ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
На переподготовку в Москву

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Калининградское инженерное, часть седьмая


Калининградское инженерное, часть седьмая
__________________________________________________________________

А.И. Каменев

На переподготовку в Москву

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   Люлечник и Сократ   29k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть шестая
   Не пей и дело разумей!   38k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть пятая
   Приказано растоптать   16k  Фрагмент Мемуары
   Калининградское инженерное, часть четвертая
   Умей за себя постоять   25k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть третья
   Как преодолеть равнодушие?   26k   "Фрагмент" Мемуары
   Калининградское инженерное, часть вторая
   Калининградское инженерное   30k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Ты, человек порядочный   71k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четырнадцатая
   Командующий войсками Язов и другие   29k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть тринадцатая
   Наука побеждать полковника Кишанина   49k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть двенадцатая
   Единоначалие и хождение в народ   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть одиннадцатая
   Служить бы рад...   12k   "Статья" История
   Моя казахская эпопея, часть десятая
   Где собака зарыта!   10k   "Статья" Публицистика
   Моя казахская эпопея, часть девятая
   Помни войну!   22k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть восьмая
   Принцип полной осведомленности   29k   "Глава" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть седьмая
   Учить воевать, а не подметать   21k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть шестая
   Училище - не полк...   28k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть пятая.
   Бои местного значения   39k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четвертая
   Военная педагогия   41k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть третья
   В кадрах-то согрешили   76k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть вторая.
   Моя казахская эпопея   35k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Капитан сверхсрочной службы   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Наука требует жертв
   Время решать   43k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть седьмая.
   Без руля и без ветрил?   34k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть шестая
   Легко в учении - тяжело в бою   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть пятая.
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
          О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
          Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
          Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
          О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
          Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
          Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
          Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
          Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
          Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
             О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
             А Ларчик просто открывался.
    Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
             Голь на выдумки хитра
    Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
             Мой гарнизон - моя крепость?
    В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
             Риск - благородное дело
    В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
             Практические заметки из служебного опыта
    Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
             О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
    ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
             Начало пути вечного узника
  
  
   По заведенному в советские времена порядку, преподаватели через каждый 4-5 лет проходили переподготовку при военно-политической академии. Мой стаж непрерывной работы к тому времени достиг 6-ти лет.
   Как раз в это время пришло предписание направить на курсы повышения квалификации одного преподавателя кафедры.
   Этим человеком оказался я.
   *
   В сентябре 1985 года я, вместе с семьей, отбыл для шестимесячной учебы в Москву.
   Расставаться на такой срок не хотелось, а потому в Москве пришлось найти в районе Выхино (бывшей Ждановской) съемную квартиру за умеренную плату.
   Андрей пошел в первый класс. Школа находилась под окнами нашего временного жилища.
   Жена тоже нашла временную работу.
   Мне же предстояло учиться на курсах.
   *
   Курсы переподготовки преподавательского состава при военно-политической академии были предназначены для начинающих педагогов.
   Лекции читали все те же преподаватели, которых я знал по учебе в академии и адъюнктуре.
   Никакого углубления знаний не было.
   Среди этой многочисленной публики я был, пожалуй, один в должности начальника кафедры.
   *
   Разобравшись в обстановке и поняв, что плановые занятия мне мало что могут дать, я принял решение обратиться к командованию курсов с просьбой заниматься по личному плану.
   Начальство не возражало.
   А на моей родной кафедре выступили со встречным предложением - возложить на меня часть кафедральной нагрузки.
   Если это было бы обставлено, как стажировка в должности преподавателя академии с перспективой приглашения на кафедру, то такой подход можно было бы понять и одобрить. Но здесь было другое: воспользоваться ситуацией и переложить часть своей нагрузки на плечи другого человека.
   И меня решили, как говорится сейчас, "припахать"...
   Досталась и мне часть учебной нагрузки "стариков".
   Но это было все же лучше, чем слушать давно услышанное.
   Мало кто из преподавателей пытался внести новизну в свои занятия. Яркая, самобытная лекция, оригинальное занятие были редкостью того времени в академии.
   *
   Но большая часть моей деятельности в тот период была посвящена науке. Я настолько истосковался по информации, что готов был все время проводить в библиотеке, благо такая возможность у меня была.
   *
   Если удалось бы посмотреть на меня в то время со стороны, то можно было бы увидеть постоянно куда-то спешащего офицера, с набитым книгами тяжелым портфелем.
  

