводом к этому по-видимому послужил его перевод в полк без запроса согласия на то офицеров полка и т.п.
  

Заключение командира полка.

   На следующий день офицеры являются в собрание в четвертый раз и представляют там свои аттестационные листы лично командиру полка. Командир полка делает на каждом аттестационном листе заключение, высказывая свое мнение, соглашаясь, дополняя или объясняя неправильность взгляда большинства офицеров. На листах отсутствующих офицеров в графе объяснения аттестуемого он делает пометку об отсутствии офицера.
   Например, на аттестации поручика Иванова командир полка дает следующее заключение: "Исполнителен не всегда. Подготовка к командованию эскадроном еще недостаточная. Хорошо воспитан и тактичен, умеет со всеми поддерживать лучшие отношения, благодаря чему аттестация несколько пристрастная".
  

Полковой аттестационный пакет

  
   Командир полка, дав заключение на всех аттестационных листах, вкладывает их в полковой аттестационный пакет. Пакет этот, запечатав своей личной печатью, передает на хранение в денежный ящик.
   Полковой аттестационный пакет имеет в себе:
   1) Все аттестационные листы офицеров полка с самого начала службы каждого.
   2)Ежегодные к 26 ноября выписки из журнала взысканий на всех и самого начала службы.
   3) Такие же выписки из журнала благодарностей.
   В полках необходимо вести подобные журналы, в них вписываются все благодарности, объявляемые в приказах. На военной службе благодарность средство более действенное и менее опасное, чем наказание.
   Листы и выписки по мере ежегодного поступления подшиваются наподобие тетради на каждого офицера отдельно.
  

Обязанности офицера по аттестационному делу.

   1)Неисполнение этих обязанностей или небрежное отношение к ним считается нечестным.
   2)С момента получения от командира полка тетради с аттестационными бланками офицер не имеет права ни с кем советоваться, руководствуясь при заполнении аттестационных бланков исключительно своими личными взглядами.
   3)Офицер не имеет права никому показывать или оглашать заполненные аттестационные бланки.
   4) Офицер не имеет права никому показывать, кроме командира полка и высших прямых начальников своей аттестационный лист и оглашать его.
   5)Офицеры аттестационных комиссий не имеют права никому показывать или оглашать вверенные им аттестационные бланки.
   6)Командир полка не имеет права показывать или оглашать, кроме своих прямых начальников аттестационные листы офицеров.
  

Выводы

   Аттестация должна давать верную характеристику аттестуемому офицеру. Достигается это тем, что:
   1)Аттестацию дают все офицеры полка.
   2)Аттестуемому предоставляется право дать на все свое объяснение.
   3)Командир полка дает свою аттестацию, имея в руках высказанные уже мнения офицеров, долженствующих знать аттестуемого ближе.
   4)Аттестация беспристрастна так как ставящие отметки не видят непосредственного результата: движение по службе зависит не от одного листа, а от целой серии их, составляемых ежегодно в продолжении нескольких, иногда многих лет. Аттестация не будет поэтому следствием только временным, иногда очень ошибочного и пристрастного мнения товарищей: на один, на два года можно поднять мнение искусственно. То же делать на протяжении 10-ти или 25-ти лет немыслимо.
   5)Аттестацию дополняют прилагаемые к ней ежегодные выписки из журналов благодарностей и взысканий.
   6)Аттестационные листы и выписки по мере поступления подшиваются и для каждого офицера это дает начальникам возможность в любой момент ознакомиться со всей службой офицера".
   *
   Чем не пример достойной аттестации офицеров? Но вот что характерно: эта система аттестации в войсках не прижилась. Видимо, причины были разные, но главная все же была одна - эта система лишала начальство орудия управления отдельными офицерами.
   *
   В противном случае офицерская корпорация становилась мощной силой, в которой должны были царить законы порядочности, честности, долга, справедливости и т.д.
   *
   У меня не без основания созрела мысль о том, что власть постоянно боится сплоченного и монолитного офицерства, способного не только противостоять отдельным зарвавшимся начальникам, но и выдвигать корпоративные требования к военному и гражданскому руководству.
   *
   Прослужив много лет в вооруженных силах, я сожалением могу констатировать, что в офицерском корпусе очень слабо стремление к единению и сплочению. Разрозненный офицерский корпус полка - это благодатная почва для своевольства невежественного начальника.
   *
   Почему бы не сделать хотя бы первый шаг, который бы заставил офицеров быть более внимательнее друг к другу?
   Взять бы для этого опыт аттестации, который изложил Б. Панаев.
   *
   Продолжение следует...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Печатный альманах "Искусство Войны" принимает подписку на 2010-й год.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010