Наши застарелые ошибки

  
   Оглядываясь в прошлое, вновь и вновь удивляюсь тому, как мы все же глухи к историческому опыту.
   Ведь проблема переподготовки военных кадров возникала не раз в истории нашего Отечества и решалась она далеко не лучшим образом.
   Для наглядности остановлюсь на трех характерных примерах.
   *
   Пример первый.
   С началом 1-ой мировой войны немцы впервые применили химическое оружие - отравляющие газы. Русская Армия и государства Антанты стали нести большие потери на фронтах.
   Не долго думая, иностранные военные специалисты стали готовить специалистов по противодействию химическим атакам немцев и тем значительно сократили потери войск.
   В Русской Армии долго и бесплодно дискутировали на эту тему, но все же, благодаря инициативе частных лиц и общественных организаций были созданы специальные химические курсы.
   Как свидетельствуют очевидцы, дело обучения, в большинстве случаев, велось в них солидными профессорами, но людьми совершенно чуждыми военному делу.
   Эти курсы в результате готовили людей, отлично знающих химию, физику, метеорологию и ряд других наук, но мало приспособленных для обучения армии военно-химическому делу. Кроме того, на этих курсах, в особенности в виду краткосрочности некоторых из них, совершенно отсутствовали военные науки и химическое дело проходилось само по себе, без всякой связи с боевыми действиями.
   Совершенно очевидно, что такое положение вещей не давало армии нужных ей руководителей по военно-химическому делу и настоятельно требовалось внести соответствующую корректуру в деле подготовки военных специалистов по химическому делу.
   В результате русские войска продолжали нести существенные потери от газовых атак немцев. И только тогда, когда сами смекнули, как надо беречься от смертоносного оружия, потери значительно сократились.
   *
   Пример второй.
   Еще до начала 1-ой мировой войны передовые государства обратили внимание на роль авиации в войне. Правительства Франция, Англия и США, с одной стороны, и Германия, с другой, делали огромные усилия для развития авиационной промышленности, подготовки летного и технического состава.
   Царское правительство в этой области значительно отстало. Авиационной промышленности в дореволюционной России фактически не было.
   Летные кадры были чрезвычайно малочисленны, хотя среди летчиков были такие таланты, как Нестеров, Демченко, Васильев, Уточкин; инженерно-технические кадры насчитывались буквально единицами.
   Лишь, благодаря инициативе Н.Е.Жуковского в 1909 г. был организован "Воздухоплавательный кружок", а в годы войны были организованы "теоретические курсы" для подготовки летчиков.
   Этим отставанием в подготовке новых военных кадров можно объяснить тот факт, что в воздухе во время 1-ой мировой войны всецело господствовала немецкая авиация, которая выполнила множество различных военных задач, давая преимущество немецкому командованию в разведке, нанесению неожиданных ударов по тылам противника и т.д.
   *
   Пример третий.
   Октябрьская революция 1917 года произвела переворот в общественном устройстве России.
   Новый строй требовал изменения мировоззрения, политических установок и нравственных ценностей людей.
   В военно-учебных заведениях того времени оставалось немало преподавателей, которые были приверженцами совершенно иных взглядов и убеждений.
   Потому на общественные (точнее - политические) науки была возложена задача попытаться перевоспитать в марксистском духу старую военную профессуру. Делалось это довольно оригинально, о чем можно судить из воспоминаний М.П. Павловича: "Начались лекции. Роль марксистской пушки, по выражению т. Подвойского, была возложена на меня. ...На первую и последнюю мои лекции пришел весь профессорский состав, и после первой же лекции начались беспрерывные дискуссии между нами и военными специалистами".
   Этой "марксистской пушкой" поубивали много светлых и умных голов
   Впрочем, били не только словом...
   ***
   Приведенные мною примеры говорят о том, что в деле переподготовки кадров у нас есть ряд серьезных недоработок:
  
  -- Во-первых, нередко мы отстаем от требований дня и плетемся в хвосте тех, кто успевает вовремя заметить новые тенденции и изменить подготовку кадров в соответствии с ними.
  -- Во-вторых, система нашей переподготовки носит "книжный", теоретический характер, в то время, как требуется разумный практицизм.
  -- В-третьих, в систему переподготовки включаются все кадры, в то время, как надо для этого отбирать лишь перспективных людей, а саму возможность переподготовки возвести в ранг заслуженного шанса получить продвижение по службе.
  
   ***
   Безусловно, это не все, что касается переподготовки военных кадров, а посему для размышления приведу некоторые извлечения из практики подготовки рейнджеров в США (материал взят из ЗВО, N2-2001)
  

Переподготовка кадров на курсах рейнджеров в США

  
  -- На курсы принимают офицеров и сержантов всех родов сухопутных войск. Окончившим их легче продвинуться в звании и должности.
  -- Обучение рейнджера включает две фазы: предварительную подготовку и собственно обучение в учебном центре.
  -- Занятия в таких командах продолжаются три - четыре недели. Будущий курсант должен повысить уровень своей физической готовности и выполнить нормативы, которые позволят ему выдержать повышенные физические нагрузки на курсах.
  -- Каждый желающий попасть на курсы должен по собственной инициативе (курсив мой - А.К.) подать рапорт и пройти необходимую подготовку.
  -- Сначала добровольцы высылают в приемную комиссию выписку из квалификационной книжки с зачетами по физической подготовке, ориентированию на местности, корректировке огня артиллерии и авиации, работе на радиостанции, подрывному делу, умению оказать первую помощь на поле боя и т. д. Офицеры и сержанты не из общевойсковых подразделений сдают зачеты по умению командовать пехотным отделением в бою и в разведке.
  -- Если они принимаются на курсы, то временно лишаются своих воинских званий, получая звание <курсант>.
  -- Весь курс - это непрерывный цикл: получение боевой задачи, планирование, подготовка, выполнение, отчет о выполнении задачи, разбор выполнения с целью освоить операции малых подразделений рейнджеров.
  -- Перед началом обучения курсанты получают по 1 000 баллов, и эту сумму они должны увеличить. Действия каждого из них постоянно учитываются инструкторами, которые все время следуют с группой, и курсантам необходимо постоянно зарабатывать у инструкторов зачетные баллы, грамотно действуя во всех возникающих эпизодах и по вводным ситуациям. Они должны правильно выполнять любые обязанности в группе, что довольно сложно при постоянном недосыпании и недоедании. Каждому курсанту в ходе всех операций необходимо набрать в сумме не менее 50 проц. баллов из 100 возможных.
  -- Некоторые курсанты прекращают подготовку, когда понимают, что в оставшееся время не смогут набрать нужную сумму баллов и окончить курс, даже если физически выдержат все испытания до конца. При этом они лишаются права поступать на курсы второй раз в течение их срока службы. Те, кто были вынуждены прервать обучение из-за травмы, получают право окончить курс, пройдя его повторно.
  -- Создание на курсах рейнджеров в процессе обучения обстановки, максимально приближенной к боевой, является важнейшим фактором, позволяющим превратить необстрелянного курсанта в профессионала, сравнимого по своим навыкам с ветераном боевых действий.
   *
  
   Продолжение следует...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023